Реализация нравственно-эстетического воспитания и обучения школьников в условиях иноязычного образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

V международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2016)

Дата публикации: 08.10.2016

Статья просмотрена: 354 раза

Библиографическое описание:

Бобунова, А. С. Реализация нравственно-эстетического воспитания и обучения школьников в условиях иноязычного образования / А. С. Бобунова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 57-61. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11119/ (дата обращения: 24.04.2024).



В статье рассмотрена тема взаимосвязи нравственно-эстетического воспитания и обучения с иноязычным образованием. Автор раскрывает сущность понятия «нравственно-эстетическое образование и воспитание в условиях иноязычного образования школьников», опираясь на мнения ученых и педагогов по историко-философским и психолого-педагогическим аспектам данного понятия.

Ключевые слова:нравственно-эстетическое воспитание и обучение; билингвальное и поликультурное образование; нравственно-эстетическая культура; языковое образование; вторая языковая личность

Ничто так не представляет культуру страны, как ее язык, отражающий культуру, ценности и самобытность говорящего на нём народа. На уроке иностранного языка культура страны его носительницы представлена её языком, слова которого дают представления о народе, его менталитете и отношении к окружающему миру. Целью билингвального и поликультурного образования в России является формирование у обучаемых умений и навыков самоутверждения личности в социокультурном пространстве, познания других и восприятия каждого человека в качестве поликультурного субъекта.

Для формирования культурного самоопределения необходимо развить духовно-нравственные качества человека, прийти к перестройке сознания, вооружить человека новыми операционными возможностями. [10, с.3] Перед иноязычным образованием и воспитанием становится задача развития культурного самоопределения личности в контексте диалога культур.

Уроки иностранного языка, при соответственных дидактических условиях, являются мостом к пониманию нравственных основ других культур, осознанию их самобытной красоты. Перед учителем стоит задача утвердить в сознании детей отношения к искусству, культуре и языку как к детищам духовной и культурной ценностей народа.

Стремление к красоте — это исконное свойство внутренней природы человека, находящее своё воспроизведение во всем, что он делает. Вопросам эстетики посвящены работы педагогов-учёных Ю. Б. Борева, И. Ф. Гончарова, Б. Т. Лихачева, Э. В. Аровой и ряда других. Большинство авторов признают наличие взаимосвязи между стремлениями человека к самосовершенствованию и самоутверждению своей личности и его способностями воспринимать, чувствовать, ценить и создавать прекрасное.

Другим социокультурным феноменом, тесно связанным с эстетикой, является нравственность, которую определяют культурно-исторические условия развития общества. «Испокон веков человек стремился делать всё прочным и красивым, связывая целесообразность и красоту, нравственность и эстетику» [1, с.42].

Эстетические и нравственные устои и представления человека составляют его нравственно-эстетическую культуру — первостепенную составляющую духовного облика каждой личности. От ее наличия и уровня формирования зависят интеллигентность человека, созидательная направленность его устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям.

Нравственно-эстетическое воспитание — это социокультурно обусловленный процесс целенаправленного взаимодействиявоспитателей навоспитанников. Усвоенные и принятые гуманистические идеалы, общечеловеческие ценности и нормы морального поведения побудят воспитанников к дальнейшему совершенствованию и развитию окружающего их мира.[12, с.6].

Психологическую основу нравственно-эстетического обучения и воспитания, прежде всего, составляет нравственная деятельность. Нравственная культура порождает нравственную деятельность. Нравственной деятельности посвятили свои научные труды А. С. Канарский, Н. Г. Дебольский, В. А. Сухомлинский, К. А. Абульханова-Славская.

Нравственный аспект общественной деятельности человека заключается в гуманности ее целей.Становление гуманистических целей и ценностей человека проходит через соприкосновение с культурой. Сначала люди черпают знания из неё, затем сами дополняют и обогащают её своим творческим опытом и созиданием. Из культуры люди и берут знания и обогащают ее, перенося в нее и заимствуя из нее творческий опыт.

Исходя из изложенного, следует вывод, что нравственно-эстетическое развитие человека неразрывно связано с творческой, гуманистической, культурной и созидательной направлениями его деятельности.

Языковое образование — залог владения культурой. Развиваясь как субъект иноязычной культуры, ученик развивается и как субъект родной культуры [9, с.26]. На рисунке показана связь между нравственно-эстетическими воспитанием и обучением и иноязычным образованием (Рис.1)

Рис. 1. Нравственно-эстетическое обучение и воспитание в иноязычном образовании

Е. И. Пассов, Е. Н. Соловова, Ю. Н. Караулов, Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров и С. Г. Тер-Минасова считают, что социально-культурный опыт зависит от среды, в которой протекает развитие ребенка. Ребёнок, растя в своей этнокультурный среде, получает эстетическое развитие через любование национальной одеждой и предметами народного искусства и быта, учится от окружающих людей бережному сохранению национальных традиций и обрядов. Приобщение к этнокультурной среде рождает ощущение связи с народом и исторической общности с ним. Находясь в ином, отличном от своего, этнокультурном обществе, не имея соответствующего этнокультурного воспитания, человек чувствует свою разобщенность с ним. Так, например, поступки и поведение людей, приезжающих в страну с иным этносом, не знакомых с принятыми в этом обществе нормами общения и поведения, могут значительно отличаться от них и отрицательно восприниматься окружающими. Поэтому целью иноязычного образования должно являться и приобщение изучающих иностранный язык к новой этнокультурной среде. Во избежание примитивности в мышлении и получении культурного опыта в процессе становления и формирования языковой личности недостаточно просто формального изучения аспектов языка. Необходимо снабдить учащегося всеми инструментами нравственного, культурного и эстетического поведения людей, живущих в стране изучаемого языка. «Помимо значений слов и правил грамматики нужно знать:1) когда сказать/написать, как, кому, при ком, где; 2) как данное значение/понятие, данный предмет мысли живет в реальности мира изучаемого языка». [11, с.18]

Понятие вторая языковая личность, введенное Ю. Н. Кароуловым, даёт отличие не только в языковом опыте, но и культурном. Культурное развитие и становление второй языковой личности ребенка невозможно без стимула, подталкивающего его к изучению языка как культурного феномена. В качестве такого стимула может служить необходимость соответствующего нравственно-эстетического поведения в иных социальном окружении и условиях. Создание подобного окружения и условий в процессе школьного обучения зависит от используемых учителем иностранного языка методов и приемов обучения и воспитания, будь то преподавание академического языка или же творческие уроки, на которых учащимся даётся возможность попробовать себя в роли иностранного туриста, экскурсовода или местного жителя другой страны. Так происходит переход объективно-языковых явлений в явления индивидуальные, психологические, переходящие затем в явления общественного сознания. Таким образом, в итоге, иностранный язык становится достояниями средством общения каждого индивидуума.

Следует отметить, что освоение факторов культуры не обязательно приводит к пониманию и принятию чужого менталитета и культуры. В этой связи, будет разумным создание модели культуры народа изучаемого языка, целью которой будет являться преодоление ментального барьера к иноязычным менталитету и культуре, которые из-за возможной ксенофобии и национализма обучаемого вначале могут им не приниматься. Задача культурной модели не должна сводиться к только пониманию и преодолению неприятия другой культуры, она должна подтолкнуть учащегося к самосовершенствованию, развитию нравственных качеств, приближению к эстетическим идеалам в диалоге новой и родной культур.

Модель языковой личности, разработанная И. И. Халеевой, призвана многими педагогами, но на данном этапе введения ФГОС нового поколения и смене образовательной политики, эта модель, разработанная более пятнадцати лет назад, требует дополнений и обновлений в соответствии с современными, предъявляемыми к участникам образовательного процесса, требованиями. С одной стороны, модель языковой личности должна соответствовать требованиям ФГОС, предъявляемых к иностранному языку в основном общем образовании, а также всем методологическим и дидактическим принципам обучения иностранным языкам, а с другой стороны, использовать возможности современных педагогических и информационных технологий.

В достижении предметных и межпредметных результатов, предъявляемых ФГОС к иностранному языку в общей и основной школе, наиболее эффективно проявила себя межпредметная интеграция (Х. Н. Груздева, П. Н. Шимбирёва, И. Т. Огородникова, М. А. Данилова, Б. П. Есипова). В процессе нравственно-эстетического воспитания и обучения школьников немаловажную роль играет и интеграция иностранного языка с изобразительным искусством, музыкой и с литературой.

Перед построением новой культурной модели обратимся к уровням организации второй языковой личности, выделенных Ю. Н. Карауловым:вербально-семантический, лингвокогнитивный (тезаурусный), мотивационный (прагматический). В рамках школьного обучения преподаватель должен приблизить учащегося к порогу третьего уровня языковой личности, перейти от уровня решения коммуникативных задач к построению слаженной картины мира, объединяющей знание языка и использование экстралингвистической лексики, уместной в коммуникативной ситуации. Нами была разработана модель нравственно-эстетического образования и воспитания школьников в условиях иноязычного образования, основанная на уровнях развития второй языковой личности, определённых Ю. Н. Карауловым. [8] (Табл. 1)

Таблица 1

Модель нравственно-эстетического образования ивоспитания школьников вусловиях иноязычного образования

1 Этап

Этап

Вербально-семантический

Цель (ФГОС)

Развитие сведений о системе языка и умении пользоваться ими для достижения орфографической, пунктуационной и речевой грамотности, формирование лингвистической компетенции

Задачи

Знание основных различий систем иностранного и русского/родного языков и культурных различий. Ознакомление с культурой и представителями науки, культуры и искусства другой страны

Межпредметные связи

Литература, изобразительное искусство, музыка, история

Учебные действия

Презентация, имитация, подстановка, трансформация. Доклад на русском языке об иноязычной культуре в формате выступления, презентации

Средства ИКТ

Компьютер, проектор, аудио-видео средства электронная почта, электронные словари и энциклопедии, вики-технологии, подкасты

2 Этап

Этап

Лингвокогнитивный (тезаурусный)

Цель

Заполнение лексическими единицами грамматических конструкций в соответствии со смысловым замыслом высказывания; формирование социологической и социально-культурной компетенции

Задачи

Изучение смыслов и духовных ценностей для человека, определяемых национально-культурными традициями и господствующей в обществе идеологией.

Межпредметные связи

Литература, изобразительное искусство, история, музыка, предметы естественнонаучного цикла

Учебные действия

Работа с текстом (чтение (вопросы и ответы), пересказ и обсуждение и др.),

Презентации докладов на иностранном языке в формате Power Point с элементами сравнения культур иноязычного/русского народов

Средства ИКТ

Компьютер, проектор, аудио-видео средства, электронная почта, электронные словари и энциклопедии, вики-технологии, подкасты, современные Интернет-технологии: чаты и ICQ; теле-и видеоконференции

3 этап

Этап

Мотивационный (прагматический).

Цель

Развитие речевых умений (творческое использование навыков) формирование стратегической, дискурсивной и социальной компетенций

Задачи

Творческое объединение навыков по межкультурной компетенции в ситуациях межкультурной коммуникации, порождение коммуникативных потребностей, связанных с духовным развитием личности

Учебные действия

Творческие упражнения, применение ролевых игр

Средства ИКТ

Компьютер, проектор, аудио-видео средства, электронная почта, электронные словари и энциклопедии, вики-технологии, подкасты, современные Интернет-технологии: чаты и ICQ; теле- и видеоконференции;

В познании чужой культуры учащийся должен достигнуть уровня личностного смысла, который заключается не только во владении понятиями и представлениями о чужой культуре, но и эмоционально-ценностном отношении к факту чужой культуры, выраженном в личностном суждении. [4, с.12].

Без эстетических представлений о мире и людях, культуре как своей, так и изучаемой, невозможны и межкультурные диалоги.

Являясь аппроксимацией иноязычной культуры, языковая модель выражает те же структуры и выполняет ее основные функции.

Тем самым, языковое образование имеет междисциплинарный и интегративный характер. Владение навыками правильной речи, средствами выразительности и знание культуры не делают межкультурное общение целесообразным, если за основу коммуникации не положены знания об окружающем мире.

Выводы

В соответствии с вышесказанным, для формирования культурного самоопределения и развития нравственно-эстетических качеств в процессе иноязычного образования и воспитания необходимы:

  1. Развитие в учащихся стремления к красоте.
  2. Постановки творческих, гуманистических, культурных и созидательных целей и стимулов деятельности и реализация их на практике.
  3. Привитие учащимся нравственных ценностей и идеалов свободы, благосостояния, безопасности, личностного и общественного развития.
  4. Приобщение к этнокультурной среде, овладение средствами культурного мышления.
  5. Создание условий нравственно-эстетического поведения и окружения в процессе школьного обучения.
  6. Знакомство с моральными нормами и эстетическими идеалами общества изучаемого языка.
  7. Создание модели культуры народа изучаемого языка, соответствующей новым требованиям, предъявляемым к иноязычному образованию.

Литература:

  1. Абульханова-Славская К. А. Гуманистические проблемы психологической теории / К. А. Абульханова-Славская,А. В. Брушлинский. — Москва: Наука, 1995. — 214 с.
  2. Арова Э. В. Нравственно-эстетическое воспитание личности. Материал в помощь лектору / Правл. о-ва «Знание» БССР. Науч.-метод. совет по пропаганде ком. нравственности и этики. — Минск: Б. и., 1976. — 20 с.
  3. Борев Ю. Б. Эстетика: Учебник / Ю. Б. Борев. — Москва: Высшая школа, 2002. — 511с.
  4. Верещагин Е. М. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. 4-е изд., перераб. и доп. / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. — Москва: Русский язык, 1990. — 246 с.
  5. Выготский Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский — Москва: Эксмо, 2006. — 1136 с.
  6. Дебольский Н. Г. Философские основы нравственноговоспитания / Н. Г. Дебольский. — Санкт-Петербург: тип. В. С. Балашева, 1880. — 115 с.
  7. Канарский А. С. Диалектика эстетического процесса / А. С. Канарский. — Киев: Мироновская типография, 2008. — 378 с.
  8. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. — Москва:ЛКИ, УРСС Эдиториал, 2010. — 264 с.
  9. Пассов Е. И. Теория методики: принципы иноязычного образования / Е. И. Пассов. — Липецк, 2013. — 603 с.
  10. Рыбин В. А. Проблема нравственно-гуманистического воспитания в философско-педагогических учениях: XVII-XIX вв.: автореферат диссертации... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / МПГУ. — Москва, 2006–36 c.
  11. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация: Учеб. Пособие / С. Г. Тер-Минасова. — Москва: Слово, 2000. — 260 с.
  12. Фархшатова, И. А. Нравственно-эстетическое воспитание подростков в учреждении дополнительного образования: дис....канд. пед. наук: 13.00.01/ Оренбург, 2003–163 с.
  13. Brown H. Douglas. Principles of Language Learning and Teaching. Fifth Edition // San Francisco State University: Pearson, 2007. — 424 p.
Основные термины (генерируются автоматически): иноязычное образование, иностранный язык, языковая личность, ICQ, культура, изобразительное искусство, иноязычная культура, нравственная деятельность, нравственно-эстетическое воспитание, нравственно-эстетическое образование.

Ключевые слова

языковое образование, , нравственно-эстетическое воспитание и обучение, билингвальное и поликультурное образование, нравственно-эстетическая культура, вторая языковая личность

Похожие статьи

Организация эстетического воспитания на уроках английского...

иноязычное образование, языковая личность, иностранный язык, культура, ICQ, иноязычная культура, изобразительное искусство, нравственная деятельность, нравственно-эстетическое воспитание...

Нравственно-эстетическое воспитание российских...

Нравственно-эстетическое воспитание российских и иностранных студентов посредством изучения культуры англоязычных стран в процессе

Вопросы нравственно-эстетического воспитания наиболее актуальны в студенческих группах смешанного национального состава.

Специфика иноязычной образовательной среды в ракурсе...

иноязычное образование, языковая личность, иностранный язык, культура, ICQ, иноязычная культура, изобразительное искусство, нравственная деятельность, нравственно-эстетическое воспитание...

Духовно-нравственное воспитание студентов на уроках...

иностранный язык, нравственное воспитание курсантов, нравственное воспитание, ролевая игра, дилемма

студент, английский язык, нравственно-эстетическое воспитание, учебно-исследовательская деятельность

Формирование духовно-нравственных качеств личности...

Теоретические предпосылки формирования вторичной языковой...

иноязычное образование, языковая личность, иностранный язык, культура, ICQ, иноязычная культура, изобразительное искусство, нравственная деятельность, нравственно-эстетическое воспитание...

Влияние иноязычной культуры в образовательном процессе

Ключевые слова:образование, иноязычная культура.

Иноязычная культура как ведущий компонент в изучении иностранного языка содержит следующие составляющие

Преподавание иностранного языка в рамках культурологического...

иноязычная коммуникативная компетенция, Финансовый университет, иностранный язык, студент, иноязычное образование, ценность, иноязычная культура, культурологический подход, формирование...

Иностранный язык как предмет приобщения студентов...

Предмет «иностранный язык» является наиболее гуманным предметом (в смысле направленности на личность студента).

Подобные формы общения и совместной творческой коммуникативной деятельности способствовали нравственно-эстетическому воспитанию...

Формирование духовно-нравственных качеств личности...

Духовно-нравственное воспитание — одно из важнейших направлений современного российского образования в условиях внедрения ФГОС.

 формирование нравственных позиций обучающегося, его эстетических интересов

Похожие статьи

Организация эстетического воспитания на уроках английского...

иноязычное образование, языковая личность, иностранный язык, культура, ICQ, иноязычная культура, изобразительное искусство, нравственная деятельность, нравственно-эстетическое воспитание...

Нравственно-эстетическое воспитание российских...

Нравственно-эстетическое воспитание российских и иностранных студентов посредством изучения культуры англоязычных стран в процессе

Вопросы нравственно-эстетического воспитания наиболее актуальны в студенческих группах смешанного национального состава.

Специфика иноязычной образовательной среды в ракурсе...

иноязычное образование, языковая личность, иностранный язык, культура, ICQ, иноязычная культура, изобразительное искусство, нравственная деятельность, нравственно-эстетическое воспитание...

Духовно-нравственное воспитание студентов на уроках...

иностранный язык, нравственное воспитание курсантов, нравственное воспитание, ролевая игра, дилемма

студент, английский язык, нравственно-эстетическое воспитание, учебно-исследовательская деятельность

Формирование духовно-нравственных качеств личности...

Теоретические предпосылки формирования вторичной языковой...

иноязычное образование, языковая личность, иностранный язык, культура, ICQ, иноязычная культура, изобразительное искусство, нравственная деятельность, нравственно-эстетическое воспитание...

Влияние иноязычной культуры в образовательном процессе

Ключевые слова:образование, иноязычная культура.

Иноязычная культура как ведущий компонент в изучении иностранного языка содержит следующие составляющие

Преподавание иностранного языка в рамках культурологического...

иноязычная коммуникативная компетенция, Финансовый университет, иностранный язык, студент, иноязычное образование, ценность, иноязычная культура, культурологический подход, формирование...

Иностранный язык как предмет приобщения студентов...

Предмет «иностранный язык» является наиболее гуманным предметом (в смысле направленности на личность студента).

Подобные формы общения и совместной творческой коммуникативной деятельности способствовали нравственно-эстетическому воспитанию...

Формирование духовно-нравственных качеств личности...

Духовно-нравственное воспитание — одно из важнейших направлений современного российского образования в условиях внедрения ФГОС.

 формирование нравственных позиций обучающегося, его эстетических интересов