Авторы: Фортова Любовь Константиновна, Фабриков Максим Сергеевич

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

II международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, февраль 2017)

Дата публикации: 01.02.2017

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Фортова Л. К., Фабриков М. С. Современная концепция нравственно-правового воспитания студентов [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 99-102.



В статье представлены актуальные вопросы современного нравственно-правового воспитания студентов вуза; проведён методологический анализ деструктивных тенденций в молодежной среде, выявлена взаимозависимость нравственного и правового воспитания.

Ключевые слова: нравственно-правовое воспитание, нравственно-правовая культура, нравственное и правовое сознание, принципы нравственно-правового воспитания

Конструктивные изменения современного российского общества сопровождаются рядом деструктивных тенденций, к числу которых можно отнести правовой нигилизм, правовой инфантилизм, делинквентное поведение молодёжи, вандализм, нравственную деградацию личности. Уровень состояния преступности в молодёжной среде — индикатор нравственно-правового состояния социума. Криминализация молодежной среды — одна из актуальных проблем современного российского государства.

Сегодня особенно остро стоит вопрос нравственно-правового воспитания молодежи. На наш взгляд, это обусловлено тем, что у молодёжи: а) отсутствует правовая нравственная готовность социализироваться в новых условиях; б) не хватает достаточного количества витальных компетенций, позволяющих достойно выйти из конфликтных ситуаций; в.) не хватает моральных принципов и социальной зрелости, которые бы инициировали личность на просоциальную жизненную стратегию.

Отечественные и зарубежные исследователи немало внимания уделяли проблеме воспитания. Работы В. Ю. Верещагина, И. Д. Калайкова, Т. Ф. Каптерева, Т. И. Царегородцева и др. посвящены философско-методологическому аспекту воспитания, как социальной адаптации групп населения. А. Н. Леонтьев, В. А. Петровский, А. В. Петровский, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн и др. исследовали социально-педагогический аспекты воспитания. Работы Н. Н. Березовина, И. В. Сочинского, В. И. Брудного, Н. Н. Вербицкого, В. В. Давыдова, Н. Р. Талызиной и др. акцентировали внимание на социально-педагогическом аспекте работы с учащимися.

Несомненно, труды исследователей имеют важное теоретическое и практическое значение, но в тоже время в них не раскрыты педагогические аспекты нравственно-правового воспитания личности. Нравственно-правовое воспитание личности учёные рассматривают как управляемый целенаправленный процесс развития нравственно-правовых убеждений, аттитюдов, нравственного правообеспеченного поведения индивидов конкретного социума.

Одной из основополагающих задач ведущих задач нравственно-правового воспитания студентов является формирование волевых качеств, способных удержать их на конструктивных позициях, а именно: целеустремленности, то есть умения выбирать социально полезные цели и достигать их; автономности — способности мотивировать свои поступки и принимать решения, амбивалентному деструктивному влиянию и воздействию ситуаций исходя из эндогенных убеждений, поступать в соответствии с общегосударственными интересами, фиксированными в системе социальных норм.

Взаимодействие нравственного и правового воспитания можно раскрыть в несколько подходах, взаимно дополняющих друг друга. Первый подход констатирует первичность нравственного воспитания по отношению к правовому. Такая последовательность констатирует принципиальную закономерность: чем выше уровень нравственного осознания формирующейся личностью различных общественных отношений, тем выше и уровень мотивации необходимости реализации как нравственной ответственности, так и юридических прав и обязанностей. Второй подход рассматривает и нравственно-правовое воспитание, ориентированное на поддержание адекватных интересов общества взаимоотношений субъектов, а также допустимых возможностей самодетерминации обучающихся в социально значимых видах деятельности (В. Н. Обухов, Э. А. Саркисова, А. Ф. Чередниченко и др.).

Третий подход детерминирован этической составляющей к исходному понятию права. Он предполагает как исследование мотивов правомерного поведения личности, так и актуализации основополагающих путей и наиболее успешной системы практико-ориентированных действий в нравственно-правовых отношениях. Дифференциация, присущая им, привлекает внимание к необходимости осознания личностью как нравственных, так и правовых требований, соответствующих способов поведения и поступков в нравственно-правовой сфере.

Как общее, так и различное нравственного и правового воспитания констатируют целостный нравственно-правовой подход к воспитанию личности. Так, например, Г. А. Кузнецов постулирует, что данный процесс — это «целенаправленное усвоение обучающимися этических правовых знаний, интериоризация их в личные убеждения и формирование на их основе ответственного отношения к субъективным поступкам и поведению, развитию объективной потребности следовать принципу нравственности и права». Следовательно, задачей нравственно-правового воспитания является достижение такого уровня правосознания, когда каждый соблюдал бы правовые нормы исключительно в силу эндогенной потребности, аутентичных нравственных убеждений, а не под страхом принуждения.

Квинтэссенцией взаимообусловленности и взаимозависимости нравственного и правового воспитания является необходимость осознания личностью ценностно-правовой направленности социума, дифференциация на этой базе нравственного содержания и основополагающей природы правовых норм и правоприменительной деятельности, симбиоза нравственного и правового сознания, рассматриваемого изолированного.

Воспитательная работа — значимый компонент процесса воспитания, его основополагающая составляющая. Успех педагогической деятельности вуза детерминирован компетентностью педагогов и адекватностью актуальной педагогической ситуации.

Организаторской деятельности принадлежит ключевое место в воспитательной работе педагога. Педагог реализует весь комплекс организаторских функций: целеполагание, планирование, координацию, анализ эффективности и др.

При определении цели, задач, необходимо не забывать о принципах нравственно-правового воспитания студентов. Система принципов отражает основы теории нравственно-правового воспитания и, следовательно, систематизированный конгломерат взглядов, дающих возможность применять эффективные практические меры по формированию социальных форм поведения в любых ситуациях жизни студентов.

Принцип гуманистической ориентации воспитания предполагает относиться к студенту как к высшей ценности в системе человеческих отношений, основополагающей нормой которых выступает гуманность. Согласно данному принципу, каждый человек достоин уважительного отношения обеспечения свободы совести и мировоззрения, выделения в качестве доминантной задачи заботы о физическом, социальном и психическом здоровье будущего профессионала.

Принцип социальной адекватности воспитания предполагает соответствие содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой реализуется воспитательный процесс. Задачи воспитания учитывают реальные социально-экономические условия и предполагают развитие у обучающихся прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач.

Принцип индивидуализации воспитания направлен на поиск индивидуальной траектории социального развития каждого обучающегося, акцентирование специальных задач, соответствующих его личностным особенностям, погружение студента в различные виды социально-правовой деятельности, учитывая его особенности, раскрытие внутреннего потенциала как в учебной, так и во внеучебной работе, предоставление возможностей для самодетерминации и самоактуализации.

Принцип воспитывающей среды направлен на создание в вузе отношений, формирующих социальность будущего специалиста. Наиболее значимо единство коллектива вуза — кураторов, педагогов и студентов, — его сплочение. В каждой группе, на каждом факультете необходимо достигать организационное и психологическое единство (интеллектуальное, волевое и эмоциональное). Конструирование воспитывающей среды предполагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, эмпатию, фасилитацию, способность вместе преодолевать трудности.

Мы выделили рад факторов, оказывающих влияние на нравственно-правовое воспитание личности: индивидуально-психические факторы: личностные качества, мотивационная сфера, уровень сформированности социально адекватного активного общения, социальная зрелость; индивидуально-соматические факторы: соматические заболевания, уровень физического развития и зрелости; социальные учебные факторы: социально-психологический климат в коллективе, социальный статус и реноме в группе; влияние микро- и макросреды.

Наше исследование показало, что эффективность нравственно-правового воспитания студентов детерминировано тремя основными критериями: 1) интериоризацией нравственного и правового опыта (познавательный); 2) стремлением к активному осознанному участию в социальных отношениях и противодействию деструктивным проявлениям окружающей среды (мотивационный); 3) поиском путей реализации своих возможностей (практический).

Эффективность нравственно-правового воспитания студентов детерминирована реализацией комплекса социально-педагогических условий как фактора, стимулирующего решение проблемы: формированием правовых норм как регулятора нравственно-правового поведения; стимулированием самокоррекции воспитания нравственности и поведения; педагогической подготовкой кураторов студенческих групп к работе по нравственно-правовому воспитанию.

Процесс нравственно-правового воспитания не может быть лимитирован только усвоением определенной суммы знаний о праве и нравственности, но непременно должен обеспечивать постижение индивидом многообразных способов и приемов решения практических задач с нравственно-правовым содержанием. Его квинтэссенция состоит в том, что знания и практические умения — это взаимопроникающие стороны одного и того же процесса, способствующего активизации гражданской позиции студента. Такое заключение инициирует нравственно-правовая по своему характеру и общественно значимая по результатам деятельность. Специфика ее состоит в активном и адекватном взаимодействии студента и доступной социально-педагогической среды, когда обучающийся экстраполируется как субъект, воздействующий на совершенствование нравственно-правовых отношений. Глубоко рассматривая нравственно-правовое воспитание, можно выделить три уровня воспитательного воздействия на личность.

Первый направлен на воспитательное, превентивное, педагогическое воздействие системы нравственно-правового воспитания во всем многообразии ее форм; сюда относятся содействие в социальной адаптации, помощь в овладении трудовыми навыками, повышении профессионального мастерства и нивелирования обстоятельств, оказывающих негативное влияние. На втором уровне проводится целенаправленная работа по воспитанию, проводимая в ходе образовательного процесса в вузе. Она состоит в назначении кураторов по воспитательной работе. На третьем уровне эффект достигается от повседневной деятельности и общения. Они спонтанны, однако поддаются косвенной регуляции (межличностные, межгрупповые контакты в коллективе, на отдыхе, в микросреде). Это даёт возможность минимизировать элемент стихийности. Итогом нравственно-правового воспитания является уровень сформированности нравственно-правовой культуры студента.

Таким образом, нравственно-правовое воспитание студентов в его многоаспектной теоретико-методологической палитре, это актуальная педагогическая проблема, требующая активизации творческого потенциала педагогической общественности для её эффективного решения. Нравственно-правовое воспитание — значимый фактор и необходимое условие формирования нравственно-правовой культуры будущего педагога.

Литература:

  1. Болдырев Н. И. Нравственное воспитание: вопросы теории. М., 1978. 271 с.
  2. Бондаревская Е. В. Формирование нравственного сознания старших школьников: дис..д-ра пед. наук. Ростов н/Д, 1979. 423 с.
  3. Кузнецов Г. А. Взаимодействие правового и нравственного воспитания в формировании личности старшего подростка: автореф. дис.... канд. пед. наук. М., 1979. 19 с.
Основные термины (генерируются автоматически): нравственно-правового воспитания, нравственно-правового воспитания студентов, нравственного воспитания, нравственно-правовое воспитание, первичность нравственного воспитания, нравственно-правового воспитания личности, воспитания студентов вуза, концепция нравственно-правового воспитания, принципы нравственно-правового воспитания, нравственно-правового воспитания молодежи, задач нравственно-правового воспитания, принципах нравственно-правового воспитания, задачей нравственно-правового воспитания, теории нравственно-правового воспитания, эффективность нравственно-правового воспитания, Эффективность нравственно-правового воспитания, Процесс нравственно-правового воспитания, социально-педагогический аспекты воспитания, системы нравственно-правового воспитания, проблеме воспитания.

Ключевые слова

нравственно-правовое воспитание, нравственно-правовая культура, нравственное и правовое сознание, принципы нравственно-правового воспитания

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос