Нравственно-правовое воспитание как средство профилактики девиантного поведения старшеклассников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (68) июнь-2 2014 г.

Дата публикации: 16.06.2014

Статья просмотрена: 1856 раз

Библиографическое описание:

Макаров А. А. Нравственно-правовое воспитание как средство профилактики девиантного поведения старшеклассников // Молодой ученый. — 2014. — №9. — С. 496-498. — URL https://moluch.ru/archive/68/11689/ (дата обращения: 21.10.2018).

Встатье рассмотрены особенности нравственно-правового воспитания как средства профилактики и преодоления девиантного поведения учащихся старших классов образовательных учреждений. Проанализированы причины проявления отклонений в поведении подростков, предложены способы преодоления девиантного поведения старшеклассников на основе взаимодействия институтов школы и семьи.

Ключевые слова:нравственно-правовое воспитание старшеклассников, правовое просвещение, девиантное поведение, отклоняющееся поведение, профилактика девиантного поведения.

Современный этап развития общества характеризуются радикальными преобразованиями во всех сферах человеческой жизни. Динамизм общественных процессов, связанный с возникновением кризисных ситуаций в сферах деятельности общества, конфликтов и социальных противоречий приводят к проявлению девиантного поведения и социальных отклонений. В сложившейся ситуации наибольшую обеспокоенность вызывает отклоняющееся поведение подростков, в связи с тем, что данная социальная группа является наименее защищенной от проявления и различных последствий кризисных ситуаций. Актуальность данной проблемы обусловлена потребностью в профилактике отклоняющегося поведения учащихся образовательных учреждений, возникающей в связи с отсутствием педагогических условий для формирования нравственно-правовой воспитанности подростков. Это обуславливает интерес и серьезное внимание педагогов к проблеме нравственно-правового воспитания учащихся старших классов образовательных учреждений.

Девиантное поведение подростков характеризуется отклонением от принятых и существующих в обществе нравственных и правовых норм, правил и принципов и включает в себя антисоциальные, антидисциплинарные, суицидальные, делинкветные поступки. По своему происхождению они обусловлены отклонениями в развитии личности подростка. В современной педагогике установилось мнение, что девиантное поведение старшеклассников формируется под влиянием наследственности и природно-социальной среды.

Анализ юридической и специальной психолого-педагогической литературы позволяет выделить следующие причины проявления девиантного поведения у подростков [3, 4]:

-          Явное давление на сознание подростков со стороны взрослых и более авторитетных для них людей.

-          Несоответствие действительного уровня жизни и желаемого.

-          Психологические комплексы, вызванные физиологическими особенностями.

-          Проблемы семейного характера.

-          Влияние на личность подростка окружающего общества и различных референтных групп.

Чаще всего, девиантное поведение является ответной реакцией подростка на трудные жизненные обстоятельства, отражением существующих противоречий между ним и окружающим его социумом, вызванных несоответствием норм поведения подростка с принятыми принципами и правилами поведения в обществе. Как правило, дети с девиантным поведением имеют низкий уровень нравственно-правовой воспитанности, при этом отмечается отсутствие жизненных ценностей и ощущения собственной значимости.

Нравственно-правовое воспитание-это качественно новый уровень воспитания. В связи с этим, как теория, так и методика нравственно-правого воспитания старшеклассников должны основываться на новейших достижениях социальной психологии и психологии личности, педагогики, этики, а также должны вобрать в себя основные методы и формы патриотического, семейного, трудового воспитания. Мы считаем, что посредством нравственно-правового воспитания возможно преодоление тенденций роста преступности среди молодежи, при этом особое внимание стоит уделять правовому просвещению, выработке устойчивых навыков и принципов нравственного поведения личности. Нравственно-правовое воспитание является существенным компонентом воспитанности, образованности, культурности человека, выступает как средство осознания социальной значимости и ценности личности и его прав. В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования в российских школах является модернизация и развитие правового воспитания и образования [1,с.10]. Наряду с конкретизацией содержательных компонентов формирования нравственно-правовой культуры подростков, особое внимание следует уделить созданию и внедрению эффективной технологии правовоспитательной деятельности в образовательных учреждениях, направленной на формирование личностных ценностей подростка, создание ценностно-правовой среды.

Решение задач нравственно-правового воспитания старшеклассников требует формирования в современной школе культурно-образовательного пространства, способствующего не только повышению уровня воспитанности школьников, но и выступающего в роли средства профилактики отклоняющегося поведения учащихся. Культурно-образовательное пространство школы — это часть открытой системы, связанной с будущим общества, государственной политикой в интересах детства, системой образования в Российской Федерации в целом, подсистемой правового образования и воспитания и встроенных в нее предметных курсов и средств дополнительного образования во внеурочной и внешкольной деятельности [2,с.45].

К компонентам культурно-образовательного пространства в контексте нравственно-правового воспитания, способствующего преодолению отклоняющегося поведения, относят уклад школы, то есть особую среду, в которой взаимодействуют педагоги и учащиеся по принципу «педагог-ученик», «ученик-ученик», «ученик-группа»; социально-педагогическое взаимодействие школы и родителей, целью которого является привлечение родителей в нравственно-правовое воспитание старшеклассников; содержание, формы и методы нравственно-правового воспитания, состоящие из теоретических аспектов и закрепляющиеся на практике с помощью активных форм работы подростков, при этом особое внимание следует уделять внешкольной и внеклассной деятельности старшеклассников, направленной на развитие самостоятельности и самоуправления.

На сегодняшний день неотъемлемой частью нравственно-правового воспитания является правовое просвещение, подразумевающее комплексную, систематическую деятельность государства и общества, направленную на формирование правовой культуры и правового сознания граждан и его повышение с целью обеспечения процесса духовного развития личности. При этом, как показывает практика, особое влияние должно уделяться стимулированию заинтересованности старшеклассников в получении новых знаний, приучению их к сознательной оценке своих действий и поступков, учету физиологических и психологических особенностей подростков, связи теоретических материалов и фактов из повседневной жизни и т. д. К формам правового просвещения относятся диспуты, беседы на правовые темы, использование средств массовой информации, тематические встречи, наглядная агитация, выражающаяся в тематических стендах, брошюрах и т. д.

Немаловажным требованием является учет личных интересов старшеклассника, предоставление ему возможности проявить предприимчивость, самостоятельность, инициативу. Обеспечение активной позиции подростка — это важнейшее условие, целью которого является раскрытие личностного потенциала школьника, при этом оно способствует глубокому осознанию подростком основ правовых норм и принципов морали, а также обострению чувства собственной значимости и ответственности за свои поступки перед другими людьми.

Социально-психологический аспект профилактики девиантного поведения старшеклассников заложен в отношении жизни и стремлении к проявлению собственной независимости, самостоятельности, свободы. Педагогические условия, реализуемые в стенах школы существенно отличаются от домашних условий и направлены на развитие и обогащение внутреннего и духовного мира подростка.

Эффективность педагогической профилактики отклоняющегося поведения старшеклассников достигается при реализации следующих условий:

-          Создание условий для воспитательной деятельности

-          Использование вербальных методик, тренингов, имитационных игр, направленных на профилактику девиантного поведения старшеклассников

-          Воздействие на все сферы личности подростка (интеллектуальную, деятельностную, эмоционально-волевую), способствующее духовному росту старшеклассника, формированию эмоционально-образного отношения подростка к реальной действительности

Эффективность нравственно-правового воспитания старшеклассников во многом зависит от целенаправленной деятельности педагогов и родителей по повышению уровня собственной нравственно-правовой воспитанности. Однако со стороны некоторых родителей, особенно тех, у чьих детей уже заметно проявление девиантного поведения, может происходить сопротивление и уклонение от названных мероприятий. Поэтому, в работе с ними следует использовать индивидуальные формы и методы нравственно-правового воспитания, к которым относятся беседы, тренинги, вовлечение их в активную деятельность по формированию нравственных и моральных ценностей, рекомендации различной тематической литературы для самостоятельного изучения. Работа по повышению нравственно-правовой воспитанности родителей должна состоять из групповых и индивидуальных мероприятий. Так, к групповым мероприятиям относятся родительские собрания, лектории, конференции, способные положительно влиять на большую массу родителей.

На наш взгляд, значительное внимание в современных образовательных учреждениях стоит уделить своевременному выявлению учащихся, склонных к отклоняющемуся поведению, а также семей, находящихся в «группе риска», повышению нравственно-правовой воспитанности старшеклассников и их родителей, так как проявление правовой неграмотности в семьях является основной причиной асоциального поведения детей. При этом, организация совместной деятельности родителей и педагогов по нравственно-правовому воспитанию старшеклассников, социально-педагогической и психологической работы с учащимися «группы риска», учебно-воспитательной деятельности, направленной на формирование личностных ценностей, привитие норм, правил и принципов морали, повышение уровня образованности старшеклассников является одним из важнейших механизмов преодоления и предотвращения девиантного поведения подростков.

Таким образом, вышеизложенное позволяет говорить о том, что жизненное самоопределение старшеклассников, определяющее его линию поведения, зависит от внешних факторов: среды, в которой находится индивид и окружающего его общества и внутренних факторов: его нравственно-правового воспитания и его организации, осознания своей личностной ценности, ответственности за свои поступки. Это позволяет говорить о том, что одним из способов преодоления девиантного поведения старшеклассников является повышение уровня его нравственной, духовной, социальной воспитанности. Прежде всего, это обусловлено тем, что в процессе приобретения различных знаний и навыков в ходе обучения происходит развитие интереса старшеклассника к познанию социальной действительности и нравственно-правовым идеалам и нормам современного социума. Нравственно-правовое воспитание способствует формированию в личности линии поведения, отвечающей требованиям современного общества, способности рационально оценивать конкретные ситуации и находить пути их разрешения, а также развивает и укрепляет правосознание.

Литература:

1.         Беликова С. Б. Правовое воспитание старшеклассников как условие профилактики девиантного поведения./ автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.24 с.-2006 г.

2.         Валюшицкая И. В., Максименко Н. А., Насовова Е. В., Фомина Е. Ю. Российская модель общественно-активной школы. 176 с.-2004г.

3.         Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения.- М.: ТЦ Сфера, 2003. — 160 с.

4.         Пятунин В. А. Девиантное поведение несовершенолетних: современные тенденции. Часть 1.2010 г.-282 с.

Основные термины (генерируются автоматически): нравственно-правовое воспитание, девиантное поведение, девиантное поведение старшеклассников, правовое просвещение, нравственно-правовое воспитание старшеклассников, особое внимание, отклоняющееся поведение, формирование, культурно-образовательное пространство, собственная значимость.


Ключевые слова

девиантное поведение, правовое просвещение, нравственно-правовое воспитание старшеклассников, отклоняющееся поведение, профилактика девиантного поведения.

Похожие статьи

Правовое воспитание подростков как средство коррекции...

правовое воспитание подростков, правовое воспитание, девиантное поведение, правосознание подростков, правовое просвещение, активная позиция, правовая информация, активное участие...

Правовая культура обучающихся как средство профилактики их...

Нравственно-правовое воспитание как средство профилактики девиантного поведения старшеклассников. Формирование аддиктивнного поведения и образовательная модель его профилактики.

О проблеме правового воспитания подростков

Стратегической целью правового воспитания является формирования правосознания учащихся, правомерного поведения, в том числе правовую активность молодого гражданина.

6. Иванов В. Н. Девиантное поведение: причины и масштабы...

Пути профилактики девиантного поведения детей и подростков...

Ключевые слова: девиантное поведение, психоактивные вещества, профилактика, подростки. Девиантное поведение человека определяется как устойчивая форма, отклоняющаяся от важных, принятых обществом, этических норм.

Психолого-педагогические аспекты профилактики девиантного...

Нравственно-правовое воспитание как средство профилактики девиантного поведения старшеклассников.

Реализация потребностей курсантов в культурно-досуговой деятельности как аспект профилактики девиантного поведения.

Современная концепция нравственно-правового воспитания...

Ключевые слова: нравственно-правовое воспитание, нравственно-правовая культура, нравственное и правовое сознание, принципы нравственно-правового воспитания.

О социально-педагогических условиях профилактики...

Девиантное поведение деструктивной направленности совершение человеком или группой людей социальных действий, отклоняющихся от доминирующих в социуме социокультурных ожиданий и норм, общепринятых правил выполнения социальных ролей...

Статьи по ключевому слову "девиантное поведение" — Молодой...

Нравственно-правовое воспитание как средство профилактики девиантного поведения старшеклассников. Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г. — Акутина С. П., Семавина А. А.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Правовое воспитание подростков как средство коррекции...

правовое воспитание подростков, правовое воспитание, девиантное поведение, правосознание подростков, правовое просвещение, активная позиция, правовая информация, активное участие...

Правовая культура обучающихся как средство профилактики их...

Нравственно-правовое воспитание как средство профилактики девиантного поведения старшеклассников. Формирование аддиктивнного поведения и образовательная модель его профилактики.

О проблеме правового воспитания подростков

Стратегической целью правового воспитания является формирования правосознания учащихся, правомерного поведения, в том числе правовую активность молодого гражданина.

6. Иванов В. Н. Девиантное поведение: причины и масштабы...

Пути профилактики девиантного поведения детей и подростков...

Ключевые слова: девиантное поведение, психоактивные вещества, профилактика, подростки. Девиантное поведение человека определяется как устойчивая форма, отклоняющаяся от важных, принятых обществом, этических норм.

Психолого-педагогические аспекты профилактики девиантного...

Нравственно-правовое воспитание как средство профилактики девиантного поведения старшеклассников.

Реализация потребностей курсантов в культурно-досуговой деятельности как аспект профилактики девиантного поведения.

Современная концепция нравственно-правового воспитания...

Ключевые слова: нравственно-правовое воспитание, нравственно-правовая культура, нравственное и правовое сознание, принципы нравственно-правового воспитания.

О социально-педагогических условиях профилактики...

Девиантное поведение деструктивной направленности совершение человеком или группой людей социальных действий, отклоняющихся от доминирующих в социуме социокультурных ожиданий и норм, общепринятых правил выполнения социальных ролей...

Статьи по ключевому слову "девиантное поведение" — Молодой...

Нравственно-правовое воспитание как средство профилактики девиантного поведения старшеклассников. Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г. — Акутина С. П., Семавина А. А.

Задать вопрос