Педагогические возможности экономических дисциплин в развитии нравственно-правовой культуры студента | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, январь 2014)

Дата публикации: 23.12.2013

Статья просмотрена: 44 раза

Библиографическое описание:

Юртаева Т. Б. Педагогические возможности экономических дисциплин в развитии нравственно-правовой культуры студента [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 153-155. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/3001/ (дата обращения: 22.07.2018).

В статье выявляются педагогические возможности экономических дисциплин в развитии нравственно-правовой культуры студента. Автор полагает, что такими возможностями выступают: междисциплинарность (включение содержательных аспектов нравственно-правовой культуры в образовательные программы дисциплин профессионального цикла); интегративность (взаимообогащение нравственных и правовых норм субъекта, закрепленных в законодательстве); гуманитарность (использование гуманитарных технологий профессионального образования, инициирование рефлексии деятельности субъектов образовательного процесса).

Ключевые слова: культура, нравственно-правовая культура, междисциплинарность, интегративность, гуманитарность

Социокультурные и социально-экономические преобразования в России, связанные с укреплением рыночных отношений, постепенным переходом от «экономики потребления и распределения» к «экономике знаний», предъявляют ряд требований к субъектам профессиональной деятельности в плане их нравственно-правовой культуры. Низкий уровень нравственно-правовых ориентиров в деятельности специалистов осложняет социальную ситуацию в обществе, порождает противоправные действия, многочисленные конфликты между людьми. Инновационные процессы, связанные с модернизацией профессионального образования, переход на Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, требуют: «…воспитать…граждан правового, демократического, государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью» [1, c. 13]. Среди профессиональных качеств студента-экономиста востребованы законопослушность, правопорядок, совесть, ответственность за качество принимаемых решений, прогнозирование на этой основе эффективности экономических решений. То есть нравственно-правовая культура приобретает особую значимость и ценность.

Анализ научной литературы показал, что наиболее тесные связи экономика имеет с правом. В современной экономической науке поднимается проблема нарастания внутренних противоречий и неравновесий экономической системы, приближения её к точке бифрукации (Н.В. Бекетов). На рубеже веков наметились экономические «вызовы» человечеству, проявляющиеся в нелинейности экономических преобразований, неравновесности процессов, неоднозначности экономических целей. В этих условиях «управления хаосом» особо актуальной становится организовывание процесса управления и его результатов на нравственно-правовых началах [2, с. 233-235]. Несмотря на то, что экономика – это материальная основа общества, а нравственность – духовная, будущее, на наш взгляд, за экономикой, основанной на непреходящих человеческих ценностях, таких как порядочность, честь, справедливость. Только в этом случае возможен резкий импульс экономического развития, имеющий в каче­стве конечной цели не столько рост общественного благосостояния, но раскрытие их нрав­ственного, духовного потенциала.

Понимание современного законодательства в сфере экономики (антимонопольного, трудового, налогового, финансового) выступает активным процессом порождения личностного знания студентом. Осознание нравственно-правовых начал экономики способствует обращению личности к собственному уникальному опыту, его развитию и обогащению. Личные нравственно-правовые знания уже становятся принадлежностью, собственностью каждого студента и особенностью его характера, типа мышления, опытом его профессиональной деятельности; ценностные нравственно-правовые ориентации в экономике выступают как движущие силы развития не только экономических отношений, но и личности (А.В. Кирьякова). Такой подход к экономике нацеливает на то, что в подготовке экономиста нельзя ограничиваться определением состава компетенций, а следует исходить из проблем личности, её ценностей, профессиональной, нравственно-правовой культуры.

Заметим, что в своем понимании интеграции нравственно-правовой культуры в экономику мы не отрицаем тот факт, что существует достаточно большая предметная область, разделяющая их. Например, невозможно найти нравственно-правовое содержание в объективном законе взаимодействия спроса и предложения, анализе производства, расчете показателей деятельности предприятия. Однако это не снижает значимости нравственно-правового, а лишь отделяет предмет и методологию экономической науки, определяет её специфику. Выявленная интегративность рассматривается нами в качестве реальной возможности экономических дисциплин для развития нравственно-правовой культуры студента.

Дальнейшее исследование показывает, что нравственно-правовой потенциал экономических дисциплин используется не в полной мере. Это снижает роль нравственно-правовой культуры в формировании ценностных установок студента, в постижении будущим специалистом ее роли в профессиональной деятельности. Нравственно-правовая культура, пронизывающая все аспекты труда экономиста, предстает как основа профессиональной компетентности. Это находит отражение в характере и аспектах труда экономиста. Исследование профессиограммы позволил нам выделить следующие его стороны:

1.         Экономическая деятельность. Экономист задает «вектор» движения совместных усилий всех работников; помогает правильно расставлять приоритеты и цели; способствует построению грамотной экономической политики предприятия; разрабатывает рекомендации по повышению эффективности предприятия; умение ориентироваться в юридических вопросах.

2.         Личность экономиста – ценностные ориентации. Особо отмечается высокая профессиональная ответственность, справедливость, коммуникабельность, способность к саморазвитию, самостоятельности, умение трудиться в разнородной культурной среде, устойчивость регуляции.

3.         Результаты. Профессия относится к классу «эвристических», непосредственно связана с анализом альтернатив, прогнозированием, планированием, принятием ответственных решений, за которые несет личную ответственность. Оказывает непосредственное влияние на экономические процессы в конкретных сферах производства, бизнеса, банковского дела.

Применительно к подготовке работников экономической сферы ряд авторов (В.С. Атономов, М.Ф. Антонов, Л.А. Харитонова) включают в ключевые компетенции уважение прав и свобод личности, знание правовых норм и умение их использовать, нравственная, правовая культура, гражданская, юридическая, профессиональная ответственность. Несомненно, это представляется чрезвычайно важным, что для будущих профессионалов знание законов и требований к их применению является обязательной составляющей профессиональной компетентности. В то же время «разнообразие ситуаций, условий деятельности, несомненно, требует не только владения знаниями, но и личностных качеств, которые составляют предмет профессионального воспитания» [3, c. 112]. Данные особенности отражаются на характере задач, которые ставятся перед преподавателем и образовательным процессом учебного заведения в плане полноценного развития личности студента.

В подтверждение этого ученые отмечают социальные условия, обусловившие проработку вопроса нравственно-правового воспитания как компонента профессиональной компетентности (А.И. Арнольдов, В.В. Кузнецов, Л.Б. Соколова): наличие профессионального образования в современных социально-экономических условиях становится фактором повышения конкурентоспособности работника; профессионализм и квалификация в условиях насыщенности рынка труда специалистами экономической сферы – важный фактор социальной защищенности работника; динамизм и интеграция экономической системы требуют подготовки специалистов нового типа, способных к постоянному самосовершенствованию, обновлению подготовки.

Нами выявлено, что нравственно-правовая культура имеет три составляющие: мотивационно-ценностную, гностическую, деятельностную. Нравственно-правовое знание (гностический критерий) в этой цепочке представляет собой особую ценность. Для того чтобы на его основе построить экономическую деятельность, знание необходимо приобрести. Исходным положением было то, что нравственное и нравственно-правовое присуще всем сферам деятельности человека и практически в каждой теме в процессе обучения преподавателю необходимо найти нишу, которую можно заполнить информацией, способствующей развитию нравственно-правовой культуры студента.

Мы выделили определенную последовательность в удовлетворении познавательных потребностей студента в нравственно-правовой культуре при изучении экономических дисциплин. Понять смысл действующих законов, их общественную, экономическую и личную значимость помогают «начала» экономических знаний, которые дает повседневная жизнь. Прикладные экономические науки - отраслевые, региональные, функциональные - завершают экономическое образование, обеспечивают профессиональными знаниями будущих экономистов, менеджеров, бухгалтеров. В учебном заведении в процессе развития нравственно-правовой культуры экономиста особое значение приобретают общепрофессиональные дисциплины - «Экономика организации», «Менеджмент», «Статистка», «Маркетинг», «Финансы, денежное обращение и кредит», и др. и специальные дисциплины - «Бухгалтерский учет», «Анализ финансово-хозяйственной деятельности», «Аудит», «Налоги и налогообложение». Знания, которые дают данные дисциплины, невозможно усвоить без ознакомления со многими общими вопросами, которые относятся к сфере действия права.

Большое внимание в процессе освоения экономических дисциплин уделяется нормативному регулированию каждой конкретной отрасли экономики. Понимание современного законодательства в сфере экономики (антимонопольного, трудового, налогового, финансового, и др.) выступает активным процессом порождения личностного знания каждым студентом, а не пассивным усвоением чужого знания. В связи с этим тот факт, что экономика имеет нравственно-правовые аспекты, позволяет рассматривать междисциплинарность как еще одну возможность экономических дисциплин в развитии нравственно-правовой культуры.

Однако в наши задачи входит не просто «снабдить» студента набором прагматических знаний по специальности, но привить студенту смыслы, ценности, умения в них ориентироваться и определяться. Достигнуть цель – развить нравственно-правовую культуру студента - возможно только в том случае, если мы поможем студенту сформировать ценностно-смысловое ядро, служащее основой выработки мотивов, целей и идеалов. Полагаем, развить мотивационно-ценностный критерий (стремление студента к овладению нравственно-правовой культурой; осознание её как ценности в профессиональной деятельности) мы можем, если во всю последовательность освоения экономических дисциплин включить нравственно-правовой материал, имеющий непосредственное отношение к качественному выполнению будущим специалистом профессиональной деятельности.

На современном этапе развития общества и образования характерен процесс его гуманитаризации, который ориентирует образование на новую цель – развитие специалиста с высокой профессиональной компетентностью. Современный специалист – рефлексирующий субъект, который постоянно соотносит свои действия с обществом, культурой, с Другим (Л.Е. Елагина, Л.Г. Семушина, Л.Б. Соколова). Ему уже не хватает полученного знания в процессе подготовки, рынок труда и социально-культурные условия требуют его постоянного обновления, что связано с развивающейся культурой личности.

В науке принято, гуманитаризация образования (как следующая возможность экономических дисциплин в развитии нравственно-правовой культуры) происходит двумя путями: экстенсивным (дополнительное введение в учебные планы предметов гуманитарного цикла) и интенсивным (выявление гуманитарной составляющей всех предметов, внедрение гуманитарных технологий) [4, с. 115]. Исходя из этого, в преподавание экономических дисциплин следует вносить изменения экстенсивного и интенсивного характера: активно применять гуманитарные технологии, в вариативную часть учебного плана вводить факультативные курсы. В данном случае помимо общих положений теории права и правового обеспечения профессиональной деятельности, играющих роль основополагающих моментов в развитии нравственно-правовой культуры, студенты будут осваивать то, что необходимо им как будущим специалистам соответствующего профиля.

Таким образом, развитие нравственно-правовой культуры студента учреждения среднего профессионального образования обеспечивается использованием возможностей экономических дисциплин профессионального цикла, к которым мы отнесли междисциплинарность, интегративность, гуманитарность.

Литература:

1.         Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009. – 23 с.

2.         Бекетов, Н.В. Бифуркационная природа экономических кризисов и социальных катастроф / Н.В, Бекетов // Credo new, 2009. – № 1(57). – С. 224-237

3.         Соколова, Л.Б. Культурологическое содержание педагогической деятельности: монография / Л.Б. Соколова. - Саратов, 2007. - 172 с.

4.         Лаврентьев, Г.В. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов [Текст] / Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева, Н.А. Неудахина (ч. 2). – Барнаул: Алт. ун-т, 2009. – 231 с.

Основные термины (генерируются автоматически): нравственно-правовая культура, профессиональная деятельность, нравственно-правовая культура студента, профессиональное образование, дисциплина, развитие, экономика, будущий специалист, личностное знание, образовательный процесс.

Похожие статьи

Развитие нравственно-правовой культуры студента...

нравственно-правовая культура, культурно-образовательное пространство, студент, нравственно-правовая культура студента, отношение, культура, знание, правовая культура, высокая нравственность...

Профессиональная культура и ее роль в формировании...

Сегодня профессиональное образование постепенно перестает быть исключительно процессом подготовки человека только к профессиональной деятельности. Его назначение все больше заключается также в выполнении определенной совокупности гуманистических...

Педагог высшей школы в процессе формирования...

нравственно-правовая культура, культурно-образовательное пространство, студент, нравственно-правовая культура студента, отношение, культура, знание, правовая культура, высокая нравственность... Педагогические условия формирования правовой...

Педагогическое моделирование процесса формирования...

Педагогическое моделирование процесса формирования нравственной культуры будущего юриста.

Проблема развития этической культуры менеджера в системе профессионального образования актуальна в связи с необходимостью в обществе...

Профессиональная правовая культура - состояние правовой...

правовая культура, правовая культура личности, общественная жизнь, правовая культура общества, уровень развития, знание, антропологический подход, правовая действительность, творческая деятельность...

Нравственная основа в формировании профессиональной...

Нравственная основа в формировании профессиональной культуры будущего менеджера.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная культура, нравственная культура, профессиональная деятельность, качество, этическая культура...

Теоретическая и практическая составляющие профессиональной...

Рубрика: Высшее профессиональное образование.

Составляющими этической культуры являются: знания о нравственных нормах и принципах

Как же должен быть организован вузовский образовательный процесс, чтобы данное единство было достигнуто?

Формирование экономической культуры учащихся...

экономическое образование, экономическая культура школьников, формирование, знание, экономическая культура школьника, экономическая культура учащихся, учебный процесс...

Отношение к правовой культуре обучающейся молодежи

Правовая культура детерминирована правовым воспитанием личности, складывающимся из усвоенных правовых знаний и создания таких условий

развитие правовой активности граждан, воспитание у них непримиримости к любым нарушениям законности и правопорядка.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Развитие нравственно-правовой культуры студента...

нравственно-правовая культура, культурно-образовательное пространство, студент, нравственно-правовая культура студента, отношение, культура, знание, правовая культура, высокая нравственность...

Профессиональная культура и ее роль в формировании...

Сегодня профессиональное образование постепенно перестает быть исключительно процессом подготовки человека только к профессиональной деятельности. Его назначение все больше заключается также в выполнении определенной совокупности гуманистических...

Педагог высшей школы в процессе формирования...

нравственно-правовая культура, культурно-образовательное пространство, студент, нравственно-правовая культура студента, отношение, культура, знание, правовая культура, высокая нравственность... Педагогические условия формирования правовой...

Педагогическое моделирование процесса формирования...

Педагогическое моделирование процесса формирования нравственной культуры будущего юриста.

Проблема развития этической культуры менеджера в системе профессионального образования актуальна в связи с необходимостью в обществе...

Профессиональная правовая культура - состояние правовой...

правовая культура, правовая культура личности, общественная жизнь, правовая культура общества, уровень развития, знание, антропологический подход, правовая действительность, творческая деятельность...

Нравственная основа в формировании профессиональной...

Нравственная основа в формировании профессиональной культуры будущего менеджера.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная культура, нравственная культура, профессиональная деятельность, качество, этическая культура...

Теоретическая и практическая составляющие профессиональной...

Рубрика: Высшее профессиональное образование.

Составляющими этической культуры являются: знания о нравственных нормах и принципах

Как же должен быть организован вузовский образовательный процесс, чтобы данное единство было достигнуто?

Формирование экономической культуры учащихся...

экономическое образование, экономическая культура школьников, формирование, знание, экономическая культура школьника, экономическая культура учащихся, учебный процесс...

Отношение к правовой культуре обучающейся молодежи

Правовая культура детерминирована правовым воспитанием личности, складывающимся из усвоенных правовых знаний и создания таких условий

развитие правовой активности граждан, воспитание у них непримиримости к любым нарушениям законности и правопорядка.

Задать вопрос