Библиографическое описание:

Черемных С. В. Из опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 83-85.

В этом году отмечается в России знаменательная дата- 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. И один из основных лозунгов звучит так: «Я помню! Я горжусь!». В России не найдется не одной семьи, которую бы не задела эта страшная война. Но дети дошкольного возраста не так много знают о данном историческом событии. Проведя опрос в подготовительной группе нашего образовательного учреждения выяснилось, что знания детей о войне поверхностные, и дети практически ничего не знают о своих родных, которые воевали, либо находились в тылу во время войны. С каждым годом всё меньше становится ветеранов, свидетелей войны, людей, которые испытали тяготы военной жизни, и во избежание повторения тех событий- необходимо помнить, необходимо доносить до будущих поколений неискаженные исторические факты. Д. С. Лихачев писал: «Память противостоит уничтожающей силе времени. Память- это преодоление времени, преодоление смерти» [2, с.44]. Пока мы будем помнить наших дедов, прадедов, они будут живы…

Дети с большим интересом слушают рассказы о войне, о событиях, происходящих в военное время, но им еще более интересно, когда они понимают, что и их родные там участвовали. Из нашего опыта работы мы сделали вывод, что удобной формой работы с детьми старшего дошкольного возраста, является метод проектов. Метод проектов возник в США во второй половине XIX века. Его теоретической основой была «прагматическая педагогика» американского философа-идеалиста Джона Дьюи. Основные концептуальные положения его теории таковы:

-        истинным и ценным является только то, что дает практический результат;

-        ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познание окружающего мира;

-        усвоение знаний- это стихийный, неуправляемый процесс;

-        ребенок может усваивать информацию только благодаря возникшей потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения [1, с.6] Данные метод и запрещали, и осуждали, но тем не менее сейчас он становится снова популярным. Исследованием метода проекта занимались различные ученые: Е. С. Полат, М. В. Моисеева, Н. А. Виноградова, Г. Б. Голуб, Е. А. Перелыгина, О. В. Чуракова, Н. А. Кочкина, А. А. Хромов, М. В. Чанова, И. С. Сергеев, Л. Д. Морозова, И. Д. Чечель, Н. Ю. Пахомова и др. И все они считают метод проекта — удобной образовательной технологией.

Определений данного метода несколько, но наиболее близким нам кажется определение Л. Л. Тимофеевой, где метод проектов определяется как «педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты». [3, с12].

Как заинтересовать группу детей не навязывая темы? Здесь нам поможет предметно-развивающая среда. Внося в неё предметы интересные и неизвестные, мы этим мотивируем детей на познавательную, исследовательскую деятельность. В фойе детского сада были организованы выставки, посвященные Великой Отечественной войне. Дети стали расспрашивать о том, кто изображен, что за места. Интерес детей стал повышаться. Было разработан и проведен литерно-музыкальный досуг с использованием стихотворений о войне, военных символах, рассматривали с детьми репродукции картин, посвященных данной теме, прослушивали песни военных лет. Также детям было предложено нарисовать рисунки о том, что детям больше всего понравилось в данном мероприятии. Анализ рисунков показал следующее:

-        большинство рисунков с изображением военных сцен (танки, самолеты, взрывы) 12;

-        символы празднования Дня Победы- 7;

-        девушка, на берегу реки- 1.

Из двадцати детей, ни один не нарисовал рисунка далекого от темы нашего мероприятия. Из этого можно сделать вывод, что наша образовательная деятельность действительно интересна детям. Не навязывая, не принужденно, дети получили знания необходимые каждому. Наш проект не заканчивается на этом, поскольку так много информации необходимо дать детям по данной теме. Дальнейшую работу планируем развивать в следующих направлениях:

-        моя семья в годы войны;

-        мой город в годы войны;

-        моя страна в годы войны.

В каждом из данных направлений возможны различные варианты. Например, в разделе «Мой город во время войны» можно исследовать исторические факты из жизни горожан в военные годы, либо узнать, почему названы улицы города именно в честь героев ВОВ, за какие подвиги; какие памятные места в городе в честь Победы над фашизмом. Любая тема, заинтересовавшая детей, может воплотиться в следующий проект. Работа в данном направлении продолжается. Но несмотря на то, что эксперимент продолжается положительная динамика видна уже на промежуточном этапе.

 

Литература:

 

1.                  Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.-72с.

2.                  Лихачев Д. С. Земля родная: Кн. Для учащихся.-М.: Просвещение, 1983.-256 с., ил.

3.                  Тимофеева Л. Л. Проектный метод в обучении старших дошкольников// Дошкольная педагогика, 2010.№ 1.-С.7–12

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle