Библиографическое описание:

Некрасова Е. Л., Некрасова А. Е. Эффективность взаимодействия семьи и образовательного учреждения [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 19-20.

С поступлением ребенка в гимназию именно общеобразовательное учреждение становится для него одним из важнейших социальных институтов после семьи. Семья начинает разделять свою функцию с гимназией.

Взаимодействие семьи и гимназии главным условием успешного развития личности.

При организации взаимодействия семьи и гимназии необходимо определить цель и педагогические условия этого взаимодействия, соблюдение которых поможет повысить его эффективность.

Цель привлечение семьи к совместной с гимназией социально-значимой деятельности, в обеспечении взаимопонимания и стремлений гимназии и семьи в развитии личности ребенка, его ценностных социальных ориентаций и творческого потенциала.

Педагогические условия это, прежде всего, обстоятельства процесса обучения и воспитания, которые обеспечивают достижение заранее поставленных педагогических целей; условия, которые способствуют эффективности взаимодействия гимназии и семьи [2].

Педагогические условия делятся на организационные и деятельностно-содержательные.

Эти педагогические условия совместно обсуждаются и определяются гимназией и семьей в процессе организации этого взаимодействия.

Для тесного взаимодействия гимназии и семьи не малую роль играют формы взаимодействия, и они могут быть разнообразны как индивидуальные, так и коллективные. Они перед вами.

Для эффективного взаимодействия семьи и гимназии считаю необходимыми следующие коллективные и индивидуальные формы [1].

Взаимодействие семьи и гимназии закладывается с момента поступления ребенка в гимназию. И именно в этот период всему педагогическому сообществу необходимо активно включиться во взаимодействие с семьей.

По моим глубоким убеждениям, в первый год обучения необходимо заложить в классном коллективе традиции класса и в этом родители должны принимать непосредственное участие. Традиции же класса способствуют формированию личностных и метапредметных (коммуникативных) универсальных учебных действий, что в дальнейшем будет способствовать социализированному портрету выпускника гимназии [3].

Я считаю, чтобы сформировать личностные и метапредметные (коммуникативные) универсальные учебные действия нужно вовлекать в данный процесс родителей, как через учебную, так и воспитательную деятельность. Работая над эффективным взаимодействием семьи и школы, через закладывание традиций классного коллектива необходимо начинать с 1 класса. Положительный результат дают мероприятия, как общегимназические так и классные.

Участие родителей в общегимназическом мероприятии «Посвящение в гимназисты» в 1 классе способствует приобщению родителей к классному коллективу, а в дальнейшем и всему коллективу гимназии. Данное общегимназическое мероприятие на начальном этапе помогает адаптироваться и влиться в большую гимназическую семью, познакомиться с традициями и стать членами коллектива.

Традиционное мероприятие НПК «Умка» не представляет своего существования без родителей, так как совместная деятельность в поиске информации и проведении экспериментов, опытов формирует положительную мотивацию к учебной деятельности.

Сегодня уже сложилась традиция совместных сезонных прогулок на природу. В сезонных прогулках обязательно должны принять участие родители, а по возможности и дедушки, и бабушки. Накануне распределяются задания к подготовке и проведения прогулки. Ребята вместе с родителями готовят походные принадлежности, заваривают чай по семейным рецептам, подбирают подвижные игры, а некоторые готовят информацию о времени года, природе родного края [4]. Проведение самого мероприятия является итогом той совместной деятельности родителей ребенка и педагога, а эффективности мы добиваемся, через подготовку мероприятия. На первый взгляд такое простое внеклассное мероприятие, таит в себе глубокий смысл. Именно через непосредственное живое общение между всеми участниками процесса формируется ответственность, основные нормы поведения в обществе, а так же сопереживание, чувство прекрасного на основе знакомства с природой [1].

Для эффективного взаимодействия, по окончанию каждой учебной провожу классные огоньки, где учащиеся рассказывают родителям о своих достижениях, далее проходит церемония вручения грамот, дипломов сертификатов призерам, участникам мероприятий и затем в классе вместе с родителями ребята формируют портфолио. Данное мероприятие ориентирует на понимание причин успеха, самоанализа, самоконтроля и самооценки, чувство ответственности перед родителями, товарищами и классным руководителем. Чтобы учитывать все достижения и участие в мероприятиях, как учащихся, так и родителей я веду мониторинг активности.

Спортивные соревнования «Папа, мама и я — спортивная семья» закладывает и формирует навыки здорового образа жизни. Родители являются для своего ребенка образцом для подражания. Участие родителей дает более высокую эмоциональную окраску мероприятия, что способствует формированию коллективизма.

«Час таинственных дел» проводится в 3 четверти, в таком мероприятии участвуют отдельно девочки и мамы, а затем мальчики и папы. Такие совместные часы (изготовление открыток, поделок для поздравления с 23 февраля и 8 марта) развивают чувство прекрасного и осуществляют решение ряда духовно — нравственных задач, которые поставлены в Программе духовно-нравственного развития.

Эффективное взаимодействие семьи и гимназии помогает адаптироваться ребенку на начальном этапе в классном коллективе, в гимназии и в дальнейшем в обществе.

Сегодня в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта воспитание детей — это единая задача всего сообщества родителей, педагогов и общественности. Объединившись, мы сумеем достичь поставленных задач — чтобы наши дети были воспитанными, образованными, имели четко сформированные гражданские позиции.

 

Литература:

 

1.                  В содружестве с родителями. Сборник. \ Яковлева С. Г. — С.: Федоров, изд-во «Учебная литература», 2008. — 124с.

2.                  Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей. Вестник образования, — 2001. — № 8. — с. 24–33.

3.                  Материалы 3 Межрегиональной научно- практической конференции. Введение Федерального государственного образовательного стандарта: стратегии, риски, перспективы. \ Сухарев А. П. — Омск: БОУДПО «ИРООО», 2012.

4.                  Социальная педагогика. \ Мардахаев Л. В. А-О, П-Я. — М.: Гардарики, 2009. — 269 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle