Конструктивное взаимодействие семьи и школы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Хаустова, В. Н. Конструктивное взаимодействие семьи и школы / В. Н. Хаустова, Н. А. Гладкова, М. А. Полякова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 64-66. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9641/ (дата обращения: 25.04.2024).



 

В сегодняшнее непростое время, переживаемое нашей страной, всем миром, мы особенно остро ощущаем необходимость воцарения мира и любви, даруемых Рождением Христа, ибо любовь «не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит» (1Кор.13,5–7). Любовь помогает нам быть нравственно здоровыми, жертвовать собой ради ближних и Родины, заботиться о пользе и счастье людей. Жизненная позиция православного христианина — это деятельная любовь.

Воспитание человека невозможно без нравственной ориентации, без привития духовных ценностей. Это означает, что Православие становится духовно-нравственным стержнем общества, формируя мировоззрение, характер русского народа, культурные традиции и образ жизни, этические нормы, эстетические идеалы. Начала формирования нравственной, гармоничной и духовно здоровой личности закладываются в семье, быту, на производстве, в общественных местах, определяя отношение россиян к государству, людям, предметному миру, природе. Система образования призвана выступить организующим фактором и педагогическим механизмом, укрепляя все силы общества в целенаправленном воспитательном процессе через образы, идеалы; искусство, литературу, используя религиозные понятия и символы, изучая и переосмысливая их.

Актуальность выбора темы обусловлена тем, что дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит. Живя в семье, по словам В. А. Сухомлинского, ребенок должен быть уверен, что его, кто-то очень, очень любит и он тоже кого-то любит безгранично. Такая любовь создает чувство защищенности, душевного комфорта. При этом человек активнее постигает мир, легко овладевает знаниями. У него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей. Истинная родительская любовь учит человека культуре чувств, пониманию добра, формирует чувство долга, отзывчивости, помогает понять главный моральный принцип: человек человеку друг и брат.

Школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования духовно-нравственной личности. Именно в этом возрасте ребенок начинает осознавать отношения между собой и окружающими, осваивая азы духовного воспитания. Семейная обстановка и опыт, полученный в семье способствуют духовному развитию ребенка младшего школьного возраста.

Так, духовное воспитание направлено на то, чтобы любовь стала потребностью каждого человека, а для этого необходимо окрасить личностным смыслом, стать необходимым и значимым. Духовное воспитание в конечном счете основано на том, что ребенок смотрит на мир глазами отца, матери, близких ему людей. Родительское слово входит в душу ребенка, его первые суждения о мире основываются на их мыслях и отзывах близких. Чтобы воспитать чувство любви и сопереживания к своему городу, селу, родине, нужно, чтобы это чувство появилось первоначально у родителей маленького христианина.

Функция школы — образовательная, передача культуры, социального опыта. Мы, включаясь в работу по духовному воспитанию, ставим перед собой простые, понятные родителям и детям цели. Это:

          воспитание здорового образа жизни,

          воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека,

          формирование культуры общения.

Мы не ставим вероучительных задач, думаем, что надо оставлять ребенку возможность с семьей разобраться, во что ему верить, как ему верить. Но к традициям своего народа, безусловно, нужно относиться с уважением. Мы беседуем с детьми о заповедях, обсуждаем истории из жизни людей, задаем вопросы, проводим викторины и экскурсии в храме, проводим праздники «Рождество Христово» и «Пасха Красная». В этих праздниках участвуют как дети так и их родители.

В целом развитие партнерства с родителями воспитанников предполагает два направления деятельности учителя. Педагог должен опираться на положительный опыт семейного воспитания, распространяя его, используя в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных. С другой стороны, важная задача воспитателя — вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, помощь ей в усвоении этих знаний и умений непосредственно в определенным образом организованной деятельности. Очевидно, что условием положительного направления взаимодействия являются доверительные отношения между учителями и родителями. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.

Групповые формы работы уместны для организации психологического просвещения родителей, для встреч с администрацией учебного заведения по самым насущным проблемам школьной жизни или, например, по вопросам реформирования школы. Чтобы групповые формы общения родителей и педагогов были эффективными, родители должны иметь возможность принимать участие в планировании содержания занятий родительских университетов и других различных форм взаимодействия со школой. В «Справочнике классного руководителя: 1- 4 классы» Н. И. Дереклеевой комплексно представлены все направления и виды работ классных руководителей 1- 4 классов: индивидуальная работа с родителями учащихся, с педагогами и школьными специалистами. Все материалы ориентированы на практическую деятельность и соотнесены с актуальными требованиями развития общества и школы.

Виды и формы внеклассной и внешкольной работы многообразны. Формы и методы работы с родителями направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала. Методами и приемами являются: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование, знакомство родителей с различными педагогическими технологиями поддержки и сопровождения, технологией совместных творческих дел разновозрастного коллектива; диагностика, прогнозирование на всех этапах взросления и проецирование последующих форм взаимодействия с родителями; инициирование родителей к участию в жизни младшего школьника и воспитании самостоятельности.

Следствием такой организации педагогического взаимодействия станет активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и класса в целом. Педагоги и родители как партнеры должны дополнять друг друга. Отношения партнерства предполагают равенство сторон, взаимную доброжелательность и уважение.

Таким образом, размышляя о многих духовно-нравственных проблемных вопросах, верим, что конструктивное взаимодействие семьи и школы обязательно принесёт добрые созидательные плоды всему обществу.

 

Литература:

 

  1.              Аверина Н. Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников — М.Начальная школа-2005
  2.              Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.- Санкт-Петербург:Детство-Пресс,1998
  3.              Щуркова Н. Е. Организация духовной деятельности школьников. Петрозаводск,1993
  4.              Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры: Книга для учителя.-М.: Издательство «Первое сентября»,2001
Основные термины (генерируются автоматически): духовное воспитание, ребенок, родитель, любовь, семья.

Похожие статьи

семья, духовно-нравственное воспитание, ребенок, родитель...

Прежде всего, семья становится источником любви для детей. Атмосфера семьи сильно влияет на формирование душевного

Роль семьи в формировании духовно-нравственной личности. семья, духовно-нравственное воспитание, ребенок, родитель, ценность...

Ответственность семьи в формировании духовности...

Ребёнок копирует поведение старших. Если в отношениях взрослых в семье присутствует уважение, любовь к друг другу

Основные термины (генерируются автоматически): Узбекистан, семья, духовное воспитание, обсуждение книг, развитая личность, ребенок, родитель.

родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание...

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников.

Систематически проводятся семейные гостиные для родителей по вопросам воспитания детей: «Краткая история воспитания», «Воспитание, основанное на любви, а не на страхе»...

Семейные традиции как средство духовно-нравственного...

Это крепость, за стенами которой могут царить лишь любовь и покой. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в

семья, ребенок, родитель, традиция, член семьи, отношение, семейная жизнь, массовая информация, духовно-нравственное воспитание...

Влияние семьи и детского сада на духовно-нравственное...

Духовно-нравственное воспитание является не только первостепенной задачей, средством преодоления трудностей между родителями и детьми в семье, между

основанной на любви и именно здесь формируемая личность получает подлинную защищённость и об истинных...

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей...

Ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере и любви и дружбы, доверия и взаимных симпатий.

Аспекты духовно-нравственного воспитания детей... детский сад, ребенок, родитель, семья, дошкольный возраст, воспитание, приобщение...

ребенок, родитель, семья, семейное воспитание, День, жизнь...

ребенок, воспитание детей, семейное воспитание, семья, родитель, родительская любовь, воспитательная функция, главный образ, ранний

семья, ребенок, родитель, традиция, член семьи, отношение, семейная жизнь, массовая информация, духовно-нравственное...

Аспекты духовно-нравственного воспитания детей дошкольного...

Одним из способов обеспечения поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста можно считать привлечение

Именно духовность дети воспринимают через любовь, красоту, правду, добро.

Роль семьи в формировании духовно-нравственной личности

- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода)

5) немаловажное значение в духовно-нравственном воспитании ребёнка имеет атмосфера семьи.

Похожие статьи

семья, духовно-нравственное воспитание, ребенок, родитель...

Прежде всего, семья становится источником любви для детей. Атмосфера семьи сильно влияет на формирование душевного

Роль семьи в формировании духовно-нравственной личности. семья, духовно-нравственное воспитание, ребенок, родитель, ценность...

Ответственность семьи в формировании духовности...

Ребёнок копирует поведение старших. Если в отношениях взрослых в семье присутствует уважение, любовь к друг другу

Основные термины (генерируются автоматически): Узбекистан, семья, духовное воспитание, обсуждение книг, развитая личность, ребенок, родитель.

родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание...

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников.

Систематически проводятся семейные гостиные для родителей по вопросам воспитания детей: «Краткая история воспитания», «Воспитание, основанное на любви, а не на страхе»...

Семейные традиции как средство духовно-нравственного...

Это крепость, за стенами которой могут царить лишь любовь и покой. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в

семья, ребенок, родитель, традиция, член семьи, отношение, семейная жизнь, массовая информация, духовно-нравственное воспитание...

Влияние семьи и детского сада на духовно-нравственное...

Духовно-нравственное воспитание является не только первостепенной задачей, средством преодоления трудностей между родителями и детьми в семье, между

основанной на любви и именно здесь формируемая личность получает подлинную защищённость и об истинных...

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей...

Ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере и любви и дружбы, доверия и взаимных симпатий.

Аспекты духовно-нравственного воспитания детей... детский сад, ребенок, родитель, семья, дошкольный возраст, воспитание, приобщение...

ребенок, родитель, семья, семейное воспитание, День, жизнь...

ребенок, воспитание детей, семейное воспитание, семья, родитель, родительская любовь, воспитательная функция, главный образ, ранний

семья, ребенок, родитель, традиция, член семьи, отношение, семейная жизнь, массовая информация, духовно-нравственное...

Аспекты духовно-нравственного воспитания детей дошкольного...

Одним из способов обеспечения поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста можно считать привлечение

Именно духовность дети воспринимают через любовь, красоту, правду, добро.

Роль семьи в формировании духовно-нравственной личности

- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода)

5) немаловажное значение в духовно-нравственном воспитании ребёнка имеет атмосфера семьи.