Библиографическое описание:

Паршин А. М., Кочерыгина Н. М. Спортивная секция в ДОУ «Атлетическая гимнастика для малышей» и ее роль в физическом воспитании дошкольников с учетом гендерных особенностей [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 67-70.

Ключевые слова: спортивная секция в рамках системы дополнительного образования в ДОУ; учет гендерных особенностей детей в процессе воспитания физической культуры в ДОУ.

 

«В современном мире существует всего две главные проблемы: энергия нашей планеты и здоровье людей, живущих на ней», отмечает в своих трудах М. В. Качанов.

Современный мир достаточно серьезно озабочен вопросом долголетия. Ученые активно занимается всевозможными разработками и практикой их исследования в области фармакологии и медицины. Большое внимание уделяется программам пластической хирургии и пр. В то же время, люди часто забывают о простой истине — «искусство долголетия заключается в познаниях о здоровом образе жизни, в умении с детских лет следить за его состоянием, в навыках его поддержания, а так же в ответственном к нему отношении».

Последние медицинские исследования показывают, что число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет 10 % от количества детей, поступающих в школу. Так наше учреждение посещает всего 3,4 % детей, вошедших в первую группу здоровья по медицинским показателям.

В настоящее время педагогическое и медицинское сообщество придерживается такого определения понятию «здоровье», под которым понимается физическая, социально-психологическая, психоэмоциональная и духовно-нравственная составляющая.

А ученые из разных областей науки в последнее время все чаще приходят к выводу о том, что учет в педагогической практике гендерных особенностей должен стать важнейшим аспектом здоровьесбережения в целом.

Так, в обучении и воспитании физической культуры, к мальчикам и девочкам необходим, соответственно, различный профессиональный подход — они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают, и даже… дышат. Сохранять свое здоровье их тоже нужно учить с детства и по-разному.

Министерством образования и науки в ФГОС последнего поколения внесены важные коррективы в организации дошкольного и дополнительного образования, ориентируя педагогов на переход от общего (массового) к образованию персональному.

Особую актуальность приобретают подходы индивидуализации, персонализации, тьюторства. Концепция развития дополнительного образования детей делает акцент на то, что именно в XXI веке приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в пространство мотивирующее.

В этой связи, творческая группа педагогов нашего ДОУ пришла к решению осуществления гендерного подхода в разработках и реализации программ дополнительного образования, в том числе и в рамках работы секции «Атлетическая гимнастика для малышей».

С каждым годом увеличивается количество дополнительных образовательных программ в разных учреждениях. Нами было проведено пилотажное исследование методом анкетирования родителей, которое выявило запрос на организацию секции для мальчиков в нашем учреждении.

Вопросы, представленные в анкете, а так же ответы родителей представлены ниже (см. Таблица 1).

Таблица 1

Анкета для родителей

Вопросы анкеты

Ответы родителей

1

Какими бы вы хотели видеть в будущем мальчиков и девочек?

Сыновей — ответственными, смелыми, решительными, выносливыми, сильными.

Дочерей — ласковыми, красивыми, изящными.

2

Испытываете ли вы трудности в физическом воспитании детей? Если «да», то какие?

«Трудно заинтересовать и мотивировать ребенка».

«Я устала, а он еще нет; нехватка времени».

3

Занимаетесь ли вы с ребенком какими-либо спортивными играми или физическими упражнениями?

«Катаемся с горки; играем в шашки; ходим в лес; чистим дорожки; танцуем; играем в футбол, в снежки, в хоккей».

 

Результаты анкетирования педагогов убедили нас в необходимости углубленного подхода к проблеме гендерного воспитания (см. Таблица 2).

Таблица 2

Анкета для педагогов

Вопросы анкеты

Ответы родителей

1

Какими чертами, на ваш взгляд, обладают мальчики вашей группы?

«Неуверенность, слабость, нерешительность, неловкость, логическое мышление».

2

Какими чертами обладают девочки вашей группы?

«Воображение, логическое мышление, внимание, аккуратность, мягкость, нежность, целеустремленность».

3

Испытываете ли вы затруднения в воспитании девочек/мальчиков?

«Да, испытываю, в основном с мальчиками на занятиях — с трудом включаются в деятельность».

4

Знакомы ли вы с методами и приемами дифференциро-ванного подхода к детям с учетом гендерных различий

5

Как вы относитесь к тому, что в нашем ДОУ физическое воспитание мальчиков и девочек осуществляется раздельно?

«Для системной работы нужны мужчины-педагоги… и не только для занятий физической культурой».

 

Анализ созданных условий показал, что в нашем учреждении они оптимальны. Оснащение физкультурного зала и физкультурных уголков в группах проводится с учетом интересов девочек и мальчиков. Для последних специально организован тренажерный зал.

Организованная образовательная среда в ДОУ явилась основанием для реализации авторской программы секции дополнительного образования «Атлетическая гимнастика для малышей 5–7 лет (мальчики)». Данная программа направлена на воспитание физической культуры у мальчиков с учетом их индивидуально-психологических особенностей.

Программа включает: пояснительную записку, перспективный план мероприятий, а так же содержательный комплект приложений. В последнем широко представлены комплексы: разминок; атлетических упражнений; упражнений на развитие гибкости; кинезиологических упражнений; рекомендаций к выполнению атлетических упражнений; игр на преодоление двигательного автоматизма; релаксационных техник на снятие психоэмоционального напряжения; конспектов развлечений, итоговых и открытых занятий.

В расписание занятий ДОУ уроки физической культуры в спортивной секции атлетической гимнастики встроены с периодичностью до 2-х раз в неделю. Основные педагогические технологии реализуются:

1)        с учетом сенситивных периодов по формированию и совершенствованию двигательных способностей, умений, навыков, физических качеств и маскулинных черт характера у мальчиков с целью получения максимальных результатов при минимальных физических и психических затратах;

2)        с учетом осуществления общей физической подготовки по половому признаку. Более глубокая специальная подготовка мальчиков основана на использовании разных видов спортивных игр и упражнений, игр соревновательной направленности, упражнений с элементами спортивной гимнастики и акробатики (кувырки, стойка на лопатках, перевороты боком, перекаты, различные виды прыжков, упражнения на перекладине, скамейке и гимнастической стенке, элементы борьбы, различные игры и соревнования).

Структура занятий состоит из следующих компонентов:

-          разминка (разогрев и подготовка мышц к упражнениям ОРУ);

-          атлетические упражнения и упражнения на развитие гибкости;

-          кинезиологические упражнения;

-          игры на преодоление двигательного автоматизма;

-          комплекс упражнений с гантелями;

-          релаксационный комплекс.

Вид занятий носит учебно-тренировочный характер. Все представленные в программе комплексы упражнений отличаются четкостью и конкретикой установок. Мальчики выполняют упражнения в несколько подходов — возрастные особенности не позволяют длительное время концентрироваться на одном виде деятельности.

Работа на занятиях спортивной секции может проходить как в индивидуальном режиме, так и в парах, и тройках, а так же малых группах.

Так, например, в программе представлены такие упражнения, в которых как общее, так и избирательное воздействие на мускулатуру оказывают упражнения с партнером: переноска, перетягивание, передвижение, приседания, наклоны, минутная борьба и т. п.

Особенная ценность таких упражнений заключается в том, что мальчики, выполняя их, проявляют значительные волевые усилия, соревнуются в умении использовать силу, ловкость, изобретательность, упорство, настойчивость и т. п.

Так же в структуру занятия включены комплексы кинезиологических упражнений. В нашей практике часто встречаются ситуации, когда дети, в силу разных причин, проявляют невнимательность, неорганизованность, неспособность сосредоточиться и верно выполнить предложенное задание. Для развития межполушарных связей и был подобран комплекс специальных игр и упражнений, с помощью которых решаются самые разные по сложности задачи. Так, например, развивая моторику, мы создаем предпосылки для развития психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления, речи и т. п.

Используя упражнения такого рода в образовательном процессе ДОУ, на системном уровне, мы пришли к выводу о том, что девочки быстрее усваивают и качественнее выполняют представленный кинезиологический комплекс, а применение данных игр в разных видах совместной деятельности усиливает интерес и повышает общую работоспособность дошкольников.

При организации работы с детьми следует учитывать тот факт, что мальчики ориентируются на четкость формулировок в задании, выдержанность темпа занятия, конкретную терминологию при ОРУ, специально подобранный комплект оборудования (гантели, штанга, канат, гири, кегли, гимн. палки и т. д.).

Гендерный подход, как форма применения здоровьесберегающих технологий при организации занятий физической культурой в ДОУ может быть более эффективен, при условии, если:

-          комплекс упражнений специально подобран;

-          организованы специализированные зоны для рабочей нагрузки;

-          собран комплект необходимого оборудования для занятий в группе девочек и мальчиковых группах соответственно;

-          дозировка (кол-во движений в упражнении) соответствует возрасту и гендерным особенностям детей;

-          система подходов к выполнению упражнения имеет существенное различие в группах мальчиков и девочек;

-          временной промежуток выполнения упражнения в гендерных группах так же разнится;

-          педагог учитывает гендерные различия при распределении ролей в подвижных играх;

-          педагог нормирует педагогические требования к качеству и скорости выполнения заданий и т. п.

В общеобразовательной системе проводятся совместные спортивные мероприятия, которые способствуют формированию у детей типичных для мальчиков и для девочек отдельно моделей поведения, взаимоуважения, взаимопризнания, понимания и принятия особенностей, возможностей, непохожестей и интересов друг друга, закладывается основа самоидентификации личности.

Программа спортивной секции дополнительного образования «Атлетическая гимнастика для малышей 5–7 лет (мальчики)», разработанная на основе гендерного подхода, прошла апробацию в ДОУ, показала свою эффективность и была рекомендована в практику дошкольных образовательных учреждений. Основным результатом реализации программы является снижение заболеваемости детей и замотивированный интерес к здоровому и активному образу жизни.

Распределение детей по группам здоровья также дало свой положительный эффект. Увеличилось количество детей первой группы здоровья — до 6 % и, соответственно, уменьшилось количество второй и третьей группы.

По результатам мониторинга общефизического профиля воспитанников ДОУ, улучшились показатели выполнения основных движений — шаг, бег, прыжки, кувырки, лазание, ловкость (рук в играх с мячом), пластичность и координация телодвижений (в играх со скакалкой, канатом, обручем и т. п.).

Результаты опытно-экспериментального исследования уровня развития физических способностей и возможностей мальчиков, посещающих спортивную секцию «Атлетическая гимнастика для малышей 5–7 лет (мальчики)», отражены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты опытно-экспериментального исследования мальчиков, посещающих спортивную секцию

Вид упражнения

Начало года (кол-во раз / 30 сек)

Конец года (кол-во раз / 30 сек)

1

Качание пресса (руки за головой)

2–4 раза

до 10 раз — 1 подход

2

Отжимания от пола

Правильных подходов — 0 раз

5–7 раз — до 10 подходов

3

Жим кистевого эспандера

19–23 раза

до 45 раз

4

Подтягивания

0

Правильных подходов — 1–2 раза

 

В заключении важно отметить тот факт, что авторская программа спортивной секции дополнительного образования ДОУ «Атлетическая гимнастика для малышей 5–7 лет (мальчики)» была разработана ещё в 2010 году, и сегодня её реализация дает возможность идти нам в ногу со временем, отвечая всем требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.

Разработанную в ДОУ систему мониторинга качества образования мы дополнили мониторингом личностных качеств воспитанников с учетом ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы.

Нельзя не обратить внимания на тот факт, что включенность в нашу программу спортивной секции дополнительного образования самих педагогов ДОУ и родителей наших воспитанников, начинает менять их отношение как к общей физической культуре, так и к здоровому образу жизни в частности, а также не оставляет без внимания и гендерный подход к воспитанию и обучению в системе в целом. Так же наблюдаются качественные изменения в системе взаимоотношений в детских группах, а так же в системе отношений ребенка к себе.

Специально организованная система мониторинга жизнедеятельности, интересов и увлечений выпускников нашего ДОУ показала, что бывшие наши воспитанники продолжают заниматься в спортивных секциях, показывают результаты собственных достижений, пополняют ряды школы Олимпийского резерва города.

 

Литература:

 

1.         Анохина И. А. Система оздоровительной работы в ДОУ. — Ульяновск, 2005 г.

2.         Бочарова Н. Н. Некоторые вопросы дифференцированного подхода в физическом воспитании мальчиков и девочек. // Дошкольное воспитание, 1997 г., № 12.

3.         Буханова Е. А. Меняющиеся гендерные стереотипы в меняющемся современном мире. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Личностное развитие специалиста в условиях вузовского обучения. Тольятти, 2005 г.

4.         Еремеева В. Д. Мальчики и девочки — два разных мира. — М., 1998.

5.         Микушева Т. В. Раздельное воспитание: за и против // Обруч 1998 № 6

6.         Невский А. Качалка для детей / А. К. Невский. — М.: Новый век, 1998. — 140 с.

7.         Овчинникова О. О некоторых аспектах здоровьесбережения детей в дошкольных учреждениях. Детский сад от А до Я, № 3, 2004г.

8.         Репина Т. А. Мальчики и девочки: две половинки? // Обруч, 1998 № 6.

9.         Репина Т. А. Одинаково ли воспитывать сыновей и дочерей? // Дошкольное воспитание — 1993 № 4.

10.     Репина Т. А. Проблема полоролевой социализации дошкольников / Т. А. Репина // Детский сад от А до Я. — 2006. — № 1. — С. 6–11.

11.     Репина, Т. Особенности формирования начал мужественности и женственности у дошкольников Т. Репина // Детский сад от А до Я. — 2006. — № 1. — С. 128–133.

12.     Стрелова М. Н. Раздельное воспитание: за и против. // Дошкольное воспитание, 2000 г.

13.     Соломенникова О. В. Роль семьи в гендерной социализации детей дошкольного возраста / О. Соломенникова, Н. Баранникова // Детский сад от А до Я. — 2006. — № 1. — С. 122–126.

14.     Татаринцева Н. Е. Педагогические условия воспитания основ полоролевого поведения детей. Ростов-на-Дону, 1999 г.

15.     Фалунина Е. В., Докалина Л. А. Развитие творческих способностей детей средствами музыкально-театрального искусства. / Гуманитарные и социальные проблемы развития регионов Сибири: материалы XIII Межвузовской научной конференции 21 апреля 2014 года. — Братск: Изд-во БрГУ, 2014. — С. 199–202.

16.     Фалунина Е. В., Загарских Д. А. Развитие речи и познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. / Гуманитарные и социальные проблемы развития регионов Сибири: материалы XIII Межвузовской научной конференции 21 апреля 2014 года. — Братск: Изд-во БрГУ, 2014. — С. 202–204.

17.     Филиппова С. О. Мир движений мальчиков и девочек. — СПб, 2001 г.

18.     Чекалина А. Что такое гендер? / А. Чекалина // Детский сад от А до Я. — 2006. — № 1. — С. 31–51.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle