Библиографическое описание:

Курка И. Ю. Математика в сказках (Конспект НОД для детей 5-6 лет с задержкой психического развития по образовательной области «Познание», раздел «Формирование элементарных математических представлений и сенсорное развитие») [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 185-188.

Этот материал предназначен для закрепления у детей 5–6 лет элементарных математических понятий для детей с задержкой психического здоровья. Адресовано педагогам коррекционных детских садов.

 

Учитывая специфику работы с детьми с задержкой психического развития, обычные занятия «за партой» здесь не подходят. Для успешного обучения детей я использую различные методические приёмы. Чтобы занятие по математике не было скучным проявляйте фантазию. Таким образом используя интеграцию и различные игровые приёмы, мы задействуем сразу несколько областей. Предлагаю один из своих вариантов занятий.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Музыка», «Здоровье», «Художественное творчество».

Задачи:Образовательные: Закреплять навыки количественного счёта /8/. Выкладывать силуэты в убывающем порядке по величине в пределах четырёх. Закреплять умение ориентироваться на плоскости: «правый верхний угол, левый нижний угол, середина». Умение соотносить расположение геометрической фигуры и выстраивать самостоятельно по образцу / «Танграмм»/

Речевые: Продолжать обучать составлению распространенных предложений. Согласование прилагательных, существительных в роде, числе и падеже,

Развивающие: Развивать мелкую моторику, память, воображение, мышление.

Воспитательные: Учить понимать и выполнять учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Оборудование: герои сказок для фланелеграфа: лиса, кот, петух,дом, ёлка, комар, муха, мышка, лягушка, заяц, волк, медведь. Карточки с картинками: тарелки, ложки, подушки, кровати, стулья по 4 шт разной величины; игра «Танграмм» на каждого ребёнка; волшебная палочка, цилиндр; книжки со сказками в подарок на каждого ребёнка. Педагог: Ребята, вы любите сказки? Сегодня мы с вами окажемся в сказках. Нас ждут интересные задания и игры. Готовы? Я сегодня буду волшебником. Одеваю цилиндр, беру волшебную палочку, а вы закрываете глаза. /звучит фонограмма / /на фланелеграфе герои сказки: комар, муха, лягушка, мышка, заяц, лиса, волк и медведь, терем/ Педагог: Вот наши герои. Назовите их. Из какой сказки эти герои? /«Теремок»/. Посчитайте их. Сколько всего героев? Посмотрите внимательно, между кем стоит лягушка? -Между кем стоит волк? /так опрашиваю про каждого героя сказки/ -Что случилось с теремком в конце сказки? Я предлагаю вам рассадить наших героев в новый большой теремок. -Посади мышку в правый верхний угол. -Посади комара в левый нижний угол. / рассаживаем героев в терем/ -Вот наши герои теперь в новом теремке.

Рис. 1. Пособие «Займи домик»

 

Какая следующая сказка нас ждёт? Я беру свою волшебную палочку, одеваю цилиндр, а вы закрываете глаза. /звучит фонограмма/ /на каждого по 3 карточки в убывающем порядке по величине: 3 стула, 3 кровати, 3 ложки, 3 тарелки, 3 подушки; ребёнок сам выбирает себе тот или иной набор карточек/ -Рассаживайтесь на коврики. Посмотрите у каждого из вас картинки. Рассмотрите их.

—Что у тебя нарисовано на картинках? /опрос каждого ребёнка/       -Из какой сказки все эти предметы? / «Три медведя»/ -Я хочу вам добавить по одной картинке. Покажите мне, самую большую, высокий или высокую. А теперь разложите в порядке убывания до самой маленькой или низкой. /проверяю правильность выполнения задания вместе с каждым с ребёнком, проговаривая: стул высокий, ниже, ещё ниже и самый низкий и т. д./

Рис. 2. Пособие «Выложи по величине»

 

Молодцы, справились с заданием. Давайте с вами поиграем./ проводится физкультминутка/ Какая следующая сказка нас ждёт? Я беру свою волшебную палочку, одеваю цилиндр, а вы закрываете глаза. /звучит фонограмма/ /на столах на каждого ребёнка игра «Танграмм», карточки с силуэтами: лиса, кот, петух, дом, ёлка/ -Садитесь за столы. На карточках нарисованы силуэты. Вы сейчас попробуете выложить такой же силуэт из геометрических фигур. /дети выполняют задание, педагог помогает затрудняющимся детям/

/у фланелеграфа разложены силуэты: дед, лиса, кот, петух, дом, ёлка, репка/ /дети подходят, находят картинку силуэт которой выкладывали и вывешивают на фланелеграф/ /так дети выкладывают сюжет сказки: кот, петух, лиса, дом, ёлка/ -Из какой сказки эти герои? / «Кот, петух и лиса»/ Молодцы, справились с заданием. -Наше путешествие подошло к концу. В каких сказках мы сегодня побывали?/ответ/ В какие игры играли?/ ответ/ Что вам больше всего понравилось? /ответ/ А на память о нашем путешествии я подарю вам сказки. Вместе их почитаем.

Рис. 3. «Танграмм»

 

Литература:

 

1.      От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.— М., 2011

2.      Колесникова Е. В. Математика для дошкольников 4–5 лет /сценарии занятий по развитию математических представлений /. -М., 2001

3.      Шевченко С. Г., Капустина Г. М. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. –М., 2005

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle