Инновационные подходы к современному уроку русского языка в школе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, февраль 2015)

Дата публикации: 02.02.2015

Статья просмотрена: 780 раз

Библиографическое описание:

Иващенко, Н. В. Инновационные подходы к современному уроку русского языка в школе / Н. В. Иващенко, О. В. Молчанова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 138-142. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7330/ (дата обращения: 27.04.2024).

Современное образование в школе не стоит на месте. Новое время диктует новые подходы и методы в преподавании учебных предметов.

В рамках ФГОС учителю просто необходимо владеть современной техникой, использовать новые технологии, методы и приемы (не забывая при этом и о традиционных).

В данной статье мы попытались рассмотреть структуру урока по русскому языку по теме «Язык и речь» (5 класс) в соответствии с ФГОС.

Надеемся, что наши педагогические находки помогут в работе как молодым специалистам, так и опытным педагогам.

Важно отметить, что урок, построенный по данной методике, способствует обобщению и углублению знаний о языке и речи, о лексическом значении слова, синонимах и омонимах. Обучающиеся работают с толковыми словарями разных авторов, формируют ценностное отношение к русскому языку.

Организационный этап урока направлен на мотивацию к учебной деятельности, создание доброжелательной атмосферы, создание ситуации успеха. Принцип психологической комфортности становится ведущим принципом данного этапа.

Второй этап (актуализация знаний) направлен на проблемную подачу учебного материала. На данном этапе принцип деятельности- один из важнейших аспектов проведения урока.

Нельзя забывать и о постановке учебной цели, которая поможет спрогнозировать дальнейшую деятельность. В ходе урока используются как индивидуальные, так и групповые формы работы.

Мы предлагаем вам конспект урока-путешествия (инновационная форма проведения урока) по ФГОС.В ходе урока были использованы такие информационные ресурсы, как презентация, анимация, видеофрагмент («Дети говорят о важных вещах» (социальный ролик), http://www.youtube.com/watch?v=GeFhXH31Jbg).

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

(4 минуты)

Эй, девчонки и мальчишки,

Доставайте ваши книжки!

И тетрадь, и дневники

Положите на столы.

Не забудьте про удачу,

Чтоб быстрей решить задачу:

Предстоит нам рассуждать,

Сделать вывод,

Доказать.

И тогда, подготовившись сполна,

Пробуй ты своё перо…

Я надеюсь цель ясна?!

Отправляемся гулять,

Свои знанья показать.

В путь, мои юные путешественники! http://www.youtube.com/watch?v=GeFhXH31Jbg

Приветствие учащихся

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель — создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2. Актуализация знаний (4 минуты)

— Ребята, перед вами два высказывания:

1. Язык есть вековой труд целого поколения.

В. И. Даль

2. Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.

Георг Гегель

Задание 1

1. Прочитайте высказывания и объясните своими словами основную мысль каждого из них.

2. О ком из авторов высказывания вы слышали? (Слайд № 4)

3. Какие слова в данных высказываниях, на ваш взгляд, являются ключевыми?

4. Попробуйте сформулировать тему урока.

5. Откройте тетради и запишите число и тему урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают, высказываются, слушают, добавляют

Предполагаемый ответ: «В. И. Даль»

Предполагаемый ответ: «Язык и речь»

Формулируют тему урока

Записывают в тетради число и тему

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

3. Постановка учебной цели.

(1 минута)

Задание 2

Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

Предполагаемый ответ: «Цель урока: вспомнить, что мы знаем о языке и речи. Чем эти два понятия отличаются друг от друга?»

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

4. Закрепление опорных знаний

(5 минут)

Задание 3 (выполняется в группе)

I группа

Сформулировать понятие о языке.

II группа

Сформулировать понятие о речи.

III группа

Найти в толковом словаре значение слов: язык, речь.

IV группа

Вспомнить, что такое синонимы, привести примеры.

Работа в группах

Принцип деятельности.

УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (создание благоприятной атмосферы, заинтересованности, сотрудничества; умение строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками; работа над формированием метода информационного поиска, построение цепочек рассуждений, осуществлять самоконтроль).

ЦЕЛЬ: закрепить имеющиеся знания

5. Первичное усвоение новых знаний

(3 минуты)

Задание 4

Внимательно прочитайте текст на стр.12 учебника и объясните, почему слова ЯЗЫК и РЕЧЬ не употребляются в науке о языке как синонимы.

Работа с материалом учебника, обмен мнениями, доказательство с опорой на правило

Принцип деятельности.

УУД: коммуникативные, познавательные (логично и выразительно излагать свою ТЗ по поставленной проблеме; выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждений, находить доказательства).

Цель: усвоение новых знаний.

6. Первичная проверка понимания

(3 минут)

Задание 5

1. Рассмотрите иллюстрации на стр.12.

2. Придумайте предложения со словосочетаниями изучать язык и развивать речь.

3. К какой части фотоколлажа вы отнесёте каждое из ваших предложений?

Рассматривают иллюстрацию, составляют предложения со словосочетаниями, соотносят предложения с иллюстративным материалом

Принцип деятельности.

УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (логично излагать свою ТЗ; планировать последовательность действий; составлять предложения).

ЦЕЛЬ: проверить понимание.

7. Первичное закрепление

(5 минут)

Задание 6

Открываем учебник на стр.13, выполняем упражнение № 7.

1. Прочитайте. Найдите в тексте абзац, в котором говорится о том, какую роль язык играет в жизни людей, человеческого общества.

2. Найдите в тексте абзац, в котором приводится два значения слова язык. Запишите оба значения.

 

 

 

3. Как называются слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению?

4. Как называется наука о языке?

 

Читают текст, ищут обзац о роли языка в жизни людей и общества

 

 

Находят абзац, в котором приводятся два значения слова язык, записывают оба значения

Предполагаемый ответ: «Омонимы»

 

Предлагаемый ответ: «Языкознание, или лингвистика»

Принцип деятельности.

УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные (определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения; адекватно воспринимать устную, письменную речь; работа с текстом).

ЦЕЛЬ: первичное закрепление знаний.

8. Физминутка

(2 минуты)

А сейчас все тихо встали,

Глазки наши ведь устали,

Глазки видят всё вокруг,

Обведём мы ими круг.

Глазкам видеть всё дано:

Где окно, а где кино,

Обведём мы ими круг,

Поглядим на мир вокруг,

Ручки вверх поднимем дружно,

Кисть расслабим... Это нужно.

Опустили руки вниз,

На носочках поднялись...

Вновь на пяточку, носочек.

Улыбнись скорей, дружочек.

http://nsm04.casimages.com/img/2010/09/22/1009220200311180496793964.gif

Выполняют физразминку

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

ЦЕЛЬ: отдохнуть, расслабиться.

9. Закрепление изученного

(14 минут)

Задание 7

1. Напишите мини-сочинение на одну из лингвистических тем:

-   «Богатство языка есть богатство мысли».

-   «Наш дар бессмертный — речь».

-   «Язык должен быть прост и изящен».

2. Написать отзыв на мини-сочинение одноклассника, начав словами:

-  «Я согласен с мнением.»...

-  «В работе мне понравилось.»...

— Ребята, по ходу письма можно консультироваться о правильности написания слов.

3. Учитель предлагает детям прочитать мини-сочинение и отзыв на него по желанию.

Пишут мини-сочинение

Работа в паре

1. Читают работу соседа по парте.

2. Пишут отзыв на мини-сочинение.

По желанию читают мини-сочинение и отзыв на него

Принцип деятельности.

УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (создание благоприятной атмосферы, заинтересованности, сотрудничества; развитие речи и творческих способностей учащихся; осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль).

ЦЕЛЬ: развивать умения, применять новые знания.

10. Информация о домашнем задании

(2 минуты)

 Вот и подошло к концу наше путешествие. Давайте выставим оценки, запишем домашнее задание.

1. Упражнение № 8 (базовый уровень).

2. Задание по желанию. Найдите в Интернете или в других источниках высказывания о языке и речи писателей, лингвистов (продвинутый уровень).

Запись учащимися задания в дневники

Принцип деятельности.

УУД: познавательные (извлекать необходимую информацию из различных источников, осуществлять поиск).

11. Рефлексия

(2 минуты)

Заверши тезис:

-  «Сегодня на уроке я узнал(а).»...

-  «Самым интересным для меня было.»...

-  «Я испытывал(а) затруднения.»...

— Наше сегодняшнее путешествие о языке и речи хочу завершить словами великого русского писателя И. С. Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса!»

 

Продолжают тезис

 

 

 

 

Слушают учителя

 

 

 

 

 

 

 

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные (поделиться успехами и трудностями)

 

Основные термины (генерируются автоматически): принцип деятельности, язык, минута, Предполагаемый ответ, психологическая комфортность, речь, задание, благоприятная атмосфера, доброжелательная атмосфера, домашнее задание.

Похожие статьи

Роль воспитателей и родителей в обеспечении психологического...

Вопрос — ответ. Отзывы и защиты наших авторов.

Родители также способны создать благоприятную атмосферу вокруг ребенка, благодаря этой которой он будет с

Интеграция видов деятельности. Ориентация на принцип полифонии (принцип «133 зайца»).

Значение и способы создания благоприятного психологического...

сотрудник, работа, рабочая среда, корпоративная культура, совместная деятельность, психологический климат, конечный счет, благоприятный климат, благоприятная атмосфера, культура доверия.

Обеспечение психологической безопасности образовательного...

Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они ведут себя как «дома».

О нравственно-психологическом климате в педагогическом...

Поэтому нам было интересно узнать, что влияет на нравственно-психологическую атмосферу в педагогическом коллективе.

Под углом зрения этих принципов могут быть оценены все другие качества личности.

Интенсивный метод обучения русскому языку как иностранному

Домашние задания в условиях большой концентрации учебных занятий минимальны.

Эффективность этой деятельности зависит от атмосферы, в которой она протекает.

Обучение диалогической речи в контексте... диалогическая речь, иностранный язык...

О внедрении деятельностных технологий на занятиях по...

принцип психологической комфортности – создание на занятиях доброжелательной атмосферы, развитие диалогических и монологических форм общения; принцип вариативности – формирование способностей к выбору вариантов

Технология дифференцированного обучения на уроках...

Для таких уроков готовятся разноуровневые карточки с заданиями на «3»; на «4»; на «5». Ученики выполняют задания, сверяются с ответами.

− создание атмосферы, благоприятной для учащихся; − активно общаться с учащимися для того, чтобы учебный процесс был...

Культура педагогического общения - как условие благоприятного...

Библиографическое описание: Голубцова М. В. Культура педагогического общения - как условие благоприятного психологического

Климат называют благополучным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности.

Игровые методы как средство активизации познавательной...

А развлекательная функция игры связана с созданием определенного комфорта, благоприятной атмосферы

Игра-метод «Мозговой штурм». Цель: развивать связную речь. Ход игры: Детям предлагается проблемная ситуация и заслушиваются все ответы детей.

Похожие статьи

Роль воспитателей и родителей в обеспечении психологического...

Вопрос — ответ. Отзывы и защиты наших авторов.

Родители также способны создать благоприятную атмосферу вокруг ребенка, благодаря этой которой он будет с

Интеграция видов деятельности. Ориентация на принцип полифонии (принцип «133 зайца»).

Значение и способы создания благоприятного психологического...

сотрудник, работа, рабочая среда, корпоративная культура, совместная деятельность, психологический климат, конечный счет, благоприятный климат, благоприятная атмосфера, культура доверия.

Обеспечение психологической безопасности образовательного...

Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они ведут себя как «дома».

О нравственно-психологическом климате в педагогическом...

Поэтому нам было интересно узнать, что влияет на нравственно-психологическую атмосферу в педагогическом коллективе.

Под углом зрения этих принципов могут быть оценены все другие качества личности.

Интенсивный метод обучения русскому языку как иностранному

Домашние задания в условиях большой концентрации учебных занятий минимальны.

Эффективность этой деятельности зависит от атмосферы, в которой она протекает.

Обучение диалогической речи в контексте... диалогическая речь, иностранный язык...

О внедрении деятельностных технологий на занятиях по...

принцип психологической комфортности – создание на занятиях доброжелательной атмосферы, развитие диалогических и монологических форм общения; принцип вариативности – формирование способностей к выбору вариантов

Технология дифференцированного обучения на уроках...

Для таких уроков готовятся разноуровневые карточки с заданиями на «3»; на «4»; на «5». Ученики выполняют задания, сверяются с ответами.

− создание атмосферы, благоприятной для учащихся; − активно общаться с учащимися для того, чтобы учебный процесс был...

Культура педагогического общения - как условие благоприятного...

Библиографическое описание: Голубцова М. В. Культура педагогического общения - как условие благоприятного психологического

Климат называют благополучным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности.

Игровые методы как средство активизации познавательной...

А развлекательная функция игры связана с созданием определенного комфорта, благоприятной атмосферы

Игра-метод «Мозговой штурм». Цель: развивать связную речь. Ход игры: Детям предлагается проблемная ситуация и заслушиваются все ответы детей.