Библиографическое описание:

Белокопытова С. В. Формирование компетенций готовности подростков к условиям здорового физического развития [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 1-3.

Компетенция — это совокупность знаний, умений и навыков, в которых должен быть осведомлен человек и иметь практический опыт, а компетентность — это качество владения ими, и то, каким образом данная компетенция проявляется в деятельности. Руководствуясь ключевыми компетенциями А. В. Хуторского, мы определили, что что приоритетной компетенцией в реализации коррекционной адаптации подростков к условиям здорового физического развития являются здоровьесберегающие компетенции.

Здоровьесберегающие компетенции предполагают опыт ориентации и активной деятельности в повседневной жизни; эмоциональной саморегуляции, самоконтроля и самоподдержки, владение способами физического самосовершенствования; позитивное и адекватное отношение к своему здоровью; знание и умение применять правила личной гигиены, умение заботится о личной безопасности, собственном здоровье; знание и соблюдение норм здорового образа жизни; умение определять изменения в физическом развитии.

В формировании здоровьесберегающих компетенций у подростков основной акцент делается на самостоятельность в достижении результатов, получении и анализе имеющихся знаний. Данный процесс должен проходить под контролем методиста ЛФК.

Методист ЛФК должен соответствовать требованиям образовательного стандарта и готовым к учебно-воспитательной, социально-педагогической, культурно-просветительной, научно-методической, организационно-управленческой, физкультурно-спортивной и оздоровительно-рекреативной деятельности.

Человеческий организм — саморегулирующаяся система, направленная на восстановление нарушенных функций и поддержание продолжительности жизни, энергия его огромна, а тело — самоисцеляющаяся система. Но сам организм может восстановиться лишь при условии, что вы поможете ему правильной организацией режима работы, сна, отдыха, питания и ежедневной физической активностью в разумном объеме [6].

Иными словами, качеством результата улучшений физического развития в процессе коррекционной работы является освоение компетенций и ориентированы они на результат.

Мы рассматриваем компетенцию не как знания, умения, навыки, а способность их актуализации на основе понимания того, какие именно личностные качества, знания, умения и навыки необходимы для адекватной коррекционной адаптации.

Наиболее точно компетенцию можно определить, как умение выполнять действия и функции субъекта определенного вида деятельности, основанное на необходимых знаниях, навыках, личностных качествах и ценностных ориентациях [5].

В Законе РФ ст.32 «Об образовании» рассматривается компетенция образовательного учреждения в виде создания необходимых условий для работы подразделений организации в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.

Различные книжные издания, средства массовой информации несут нескончаемый поток информации о различных «панацеях», несущих здоровье человеку. Многие «оздоровительные системы» не имеют в своей основе какого-либо научного обоснования, а базируются на личном опыте автора. И эти технологии, могут привести к пессимальному эффекту, если у субъекта не сформирована компетентность готовности к активной физической деятельности.

Все сказанное свидетельствует о необходимости применения проекта, формирующего компетенцию готовности в образовательной и повседневной деятельности подростков, к научному поиску таких технологий, которые с одной стороны, укрепляли бы его здоровье, а с другой — надежно и устойчиво вписывались в любое образовательное пространство.

Цель ЛФК — это формирование разносторонней, физически развитой личности, способной активно использовать лечебную гимнастику для укрепления и сохранения своего здоровья.

Компетенция готовности является ключевой и для ее формирования необходимо создавать условия для самостоятельного решения подростками познавательных, организационных, коммуникативных и других вопросов, решать личностно значимые проблемы.

Сам термин «ключевые компетенции» определяет, что они являются основанием, ключом. Если подросток владеет ими, то он сможет активно их реализовать на практике в процессе активной физической деятельности.

Методист ЛФК помогает подросткам организовать исследовательскую деятельность состояния своего здоровья.

Известно свыше 150 ключевых компетенций, но в процессе коррекционной адаптации приоритетными являются следующие компетенции: учебно-познавательная, личностная, социальная.

Ключевые компетенции

Социальная значимость

Личностная значимость

Формы работы

Учебно-познавательная

Формирование ценностного отношения к здоровью как фактором дальнейшего выбора профессионального будущего.

Приобретений знаний необходимых для систематических занятий ЛФК для улучшения здоровья, профилактики заболеваний и повышения общего тонуса организма.

Самоконтроль, самоанализ.

Личностная

Социально-профессиональное самоопределение.

Умение контролировать физическое состояние организма.

Занятия ЛФК в специализированных учреждениях и самостоятельные занятия.

Социальная

Формирование ценностного отношения к здоровью, активной субъектной позиции оздоровительной направленности.

Осознание личностью ценности здоровья, являющимся условием социально-профессионального самоопределения.

Участие в мастер-классах при презентациях проекта коррекционной адаптации.

 

Важным условием формирования у подростков ключевых компетенций является учет и максимальное удовлетворение медико-педагогических потребностей подростков. Для этого необходимо выявить исходный уровень потребностей подростков различными диагностическими методами (тестирование, анкетирование, наблюдение, беседы и т. д.). Для объективной оценки исходного уровня компетенций в процесс диагностики можно привлечь родителей, учителей, одноклассников.

Такой подход в усвоении и коррекции действий позволяет вырабатывать психолого-педагогическую готовность к будущей оценочной деятельности [4].

Физиологический эффект ЛФК на организм подростков идентичен эффекту школьному уроку физической культуры, а также соответствует основным требованиям ФГОС к условиям здоровьесбережения:

1.                  построение занятий ЛФК на основе закономерностей медико-педагогического процесса с использованием инновационных достижений медико-педагогической практики;

2.                  Оптимальное соотношение методов и принципов общедидактических и специфических в процессе коррекционной деятельности;

3.                  С учетом состояния здоровья подростков, особенностей развития, потребностей, интересов, наклонностей создать необходимые условия для эффективной коррекционной деятельности;

4.                  Установление межпредметных связей, осуществление связи с предыдущими компетенциями;

5.                  Активизация развития всех сфер личности подростков;

6.                  Логичность и адекватность этапов медико-педагогической деятельности;

7.                  Эффективное применение медико-педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий;

8.                  Формирование необходимых компетенций, для реализации их на практике;

9.                  В процессе коррекционной деятельности использование правил здорового образа жизни;

10.              Формирование умения получать знания, достигать результатов, для сохранения своего здоровья;

11.              Правильная диагностика, прогнозирование, проектирование, планирование и контроль в процессе коррекционной адаптации.

12.              Несмотря на большой объём проводимых в школах профилактических, воспитательно-образовательных мероприятий, здоровье учащихся, а также их поведение с точки зрения здорового образа жизни в настоящее время имеет тенденцию к ухудшению [2].

Результат, успешно достигнутый в рамках поставленной задачи, в дальнейшем необходимо развивать с целью улучшения эффективности и генерализации(Raine,2007) [1].

 

Литература:

 

1.         Бобат-концепция. Теория и клиническая практика в неврологической реабилитации. — Нижний Новгород: издательство «Кириллица», 2013. -320 с., илл.ISBN 978–5-905603–23–5)

2.         Научно-методический журнал № 3(17), 2008; ISSN 1999–3455 «Культура физическая и здоровье».

3.         Педагогика. Научно-теоретический журнал Российской академии образования № 5, 2012).

4.         Педагогика рефлексивной праксеологии: монография/ И. Г. Гузенко: — Л.: Издательство ЛГПУ, 2009. -304. (Профессионализм педагога). ISBN 978–5-88526–433–4

5.         С. И. Змеёв Педагогика. Научно-теоретический журнал Российской академии образования № 5, 2012).

6.         Ситель А Б. Соло для позвоночника. — М.: Метафора, 2006. — 224с.: — (Серия «Российские методики самоисцеления») ISBN 5–85407–018–9.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle