Библиографическое описание:

Даниленкова В. А. Значение дисциплины «Экология» для формирования экологической образовательной среды в техническом вузе (на примере морского университета) [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 243-245.

Рассматривается проблема формирования экологической образовательной среды в морском техническом университете путем изучения преподавания дисциплины «Экология» и ее междисциплинарная связь со специальными дисциплинами

Ключевые слова: экологическая образовательная среда, морские специалисты, курсант, преподаватель, окружающая среда, здоровьесберегающая среда

 

Учебный процесс в морском техническом вузе происходит в определенной образовательной среде, в основе которой лежит понимание особенностей обучения морским специальностям. Подготовка морских специалистов имеет важное значение в современных условиях, так как российский морской и рыбодобывающий флот располагает судами самого различного назначения, которые представляют собой сложные инженерные сооружения с многочисленными системами и устройствами и предназначены для решения главной задачи — перевозки грузов и пассажиров, обеспечивая при этом безопасность мореплавания, экологическую безопасность.

Учитывая темпы развития современного флота и сохранения экологической морской среды, у курсантов необходимо формировать экологическую грамотность в период обучения в морском университете. Образовательная среда в морском техническом вузе — система влияний и условий формирования экологически грамотных курсантов, способных принимать управленческие решения, основанные на достаточной осведомленности об экологических последствиях загрязнения морской окружающей среды. В процессе обучения в морском техническом вузе необходимо приучать курсантов к тому, что любое решение, любое действие должно быть экологически обосновано, проанализировано, подкреплено с учетом экологической безопасности мореплавания.

Системообразующими элементами экологической образовательной среды в морском университете являются формы коммуникативного взаимодействия курсант-преподаватель- окружающая среда-здоровьесберегающая среда. Экологическая образовательная среда понимается нами как форма коммуникативного взаимодействия (сотрудничества), которая создает потребность в знаниях, основанных на междисциплинарности, информационности, способность использовать их в практической учебной деятельности с учетом общности интересов педагога и обучающегося. Наиболее эффективной для экологически профессионального развития студента является его активное участие во всех сферах образовательной среды с учетом неразрывной связи целей и задач образования, технологий, средств, методов обучения на каждом этапе обучения в морском техническом вузе.

Формирование экологической образовательной среды в морском техническом вузе необходимо начинать с разработки концепции морского образования, основанной на: 1) особенностях контингента обучающихся; 2) определении целей учебно-воспитательного процесса и образовательной среды в целом; 3) содержании морского образования; 4) методах, средствах обучения; 5) определении требований к профессорско-преподавательскому составу, к его профессиональным и личностным качествам.

В качестве исходного условия для формирования экологической образовательной среды в морском техническом вузе мы выделяем экологически социальную разнородность контингента обучающихся. В первую очередь, различие по виду и уровню их экологической подготовки в школе. Это предъявляет к экологической образовательной среде особые требования: учебные программы и содержание дисциплин должны быть ориентированы на формирование экологического осознания ответственности за свои действия, на создание развивающей экологии образовательной среды. Исходя из вариативности технического образования, содержание обучения может быть представлено: знаниями, умениями, навыками по учебным дисциплинам, основанными на междисциплинарных связях, дающими студентам быть компетентными, профессионально подготовленными, творчески ориентированными в социокультурной человеческой деятельности; способами обучения и их способностью учиться; способами социализации, обеспечивающими возможность межличностного и профессионального взаимодействия, познавательные, личностные и коммуникативные способности.

Рассматривая проблему формирования экологической образовательной среды в морском техническом университете нами было уделено особое внимание изучению преподавания дисциплины «Экология» и ее значение при изучении специальных дисциплин и влияние на окружающую образовательную среду.

Содержание курсов различных специальных дисциплин с точки зрения экологии настолько взаимосвязано и взаимообусловлено, что единственно верный и необходимый путь — это их интеграция, понимаемая нами как процесс, ведущий к состоянию связанности отдельных частей, к их сближению в единое целое. Варианты интеграции специальных дисциплин и экологии могут быть различны и зависят от их содержания с учетом специальных и экологических знаний.

Принципы междициплинарности и интеграции специальных дисциплин и экологии позволяют установить связи теории с практикой, актуализировать развитие экологической грамотности у студентов в процессе их обучения в морском техническом вузе. Дисциплина «Экология» приобретает новый статус: из репродуктивной учебной дисциплины она превращается в источник различных экологических проблем, связанных с морской экологической безопасностью, становится инновационной в разъяснении современных тенденций развития морской техники и технологий, делается более значимой для развития экологического мышления и сознания у обучающихся.

Показывая динамику развития экологии и ее связь со специальными дисциплинами, мы тем самым способствуем ускорению процесса усвоения экологических знаний. Методика преподавания экологии в морском техническом вузе включает не только изучение экологических явлений, но и способствует реализации экологических теорий и принципов на практике. Так, курс «Экологии в техническом вузе» состоит в нашем опыте из разделов: интергированный курс по общей экологии, социальной экологии и инженерной экологии; авторские разработки по проведению лекций, самостоятельных работ, тестирования, семинаров и прочее.

Форма организации поведения лекций, практических занятий готовит курсанта к взаимодействию с окружающей средой в различных ситуациях, развитию экологической грамотности для решения экологических задач и проблем в будущей морской профессиональной деятельности. Такая логика предусматривается (по возможности) при изучении каждой темы и способствует реализации поставленной цели — качественно повысить уровень экологической подготовки будущего морского инженера.

Идея интеграции тесно связана с интенсификацией процесса обучения. Если первая решает вопросы содержания учебного материала, то вторая касается организации педагогического процесса при изучении экологии. Использование в процессе обучения экологии принципиальных, функциональных схем, таблиц помогают курсантам ориентироваться в большом объеме информации, видеть логические связи между дисциплинами и внутри дисциплин, развивают у них мыслительные процессы, последовательность и логику мышления. Интенсификация учебного процесса в вузе предусматривает, как при наименьшей затрате времени, увеличив до максимума объем передаваемой учебной информации на каждом занятии, качественно улучшить подготовку специалиста. Это особенно важно для экологии, ибо по учебным планам на экологическую подготовку курсантов в техническом вузе отводится лишь 9,5 % учебного времени, а в некоторых вузах еще меньше. Схемы, чертежи, рисунки, используемые в процессе преподавания экологии, позволяют улучшению у курсантов восприятия, осмысления экологических явлений, облегчают запоминание и увеличивают объем памяти.

Обучение экологии в морском техническом вузе невозможно без диагностики. Под диагностикой мы понимаем процесс установления степени результативности формирования экологической грамотности у курсантов в процессе их обучения в иорском техническом вузе. Критериями результативности являются: знания об экологических процессах в морской среде; умения предвидеть последствия экологических катастроф на море; техника принятия экологических решений. К концептуальным положениям нашего подхода относится отбор и разработка содержания учебного материала, что предполагает развитие творческого экологического мышления курсантов через изложение различных позиций и концепций, интеграцию содержания экологических знаний, переосмысление всего содержания преподаваемого материала. Собственная, авторская или просто личностная позиция преподавателя выступает в нашей технологии как одно из ведущих звеньев.

Обучение экологии в морском техническом вузе достигает высоких результатов при интеграции экологических знаний и специальных дисциплин; при интенсификации процесса обучения; при современном содержании образования, отражающем новые тенденции развития морской техники, технологии и общества в целом; при системе работы преподавателя, построенной на диагностической основе, направленной на формирование и развитие экологической грамотности морского инженера.

Деятельность преподавателя в морском техническом вузе меняется от репродуктивной к продуктивной деятельности по формированию экологической образовательной среды. Это, в свою очередь, требует от преподавателя экологии взаимодействовать не только с обучающимися, но и другими участниками образовательного процесса.

Целевая установка подготовки морского инженера определена федеральным государственным стандартом; выражается она не только объемом необходимых знаний и умений по экологии, но и набором личностных качеств выпускника морского вуза, способного работать в сложнейших условиях морской среды.

Содержательный компонент обучения экологии в морском техническом вузе состоит из инвариантной части стандарта инженерного морского образования, содержащая базисные знания и дающая общее представление об экологии, как науке, изучающей условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, в которой они обитают. В рамках данного раздела изучаются такие темы: «Основные концепции экологии» «Структура и функции экосисистемы», «Основные законы и принципы экологии», «Концепция эволюции и принцип гармонизации», «Естественное равновесие и эволюция экосистем». В вариативной части изучения включатся темы, связанные с темами специальных дисциплин и социальной образовательной средой морского вуза «Социокультурные аспекты экологической безопасности образовательной среды», «Социально-экономические аспекты экологической безопасности образовательной среды», «Экологическая безопасность и образовательная среда», «Экология и экологическая безопасность на море», «Экология, здоровье студентов и здоровьесберегающие технологии в образовательной среде», «Морской технический университет и его экологическая среда», «Экологическая безопасность на море и ее роль в подготовке морских инженеров», «Моделирование экологической безопасности на с учетом требований международных конвенций по обеспечению безопасного мореплавания» и другие. Вариативная часть в основном состоит из спецкурсов и спецпрактикумов, семинаров, коллоквиумов

Таким образом, в морском техническом университете преподавание дисциплины «Экология» носит междисциплинарный, интеграционный характер и способствует формированию экологической образовательной среды вуза.

 

Литература:

 

1.            Даниленкова В. А. Экология в техническом вузе. Экспериментальный интегрированный междисциплинарный курс / Учебное пособие, Калининград, Изд-во БГАРФ, 2010. -96с..

2.            Даниленкова В. А. Экология образования как основа формирования экологических знаний в техническом университете // Известия БГАРФ, 2014, № 1(27), С.96–100.

3.            Мамедов, Н. М. Основы социальной экологии: Уч.пособие для студ-ов вузов/ Н. М. Мамедов. — М: СТУПЕНИ, 2003. -255с.

4.            Назарова, Н. С. Охрана окружающей среды и экологическое воспитание студентов: учеб.пособие / Н. С. Назарова. — М.:Высш. шк., 1989. — 104 с.

5.            Суравегина, И.Т., Сенкевич В. М. Как учить экологию. — М.: Просвещение, 1995. — 96 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle