Библиографическое описание:

Ахмадишина Х. С., Коростелева Н. А. Влияние средств массовой информации на воспитание молодежи [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 1-3.

В данной статье рассматривается вопрос истории возникновения и развития средств массовой информации и их влияние на молодое поколение Казахстана. Представлен анализ проведенного анкетирования студентов в возрасте от 16 до 21 года по проблеме исследования.

Ключевые слова:средства массовой информации, молодежь, телевидение, интернет.

 

Объектом нашего исследования являлась современная молодежь Республики Казахстан, которая попадает под влияние средств массовой информации (СМИ). Предметом исследования были средства массовой информации и их влияние на молодежь. К числу средств массовой информации нами были отнесены интернет, телевидение, пресса, радио.

В качестве основного метода исследования данного вопроса был применено анкетирование юношей и девушек одного из колледжей г.Караганды (Казахстан) — колледжа МБА. Данный метод позволил нам выявить самое популярное СМИ среди студентов, а также цели, для которых современные юноши и девушки преимущественно используют средства массовой информации, как первичные, так и последующие.

Изначально предполагалось, что молодежь РК в основном использует СМИ в качестве средства для развлечения. Для ответа на интересующие нас вопросы, нами был изучен такой аспект, как появление в истории человеческого средств массовой информации.

Мы выяснили, что самым древнейшим видом СМИ является печатная пресса — газеты. Древнейшим прообразом газеты считают рукописные листки, которые появились в Древнем Риме с 59 г. до н. э. до 222 г. н. э. С их помощью люди узнавали последние новости. Рукописные листки переписывались от руки и выходили под названием «Acta diurna populi romani» («Ежедневные дела римского народа»). Позже римские газеты представляли собой дощечки из дерева, на которых писались новости политической жизни, судебных тяжбах и скандалах в государстве [2].

Газеты не всегда писали от руки. После изобретения в XV веке И.Гуттенбергом печатного пресса, который позволял размножать текст и изображения, новости в Европе стали издаваться в печатном виде. Одними из первых сообщений, напечатанных в печатной сводке новостей, был отчет о турнире, который издавался в 1470 г. в Италии. Например, печатной сводкой являлось сообщение Христофора Колумба о его географических открытиях (1493г.).

Газета, к которой привык современный мир, т. е. периодическая, является изобретением Европы. Старый предок современной газеты — это рукописные листки новостей, распространявшиеся в XVI в. в Венеции. Венеция сыграла огромную роль в истории развития газеты. Она была центром торговли, а потому и информации. В венецианских газетах, называвшихся «авизи» или «газетте», сообщалось о жизни политики и войнах в Италии и Европе. Они начали издаваться еженедельно с 1566г.

С этого момента печатные газеты с огромной скоростью распространились по Европе. Еженедельные газеты появились в Базеле (1610), во Франкфурте и Вене (1615), в Гамбурге (1616), Берлине (1617), Амстердаме (1618) и Англии (1621).

Одной из первых, типичной в нашем понимании, газетой, принято считать, издававшуюся с 1631г. во Франции (Париж) газету «Газетт де Франс». Эту газету начал издавать дворянин Теофраст Ренодо [2].

В результате исторического анализа, выяснено, что первым электронным видом СМИ является радио. Официальная дата рождения радио — 7 мая 1895 года, день, когда А. С. Попов продемонстрировал первый в мире радиоприёмник на заседании Русского физико-химического общества [1].

Первая в мире радиопередача прозвучала в эфире лишь в 1906 году. Транслирование велось из прибрежной зоны США. В эфире был прочитан отрывок из Библии и в исполнении скрипки прозвучали фрагменты из двух евангельских гимнов: «О, святая ночь» и «Почитание и смирение».

Регулярно радиопередачи начали выходить в 1909 году, когда американец Чарльз Геррольд открыл первую в мире радиостанцию San Jose Calling. Данная радиостанция базировалась в городе Сан-Франциско.

Вторым электронным СМИ в истории человечества является телевидение, в основе которого лежит явление фотоэффекта, открытое в 1873г. английским ученым Смитом. В мае 1932г. по телевидению был показан небольшой звуковой фильм, который был снят утром того же дня на Пушкинской площади, на Тверской и на Красной площади. В октябре 1932г. по телевидению показали фильм об открытии Днепрогэса. Показ состоялся лишь через несколько дней после события.

К последним изобретённым электронным СМИ нами была отнесена сеть Интернет, история возникновения которой была связана с периодом «холодной войны» между СССР и США. В октябре 1957 г. СССР запустил в космос первый в мире искусственный спутник. СССР опережал США в науке, а после данного события отрыв между государствами стал еще более заметным. После чего президент США Д.Эйзенхауэр подписал приказ о создании Агентство по перспективным научным проектам и исследованиям, «ARPA», которое работало в рамках министерства обороны страны. Оно должно было создать сеть, объединяющую главные его центры [4]. Главный вопрос, который интересовал данное агентство — соединение расположенных в разных местах компьютеров с помощью телефонных линий и в январе 1969г. впервые была запущена система, которая связывала между собой 4 компьютера в разных концах США, а в 1973 г. сеть стала международной. В конце 90-х годов стало возможным передавать по сети не только текстовую, но и графическую информацию и мультимедиа.

Целью первых компьютерных сетей была передача информации, текстов. С появлением возможности передачи графики, к пользованию всемирной паутиной приобщилось еще больше людей. Ежегодно доступ в сеть Интернет упрощался и пользователей становилось все больше и больше. В 2000 году в сети Интернет насчитывалось около двадцати миллионов сайтов. В 2003 году их количество увеличилось в пять раз. Для проверки гипотезы нашего исследования, было проведено анкетирование молодежи Бизнес — колледжа МБА (г. Караганда).

В ходе анализа результатов было выявлено соотношение пользования Интернетом и телевидением молодежью (Рисунок 1).

Рис. 1. Соотношение использования Интернета и телевидения

 

Что же касается радио и прессы, то из всех опрошенных данные СМИ используют единицы.

Также проведение анкетирования показало, что почти все молодые люди априори используют средства массовой информации для развлечений (Рисунок 2).

 

Рис. 2. Приоритет использования СМИ молодежью

 

А также было выяснено, какие страницы в Интернете чаще всего посещает молодежь. Молодое поколение отдает предпочтение социальным сетям. Большая часть опрошенных подтвердила, что заходит в сеть для общения в социальных сетях. Также многие ответили, что посещают новостные порталы, занимаются самопознанием и самообразованием, используя интернет.

Телевидение, радио и пресса следуют позади Интернета. Это связано с тем, что интернет предоставляет массу информации и в нем можно найти именно то, что больше всего нужно человеку. В этом плане интернет значительно превосходит остальные СМИ. Но телевидению так же уделяется достаточно времени, так как с детства молодежь смотрит ТВ программы. Радио и пресса не пользуются как таковой популярностью в настоящее время за отсутствием информативности. Например, чтобы узнать нужную информацию необходимо купить специализированный журнал, газету или настроиться на нужную радиоволну и ждать того момента, когда представится нужная информация.

Таким образом, в ходе проделанной работы, было выявлено самое древнейшее СМИ — печатная пресса. Затем следуют радио, телевидение и интернет. СМИ издревле считались роскошью. С появлением каждого нового типа СМИ динамика его развития была все стремительней, уверенней и прогрессивней. С появлением у людей различных потребностей в сфере получения информации, СМИ эволюционировали от простых коротких очерков, радиопередач, телевизионных программ о самых главных темах, до большого ассортимента различных направлений.

В ходе анализа результатов анкетирования молодежи, предложенная нами гипотеза частично подтвердилась: СМИ оказывают двустороннее влияние на сознание молодых людей. Помимо развлечений и общепринятых стандартов того, что нынешнее поколение основную часть времени проводит за развлечениями, оно также интересуется обстановкой в стране и в мире, пытается найти для себя что-нибудь новое, используя для этого образовательные порталы, познавательные телепередачи и научные статьи в газетах и журналах.

 

Литература:

 

1.      Воллернер Н. Ф. Радиоприёмные устройства: Учебное пособие. — К.: Вища шк., 1993. — 391 с.

2.      Моисеев В. А. Журналистика и журналисты. К.: Дакор, 2002. — 400 с.

3.      .Рубрика «Кстати» на радио «Вести ФМ» [Электронный ресурс]. — режим доступа: http://www.vesti.ru/doc.html?id=357765

4.      «Самый ценный совет в жизни» сайт 13min.ru [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.13min.ru/it/vozniknovenie-interneta-xronologiya-sobytij.html

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle