Библиографическое описание:

Алешкина О. В., Миналиева М. А., Рачителева Н. А. Духовно-нравственные ценности — основа деятельности учителя [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 171-173.

Данная статья об особенностях духовно-нравственного воспитания на современном этапе развития общества.

Ключевые слова: воспитание, духовно-нравственные ценности.

 

Актуальность данного исследования заключается в том, что педагогика представляет собой важную часть развития человечества, формируя особый вид бытия, закономерно создавая образ духовности, обозначенный ролью воспитания и образования в становлении будущих поколений человеческого рода. Смысл духовности обусловлен общей направленностью многих и различных традиций воспитания и образования.

Диалог культур по вопросам образования, жизненные примеры учителей, педагогические традиции мировых религий и педагогические идеи, заключенные в памятниках литературы, взаимосвязь традиций религиозного и светского образования, образовательные модели исторических эпох мировой человеческой цивилизации составляют духовное богатство педагогики и раскрывают духовную сущность педагогического труда.

Внешняя и внутренняя политика государственных деятелей занимает в духовном воспитании будущих поколений человечества почетное место и значительное положение. Духовностью отмечена педагогическая деятельность корифеев мировой науки и изобретателей техники. В педагогической науке значительно развито психологической направление. В этом направлении введено понятие «реалы», обозначающее простейшие духовные сущности, изначально формирующие культуру воспитания и отмечаемые в культуре речи.

Современное развитие и понимание духовности осуществляется в диалоге и сотрудничестве светской и религиозной тенденций, контактах верующих различных традиционных религий и служит возрастанию понимания проблем воспитания и образования в общем единомыслии. Христианские церкви и объединения, другие религиозные общины, государственные органы и общественные круги разных стран, международные организации предпринимают открытый диалог на уровне мирового сообщества, исполненный заботы сохранения морали в обществе, тематически направленный на духовное и нравственное воспитание и защиту права человека на образование. Особенное значение имели публичные заявления Святейшего Патриарха Алексия II и Его выступление в Парламентской ассамблее Совета Европы в октябре 2007. В «Приветствии Президента России Д. А. Медведева участникам и гостям Архиерейского собора Русской православной церкви 2008 года» было сказано о важности вопросов духовной жизни общества и значимости высказанного соборного мнения о путях духовного просвещения. Это связано с актуальными задачами развития, стоящими перед нашей страной на современном этапе, и в первую очередь — с духовно-нравственным воспитанием, утверждением идеалов добра, милосердия и справедливости, которые являются важнейшей миссией не только религиозной организации, но и общества в целом. Такие ценности во все времена скрепляли наше Отечество, формировали национальные традиции и моральные устои. Сегодня они позволяют России сохранять свои исторические корни и культурно-духовную самостоятельность.

Духовной силой воспитания наделено эпистолярное искусство и мемуары. «В словесном искусстве, милейший мой, я подражаю живописцам, не сразу пишу законченный словесный образ и не с первой, как говорят, буквы создаю поучение или опровержение, но делая сначала общий набросок и как бы наводя легкую тень, вставляю таким способом украшения и ввожу подобие, соответствующее изображаемому лицу», — пишет в письме одному ученику Михаил Пселл, византийский философ и педагог, прославленный богатым эпистолярным наследием. Рассуждения о проблеме воспитания и обучения в духовном становлении человека отличаются стремлением выяснить сущность педагогического труда. Понимание духовности в истории педагогических учений доведено до континуальной образовательной реальности родовой и исторической жизни человечества. «Золотым веком» педагогики названа русская педагогика XIX века.

Духовное измерение воспитательного процесса — это вера в общение, взаимопонимание и стремление основать веру в человека, невозможные без возвышенного отношения к жизни и смерти, формирующегося поэтичностью. Духовность педагогического смысла поэтичности изначальная. Поэтичность представляет собой мир свободных интенций, творчества, воображения, новых смыслов, актуальных с педагогической точки зрения, потому что личностное самосознание, творческая природа познания, устремленность к образцовой добродетели, осмысление человеческого достоинства, как правило, характеризуют воспитательный процесс [2, c.78].

Духовность педагогического смысла воли обоснована тем, что воля лежит в основании недифференцированного континуума, непрерывной реальности, составляющей исходный уровень образа первопредка и требующей определения; волей осуществляется структурная организация и преобразование отношений мироздания в одушевленный и одухотворенный человеческим творчеством, развитый поэтическим воображением, проникнутый человечностью мир, концептуально определяемый в волевом устремлении. Духовность педагогического смысла естественности и родной близости поэтического образа первопредка очевидна. В понятии «родина» заключен изначальный смысл образа первопредка, слова «родина» и «природа» однокоренные; природа проявляет себя в окружающих явлениях настолько и так, что только человек может познать явления и бережно распорядиться дарами природы. Естественно–ценностное человеческое познание извлекает тайны мира из самых потаенных природных глубин и представляет в целостной реальности [3, c. 95].

Педагогический смысл духовности соотносится с образным мировоззрением, представляющим особый мир многообразия и стоящего за ним единства высшего порядка — первообраза. Основа воспитания достоинства — профессиональная целеустремленная деятельность по критериям духовности. Критериями духовности считаются: во-первых, количественная неизмеримость и качество; во-вторых, ограниченность причинно-следственной связи и цель; в-третьих, преодоление предела предметного воздействия и свобода воли.

Идея активности сознания представлена самосознанием и творчеством. Идея воли раскрывается в ценностном понимании цели и формировании типологии ценностей: ценности здоровой жизни, ценности свободы и равенства, нравственные ценности, связанные с вопросом о смысле жизни, эстетические ценности, родовые ценности взаимопонимания поколений, ценности мира и созидания. Идея развития проявляется в образовании норм и правил, закрепляемых в обычаях и передаваемых от поколения к поколению. Принцип духовности образует коллективную память мировой культуры, включает трансляцию, традицию, интерпретацию и считается началом поликультурного образования.

В ракурсе современных исследований педагога как субъекта профессиональной деятельности большое значение придается личностному потенциалу как специфической «внутренней опоре», позволяющей созидать продуктивные условия реализации педагогической деятельности в достаточно энтропийной среде. Личностный потенциал рассматривается как интегральное образование, включающее высокий уровень осмысленности жизни и временной перспективы; продуктивную самореализацию и само детерминацию.

С точки зрения А. А. Коростылевой, личностный потенциал педагога можно рассматривать как систему взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов: свобода выбора и действий в рамках педагогической сообразности; профессиональная ответственность и смысловой потенциал как совокупность личных и профессиональных ценностей и смыслов. Здесь сделан акцент на педагога как носителя определенных смысловых конструктов и субъекта их развития.

Таким образом, в современной парадигме изучения педагога как субъекта профессиональной деятельности подчеркивается значение аксиологической составляющей его профессионализма, и в системе профессионального развития приоритет отдается смыслотворчеству и расширению моделей осмысления своего профессионального поведения.

Ресурсное обеспечение успешности профессиональной деятельности педагога включает систему смыслов и ценностей, профессионально–значимые личностные качества, коммуникативный компонент, позволяющий адекватно представлять их в интерактивном пространстве протекания деятельности. Построение субъект-субъектного, диалогового педагогического общения сегодня один из векторов преобразования системы образования, речь идет не о демонстрации диалога на технологическом уровне, а о принятии такой модели взаимодействия на уровне смысла, наделение его статусом ценности. Это предполагает понимание истинных целей педагогической деятельности, связанных с развитием личности, ее конкурентоспособности и конструктивности. Современный педагог должен иметь определенный личностный потенциал, позволяющий ему быть представленным в субъективном бытии учащихся в качестве «значимого другого» и владеть должным коммуникативным ресурсом, чтобы суметь построить безопасное, поддерживающее, развивающее взаимодействие [4, с. 102].

Можно выделить ряд характеристик, которые выступают в качестве ориентиров построения диалогического педагогического общения: равенство психологических позиций, реализация психологического сотрудничества, ассертивности и толерантности, построение субъект-субъектных отношений, понимание личностной позиции учащегося, трансляция знаний, норм, правил как субъективно пережитого опыта, гибкость, креативность, мобильность, выраженный коммуникативный контроль. Здесь важно насколько педагог осознает ресурсные возможности диалогового взаимодействия для обеспечения успешности педагогической деятельности. По существу в реальной педагогической практике педагог реализует индивидуальную коммуникативную модель общения, включающую совокупность представлений о смысле общения, его целях, допустимых, педагогически целесообразных средствах и методах. С этой точки зрения, интерес представляют результаты исследования содержания представлений педагогов о собственных ресурсах и возможностях их использования в ходе взаимодействия с учениками и детерминантах профессиональной успешности.

Эмоциональный комфорт учеников во время уроков связан, в первую очередь, с выраженностью у педагога таких позитивных ценностей, как «мудрость», «гуманность» и «справедливость». Недостаточно сформированные позитивные ценности в структуре личности педагога являются показателем высокой вероятности возникновения у учащихся негативных эмоциональных состояний умеренной интенсивности. Указанная закономерность начинает проявляться уже при возникновении у педагога симптома эмоционального истощения.

Воспитание духовно-нравственных ценностей всегда считалось одной из сложных и актуальных задач педагогической науки. Важнейшее место при рассмотрении данного вопроса отводится историческому педагогическому наследию. Являясь православным государством, Русь во времена Средневековья накопила богатейший педагогический опыт, который с успехом может быть использован в настоящее время.

Он воспроизводится в опыте XXI столетия и является неотъемлемой частью новой культуры. Он способствует радикальным изменениям в стиле мышления XXI века и содействует формированию нового опыта сознания. Воспитание понимающего, этического и мыслящего существа — духовный смысл педагогического опыта. Верность духовному смыслу педагогики — важнейший итог педагогической науки и практики XX века и нравственный ориентир педагогики будущего.

 

Литература:

 

1.                  Коннова СМ. Идея воли и образование // Культура, искусство и образование провинциальной России в контексте истории. Материалы Российской научно–практической конференции (Оренбург, 25–27 апреля 2007 года). — Оренбург, 2007. — С. 353–362.

2.                  Кравченко А. И. Психология и педагогика: Учебное пособие / А. И. Кравченко. — М.: ИЦ РИОР, 2010. — 112 c.

3.                  Сентизова М. И. Педагогическое обеспечение подготовки будущих учителей к здоровьесберегающей деятельности: автореф. дис.... канд. пед. наук; 13.00.01 / М. И. Сентизова. — Якутск, 2008. — 20 с.

4.                  Сковородкина И. З. Общая и профессиональная педагогика: учебник / И. З. Сковородкина, С. А. Герасимов; Сев. (Арктич.) федер. ун–т им. М. В. Ломоносова. — Архангельск: ИД САФУ, 2014. — 553 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle