Библиографическое описание:

Тимофеев А. А. Невербальная выразительность и культура движения как компонент педагогического общения в процессе профессиональной подготовки будущего учителя [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 337-340.

В современном научном мире педагогическое пространство все больше наполняется новыми категориями и смыслами, расширяющими теоретические позиции профессиональной педагогики, профессионально-педагогической культуры и общения.

В учебной и методической литературе по педагогике проблема педагогического общения рассматривается с точки зрения целей и задач, функций и предпосылок общения, потребностей в общении, коммуникативных барьеров и конфликтов, а также с точки зрения формирования индивидуального стиля общения педагога. Например, в пособии Н. И. Шелиховой «Техника педагогического общения» [11] выделены виды, свойства, уровни и средства общения, показано значение педобщения в контексте педагогического мастерства, рассмотрены барьеры в общении с детьми на уроке и при контакте один на один; предложен алгоритм решения педагогической ситуации; рассмотрена проблема формирования умений общаться у детей младшего школьного возраста; также проанализированы основные принципы общения с родителями.

Среди недавних изданий на эту тему следует назвать «Тренинг педагогического общения» Н. А. Моревой [5], учебное пособие В. Л. Бенина и Р. М. Фатыховой «Педагогическое общение в структуре педагогической культуры» [1], учебное пособие А. А. Лобанова «Основы профессионально-педагогического общения» [4].

Анализ исследований по педагогике и психологии выявляет новые тенденции в изучении проблем педагогического общения [7; 8, 10] Во-первых, происходит осознание необходимости целенаправленного формирования более эффективных педагогических умений в процессе профессиональной подготовки учителей. Во-вторых, признается, что данные умения существуют и должны формироваться не сами по себе, а в контексте более широкого явления — коммуникативной культуры учителя. В-третьих, коммуникативная культура все чаще принимается в качестве основной педагогической категории, понятия, отражающего всю целостность педагогической реальности.

Во многих указанных работах [2; 5; 8] уделяется внимание невербальной коммуникации и движению как одному из ее средств. При этом характер и значение невербалики в работе учителя понимается по-разному, что связано с неоднозначностью трактовок этого явления в непедагогической литературе.

Как правило, признается, что содержание сообщения, вероятнее всего, передается через однозначную, вербальную систему, в то время как отношенческий уровень сообщения, скорее всего, передается через фигуральную невербальную систему. Если слова находятся под нашим контролем и в большинстве случаев произносятся намеренно, большинство посылаемых нами невербальных сигналов бесконтрольны. Другими словами, экспрессивность человека состоит из двух радикально различающихся видов сигнальной активности: экспрессии, которую выдает он сам, и экспрессии, которая выдает его; процесс коммуникации асимметричен [1].

Невербальная коммуникация не контролируется сознанием и поэтому является подлинным выражением наших внутренних установок — прежде всего, самого общего отношения к себе и к людям. Если в подсознании человека имеется какое-либо из следующих представлений: со мною не все в порядке; я плохой, потому что чувствую себя таким; я боюсь задеть чувства другого человека; я не хочу навязываться; я равнодушен ко всему, кроме самого себя; другой человек и взаимоотношения с ним не имеют для меня никакого значения, — оно обязательно проявится в невербалике, хотя вербальное содержание коммуникации может быть совсем иным. В таких случаях возникает двусмысленность в общении, сложности в понимании, в отношениях, даже если вербальный план коммуникации достаточно точен [9]. Данное положение еще раз подтверждает необходимость развития культуры движения как в повседневной жизни, так и в профессиональной.

Невербальный план сообщений отнюдь не является иллюстрацией или «украшением» вербального. Он содержит значительно больше информации, чем словесный план: по некоторым данным, мы извлекаем из речи лишь 7 % информации, из интонации — 38 %, из кинетики — 55 % [11]. Кроме того, невербальная информация является более важной в процессе общения, чем вербальная, поскольку именно она определяет доверие или недоверие участников коммуникации друг к другу, и, соответственно, к фактическому плану сообщений. Невербальный компонент, обеспечивая взаимопонимание людей (или препятствуя этому), оказывается решающим с точки зрения достижения основной цели общения — состоит ли она в эффективной организации совместной деятельности или же в повышении уровня общности участников коммуникации.

Общение учителя и учащихся происходит в речевой и внеречевой формах [2, 3]. Ведущую роль в процессе социальной коммуникации играет речевая форма. Но слово и речь не могут существовать вне двигательной активности человека. Вербальные способности, как было сказано, используются для передачи фактической информации, тогда как основная информация передается с помощью внеречевых способов, а именно: мимики, жестов, пантомимики, дистанции, пауз в речи, поз и положений корпуса. Невербальный компонент общения включает в себя все несловесные формы передачи информации в процессе человеческого общения. Жесты, позы, телодвижения, мимика являются весьма важными средствами невербального общения, однако не исчерпывают его содержание.

На наш взгляд умения невербального общения недостаточно интегрированы в педагогическую культуру специалиста, и, соответственно, в общую культуру личности учителя. Неразработанной остается проблема формирования невербальной выразительности и культуры движения: предлагаемые отдельные упражнения не выстраиваются в систему, не вписываются в структуру подготовки специалиста. Несмотря на обилие работ в области коммуникации (в том числе невербальной), многие ее принципиальные проблемы в настоящее время остаются неразрешенными. Для исследовательской литературы характерна недооценка роли невербального поведения, непризнание его принципиального отличия от вербального и связанное с этим стремление создать вербальный словарь невербального языка, отсутствие адекватной методологии исследований на фоне преобладания лингвистического метода.

Указанные особенности отличают подход к проблеме невербального общения в педагогике. В большинстве случаев кинетическое поведение учителя в процессе коммуникации рассматривается в отрыве и от общей культуры личности педагога, и от его психологической культуры. Недостаточно разработанной остается проблема формирования умений пластической коммуникации педагога.

Важными причинами перечисленных противоречий является также недостаточная разработанность антропологической теории движения, ограниченное понимание смысла физических движений в педагогике.

Изучение движения показало, что оно имеет многофункциональную природу, является степенью владения человеком моторикой собственного тела и качественной характеристикой деятельности (общения) человека. Его роль в совершенствовании педагогического общения определяется тем смыслом, которое оно приобретает в связи с пониманием смысла движений в педагогическом общении, характеризующегося умениями педагога двигаться эстетично, грамотно с биомеханической точки зрения и эффективно с социальной и психологической. А кроме этого, анализ существующих работ позволяет утверждать, что в педагогической культуре личности учителя особое место отводится педагогическому общению, в котором ведущую роль играет невербальный аспект, который представлен кинесикой — «языком» движений человеческого тела.

Умения кинетической коммуникации должны целенаправленно формироваться в процессе обучения студентов в педагогическом вузе, параллельно с умениями словесного общения и психотехническими умениями. Работающим учителям необходимо постоянно развивать данные умения. Поскольку невербальный компонент коммуникации в значительно меньшей степени поддается сознательному контролю и коррекции (по сравнению с вербальным), выработка соответствующих умений требует особого внимания и специальных методов.

Традиционно, до некоторого времени в отечественной педагогике умения невербального общения рассматривались в рамках технологического компонента педагогической профессии, который воспринимался как второстепенный по отношению к предметному. Поэтому невербальному аспекту педагогического общения уделялось недостаточно внимания. На сегодняшний момент основы невербальной коммуникации являются одним из разделов учебной дисциплины «Педагогическое мастерство», при этом тренинги по невербальной коммуникации не являются главной темой практических занятий. На наш взгляд это обстоятельство не позволяет полноценно сформировать умения и навыки невербального общения, а тем более культуры движения, так как культура движения включает в себя и физическую подготовку, и владение различными техниками ходьбы, и умения соблюдать манеры и этикет, и умения красиво встать или сесть, и конечно умения считывать информацию, заложенную и передаваемую сознательно и подсознательно учеником.

Для студентов педагогических специальностей нами разработан спецкурс, направленный на формирование основ культуры движения на внеучебных занятиях, организованных в рамках деятельности студенческого клуба. Данная модель включает три блока: теоретический, практический (тренинги и тренажи) и аналитический (использование на педагогической практике). Следует подчеркнуть, что когда речь идет о невербальной выразительности движений в качестве содержания учебно-воспитательного процесса, приоритеты должны быть отданы невербальной коммуникации, так как именно она в данном случае несет профессионально значимую информацию, а также формирует и культуру поведения, и культуру движения обучаемого. В своей работе над невербальной выразительностью и культурой движения студента, будущего учителя мы используем тренинги невербальной коммуникации, элементы танцевально-двигательной терапии, упражнения фитнесса и сценического движения, занятия основами различных направлений хореографии, практические занятия по манерам и этикету, техникам ходьбы.

В результате, мы выяснили, что студенты, владеющие основами культуры движения при прохождении практики, испытывают меньше затруднений, они легко находят контакт со школьниками, умеют завоевать авторитет, не боятся аудитории, у них повышается самооценка, мотивация профессиональной деятельности. Это подтверждают анкеты и тесты заполняемые студентами до и после ознакомления со спецкурсом «Основы культуры движения».

Культура движения организует тело человека, влияет на все функции организма, на психику, нервную систему, делает человека собранным, внутренне ритмичным, свободным, воспитывает волю и внимание, обостряет восприятие, эмоциональность. Необходимо научить студентов, будущих педагогов правильно пользоваться техникой такого общения, заложить в их сознание мысль о том, что малейшее изменение того или иного движения при общении, так же, как интонации речи, изменяет характер и содержание педагогического действия.

Каждое движение педагога должно выражать достоинство. Жесты должны быть лёгкими, уверенными и энергичными. Во время занятий над своей пластикой нужно добиваться, чтобы каждое движение имело четкое начало и конец, и сразу же устранять небрежности. Педагогу следует помнить, что значительная часть информации передаётся с помощью невербальных средств общения. Нужно учиться пользоваться только «положительными» движениями лица и тела, избегать «отрицательных» жестов и мимики.

Еще раз хотелось бы подчеркнуть, что в силу специфики информации, передаваемой в процессе обучения, невербальная выразительность — едва ли не главная составляющая успешного педагогического процесса. Вместе с тем, будущему учителю чрезвычайно важно выработать в себе ощущение внешней линии и формы своего тела в пространстве, уметь посмотреть на себя со стороны, найти верный ракурс тела и ритм движения. Надо научить будущих педагогов анализировать свои движения и движения других, замечать ошибки и самим устранять их, помня, что дети (в первую очередь это относится к дошкольникам и младшим школьникам) невольно воспринимают культуру движения учителя как образец для подражания и доверчиво копируют как ее достоинства, так и ее недостатки.

 

Литература:

 

1.                  Бенин В. Л., Фатыхова Р. М. Педагогическое общение в структуре педагогической культуры. — Уфа: Восточный университет, 2000. — 144 с.

2.                  Крутова Н. Внеречевое общение — средство педагогического воздействия // Народное образование. — 2001. — № 8. — С. 205–207.

3.                  Крутова Н. Невербальное общение учителя // Школьные технологии. — 2002. — № 6. — С. 194–202.

4.                  Лобанов А. А. Основы профессионально-педагогического общения. — М.: Academia, 2004. — 189 с.

5.                  Морева Н. А. Тренинг педагогического общения: Уч. пос. — М.: Просвещение, 2003. — 303 с.

6.                  Педагогический энциклопедический словарь. — М.: Научное изд–во «Большая Российская энциклопедия», 2003. — 528 с.

7.                  Савостьянов А. Руки учителя // Народное образование. — 2002. — № 2. — С. 209–215.

8.                  Сатир В. Как строить себя и свою семью. — М.: Педагогика-пресс, 1992. — 190 с.

9.                  Терехов П. Педагогическая компетентность в сфере культуры // Высшее образование в России. — 2003. — № 3. — С. 124–126.

10.              Формановская Н. И. Культура общения и речевой этикет. — М.: ИКАР, 2002. — 236 с.

11.              Шелихова Н. И. Техника педагогического общения. / Под общ. ред. М. Р. Гинзбурга. — М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Модэк», 1998. — 128 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle