Использование в ритмике коммуникативных игр-танцев | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 декабря, печатный экземпляр отправим 16 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (156) июнь 2017 г.

Дата публикации: 29.05.2017

Статья просмотрена: 392 раза

Библиографическое описание:

Тарасенко, Т. В. Использование в ритмике коммуникативных игр-танцев / Т. В. Тарасенко, Г. Ж. Назанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 22 (156). — С. 192-195. — URL: https://moluch.ru/archive/156/39795/ (дата обращения: 28.11.2020).



Теоретические основы развития коммуникативных навыков в музыкальной деятельности дошкольников через использование в образовательном процессе коммуникативных игр-танцев. Общение и опыт взаимодействия со сверстниками важны для процесса музыкального развития детей-дошкольников.

Значение невербальных средств в процессе общения подчеркивали Г. М. Андреева, М. Аргайл, А. И. Волкова, А. Пиз, Э. Холл и др. Авторы подчеркивают, что телесное, наглядное проявление эмоций и мыслей свидетельствует о самочувствии человека, его искренность в общении, его темпераменте. С точки зрения А. Н. Леонтьева, В. А. Лабунской и др. авторов, знание средств невербального общения и правильная интерпретация невербального поведения партнеров помогут избежать конфликтов, споров между людьми и даже проявления агрессии. Навыки невербального общения необходимы не только взрослым, но и детям, так как они способствуют развитию эмоциональной культуры детей, открывают широкие возможности для полноценного социального общения, самореализации и контроля.

Особым потенциалом для развития навыков невербального общения в дошкольном учреждении имеют занятия ритмикой. В процессе музыкально-ритмической деятельности дети могут научиться понимать намерения другого ребенка, узнавать по жестам о его готовности вступить в контакт, об эмоциональном настрое партнера, освоение средств невербального общения дает ребятам возможность успешно их применять в творческой и танцевальной деятельности. Исполнительская, творческая, танцевальная деятельность — так или иначе, включает навыки невербального общения.

С древних времен танец является одной из важных форм воспитания человека. Особую роль в этом играют народно-бытовые танцы, в которых через разнообразные танцевальные движения отражаются эталоны поведения в обществе, трудовая деятельность, семейные отношения. В XX веке на основе народно-бытовых танцев возникли коммуникативные танцы.

Большинство педагогов-музыкантов высказывают мысли и идеи по поводу того, что простой, легкий, игровой танец вызывает у детей массу положительных эмоций, способствуя развитию не только музыкально-ритмических способностей, но коммуникативных навыков (А. Буренина, Н. Куприна, О. Бубнова, М. Картушина и др.). Такой танец имеет название «коммуникативный танец».

Танец — сложное и многогранное явление, которое объединяет биологические, психологические, социокультурные, социально-психологические аспекты, так как он является совокупностью невербальных сигналов и знаков, имеющих пространственно-временную структуру, несущую информацию о психологических особенностях личности. Следовательно, танец выполняет разнообразные социально-психологические функции:

– создает образ партнера, группы,

– способствует пониманию и взаимоотношению между партнерами,

– устанавливает и регулирует отношения и выражение чувств,

– развивает самопознание и познание других людей.

Существует много типов танцев:

– народно-бытовой,

– Историко -бытовой,

– Спортивно современный бальный танец,

– современный,

– классический.

Ряд исследователей отмечают несколько разновидностей бытовых танцев: сюжетные (движение трудового процесса, различные явления природы, жизненные уклады народа и его нравы), а также бессюжетные танцы (импровизации). В сюжетных и бессюжетных танцах происходит процесс общения партнеров, в котором используются невербальные средства.

В психологии общения принята такая классификация:

Пространственно-временные характеристики ситуации общения (проксемическая система).

Оптическая система (внешний вид и выразительность движения — жесты, мимика, позы, походка и контакт глаз).

Акустическая (различные окраски голоса, интонация, темп речи, фразовые и логические ударения, паузы и т. д.).

Кинестетическая система (прикосновения — их сила, давление).

К бессюжетным танцам можно отнести коммуникативный танец. Понятие «коммуникативный танец» формировалось постепенно. Идея «выразительного танца» возникла в педагогике Э. Жак-Далькроза.

К. Орф «заразился» идеей сочетания музыки и движения как средства «раскрепощения», свободы тела и духа. Он мечтал научить детей читать «мировую книгу» музыкальных интонаций так же, как они читают сказки народов мира. Педагоги-музыканты включают в свои занятия такой вид деятельности детей, как фольклорные танцы (Т. Э. Тютюнникова, Е. И. Поплянова и др.), коммуникативные танцы (В. А. Жилин), коммуникативные танцы-игры (А. И. Буренина).

Объединение двух таких сложных понятий, как «танец» и «коммуникация» — не случайны. Г. М. Андреева характеризовала структуру общения путем выделения трех взаимосвязанных сторон: коммуникативная, интерактивная, перцептивная.

Коммуникативная сторона, или «коммуникация» в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

Интерактивная — заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т. е. в обмене не только знаниями, но и действиями.

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установлению на этой основе взаимопонимания.

Коммуникация и танец имеют много общих элементов: невербальные сигналы и знаки, пространственно-временная структура, установление и регуляция взаимоотношений.

Коммуникативный танец — это несколько несложных танцевальных движений, включающих элементы невербального общения и импровизации, направленных на формирование и развитие взаимоотношений с партнерами и группой. Здесь развивается динамическая сторона общения — легкость вступления в контакт, инициативность, готовность к общению, развивает эмпатию и сочувствие партнеру, способствует эмоциональности и выразительности невербальных средств общения.

Компоненты танца просты: ходьба, бег, скольжение, подпрыгивание, кружение и т. д. Танцуя, дети вслушиваются в части музыкального произведения, и, поскольку музыкальные фрагменты повторяются несколько раз, дети легко осваивают форму и могут предвидеть каждую новую или повторяющуюся часть. Взаимодействие помогает ребенку ориентироваться в пространстве, познавать себя, сверстников, узнавать о культуре различных стран, понимать отличие характера и традиций в танце.

С ростом опыта взаимодействия со сверстниками у детей происходит накопление знаний о формах поведения, осознаются причины действий, возможность видеть поведение других детей со стороны. Это приводит к тому, что содержание формирующихся у дошкольников понятий о чертах и качествах личности существенно изменяется, и позволяет более глубоко и правильно оценивать личность в целом.

В деятельности педагогов-практиков по использованию коммуникативных танцев возникает необходимость в составлении особой составительской программы, направленной на развитие социально-психологических качеств у старших дошкольников, чтобы, в игровой форме, они охотнее вступали в процесс общения друг с другом, тактильный контакт, осуществляемый в танце, способствовал развитию нормализации социального микроклимата в детской группе.

Помимо развития музыкально-ритмических способностей, коммуникативные танцы-игры направлены на формирование коммуникативных и личностных универсальных учебных действий, и предпосылок. Таких, как:

Развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению.

Развитие симпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения.

Понижение «тревожности», повышение уверенности в своих силах.

Первоначально, при разучивании танцев, возможно использование текста танца-игры для стимулирования общения. Впоследствии, отсутствие в танце слов, усложняет задачу понимания. Поэтому, использование в образовательном процессе необходима определенная последовательность, включающая три раздела: поиск нового партнера, развитие взаимопонимания с партнерами, демонстрация доверия к партнерам.

Освоение танцев зависит от особенностей группы: если дети достаточно легко находят взаимопонимание с одним партнером, следует увеличить количество танцующих и усложнить танцевальную композицию.

Педагог может предложить детям сочинить свой коммуникативный танец из тех движений, которые им нравятся и получаются лучше всего. Разучивание коммуникативных танцев можно продолжать до тех пор, пока дети сохраняют интерес к данному виду деятельности, требует от детей большого внимания и точности. Здесь также развивается способность ориентироваться в пространстве и умение строить различные танцевальные фигуры (от простых к сложным).

Движения танцев помогают развивать у детей доброжелательность, сочувствие к партнеру, раскрепощенность, уверенность в себе, ощущение собственного эмоционального благополучия, свою значимость в детском коллективе, способствуют формированию положительной самооценки.

Коммуникативные танцы можно использовать в самых разнообразных формах работы с детьми: на музыкальных занятиях, в качестве физкультминуток, в праздниках, развлечениях и т. д., так как разучивание танцев не занимает много времени, ведь движения просты в исполнении и повторяются несколько раз (но обязательно уже с новым партнером).

Ценность и польза коммуникативных игр-танцев в развитии детей — очевидна. Их с успехом можно включать в коррекционную работу с детьми, имеющими особенности в развитии.

Этот вид деятельности возможен там, где все присутствующие являются участниками и создателями танцевального действия. Особенно это становится актуальным в настоящее время, поскольку совместные праздники и развлечения с родителями проводятся повсеместно.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Навыки невербального общения в коммуникативном танце — это действия, сформированные путем повторения, включающие ориентирование в пространстве, оптимальное движение, согласованность действий и движений, понимание и передачу невербального сообщения партнеру.

Коммуникативный танец — это художественный продукт, созданный детьми, совмещающий движения фольклорных танцев и основные средства невербального общения, направленный на создание положительных взаимоотношений с партнером и группой.

Коммуникативный танец является определенным видом развития народно-бытового танца, который может быть адаптирован педагогом для детей самого разного возраста и разного уровня хореографической (танцевальной) подготовки.

Коммуникативный танец может внедряться на музыкально-ритмических занятиях для развития навыков невербального общения, начиная со средней группы детского сада.

Литература:

  1. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1997
  2. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей. Спб.: Питер, 2000.
  3. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1968
  4. Конорова Е. И. Методическое пособие по ритмике. М. Гос.муз.изд-во, 1963
  5. Леонтьев А. А. Психология общения. М.: Академия, 2005
  6. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972
  7. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982
  8. Петрушин В. И. Музыкальная психология. М.: ВЛАДОС, 2002
  9. Руднева С. Д., Фиш Э. М. Ритмика. Музыкальное движение. М.: Музыка, 1979
  10. Федорова Г. П. Играем, танцуем, поем! СПб.: Детство-пресс, 2002
Основные термины (генерируются автоматически): невербального общения, средств невербального общения, навыков невербального общения, Навыки невербального общения, Коммуникативный танец, невербальных средств общения, развития навыков невербального, невербального общения необходимы, навыки невербального общения, процесс общения, сторона общения, элементы невербального общения, средства невербального общения, выразительности невербальных средств, коммуникативных танцев, полноценного социального общения, процесс общения партнеров, процессе общения, коммуникативных навыков, Перцептивная сторона общения.


Похожие статьи

Формирование невербальных (кинесических) средств общения...

Буренина А. И. Коммуникативные танцы-игры для детей: Учеб.

Использование невербальных (альтернативных) средств общения в работе с детьми, имеющими комплексные нарушения развития (из опыта работы).

Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как...

В отличие от биологического подхода (в котором танец рассматривается как

Противоречие между необходимостью использования танца как способа формирования взаимоотношений у детей и

415с. Луговая Е. К. О невербальной форме общения в культуре / Е. К. Луговая...

Изучение характерных особенностей народного танца для...

Особое место в кругу выразительных средств танца занимают руки. Работая над пластикой рук, мы оказываем положительное влияние на совершенствование тела, координацию движений и, несомненно, на чувство ритма и музыкальность.

Педагогические технологии в развитии коммуникативной...

Коммуникативная культура ребёнка определяется как личностное качество

Язык танца выражается в музыке движений. Это набор передаваемых в танце последовательных и гармоничных движений, с помощью которых раскрывается художественный образ.

Невербальные средства коммуникации

Тема невербального общения очень интересна и актуальна во все времена. Невербальное общение выступает одним из средств репрезентации личности своего «Я«, межличностного воздействия и регуляции отношений, создает образ партнера по общению...

Теоретические основы использования невербальных средств...

Взаимосвязь вербальных и невербальных средств общения в процессе реализации речевой деятельности. Как уже говорилось выше, общение как процесс социальной коммуникации имеет две стороны — вербальную и невербальную.

Развитие невербальных средств коммуникации как составная...

невербальная коммуникация, средство, невербальное общение, невербальная коммуникация детей, невербальное средство общения, окружающий мир, ребенок.

Решение проблемных ситуаций с детьми младшего дошкольного...

Цель коммуникативных игр: ‒ развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению; ‒ развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения

Экспериментальное изучение состояния невербальных...

С одной стороны невербальные средства общения рассматриваются как средство компенсации коммуникативных трудностей в условиях ограниченности языковых средств (В. А. Ковшиков, Е. А. Чаладзе и др.), с другой стороны — как своеобразная предречевая...

Похожие статьи

Формирование невербальных (кинесических) средств общения...

Буренина А. И. Коммуникативные танцы-игры для детей: Учеб.

Использование невербальных (альтернативных) средств общения в работе с детьми, имеющими комплексные нарушения развития (из опыта работы).

Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как...

В отличие от биологического подхода (в котором танец рассматривается как

Противоречие между необходимостью использования танца как способа формирования взаимоотношений у детей и

415с. Луговая Е. К. О невербальной форме общения в культуре / Е. К. Луговая...

Изучение характерных особенностей народного танца для...

Особое место в кругу выразительных средств танца занимают руки. Работая над пластикой рук, мы оказываем положительное влияние на совершенствование тела, координацию движений и, несомненно, на чувство ритма и музыкальность.

Педагогические технологии в развитии коммуникативной...

Коммуникативная культура ребёнка определяется как личностное качество

Язык танца выражается в музыке движений. Это набор передаваемых в танце последовательных и гармоничных движений, с помощью которых раскрывается художественный образ.

Невербальные средства коммуникации

Тема невербального общения очень интересна и актуальна во все времена. Невербальное общение выступает одним из средств репрезентации личности своего «Я«, межличностного воздействия и регуляции отношений, создает образ партнера по общению...

Теоретические основы использования невербальных средств...

Взаимосвязь вербальных и невербальных средств общения в процессе реализации речевой деятельности. Как уже говорилось выше, общение как процесс социальной коммуникации имеет две стороны — вербальную и невербальную.

Развитие невербальных средств коммуникации как составная...

невербальная коммуникация, средство, невербальное общение, невербальная коммуникация детей, невербальное средство общения, окружающий мир, ребенок.

Решение проблемных ситуаций с детьми младшего дошкольного...

Цель коммуникативных игр: ‒ развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению; ‒ развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения

Экспериментальное изучение состояния невербальных...

С одной стороны невербальные средства общения рассматриваются как средство компенсации коммуникативных трудностей в условиях ограниченности языковых средств (В. А. Ковшиков, Е. А. Чаладзе и др.), с другой стороны — как своеобразная предречевая...

Задать вопрос