Библиографическое описание:

Полозова И. В. Организация работы педагога-психолога с семьей, воспитывающих детей с особыми возможностями здоровья [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 264-266.

 

Роль семьи в обществе несравнима по своей роли, ни с какими другими социальными институтами, т. к. именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации человека в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

Семья, в которой имеется ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, выступает одним из основных факторов социальной интеграции ребёнка в социум. Известно, что в системе взаимоотношений ребёнок — семья — общество важное место занимает родительская позиция.

В семье, воспитывающей ребёнка с особыми возможностями здоровья, родительская позиция преимущественно формируется искажённо. Родители могут завышать или занижать возможности ребёнка, отрицают процесс его взросления, предпочитая постоянно опекать его, не уверены в будущем ребёнка. Также на формирование родительской позиции влияют трудности, имеющие психоэмоциональный и социальный характер. Чувство вины, разочарование, педагогическая беспомощность, давление общественных суждений негативно влияют на воспитательные установки семьи. На самых ранних этапах развития нарушается взаимодействие матери и ребёнка, имеющего проблемы в развитии. Родители, имеющие ребёнка с нарушениями в развитии, не знают каким образом передать ему социальный опыт и культурное наследие общества.

Всё это обуславливает острую необходимость оказания социально-психологической и коррекционно-педагогической помощи семьям в процессе социализации детей с нарушениями в развитии. Необходимо обучить родителей помощи своему ребёнку в развёртывании его социальной активности; помочь выработать стиль родительских взаимоотношений с ребёнком и многое другое. Мы определяем взаимодействие семьи и школы как создание социально-образовательного пространства, в котором происходят процессы обмена информацией, совместного планирования и последующей совместной деятельности детей, родителей, педагогов; создание доброжелательной среды, психологической поддержки родителей, индивидуального сопровождения семей в сложных жизненных ситуациях, вовлечения их в коллективные формы взаимодействия (специально организованные занятия, обмен опытом). Такую работу организуем, проводя специальные психологические занятия с родителями.

На базе нашей школы проводятся тренинговые занятия для родителей по теме: «Взаимодействие родителей с детьми». Анализ работы показал, что такая форма взаимодействия привлекательна для родителей следующими показателями:

-        свободное посещение занятий;

-        сходство проблем семей, возможность открытого и безоценочного обсуждения и общения;

-        получение психологической поддержки друг от друга и от специалистов, развитие коммуникативных способностей родителей;

-        возможность получения новой информации по конкретным запросам (совместное планирование деятельности);

-        развитие детей (коммуникативных навыков, творческих способностей, мелкой моторики и т. д.).

Цель тренинговых занятий — сформировать у родителей адекватное восприятие ребёнка, принятие его особенностей, темпа и своеобразия развития.

Основными задачами проводимых занятий является оказание родителям помощи в:

-        распознании собственных неконструктивных поведенческих реакций, выработки способности к закреплению адекватных форм поведения и реагирования на проблемы ребёнка;

-        расширении возможностей понимания своего ребёнка;

-        усвоении основных функций семьи и её членов;

-        выработки новых навыков взаимодействия с ребёнком в семейной системе и пространстве, окружающем семью.

Работа с группой родителей осуществляется в несколько этапов.

На первом этапе педагог-психолог выясняет представления родителей о воспитании (его целях, способах воздействия, влиянии на личностное развитие и поведение ребёнка, адекватности и динамичности родительской позиции).

На втором этапе работа направлена на повышение эмоционального принятия ребёнка, рост эффективности родительского контроля и требований, понимание поведения ребёнка.

На третьем этапе проводятся обучение родителей эффективным способам общения с ребёнком, адекватному выражению своих чувств, рефлексия проводимых занятий.

Все занятия определённым образом структурированы: психогимнастические упражнения для включения участников в работу; разбор новой темы; рефлексия занятия.

Основными методами и приёмами работы является использование практико-ориентированных технологий: дискуссия, ролевая игра, работа с памятками, решение проблемных ситуаций, психотехнические упражнения.

Групповая дискуссия, дискуссия в малых группах определяет тему и перечень обсуждаемых вопросов.

Ролевая игра позволяет преодолеть затруднения родителей, связанные с вербализацией эмоций и проблем.

Работа с памятками, таблицами и схемами способствует активизации процесса усвоения основных положений участникам группы.

Решение проблемных ситуаций применяется в качестве метода закрепления и расширения представлений. Участникам занятий предлагается определённое сочетание фактов из реальной жизни, имеющих положительные или отрицательные последствия. Осознание известного или неизвестного в ситуации, принятие проблемы создают состояние психологического дискомфорта, что и побуждает родителей искать выход из создавшегося положения.

Важное место в работе с родителями занимает психологическое консультирование. Оно позволяет специалисту глубже разобраться в проблемах ребёнка, а также понять социальную ситуацию развития, систему внутрисемейных отношений, позицию родителей по отношению к ребёнку и его проблемам.

Большое значение имеет тактика психолога при проведении психологического консультирования — совокупность средств и приёмов для достижения намеченной цели, которая определяется следующими задачами:

-        установление контакта на уровне «обратной связи»;

-        коррекцией понимания родителей проблем ребёнка;

-        коррекцией межличностных и внутрисемейных отношений.

Эффективная «обратная связь» позволяет снизить активность психологических защит, формирует атмосферу доброжелательности и создаёт условия для высвобождения самых глубинных эмоциональных переживаний родителей.

Коррекция межличностных отношений между родителем и ребёнком направлена на формирование у родителей установки на создание адекватных, тёплых отношений с ребёнком, обучение психологом воспитательным приёмам и способом управления особым ребёнком.

Консультирование родителей, воспитывающих ребёнка с особыми возможностями здоровья, не всегда завершается разрешением всех проблем семьи. Иногда эти проблемы только определяются в процессе консультирования, а для того чтобы разрешить их требуется длительное время и совместные усилия консультируемых и психолога. Для оказания максимально возможной помощи семье воспитывающей ребёнка с особыми возможностями здоровья, требуется комплексный подход с участием всех специалистов учреждения, понимающих и решающих стратегические задачи с использованием различных форм работы с родителями.

Таким образом, работа с родителями имеющих детей с ОВЗ, позволяет научиться слушать ребёнка; оказывать ребёнку помощь в обретении уверенности в себе, а не заставлять действовать по их желанию; быть готовым принять чувства ребёнка, не оценивая и не осуждая их; искренне верить в ребёнка, его возможность самостоятельно разрешать свои проблемы; воспринимать ребёнка как самостоятельную личность.

 

Литература:

 

1.      Гончарова Е. Л. Реабилитация средствами образования: особые образовательные потребности детей с выраженными нарушениями в развитии / Е. Л. Гончарова, О. И. Кукушкина // Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО. — М., 2003.

2.      Закрепина А. В. Педагогическая помощь семье в воспитании ребёнка дошкольного возраста с умеренной степенью умственной отсталости // Дефектология. — 2004. — № 2. — с 33–40.

3.      Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. — М.: Академия, 2000. — 230 с.

4.      Маллер А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью / А. Р. Маллер, Г. В. Цикото. — М., 2003. — 200 с.

5.      Мастюкова Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина. — М., 2004. — 407 с.

6.      Ткачёва В. В. Консультирование семьи, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2004. — № 2. — с 81–86.

7.      Паншина О. Н., Коптяева С. В., Жукова О. С. Организация работы клуба для семей, воспитывающих детей-инвалидов. — 2012 — № 8. — с 37–46.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle