Библиографическое описание:

Рудюк С. В. Организация консультативной работы педагога-психолога с родителями дошкольников // Образование и воспитание. — 2017. — №1.1. — С. 22-24. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/52/1808/ (дата обращения: 23.05.2018).



В статье рассматриваются вопросы психолого-педагогического сопровождения семьи и повышения компетенции родителей. Представлено исследование эмоционально-психологических особенностей членов семьи, стили и методы воспитания. Отражены основные аспекты деятельности педагога-психолога ДОУ с семьей.

Ключевые слова: сотрудничество, обучение и развитие, дошкольный возраст, консультативная работа, родители.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из ключевых задач обозначено организация сотрудничества дошкольной образовательной организации, а также обеспечение психолого-педагогического сопровождения семьи и повышения педагогической компетентности родителей по актуальным вопросам развития, образования, воспитания детей. В решении данной задачи необходимо объединение усилий многих специалистов детского сада и прежде всего педагога-психолога [6].

В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что эмоционально-психологические особенности членов семьи, стиль и методы их воспитания существенно влияют на то, какой личностью станет в последствии ребенок, и на то как он в будущем будет воспитывать своих собственных детей, как будет заботиться о своих родителях. Эмоциональная сфера личности – «пергаментная бумага» отражения окружающей действительности, особая форма отношения человека к предметам и явлениям. Она проявляется в следующих аспектах: в переживании (С.Л. Рубинштейн, Г.Н. Шингаров и др.); отношении (Л.С. Выготский, П.М. Якобсон, В.Н. Мясищев и др.); отражении (В.К. Вилюнас, Я.М. Веккер, Г.А. Фортунатов и др.) 2.

В каждой семье в которой воспитывается ребенок дошкольного возраста объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная членами семьи особая система воспитания, имеется в виду, понимание ведущих целей воспитания, целенаправленное применение адекватных методов и приемов развития и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка. Так, Н.В. Имедадзе в своем исследовании выделил четыре тактики воспитания в семье и отвечающие им четыре типа семейных взаимоотношений, являющиеся предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество 3,49.

Диктат в семье проявляется в подавлении ребенка одним из членов семьи, сопротивлении со стороны дошкольника, которое проявляется в виде вспышек агрессии, грубости, лицемерии, обмане. В результате таких взаимоотношений у ребенка происходит «надлом» многих ценностных качеств личности: инициативы, самостоятельности, веры в свои возможности и т.п. Опека в семье приводит к тому, что родители ограждают ребенка от каких-либо усилий и забот, берут на себя удовлетворение всех потребностей ребенка, стараются «подстелить» соломку при любых обстоятельствах. В результате подавляется активность ребенка, самостоятельность, инициатива, целеустремленность и т.п.

При тактике «невмешательства» родители признают принцип независимого существования родителей от детей, проявляют пассивность в процессе воспитания и развития детей, это приводит к развитию эгоистического индивидуализма ребенка, дети усваивают ложные семейные ценности, у них не формируются навык общения в коллективе, где каждый стремиться помочь друг другу, оказать поддержку и т.п. Высшим типом взаимоотношений в семье признается сотрудничество. В такой семье члены семьи объединены совместной деятельностью, дети усваивают главные общечеловеческие ценности, преодолевают эгоистический индивидуализм, активно развиваются и совершенствуются.

М.И. Лисина в своем исследовании подчеркивала, что важно учитывать, что семейное воспитание влияет на развитие самосознания ребенка. Дети с правильным представлением о себе в основном воспитываются в семьях, где родители уделяют много времени процессу воспитания и развития; адекватно оценивают их умственные и физические способности, но при этом не считают уровень их развития намного выше, чем у большинства их сверстников; стараются прогнозировать хорошую успеваемость в школе. Родители стараются не столько материально, сколько морально поощрять своих детей. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают успехи, часто упрекают, наказывают, иногда при посторонних людях; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни 4.

Педагог-психолог, работающий в дошкольной образовательной организации, должен владеть целым комплексом компетенций: диагностическими, коррекционными, профилактическими и т.п., позволяющими на высоком уровне организовать работу не только с дошкольниками, педагогами, но и родителями.

С целью получения информации об особенностях семейного воспитания, педагог-психолог может использовать различный психодиагностический инструментарий, например, рисуночный тест «Семья», тест-опросник родительского отношения (авторы: А.Я. Варга, В.В. Столин), «Анализ семейных отношений» (автор: Э.Г. Эйдемиллера), «Измерение родительских установок и реакций (автор: В. Шеффера) и т.п., совместные с родителями и детьми игровые задания, воспроизводящие различные аспекты семейных отношений, проективное интервью с ребенком по следующим основным вопросам [5,322]:

  1. Расскажи, с кем ты живешь?
  2. Как часто вы встречаетесь с дедушками и бабушками?
  3. Если бы ты играл (а) в «семью» со своими сверстниками, кого бы ты в ней изображал (а)?
  4. Представь такую ситуацию: ты дома один (а), кого бы ты ждал (а) в первую очередь домой: маму или папу?
  5. Если бы с тобой случилось несчастье или обидел кто-нибудь, кому бы ты рассказал (а) о своей проблеме в первую очередь папе или маме?
  6. Представь, что у тебя два билета в кино, кого бы ты из членов семьи взял с собой?
  7. Когда ты вырастить, кем ты будешь работать? (предпочтение той же профессии, как правило, признак высокого авторитета родителей в представлении ребенка).
  8. Представь себе, что тебе подарили новую книгу с кем из членов семьи ты предпочел (а) ее читать?
  9. Строгие ли у тебя родители? Наказывают ли тебя дома?
  10. Когда ты вырастить и у тебя будут свои дети, ты будешь к ним относиться так же как в твоей семье?
  11. Есть ли у тебя обязанности в семье? Какие?
  12. Как ты думаешь, довольны ли родители твоей помощью?
  13. Как ты понимаешь выражение «счастливая семья? Можно ли о твоей семье так сказать?
  14. Какое любимое времяпрепровождения в вашей семье?

Необходимо отметить тот факт, что применение перечисленных выше методик позволит педагогу-психологу изучить особенности психологического климата семьи, родительских установок и позиций по отношению к детям.

Анализ психолого-педагогической литературы и результаты диагностического обследования семей воспитанников позволил нам разработать и апробировать комплексную программу работы с родителями «Мы вместе!». Цель программы: создание условий для повышения психологической компетентности родителей по актуальным проблемам воспитания, развития и обучения детей дошкольного возраста.

Задачи программы:

  1. Развитие представлений родителей о психологических особенностях детей раннего и дошкольного возраста.
  2. Формирование представлений о методах и приемах развития психических процессов дошкольников (внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения и т.п.).
  3. Развитие представлений родителей о влиянии типа семейных взаимоотношений на формирование ценностной сферы дошкольников.
  4. Активизировать родительское сообщество на взаимодействие с дошкольной образовательной организацией в процессе воспитания, развития и обучения дошкольников.

Разработанная нами программа включает следующие тематические блоки:

Блок 1. «Мой ребенок и его психологические особенности» (в рамках данного раздела предполагается знакомить родителей с основами психологии детей дошкольного возраста, технологиями развития и коррекции психических особенностей дошкольников и т.п.).

Блок 2. «Семейное воспитание: проблемы и пути решения» (родители узнают о различных типах, моделей воспитания, влиянии родительских установок на процесс воспитания и развития дошкольников и т.п.).

Блок 3. «Воспитание ребенка с особенностями в развитии» (родители узнают об особенностях воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья, нарушением речи, застенчивого, агрессивного, одаренного, овладевают технологией общения с данной категорией детей и т.п.).

Блок 4. «Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста» (у родителей формируются представления о психологических особенностях развития детей от рождения до трех лет, родители овладевают нетрадиционными технологиями эффективного развития детей раннего возраста и т.п.).

Методами реализации программы выступили: индивидуальные и подгрупповые консультации («Второй ребенок в семье», «Ценности семейного воспитания», «Мой ребенок особенный», «Традиции семейного воспитания» и др.); семинары-практикумы («Одаренный ребенок в семье», «Коррекция агрессивных реакций дошкольника», «Раннее развитие ребенка дошкольного возраста», «Типы семейного воспитания: какой выбрать», «Мой ребенок застенчивый», «Моего ребенка обижают сверстники» и т.п.); тренинги («Развитие логического мышления дошкольников», «Формирование предпосылок для активного развития речи детей дошкольного возраста», «Коррекция развития психических процессов дошкольников и т.п.); метод проектов («Альбом достижений моего ребенка», «Игровые технологии развития и коррекции ребенка» и т.п.).

Предполагаемые результаты реализации программы: у родителей сформированы достаточные представления о психологических особенностях детей раннего и дошкольного возраста, влиянии типа семейных взаимоотношений на формирование ценностной сферы дошкольников; родители овладели актуальными методами и приемами развития психических процессов дошкольников (внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения и т.п.); родители активно взаимодействую с дошкольной образовательной организацией в процессе воспитания, развития и обучения дошкольников.

Таким образом, внедрение программы «Мы вместе» поможет решить важную задачу в дошкольной образовательной организации: повысить психолого-педагогическую компетентность родителей по актуальным проблемам воспитания, развития и обучения детей дошкольного возраста, усилит качество организации образовательного пространства.

Литература:

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологические исследования. – М.: Просвещение, 2008. -398c.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991-160с.
  3. Имедадзе Н.В. К методу исследования уровня тревожности. -Тбилиси, 1999.-61с
  4. Лисина М.И., Капчеля Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе./Отв. ред. Силвестру А.И.; НИИ педагогики. – Кишинев, 1987 -135с.
  5. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М «Владос» -1996. - 529с.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М., Перспектива, 2014. -32с.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольного возраста, дошкольной образовательной, членов семьи, психических процессов дошкольников, типа семейных взаимоотношений, дошкольной образовательной организации, процессе воспитания, развития психических процессов, актуальным проблемам воспитания, детей дошкольного, детей дошкольного возраста, ценностной сферы дошкольников, психолого-педагогического сопровождения семьи, обучения детей дошкольного, семейного воспитания, психологических особенностях детей, особенностях детей раннего, дошкольной образовательной организацией, Развитие представлений родителей, влиянии типа семейных.

Ключевые слова

сотрудничество, родители, дошкольный возраст, обучение и развитие, консультативная работа

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос