Организация консультативной работы педагога-психолога с родителями дошкольников | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Рудюк, С. В. Организация консультативной работы педагога-психолога с родителями дошкольников / С. В. Рудюк. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 1.1 (11.1). — С. 22-24. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/52/1808/ (дата обращения: 23.04.2024).



В статье рассматриваются вопросы психолого-педагогического сопровождения семьи и повышения компетенции родителей. Представлено исследование эмоционально-психологических особенностей членов семьи, стили и методы воспитания. Отражены основные аспекты деятельности педагога-психолога ДОУ с семьей.

Ключевые слова: сотрудничество, обучение и развитие, дошкольный возраст, консультативная работа, родители.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из ключевых задач обозначено организация сотрудничества дошкольной образовательной организации, а также обеспечение психолого-педагогического сопровождения семьи и повышения педагогической компетентности родителей по актуальным вопросам развития, образования, воспитания детей. В решении данной задачи необходимо объединение усилий многих специалистов детского сада и прежде всего педагога-психолога [6].

В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что эмоционально-психологические особенности членов семьи, стиль и методы их воспитания существенно влияют на то, какой личностью станет в последствии ребенок, и на то как он в будущем будет воспитывать своих собственных детей, как будет заботиться о своих родителях. Эмоциональная сфера личности – «пергаментная бумага» отражения окружающей действительности, особая форма отношения человека к предметам и явлениям. Она проявляется в следующих аспектах: в переживании (С.Л. Рубинштейн, Г.Н. Шингаров и др.); отношении (Л.С. Выготский, П.М. Якобсон, В.Н. Мясищев и др.); отражении (В.К. Вилюнас, Я.М. Веккер, Г.А. Фортунатов и др.) 2.

В каждой семье в которой воспитывается ребенок дошкольного возраста объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная членами семьи особая система воспитания, имеется в виду, понимание ведущих целей воспитания, целенаправленное применение адекватных методов и приемов развития и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка. Так, Н.В. Имедадзе в своем исследовании выделил четыре тактики воспитания в семье и отвечающие им четыре типа семейных взаимоотношений, являющиеся предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество 3,49.

Диктат в семье проявляется в подавлении ребенка одним из членов семьи, сопротивлении со стороны дошкольника, которое проявляется в виде вспышек агрессии, грубости, лицемерии, обмане. В результате таких взаимоотношений у ребенка происходит «надлом» многих ценностных качеств личности: инициативы, самостоятельности, веры в свои возможности и т.п. Опека в семье приводит к тому, что родители ограждают ребенка от каких-либо усилий и забот, берут на себя удовлетворение всех потребностей ребенка, стараются «подстелить» соломку при любых обстоятельствах. В результате подавляется активность ребенка, самостоятельность, инициатива, целеустремленность и т.п.

При тактике «невмешательства» родители признают принцип независимого существования родителей от детей, проявляют пассивность в процессе воспитания и развития детей, это приводит к развитию эгоистического индивидуализма ребенка, дети усваивают ложные семейные ценности, у них не формируются навык общения в коллективе, где каждый стремиться помочь друг другу, оказать поддержку и т.п. Высшим типом взаимоотношений в семье признается сотрудничество. В такой семье члены семьи объединены совместной деятельностью, дети усваивают главные общечеловеческие ценности, преодолевают эгоистический индивидуализм, активно развиваются и совершенствуются.

М.И. Лисина в своем исследовании подчеркивала, что важно учитывать, что семейное воспитание влияет на развитие самосознания ребенка. Дети с правильным представлением о себе в основном воспитываются в семьях, где родители уделяют много времени процессу воспитания и развития; адекватно оценивают их умственные и физические способности, но при этом не считают уровень их развития намного выше, чем у большинства их сверстников; стараются прогнозировать хорошую успеваемость в школе. Родители стараются не столько материально, сколько морально поощрять своих детей. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают успехи, часто упрекают, наказывают, иногда при посторонних людях; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни 4.

Педагог-психолог, работающий в дошкольной образовательной организации, должен владеть целым комплексом компетенций: диагностическими, коррекционными, профилактическими и т.п., позволяющими на высоком уровне организовать работу не только с дошкольниками, педагогами, но и родителями.

С целью получения информации об особенностях семейного воспитания, педагог-психолог может использовать различный психодиагностический инструментарий, например, рисуночный тест «Семья», тест-опросник родительского отношения (авторы: А.Я. Варга, В.В. Столин), «Анализ семейных отношений» (автор: Э.Г. Эйдемиллера), «Измерение родительских установок и реакций (автор: В. Шеффера) и т.п., совместные с родителями и детьми игровые задания, воспроизводящие различные аспекты семейных отношений, проективное интервью с ребенком по следующим основным вопросам [5,322]:

  1. Расскажи, с кем ты живешь?
  2. Как часто вы встречаетесь с дедушками и бабушками?
  3. Если бы ты играл (а) в «семью» со своими сверстниками, кого бы ты в ней изображал (а)?
  4. Представь такую ситуацию: ты дома один (а), кого бы ты ждал (а) в первую очередь домой: маму или папу?
  5. Если бы с тобой случилось несчастье или обидел кто-нибудь, кому бы ты рассказал (а) о своей проблеме в первую очередь папе или маме?
  6. Представь, что у тебя два билета в кино, кого бы ты из членов семьи взял с собой?
  7. Когда ты вырастить, кем ты будешь работать? (предпочтение той же профессии, как правило, признак высокого авторитета родителей в представлении ребенка).
  8. Представь себе, что тебе подарили новую книгу с кем из членов семьи ты предпочел (а) ее читать?
  9. Строгие ли у тебя родители? Наказывают ли тебя дома?
  10. Когда ты вырастить и у тебя будут свои дети, ты будешь к ним относиться так же как в твоей семье?
  11. Есть ли у тебя обязанности в семье? Какие?
  12. Как ты думаешь, довольны ли родители твоей помощью?
  13. Как ты понимаешь выражение «счастливая семья? Можно ли о твоей семье так сказать?
  14. Какое любимое времяпрепровождения в вашей семье?

Необходимо отметить тот факт, что применение перечисленных выше методик позволит педагогу-психологу изучить особенности психологического климата семьи, родительских установок и позиций по отношению к детям.

Анализ психолого-педагогической литературы и результаты диагностического обследования семей воспитанников позволил нам разработать и апробировать комплексную программу работы с родителями «Мы вместе!». Цель программы: создание условий для повышения психологической компетентности родителей по актуальным проблемам воспитания, развития и обучения детей дошкольного возраста.

Задачи программы:

  1. Развитие представлений родителей о психологических особенностях детей раннего и дошкольного возраста.
  2. Формирование представлений о методах и приемах развития психических процессов дошкольников (внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения и т.п.).
  3. Развитие представлений родителей о влиянии типа семейных взаимоотношений на формирование ценностной сферы дошкольников.
  4. Активизировать родительское сообщество на взаимодействие с дошкольной образовательной организацией в процессе воспитания, развития и обучения дошкольников.

Разработанная нами программа включает следующие тематические блоки:

Блок 1. «Мой ребенок и его психологические особенности» (в рамках данного раздела предполагается знакомить родителей с основами психологии детей дошкольного возраста, технологиями развития и коррекции психических особенностей дошкольников и т.п.).

Блок 2. «Семейное воспитание: проблемы и пути решения» (родители узнают о различных типах, моделей воспитания, влиянии родительских установок на процесс воспитания и развития дошкольников и т.п.).

Блок 3. «Воспитание ребенка с особенностями в развитии» (родители узнают об особенностях воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья, нарушением речи, застенчивого, агрессивного, одаренного, овладевают технологией общения с данной категорией детей и т.п.).

Блок 4. «Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста» (у родителей формируются представления о психологических особенностях развития детей от рождения до трех лет, родители овладевают нетрадиционными технологиями эффективного развития детей раннего возраста и т.п.).

Методами реализации программы выступили: индивидуальные и подгрупповые консультации («Второй ребенок в семье», «Ценности семейного воспитания», «Мой ребенок особенный», «Традиции семейного воспитания» и др.); семинары-практикумы («Одаренный ребенок в семье», «Коррекция агрессивных реакций дошкольника», «Раннее развитие ребенка дошкольного возраста», «Типы семейного воспитания: какой выбрать», «Мой ребенок застенчивый», «Моего ребенка обижают сверстники» и т.п.); тренинги («Развитие логического мышления дошкольников», «Формирование предпосылок для активного развития речи детей дошкольного возраста», «Коррекция развития психических процессов дошкольников и т.п.); метод проектов («Альбом достижений моего ребенка», «Игровые технологии развития и коррекции ребенка» и т.п.).

Предполагаемые результаты реализации программы: у родителей сформированы достаточные представления о психологических особенностях детей раннего и дошкольного возраста, влиянии типа семейных взаимоотношений на формирование ценностной сферы дошкольников; родители овладели актуальными методами и приемами развития психических процессов дошкольников (внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения и т.п.); родители активно взаимодействую с дошкольной образовательной организацией в процессе воспитания, развития и обучения дошкольников.

Таким образом, внедрение программы «Мы вместе» поможет решить важную задачу в дошкольной образовательной организации: повысить психолого-педагогическую компетентность родителей по актуальным проблемам воспитания, развития и обучения детей дошкольного возраста, усилит качество организации образовательного пространства.

Литература:

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологические исследования. – М.: Просвещение, 2008. -398c.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991-160с.
  3. Имедадзе Н.В. К методу исследования уровня тревожности. -Тбилиси, 1999.-61с
  4. Лисина М.И., Капчеля Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе./Отв. ред. Силвестру А.И.; НИИ педагогики. – Кишинев, 1987 -135с.
  5. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М «Владос» -1996. - 529с.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М., Перспектива, 2014. -32с.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, родитель, дошкольная образовательная организация, процесс воспитания, член семьи, ребенок, прием развития, развитие, семья, ранний возраст.

Ключевые слова

сотрудничество, родители, дошкольный возраст, обучение и развитие, консультативная работа

Похожие статьи

Особенности воспитания детей раннего возраста

В воспитании детей раннего возраста решающую роль играют взрослые.Они обеспечивают все условия, необходимые для развития и оптимального состояния здоровья малыша. Общаясь с ним, несут тепло, ласку и информацию...

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного...

Ключевые слова: адаптация,взаимодействие, дошкольное образовательное учреждение, ранний возраст, родители, семья. Актуальность исследования: Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека...

Социализация детей младшего дошкольного возраста...

В младшем дошкольном возрасте рассматриваются проблемы развития ребенка и решаются вопросы ранней социализации детей в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи.

Нетрадиционная форма социализации детей раннего возраста...

В качестве еще одного социального института социализации детей раннего возраста выступает дошкольное образовательное учреждение с возможностью организации взаимодействия с родителями для вовлечения их как социальных партнеров в образовательный процесс ДОУ...

Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи...

ребенок, дошкольное учреждение, ранний дошкольный возраст, занятие, родитель, игра, положительный эмоциональный фон, упражнение, физическое воспитание детей.

Открытые игровые занятия как форма взаимодействия с семьей...

Они призваны вовлекать родителей в воспитательный и образовательный процесс, повышать психолого-педагогическую культуру родителей, а, значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи...

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании...

образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, образовательная деятельность, родитель, образовательная организация, ребенок, родитель воспитанников. Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка.

Педагогическое сопровождение и помощь родителям...

ранний возраст, детский сад, семья ребенка, родитель, дошкольное образовательное учреждение, семья, семья детей

ребенок, родитель, образовательная организация, детский сад, педагог, воспитание ребенка, друг, отношение, семья.

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в вопросах...

ребенок, дошкольное учреждение, ранний дошкольный возраст, занятие, родитель, игра, положительный эмоциональный фон, упражнение, физическое воспитание детей.

Похожие статьи

Особенности воспитания детей раннего возраста

В воспитании детей раннего возраста решающую роль играют взрослые.Они обеспечивают все условия, необходимые для развития и оптимального состояния здоровья малыша. Общаясь с ним, несут тепло, ласку и информацию...

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного...

Ключевые слова: адаптация,взаимодействие, дошкольное образовательное учреждение, ранний возраст, родители, семья. Актуальность исследования: Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека...

Социализация детей младшего дошкольного возраста...

В младшем дошкольном возрасте рассматриваются проблемы развития ребенка и решаются вопросы ранней социализации детей в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи.

Нетрадиционная форма социализации детей раннего возраста...

В качестве еще одного социального института социализации детей раннего возраста выступает дошкольное образовательное учреждение с возможностью организации взаимодействия с родителями для вовлечения их как социальных партнеров в образовательный процесс ДОУ...

Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи...

ребенок, дошкольное учреждение, ранний дошкольный возраст, занятие, родитель, игра, положительный эмоциональный фон, упражнение, физическое воспитание детей.

Открытые игровые занятия как форма взаимодействия с семьей...

Они призваны вовлекать родителей в воспитательный и образовательный процесс, повышать психолого-педагогическую культуру родителей, а, значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи...

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании...

образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, образовательная деятельность, родитель, образовательная организация, ребенок, родитель воспитанников. Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка.

Педагогическое сопровождение и помощь родителям...

ранний возраст, детский сад, семья ребенка, родитель, дошкольное образовательное учреждение, семья, семья детей

ребенок, родитель, образовательная организация, детский сад, педагог, воспитание ребенка, друг, отношение, семья.

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в вопросах...

ребенок, дошкольное учреждение, ранний дошкольный возраст, занятие, родитель, игра, положительный эмоциональный фон, упражнение, физическое воспитание детей.

Задать вопрос