Библиографическое описание:

Ермоленко А. С. Формирование и развитие информационной компетентности на уроках географии как необходимое условие обучения в современный период [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 197-201.

География в современном образовании является учебным предметом, формирующим у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, о закономерностях развития природы. Содержание курса географии в основной школе позволяет формировать и использовать разнообразный спектр видов деятельности и соответственно учебных действий, таких, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей [4].

Но, несмотря на значимость, география — это не единственный предмет в школе. С каждым годом количество информации, которое школьникам приходится обрабатывать, многократно возрастает, а количество часов в учебном плане на изучение географии уменьшается. В современный период, в период введения ФГОС, одна из главных задач учителя — научить детей способам получения информации, ее обработки и использования, т. е. сформировать информационную компетентность.

Термин «Информационная компетентность» относится к ключевым терминам ФГОС нового поколения и определяется как «способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать, запоминать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных технологий».

Я выделил три составляющие педагогические задачи, которые будут способствовать формированию информационной компетентности:

-          необходимость учитывать особенности восприятия детьми информации;

-          необходимость понимать, как усваивается информация;

-          необходимость подбора эффективных приемов, методов и технологий для развития и формирования у школьников умения находить, хранить, преобразовывать различную информацию.

Как я работаю над обозначенными задачами, я постараюсь раскрыть в моей публикации.

Для успешного формирования информационной компетентности учителю необходимо учитывать особенности восприятия детьми информации.

Мы не можем видеть или слышать абсолютно все, что нас окружает, мы выбираем наиболее важное для нас в этом мире. Нам просто приходится от чего-то отказываться, чтобы не перегружаться. Одним из наиболее важных фильтров являются так называемые каналы восприятия: зрение, слух и чувства.

Конечно, любой человек, в том числе и ребенок, задействует разные каналы восприятия (модальность или ведущий канал восприятия). В связи с этим всех людей можно разделить на аудиалов, визуалов, кинестетиков и дигиталов. Аудиалы воспринимают лучше мир с помощью слуха, визуалы — с помощью зрения, кинестетики — в ощущениях (движениях). Среди взрослых выделяется также группа дигиталов, т. е. людей, которые воспринимают мир с помощью логических построений.

Особенности восприятия зависят и от возраста: для маленьких детей свойственно стремление все потрогать, попробовать на вкус, благодаря этому они познают мир, но школьникам чаще приходится опираться на слух и зрение.

Совместно со школьным психологом я провожу диагностику для определения ведущего канала восприятия у моих учащихся. Учитывая результаты диагностики, я выстраиваю взаимодействие с учащимися, опираясь на их ведущую модальность. Необходимо не только рассказывать, но и показывать изучаемый новый материал, активизируя ощущения, эмоции, чувства, движения. В процессе обучения учителю нужно для учеников-визуалов использовать слова, которые описывают цвет, размер, форму, схемы, таблицы, наглядные пособия. Для ученика-аудиала использовать модуляцию и тембр голоса. Для кинестетика — жесты, прикосновения, движения.

Проводя мониторинг на протяжении многих лет, я убеждаюсь, что визуалов бывает больше, чем детей других модальностей. К тому же география относится к предмету, где одним из важных умений является умение создавать «образ» территории или географического объекта, устанавливать причинно-следственные связи, с учетом географических особенностей компонента или явления.

Далее я остановлюсь на особенностях усвоения информации школьниками.

Подавляющее количество информации мы получаем из книг и электронных носителей в виде текста. Данная информация предоставляется последовательно и логично (авторы статей и книг постарались, чтобы все было написано логично), так информация легче усваивается. Но работает ли наш мозг линейно, последовательно и структурировано? Можно ли назвать хоть одного человека, который при обдумывании какой-либо проблемы мыслил бы последовательно от первого пункта ко второму, от второго — к третьему и так далее? Вряд ли мы встретим подобных людей [1].

Процесс мышления по своей природе ассоциативен. Ассоциации — это своеобразные крючки, с помощью которых отдельные слова (образы, мысли) притягивают другие. Выходит, что наше мышление по своей природе ассоциативно и радиантно.

Сопоставление двух фактов подачи информации и особенности мышления говорит о том, что возникает несоответствие. Линейное (последовательное) изложение информации в форме текста блокирует способность нашего мозга видеть целостную картину, способности ассоциативного и радиантного мышления.

Формирование информационной компетентности с помощью специальных технологий, методов и приемов, будет способствовать восприятию, усвоению, запоминанию, переработки информации ассоциативно.

Об этом же говорит М. Е. Бершадский, который предлагает следующее определение информационной компетентности ― способность организма воспринимать и распознавать сигналы внутренней и внешней среды, а также трансформировать и сохранять в той или иной форме следы их воздействия для управления собственным поведением с целью удовлетворения потребностей организма [1].

Таким образом, передо мной, как перед учителем встает проблема — как выстроить процесс обучения так, чтобы мозг учеников мог «увидеть» картину рассматриваемой проблемы целостно. Как организовать процесс обсуждения проблемы (задачи), чтобы наступил тот момент понимания информации, когда все недостающие звенья «картинки» встанут на свои места и школьники целиком «увидят» предмет обсуждения (изучения).

Без учета вышеперечисленных особенностей подачи и восприятия изучаемого материала (информации) невозможно процесс обучения сделать эффективным. Таким образом, учет модальности и особенности восприятия и переработки информации, побуждает меня, как учителя подбирать технологии, методы и приемы, способствующие формированию информационной компетентности.

На уроках географии я использую приемы, методы, технологии, которые способствуют повышению мотивации и формированию навыка самостоятельной работы с информацией. В период введения ФГОС можно говорить о формировании знаково-символических универсальных действий, которые обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний.

Формирования информационной компетентности на уроке, спланированном по традиционной схеме практически невозможно. Именно поэтому необходимо изменить сложившуюся технологию обучения, выстраивать урок по правилам системно-деятельностного подхода, строить преподавание так, чтобы знания не преподносились в готовом виде, а приобретались учениками в ходе творческой направленной и мотивированной деятельности. Именно для самостоятельного приобретения знаний, переработки информации и необходимы знания, умения и опыт в работе с данной информацией (информационная компетентность).

Для самостоятельной работы с информацией необходимо сформировать у школьников приемы рационального чтения, умения выделять смысловые единицы, устанавливать связь текста с нетекстовыми компонентами. Нельзя забывать и о формировании умения делать выводы, акцентируя внимание на краткой и сжатой форме изложения главного в изучении какого- либо географического объекта. При работе с учебником эффективно использовать знаковую систему, которая позволяет учащимся выделять в тексте главное содержание, отмечать (находить) новые понятия, требующие запоминания. Таким образом, умение работать с текстом позволяет самостоятельно использовать материал учебника, а включение в учебный процесс опорных конспектов, блок- схем, позволяет создавать у учащихся частное представление об изучаемом географическом объекте, рассматривать причинно — следственные связи природных процессов и явлений. Умение работать с информацией, кодировать, замещать знаками и моделировать информацию облегчает ее запоминание и позволяет использовать в дальнейшем в новой (измененной) ситуации, т. е. у ребенка формируется способность решать любую задачу (проблему), независимо от предмета.

Какие технологии, методы и приемы способствуют формированию информационной компетенции? За многолетний опыт работы учителем географии, у меня накопился определенный набор таких методик, все они апробированы и способствуют формированию и развитию информационной компетенции.

Технология опорных сигналов. Опорный сигнал — это ассоциативный символ (стрелка, знак, слово), заменяющий некое смысловое значение. Методику применения и сами опорные сигналы я заимствовала у педагогов- новаторов (В. Ф. Шаталова, П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной, М. Б. Волович, Т. М. Бенькович). Но я дополняю опоры, изменяю, адаптируя к ситуации, и придумываю свои. Данная технология имеют значение и для учителя и для ученика. Сигнал: сжимает информацию; облегчает понимание новой информации; активизирует учащихся; экономит время; упрощает процесс запоминания новых терминов; наглядно демонстрирует связи между природными компонентами; помогает выделять главное; благотворно действует на психологический климат урока.

Проводимый мною мониторинг показывает, что учащиеся запоминают материал, представленный с использованием опоры более осмысленно и надолго. Виды и формы опорных сигналов бывают разные: смысловые; ассоциативные; аббревиатурные; вербальные; графические. Формы опор: схемы; таблицы; диаграммы; ассоциативное поле; опорные конспекты; алгоритмы.

Применяя технологию опорных сигналов, я заметил, что она помогает развивать память, логическое мышление, раскрывает творческий потенциал учащихся и помогает осуществлять самоконтроль за результатами учебной деятельности у учащихся с разными уровнями усвоения учебного материала.

Особенно эффективна данная технология для работы с детьми-визуалами. У таких детей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения, они пропускают в мозг почти в пять раз больше информации, чем органы слуха. Но для этого учащимся, а особенно визуалам, необходимо выделить из общего материала наиболее значимое глазу, значимое можно выделять особенными значками (рамками, стрелками, буквами и т. д.). Именно это сохранится в памяти как некий кодированный символ. Технология в данном случае наиболее оптимальна.

Не менее эффективным в моей работе является использование интеллект — карт на своих уроках.

Автор данной методики Тони Бьюзен. В начале 70-х годов прошлого века англичанин Тони Бьюзен, тщательно изучив опыт мышления лучших умов человечества, таких как Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн, Томас Эдисон, Джеймс Джойс и др., пришел к выводу, что эти гении максимально использовали все ментальные способности своего мозга. Соединив опыт, накопленный лучшими умами человечества с достижениями современной психологии в области памяти и мышления, Бьюзен разработал технологию мышления и запоминания информации, которую он назвал «интеллект-карты». Метод «интеллект-карт» является графическим отображением естественных процессов мышления [1].

До сих пор нет единого общепринятого перевода на русский язык английского «Mind map». Основные варианты такие: карта ума, умная карта, карта сознания, карта мышления, интеллектуальная карта.

Вкратце суть этой методики состоит в визуализации — сопровождении мыслительного процесса рисованием блок-схем, которые фиксируют все новые мысли, заключения и переходы между ними. При этом начинает активнее работать обычно заторможенное правое полушарие мозга, и становится сильнее интуиция — функция мышления, локализованная именно в этом полушарии. Блок-схемы помогают представлять идеи и концепции в ясной, привлекательной и убедительной форме, давать целостное видение, способствовать пониманию и генерации идей [2].

Достоинствами данного метода я считаю следующее, карты: дают быстрый и полный обзор большой темы (сферы, проблемы, составных частей); позволяют планировать действия и делать вывод; дают информацию о том, на каком этапе школьники находятся в процессе обучения и куда двигаться дальше; собирают и представляют большое количество разнообразных данных на одном листе, демонстрируя связи и расстояния; стимулируют воображение и решение проблем посредством разработки новых путей; позволяют максимально повысить результативность и эффективность; являются превосходным инструментом для раздумывания и запоминания; экономят время; раскрепощают мышление; повышают продуктивность работы с любой информацией.

Интеллект-карты — это инструмент, позволяющий: эффективно структурировать и обрабатывать информацию; мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал, запоминать большой объем информации, проводить мозговой штурм, проводить самоанализ, разрабатывать сложные проекты, самостоятельно обучаться и др.

Используя интеллект-карты, я познакомился не только с теорией Тони Бьюзена, но и теорией доктор педагогических наук, профессор РАЕН Васильева Е. Е. создала «RUSSIAN MIND MAPS», которая учитывая особенности русского менталитета, создала технологию развития эффективного мышления на основе интеллект — карт, гармонично развивающую 1) логическое мышление, 2) воображение, 3) зрительную память, позволяющая мыслить «системно и целостно», запоминать на 100 % учебники, анализировать, систематизировать и структурировать большие объемы информации.

В практике работы данную методику я применяю при работе в группах, особенно эффективна она при работе над проектами. Данная методика эффективна на уроках, где материал изучается самостоятельно, где материал включает много структурных единиц. Хорошо зарекомендовала данная методика и в работе учителя в качестве классного руководителя. Она помогает при планировании коллективно-творческого дела, при планировании массовых мероприятий, которые задействуют большое количество участников.

Далее я хотел бы остановиться на приемах и технологиях, способствующих развитию навыка смыслового чтения, данный навык имеет большое значение для формирования информационной компетентности.

Эффективна технология, которая способствует умению работать с информацией — это технология развития критического мышления (ТРКМ).

Приемы и методы ТРКМ формируют культуру чтения, включающую в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения. Ученики не сидят пассивно, принимая готовые знания, а становятся главными субъектами учебной деятельности, они думают и вспоминают, рассуждают, аргументируют и опровергают, устанавливают закономерности и делают выводы. Главная роль отводится тексту. Его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют. Учащимся надо освоить текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование. Технология развития критического мышления ориентирована на вопросы как основную движущую силу мышления [3].

Приемы и методы ТРКМ, которые способствуют реализации стратегии смыслового чтения и работе с текстом.

1.      Чтение в три этапа

Первое прочтение: Во время чтения текста, выделить или подчеркнуть показавшиеся важными ключевые слова. Ключевые слова несут основную смысловую нагрузку: признак предмета, описание объекта. При этом не обязательно должно быть ключевое слово в каждом предложении.

Второе прочтение: вернутся к тексту, прочитать его еще раз. Объединить ключевые слова в смысловые ряды. Для удобства выписать их отдельно. Возможно, увидеть, что некоторые слова выделили как ключевые ошибочно, а какие-то пропустили. Скорректировать свои ключевые слова при необходимости. Смысловой ряд — это пары слов, которые состоят из комбинации ключевых слов. Смысловой ряд позволяет понять истинное содержание текста (причинно-следственные связи). Далее ученики записывают все полученные смысловые ряды на листочке.

Третье прочтение: прочитать смысловые ряды и при этом попытаться сформулировать смысл, доминанту текста. Смысл текста — это те образы, которые должны быть помещены в образную память.

Как прием можно использовать таблицу «Знаю — хочу узнать — узнал».

2.      Чтение с остановками и вопросами Б. Блума.

Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию.

Уточняющие вопросы. Обычно начинаю со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно понял, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи человеку относительно того, что он только что сказал. «Ты действительно думаешь, что...?».

Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаю со слова «Почему?».

Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза.

Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.

Практические вопросы. Всегда, когда вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы его будем называть практическим.

Типы вопросов по классификации американского психолога Б. Блума: простые вопросы — уточнение фактов, воспроизведение информации; уточняющие вопросы — уточнение воспроизведенной информации; объясняющие вопросы — установление причинно-следственных связей; творческие вопросы — использование элементов условности, фантазии, прогноза; оценочные вопросы — критерии оценки событий, явлений, фактов; практические вопросы — установление взаимосвязи между теорией и практикой.

На первый взгляд работа с использованием вопросов не является новой, но у многих детей вызывают трудности вопросы по Б.Блуму. Эти вопросы связаны с его классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.

3.      Стратегия «Инсерт» («Условные значки»).

Используется для формирования такого универсального учебного действия как умение систематизировать и анализировать информацию.

«Инсерт» — это:

-        I — interactive — самоактивизирующая,

-        N — noting — знаковая, выделяющая главное,

-        S — system — системная разметка,

-        E — effective — для эффективного,

-        R — reading — чтения,

-        T — thinking — и размышления,

Приём используется в три этапа:

-          первый. В процессе чтения учащиеся маркируют текст значками («V» — уже знал; «+» — новое; «-» — думал иначе; «?» — не понял, есть вопросы);

-          второй. Затем заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу значков маркировки;

-          обсуждают записи, внесённые в таблицу.

Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, делается зримым процесс накопления информации, путь от старого знания к новому.

4.                  «Синквейн». Эта пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Синквейны в учебно-воспитательном процессе полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.

Порядок написания синквейна:

Первая строка — одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.

Вторая строка — два прилагательных, характеризующих данное предложение. Третья срока — три глагола, показывающие действие понятия. Четвёртая строка — короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение. Пятая строка — одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием. Пример составления синквейна.

Природная зона.

Огромная, закономерная.

Обитать, располагаться, отличаться.

Все компоненты зависят от климата.

Пространство.

5.                  Схема «Фишбоун» или «Рыбий скелет». Данная графическая техника помогает структурировать процесс. Более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы. Голова — вопрос темы, верхние косточки — основные понятия темы, нижние косточки — суть понятий, хвост — вывод урока. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть. На уроках географии я предлагаю детям заполнить «скелет» заполняя так: верх — причины, низ — следствия и т. п. Схема «Фишбоун» отлично работает, как средство систематизации материала, быстро воспроизводится учащимися и увеличивает процент усвояемости.

Данные технологии и приемы я применяю в своей деятельности, на уроках и во внеурочное время.

В заключении хотелось бы привести примеры применения технологий, методов, приемов, формирующих информационную компетентность.

При объяснении природного комплекса дается большой объем информации (название компонентов). Для облегчения записи в тетради и для лучшего запоминания я даю схему (опору) природного комплекса. Как правило, данная опора запоминается на долгие годы и легко воспроизводится детьми спустя много лет.

Опорные конспекты (схемы) упрощают процесс запоминания новых терминов. Многие термины я совместно с детьми превращаю в опорную схему или в схему «Рыбий скелет». Например: воздушная масса, межотраслевой комплекс, природная зона.

Многие темы можно объяснить с помощью опор, совсем не используя записей. Например, тема — географическое положение Урала. Границы природного района учащиеся легко объясняют сами, используя опору.

А можно применять перечисленные технологии для последующего моделирования ситуации. Например, я объясняю, что такое агломерация, а учащиеся продолжают, используя опору или схему, объяснять, что такое мегалополис. Примеры можно посмотреть в приложении к работе.

Интеллект-карты идеально подходят для изучения межотраслевых комплексов, имеющих сложную (многоуровневую) структуру. Например, агропромышленный комплекс, машиностроительный комплекс.

Применяя данные методики, я даю возможность учащимся «видеть» объект или понятие, которое уже исчезло из поля восприятия, т. е. запоминать его. Эффективны данные технологии и при формировании умения «видеть карту», даже не имея ее перед глазами. Поэтому мои ученики хорошо «знают» карту, с желанием сдают зачет по контурной карте, не имея перед глазами карт атласа. Умение «видеть карту», «видеть образ территории» помогает моим учащимся результативно участвовать в олимпиадах, конкурсах, успешно сдавать экзамены в формате ЕГЭ, везде, где использовать атласы нельзя, а карту и большой объем информации знать надо. Считаю, что вышеперечисленные технологии на уроках и во внеурочное время, помогают мне добиваться высоких результатов.

В заключении хотелось бы отметить, что используемые мною методы и технологии не только способствуют формированию информационной компетенции на уроках географии, но и формируют способность школьников действовать в любой новой ситуации или изучать любую область знаний, т. е. они способствуют формированию межпредметных способов действий, что и требуется в современный период.

 

Литература:

 

1.         Статья Е. А. Бершадской, М. Е. Бершадского «Технология интеллект-карт» (CD «Эффективные образовательные технологии». Выпуск 1), [Электронный ресурс] /Режим доступа https://docs.google.com/document/d/.../edit?hl=ru, свободный.

2.         Статья «Как рисовать. Фрагмент из книги «Супермышление» [Электронный ресурс] /Режим доступа www.mind-map.ru/?s=34‎, свободный.

3.         Статья «Теоретические аспекты технологии критического мышления» [Электронный ресурс] /Режим доступа rudocs.exdat.com/docs/index-571932.html, свободный‎.

4.         Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle