Формирование информационной компетентности на уроках русского языка и литературы | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

V международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, март 2014)

Дата публикации: 04.03.2014

Статья просмотрена: 682 раза

Библиографическое описание:

Вознюк О. Л. Формирование информационной компетентности на уроках русского языка и литературы [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 196-198. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5210/ (дата обращения: 15.10.2018).

Я учу, чтобы научить другого. А ты учишься для того, чтобы научить меня. Таким образом, мы знаем в два раза больше, чем знали до этого.

В. К. Дьяченко

Содержание образования — важнейшая составляющая образовательной системы и соответственно главная цель планируемых изменений в ней. Компетентностный подход ориентирует на построение учебного процесса сообразно результата образования: в учебную программу изначально закладываются параметры описания того, что обучающийся будет знать и уметь «на выходе» из того или иного общеобразовательного учреждения (далее ОУ).

В быстро меняющемся мире система образования, на мой взгляд, должна формировать и такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность.

Будущий выпускник должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и своей будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить. Поэтому я определила для себя тему по самообразованию «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средство формирования ключевых компетенций обучающихся».

Каждому педагогу известно, что информационные технологии: психологически облегчают процесс усвоения материала обучающимися; возбуждают живой интерес к предмету познания; расширяют общий кругозор детей; повышают уровень использования наглядности на уроке; повышают интерес к изучению того или иного предмета и успеваемости; ведут к более полному усвоению теоретического материала; позволяют обучающимся овладеть умением добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий; формируют умение кратко и четко формулировать свою точку зрения; повышают производительность труда педагога и обучающихся на уроке.

Чтобы сформировать компетентного выпускника, в своей педагогической деятельности, помимо традиционного метода обучения, применяю и такие методы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, а также элементы педагогических технологий, которые развивают познавательную, коммуникативную, мотивационную, информационную и личностную активность наших обучающихся.

В своей работе опираюсь на классификацию формирования ключевых компетенций обучающихся, предложенную А. В. Хуторским — доктором педагогических наук:

1.     Ценностно-смысловая компетенция;

2.     Общекультурная компетенция;

3.     Учебно-познавательная компетенция;

4.     Информационная компетенция;

5.     Коммуникативная компетенция;

6.     Социально-трудовая компетенция;

7.     Компетенция личностного самосовершенствования.

Акцент делаю на обучение через практическую, продуктивную работу обучающихся в малых группах, использование межпредметных связей, развитие самостоятельности обучающихся и личной ответственности за принятие решений.

Я ставлю цели и мотивирую обучающихся достигать их, провожу анализ и самоанализ, т. е. демонстрирую своё собственное компетентное поведение.

Анализ особенностей содержания преподаваемых мною предметов и возможностей обучающихся, их уровня развития, позволил мне выделить в качестве наиболее актуальных следующие ключевые компетенции: информационную, коммуникативную и компетенцию личностного самосовершенствования.

Сегодня буду говорить только о формировании информационной компетентности на уроках русского языка и литературы, хотя, на мой взгляд, все ключевые компетенции связаны между собой.

Под информационными компетенциями принято считать комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности. Это и владение современными средствами получения информации (телевизор, магнитофон, телефон, компьютер, модемное устройство, копировальная техника) и информационными технологиями (аудио-видеозапись, электронная почта, СМИ, Internet); поиск, анализ и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача.

Видами деятельности, которыми обучающиеся овладевают в процессе формирования и развития информационной компетенции, являются:

-                   поиск информации в библиотеке нашего ОУ, а так же поиск информации в электронных энциклопедиях в городской библиотеке-филиале № 4, с которой мы активно сотрудничаем с 2009г.;

-                   поиск информации в медиатеке нашего ОУ;

-                   использование информации из сети Internet;

-                   создание мультимедийной презентации;

-                   создание буклета, журнала нашего ОУ «Планета молодых», сборник стихов «МПК» (Молодежный поэтический клуб).

В своей педагогической практике я столкнулась с тем, что подавляющее число обучающихся, прибывших из основной школы, не умеет грамотно работать с информацией, а именно:

-                   сопоставлять разрозненные фрагменты;

-                   соотносить общее содержание с его конкретизацией;

-                   целенаправленно искать недостающую информацию;

-                   обучающиеся не владеют навыками целостного, творческого анализа художественного текста;

-                   не владеют навыками целеполагания.

Такая ситуация не устраивает ни обучающихся, ни меня как педагога.

Для первокурсников я подбираю задания, обеспечивающие формирование начального уровня развития информационной компетентности (самостоятельный поиск и структурирование различных источников информации), например: используя поисковую систему сети Internet:

-                   самостоятельно подберите дополнительную информацию по теме «Жизнь и творчество А. С. Пушкина». Запишите названия сайтов, на которых находятся статьи по данной теме, их электронные адреса (создайте электронную базу данных по этому вопросу).

-                   Подготовьте опорный конспект по теме «Служебные части речи». При оформлении конспекта используйте рисунки, таблицы, схемы.

-                   Создайте компьютерную презентацию по теме «Словарное богатство русского языка». При подготовке используйте рисунки, графики, таблицы.

Домашнее задание, как и др. формы внеаудиторной самостоятельной работы, зачастую носит творческий характер. Например, обучающиеся создают электронную презентацию фрагмента книги с занимательным материалом об истории возникновения на Руси письменности т. д. Им было предложено продолжить предложение: «Знаете ли вы, что…» Вот некоторые из ответов:

«…письмо — это важнейшее средство передачи речи на расстояние или закрепления ее во времени, осуществляемое при помощи графических знаков или изображений, передающих те или иные элементы речи — целые сообщения, отдельные слова, слоги и звуки».

«…после образования древнерусского государства письменность стала необходимой для ведения переписки с другими странами, а также для заключения межгосударственных договоров. В условиях формирования классового общества возникла необходимость в составлении завещаний, записях о долгах, заключении торговых контрактов, в надписях на вазах об их предназначении и т. п».

«…важные документы древнерусские князья сохраняли лучше, чем драгоценности. Известно, что во времена Ярослава Мудрого собрание наиболее давних грамот и договоров Руси хранилось в Михайловском приделе Софиевского собора. Ученые допускают, что именно здесь были сосредоточены и документы до владимирских времен. Одним из наиболее известных хранилищ является также Киево-Печерский монастырь, основанный выходцем из Черниговщины преподобным Антонием еще при Ярославе Мудром».

«…наиболее важным историческим документом является «Повесть временных лет», который дошел до нас не в оригинале, а в более поздних списках. Одним из них является Лаврентиевский список, названный по имени монаха Лаврентия, который составил его в 1377 г., и Ипатьевский список, датированный началом XV в. Именно в этой летописи содержатся сведения о первых международных актах — договорах Руси с иностранными государствами. В частности, здесь есть сведений о четырех договорах Руси с могущественным государством того времени — Византией…» и т. д.

Аналогичные задания характерны при проведении предметных недель, так как они пробуждают интерес к изучению русского языка и литературы, повышают познавательную активность обучающихся, формируют у них информационную компетентность.

Одной из наиболее удобных форм использования информационных технологий являться применение на уроке компакт-дисков. В нашей медиатеке имеются фильмы по некоторым произведениям. А использование тестов-тренажеров позволяют отслеживать процесс усвоения обучающимися основных знаний, умений и навыков; корректировать процесс обучения; обеспечивает оценочную деятельность, работа над ошибками в самих тренажерах; подготовка к ЕГЭ.

Применяемые мною формы и методы формирования информационных компетенций дают свои результаты.

Анкетирование показало: а) необходимость проведения уроков с использованием ИКТ признают 100 % опрошенных обучающихся и их законные представители; б) 93 % опрошенных считают, что уроки с использованием ИКТ повышают интерес к теме урока, привлекают сменой видов деятельности и наглядностью; в) 86 % опрошенных считают, что именно уроки с использованием ИКТ помогли им овладеть навыками грамотного поиска информации, ее переработки, отбора, анализа и представления готового продукта, созданного в результате (будь то презентация, доклад и т. д.).

Результатом сформированности информационной компетенции обучающихся является их успешная защита в научно-исследовательской деятельности как обучающихся, так и педагога на разных уровнях (городской, областной, межрегиональной, всероссийской).

Является важным, что знания, полученные на уроках русского языка и литературы, внеаудиторной и внеклассной работе помогут обучающимся в их дальнейшей повседневной жизни и профессиональной деятельности. Считаю, что если мой обучающийся умеет работать в команде, находить истину, планировать результат и оценивать его, точно формулировать свои мысли, находить любую информацию, будет успешен в дальнейшем.

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, обучающийся, урок, поиск информации, договор Руси, информационная компетентность, информационная компетенция, личностное самосовершенствование, мой взгляд, компетенция.

Похожие статьи

Информационная компетентность как планируемый результат...

Формирование основ информационной компетентности происходит на всех предметах образовательного процесса. Например, на уроке русского языка формируются различные способы передачи информации (буква, пиктограмма, иероглиф, рисунок)...

Современные подходы по формированию информационной...

Основные термины (генерируются автоматически): функция, информационная компетентность, информация, информационная компетенция, формирование, учащийся, информационная

Задания для развития информационной компетенции на уроках...

Информационно-коммуникативная компетенция — ключевое...

Информационно-коммуникативная компетенция — это профессионально-значимое

 умения эффективного поиска, сбора, переработки профессиональной информации, а также умения

Астафьева О. Н. Информационно-коммуникативная компетентность личности в условиях...

К вопросу о содержании понятия «компетенция» в образовании...

компетенция, русский язык, умение, знание, освоение школьниками, учебный предмет, общее образование, коммуникативная компетенция, личностное самосовершенствование, общепредметное содержание.

Формирование ключевых компетенций студентов на занятиях по...

Данная статья посвящена рассмотрению ключевых компетенций студентов на занятиях по русскому языку.

3. Третью группу — группу компетенций прагматического уровня, составляют предметная, информационная и самообразовательная компетенции [3, с.57].

Формирование речевой и языковой компетенции на уроках...

Я применяю на уроках лингвистическую, культуроведческую, информационную

русский язык, коммуникативная компетенция, речевая деятельность, речевая ситуация, Казахстан

коммуникативная компетенция, коммуникативная компетентность, речевая деятельность...

Формирование профессиональных компетенций учителя...

Формирование профессиональных компетенций учителя русского языка и литературы.

предложение, коммуникативная компетенция, русский язык, Пушкин, задание, текст, мой отец, письменная

- овладение лингвистическими знаниями (информационная компетентность).

Формирование информационной компетенции у студентов...

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, информационная компетенция, информационная компетентность

информационная компетентность, текст, ребенок, информация, информационное общество, информационная грамотность учащихся...

Использование ИКТ для формирования коммуникативной...

Интернет даёт нам и нашим обучающимся огромные возможности для самосовершенствования.

- Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка раскрывает огромные возможности компьютера как...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Информационная компетентность как планируемый результат...

Формирование основ информационной компетентности происходит на всех предметах образовательного процесса. Например, на уроке русского языка формируются различные способы передачи информации (буква, пиктограмма, иероглиф, рисунок)...

Современные подходы по формированию информационной...

Основные термины (генерируются автоматически): функция, информационная компетентность, информация, информационная компетенция, формирование, учащийся, информационная

Задания для развития информационной компетенции на уроках...

Информационно-коммуникативная компетенция — ключевое...

Информационно-коммуникативная компетенция — это профессионально-значимое

 умения эффективного поиска, сбора, переработки профессиональной информации, а также умения

Астафьева О. Н. Информационно-коммуникативная компетентность личности в условиях...

К вопросу о содержании понятия «компетенция» в образовании...

компетенция, русский язык, умение, знание, освоение школьниками, учебный предмет, общее образование, коммуникативная компетенция, личностное самосовершенствование, общепредметное содержание.

Формирование ключевых компетенций студентов на занятиях по...

Данная статья посвящена рассмотрению ключевых компетенций студентов на занятиях по русскому языку.

3. Третью группу — группу компетенций прагматического уровня, составляют предметная, информационная и самообразовательная компетенции [3, с.57].

Формирование речевой и языковой компетенции на уроках...

Я применяю на уроках лингвистическую, культуроведческую, информационную

русский язык, коммуникативная компетенция, речевая деятельность, речевая ситуация, Казахстан

коммуникативная компетенция, коммуникативная компетентность, речевая деятельность...

Формирование профессиональных компетенций учителя...

Формирование профессиональных компетенций учителя русского языка и литературы.

предложение, коммуникативная компетенция, русский язык, Пушкин, задание, текст, мой отец, письменная

- овладение лингвистическими знаниями (информационная компетентность).

Формирование информационной компетенции у студентов...

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, информационная компетенция, информационная компетентность

информационная компетентность, текст, ребенок, информация, информационное общество, информационная грамотность учащихся...

Использование ИКТ для формирования коммуникативной...

Интернет даёт нам и нашим обучающимся огромные возможности для самосовершенствования.

- Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка раскрывает огромные возможности компьютера как...

Задать вопрос