Библиографическое описание:

Якущева Р. М. Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Обучение составлению творческого рассказа по картине» (образовательная область «Познание», «Коммуникация») для детей старшего дошкольного возраста [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 166-167.

Цель: Закрепить мыслительные операции, связанные с выделением объектов на картине, установление взаимосвязей.

ЗАДАЧИ:

1.      Учить производить замену выделенных объектов схемами; ориентироваться в пространстве (в верху, внизу; левый, правый; в центре); отвечать на вопросы развернутыми предложениями о местонахождении объекта с использованием приемов ТРИЗ: игра «Бинокль»

2.      Содействовать развитию умения использовать разные виды моделей, на основе восприятия картины через разные органы чувств; представлять различные звуки, обонятельные ощущения и передавать свои представления в рассказе, составленном с использованием метода моделирования.

3.      Создавать благоприятные условия для своевременного возникновения и развития внеситуативно-личностного общения.

4.      Развивать умения находить причинно-следственные связи.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: (в верху, внизу; левый, правый; в центре).

МАТЕРИАЛ:

Картина «Белки»; лист ватмана; фломастеры; схемы-модели рассказа, магниты.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Ребята мы отправляемся в путешествие, а куда вы узнаете, сыграв со мной в игру «Я еду в путешествие и беру с собой...» (волка)

Дети называют диких животных.

Каких мы животных назвали? (диких животных), а где они живут? (в лесу)

Правильно ребята мы с вами отправимся в путешествие в осенний лес.

Задание: Слева от вас хвойные деревья. Назовите их. Справа лиственные. Назовите их.

Игра «Собери целое!» (лист дуба).

Вот мы и прибыли в лес в гости к картине, а чтоб нам получше рассмотреть ее, что нам может помочь (подзорная труба). Ребята, она у нас не простая, а волшебная. Посмотрите на картину и перечислите, что вы на ней видите.

Игра «Бинокль».

-        По мере называния объектов схематично обозначаю их в кружочках на большом листе бумаги — обращаю внимание, где находится объект: в центре, в правом верхнем или нижнем углах, в левом верхнем или нижнем углах.

-        Не забываем совместно с детьми выделить небо и землю.

Ребята, а объекты могут быть связаны между собой? (да)

Игра «Соединение»

Дети: Дуб связан с землей, потому что его корни в земле. Белку соединим с дубом, потому что она живет в дупле.

Физкультминутка «Три бельчонка»

В лесной глуши на елке.

Жили-были три бельчонка.

Жили дружно, не тужили

И с зарядкою дружили (потянуться)

Изображали кенгуру (прыжки на двух ногах)

За уши лапками хватались (руки к ушам)

И вправо-влево наклонялись (наклоны в стороны)

Дружно хлопали в ладошки (хлопают)

И тянулись словно кошки (потянуться)

Ножками топали (притопы)

Глазками хлопали (поморгать)

Головками кружили (повороты головы)

Друг за другом в след ходили (ходьба на месте)

Дети присаживаются на свои места.

Пока мы отдыхали, на картине появился волшебник — помощник «Я нюхаю». Что это значит?

Да сейчас нос расскажет, что он чувствует.

Раз, два, три покрутись в картине очутись.

Дети отвечают полным ответом: «Я чувствую запах листьев», «Я чувствую, как пахнет корой» и т. д.

Еще один волшебник — помощник «Я слышу» Как вы думаете, что он обозначает? (на картинке нарисовано ухо).

Дети: «Я слышу, как белка грызет орешки», «Я слышу, как белки прыгают по веткам» и т. д.

Следующий волшебник — помощник «Я ощущаю лицом и руками».

А сейчас представьте, что вы гладите белку, какая она на ощупь? (ствол, лист).

Дети: «Я чувствую белка пушистая, мягкая…», «Я чувствую ствол дуба шершавый…», «Я чувствую лист влажный, гладкий…».

Какие волшебники — помощники нам помогли ощутить какая белка на ощупь, шорох листвы, запах цветов.

Дети: «Я — слышу», «Я — чувствую», «Я ощущаю лицом и руками».

А теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Раз, два, три покрутись в детском саду очутись.

Рефлексия:

1.      Какую картину мы рассматривали?

2.      Назовите объекты, которые видели в подзорную трубу?

3.      Какая белка была на ощупь?

4.      Какие запахи чувствовали в осеннем лесу?

5.      С чем было взаимосвязано дерево на картине?

6.      Какой помощник помог услышать звуки на картине?

7.      В какую игру играли, чтобы выделить объект на картине?

8.      Назовите диких животных!

Приложение

Рис. 1. Схемы (эмблемы) этапов работы с картиной

 

Литература:

 

1.                 Андриянова Т. Н., Гуткович И. Я., Самойлова О. Н. Учимся системно думать// Сборник игровых заданий по формированию системного мышления дошкольников. Под ред. Т. А. Сидорчук — Ульяновск, 2001. — 52 с.

2.                 Николаева С.Н, Мешкова Н. Н. Методические рекомендации к учебно — наглядному пособию для детей дошкольного возраста. «Мир вокруг нас. Звери» М. «Просвещение». 2004. — 60с.

3.                 Сидорчук Т. А., Лелюх С. В. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине. (Технология ТРИЗ) Под ред. Т. А. Сидорчук — Ульяновск, 2010.-40с.

4.                 Сидорчик Т. А. Программа формирования творческих способностей дошкольников: Пособие для педагогов детских дошкольных учреждений. — Обнинск: ООО “Росток”, 1998.- 64 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle