Библиографическое описание:

Шестакова М. Ю. О духовно-нравственном воспитании дошкольников [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 162-163.

Ректор Российского Православного университета святого апостола Иоанна Богослова Архимандрит Иоанн (Экономцев) особо подчеркивает: «Нельзя допустить духовной, культурной и физической гибели нашего народа. Дети и молодежь безотлагательно нуждаются в духовно-нравственном просвещении и воспитании»

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России

Когда начинается воспитание ребёнка? Воспитание с пелёнок — самое важное дело: это фундамент его будущей жизни, и чем чище нравственное начало, положенное в основании его воспитания, тем будет легче человеку жить в обществе, взаимодействовать с людьми. Следует осознавать, что воспитание ребенка — во всей полноте именно духовное делание, и как в каждом образе этого делания, нужно правильно определить задачи и методы их разрешения. Одна из главных задач воспитания — сформировать в душе ребенка твердые критерии добра и зла.

Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России — педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся, базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.

В новом регламентирующем работу ДОУ документе — Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) определена задача, направленная на духовно-нравственное воспитание:

«Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества»;

В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности Гражданина России определено духовно-нравственное воспитание личности гражданина России:

Проблему духовно-нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда «сердца открыты для добродетели». Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры.

Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

Проблема духовности и нравственности активно разрабатывается в философской и психологической литературе. Исследования духовности у детей дошкольного возраста тесно взаимосвязаны с исследованиями в области нравственного воспитания личности (Л. И. Божович, Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева, Т. А. Репина, А. А. Рояк), а также с изучением взаимоотношений детей дошкольного возраста (Л. В. Артемова, В. С. Мухина, Е. О. Смирнова). В процессе духовно-нравственного воспитания осуществляется воспитание у детей чувства долга, справедливости, искренности, ответственности, милосердия и других качеств, способных придать высший смысл делам и мыслям человека. Это связано с тем, что духовно-нравственное воспитание предполагает формирование у ребёнка ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие личности человека, оно подразумевает удовлетворение идеальной потребности познания смысла жизни и социальной потребности жить для других. В этом заключается один из самых главных результатов «пересечения» линий социально — нравственного, общеинтеллектуального и общекультурного развития личности ребёнка.

В настоящее время возникает вопрос. Духовно-нравственное воспитание. Что это? Как определить, что здесь главное, духовное или нравственное

Духовность это качественная характеристика сознания и самосознания личности, отражающая целостность и гармонию ее внутреннего мира, способность выходить за пределы себя и гармонизировать свои отношения с окружающим миром. Она определяется не столько образованностью, широтой и глубиной культурных запросов и интересов, сколько предполагает постоянный и непрекращающийся труд души, осмысление мира и себя в этом мире, стремление к совершенствованию себя, преобразованию пространства собственного внутреннего мира, расширению своего сознания. Это и особый эмоциональный строй личности, проявляющийся в тонких движениях души, обостренном восприятии всего, что окружает человека, в способности к высоким духовным состояниям и установлению тонких духовных связей между людьми, в основе которых — чуткое отношение к человеку, забота о его духовном росте и благополучии.

По мнению русских философов (И. Ильина, В. Соловьева, Г. Федотова и др.), истинная духовность не существует вне нравственности. Высшая духовность невозможна без душевности — эмоциональной чуткости, отзывчивости, способности к эмоциональному отклику: жалости, состраданию, любви к ближнему. Итак, истинно духовное воспитание всегда нравственно ориентировано.

Нравственность рассматривается как индивидуальная форма существования морали общества, как внутренний закон человека, побуждающий его соотносить свои действия и поступки с общественными нормами. Нравственное сознание личности может находиться на разном уровне развития. В частности, нравственным считается человек, который руководствуется принципами «общественного договора» или Золотым правилом нравственности: «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы другие поступали с тобой».

Итак, «духовно-нравственное воспитание направлено на «возвышение сердца» ребенка как центра духовной жизни (И.-Г. Песталоцци). Оно, — по мнению Т. И. Петраковой, — представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного) воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира.

Аспект духовно — нравственного развития и воспитания детей поднят неслучайно. На наш взгляд, именно он может обеспечить целостность и гибкость воспитательных воздействия взрослых на детей в различных ситуациях их общения, а так же общения детей друг с другом, в процессе реализации разных направлений развития личности ребёнка: социально — нравственного, общеинтеллектуального и общекультурного. Это связано с тем, что духовно — нравственное воспитание предполагает формирование у ребёнка ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие личности человека, оно подразумевает удовлетворение идеальной потребности познания смысла жизни и социальной потребности жить для других.

 

Литература:

 

1.                  Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. — М., 2004

2.                  Киркос Р. Ю. Патриотическое воспитание дошкольников. -

3.                  С-Пт., 2005

4.                  Куломзина С. Наша Церковь и наши дети. Христианское воспитание людей в современном мире. — М., 2008

5.                  Петрова В. И. Т.Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. — М., Мозаика-Синтез, 2008

6.                  Шишова Т. П. Как воспитать в ребёнке послушание? — М., 2010

7.                  Шишова Т. П. Как воспитать в ребёнке ответственность? — М

8.                  Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. A. M. Виноградовой. — М.: Просвещение, 1989..

9.                  Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду / Под ред. Н. А. Ветлугиной. — М.: Просвещение, 1989.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle