Библиографическое описание:

Ахатова Т. И., Казакова Н. М. Образовательная программа дополнительного образования детей для коллектива «Экологический театр». Возраст детей: 13–17 лет. Программа составлена на 2 года обучения [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 129-134.

Образовательная программа дополнительного образования детей для коллектива «Экологический театр». Возраст детей: 13–17 лет. Программа составлена на 2 года обучения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Актуальность изучения экологии

На состоявшейся еще в 1992 году международной конференции по проблемам окружающей среды в Рио-де-Жанейро ее участники свою тревогу за будущее Планеты выразили в двух словах — БИОСФЕРА В ОПАСНОСТИ! От экологической катастрофы человечество отделяют какие-то 30–40 лет.

Осознание первопричины такого состояния окружающей среды подвело к заключению о том, что культура, породившая технократическую цивилизацию, вошла в противоречие с законами природы — потребляя, общество превысило возможности биосферы восстанавливать утраченное. Поэтому и решение экологических проблем следует искать прежде всего в области культуры природопользования людей, в выработке таких форм коммуникации с окружающей средой, которые были бы адекватны желанию людей изменить ситуацию к лучшему.

Недалек тот день, когда будущее окажется в руках наших детей: от того, какие ценности они будут исповедовать, зависит их собственная жизнь и будущее Планеты.

Вот почему так важно сегодня помочь детям, подросткам освоить новую систему ценностей во взаимоотношениях с природой, противопоставив ее господствующей ныне психологии потребления, прагматизму и эгоизму.

О росте в общественном сознании приоритета экологических ценностей свидетельствует тот факт, что 21 век наречен мировым сообществом “столетием окружающей среды” в отличие от прошедшего — “столетия экономики”. А это означает, что экологический диктат будет определять и экономику, и образование, и культуру.

В этом процессе воспитанию принадлежит заглавная роль, поскольку тот или иной уровень культуры человека — общий или экологический — есть результат воспитания, показатель человеческого в человеке, мерило его развития как существа разумного.

Воспитательное пространство объемно, оно вбирает в себя влияния семьи и школы, учреждений культуры и дополнительного образования, средств массовой информации и даже сферу стихийного воспитания и потому объективно является фактором многоуровневого и разнопланового воздействия.

Среди всего многообразия социальных институтов семья, школа и система дополнительного образования занимают в нем особое место, так как их воспитательное воздействие длительно и целенаправленно и происходит в тот период жизни ребенка, который отличается особой восприимчивостью ко всякого рода влияниям. Воспитывать нравственность в отношениях детей и подростков к людям и природе — значит, внести свой вклад в решение экологической проблемы.

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Основой как национального, так и мирового общества должна стать гармония человека и природы. Каждый человек должен понимать, что только в гармонии с природой возможно его существование на планете Земля.

Человечество подошло к порогу, за которым нужны и новая нравственность, и новые знания, новый менталитет, новая система ценностей. Безусловно, их нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами.

Экологическое образование должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным, опережающим все другие области хозяйственной деятельности. Экологическими знаниями, подобно арифметике, должны обладать все независимо от специальности, характера учебы и работы. Поэтому важным звеном современного образования в последние годы все в большей степени являются экологическое образование и воспитание.

Содержательным ядром экологического образования являются три взаимосвязанные его части:

-          Знания экологических законов, правил, теорий, научных фактов; осознание единства в системе «природа — человек»;

-          Эмоционально-эстетическое и нравственное восприятие природы, художественные образы ее выражения и отношение к ней человека;

-          Деятельность в реальных социоприродных ситуациях, связанных с решением экологических проблем.

Задача общеобразовательной школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.

Формирование таких качеств у школьников особенно эффективно происходит в процессе самостоятельной поисково-исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность — один из основных методов экологического воспитания.

Исследовательский характер деятельности способствует воспитанию у школьников инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного края. Экологическая исследовательская работа должна стать одной из наиболее массовых и перспективных форм практической деятельности школьников в рамках образовательного процесса.

В процессе исследовательской деятельности ученик должен научиться сам формулировать изучаемую экологическую проблему, выдвигать и обосновывать причины ее возникновения, разрабатывать и проводить эксперимент, делать выводы и предложения. Хорошо организованная исследовательская деятельность по экологии способствует формированию у учащихся экологических знаний по общим, региональным и локальным проблемам; углубляет и закрепляет знания по общетеоретическим гуманитарным и естественно научным предметам.

Большое воспитательное значение имеет эмоциональное воздействие экологического эксперимента. Исследовательский эксперимент, воздействуя на учащихся, возбуждает интерес к решению экологических проблем и в особенности к изучению проблем своей местности, вызывает чувство удовлетворения полученными результатами; возникает чувство сопричастности за судьбу природных объектов, осознание значимости практической помощи природе родного края. В процессе такой деятельности учащиеся учатся находить возможности, позволяющие реализовывать знания, умения и навыки в решении реальных экологических проблем; участвовать в работе, приносящей пользу природе как общему дому; понимать, что знания и умения по изучению местности, по охране окружающей среды, которые они получают в школе, будут полезны в их дальнейшей жизни.

Такой подход к организации исследовательской деятельности способствует повышению качества экологического образования, обеспечению преемственности образовательных уровней. Аккуратность в эксперименте, творческая закалка, полученные в процессе исследовательской деятельности в школе, не пропадают бесследно. В вузах такие учащиеся, как правило, продолжают самостоятельную научно- исследовательскую работу, становятся активными членами студенческих обществ.

Экологическая драматургия позволяет в игровой форме развивать активную мыслительную деятельность, коммуникативность учащихся, выступать как сценарист, режиссер, артист, партнёр.

Формировать у учащихся ключевых компетенций базового и дополнительного образования.

Деятельность дополнительного образования, должна быть ориентирована исключительно на достижение учащимися метапредметных образовательных результатов в процессе реализации ими разных видов деятельности и решения проблемных ситуаций.

Использую деятельностный или компетентностный подход, оцениваю работу учащихся со следующими целями:

-          стимулировать ответственность учащихся за свои результаты (например, использование накопительной системы баллов);

-          помогать учиться на ошибках; понять, что у них получается и в какой степени; что важно и необходимо освоить; обнаруживать, чего они не знают и что не умеют делать;

-          констатировать наличие тех или иных умений, степень овладения данными умениями; позитивные достижения учащихся;

-          фиксировать неудачи, но не наказывать за них;

-          оценивать продвижение учащихся относительно самих себя, относительно своих прежних успехов и неудач;

-          поддерживать высокую самооценку учащихся;

-          мотивировать учащихся на достижение успеха;

-          побуждать учащихся к приложению усилий;

-          приобщать учащихся к оцениванию своих результатов (самооценка) на основе известных им критериев.

В связи с этим в основу экологического образования в школе 59 были положены методологические подходы, активизирующие данный вид деятельности учащихся. В педагогической практике школы складывается целенаправленная работа по организации системы различных форм и видов деятельности по приобщению школьников к природе и ее исследованию:

-          Поисково-исследовательская работа,

-          Эколого- краеведческая,

-          Историко-этнографическая,

-          Теоретико-исследовательская,

-          Опытническая,

-          Экспериментальная.

Основными формами экологической работы, в которых реализуются эти виды деятельности, являются:

-          Школьный кружок «Экологическая драматургия»,

-          Научно- исследовательские группы,

-          Летний экологический лагерь,

-          Экологический десант

-          Научно-практические конференции

Начиная с 2000г, учащиеся 59 школы включились в экологические исследования по единой программе школьного экологического мониторинга, участвуя в проекте «Чистая вода». «Отряд Аргонавты» создан с целью содействия Комитету по водному хозяйству в сборе информации по состоянию водных объектов, проведению мониторинга и сохранению водных ресурсов.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КОЛЛЕКТИВЕ.

Коллектив постоянного состава: действует 2й год. Основной состав: учащиеся 8б, 5а классов.

По данной программе обучаются дети 1998–1999 и 2001–2992года рождения, группа 15 человек.

Место проведения занятий кабинет № 19 школы № 59.

Сценическая площадка — актовый зал школы № 59.

Общее количество часов за год — 144 часа.

1 группа — 4 часа в неделю — 144 часов.

Предполагаемые результаты:

Выявить индивидуальные особенности учащихся в становлении и развитии высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

-          Повысить уровень компетентности учащихся в области экологической культуры.

-          Участие в компьютерных олимпиадах по экологии и биологии.

-          Участие в конкурсах экологических агитбригад.

-          Формирование экологической культуры школьников.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КРУЖКА.

Основная цель кружка:

Сформировать способность ученика к саморазвитию и совершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта через формирование экологической культуры, повышение экологической компетентности школьников, обеспечение положительной динамики их отношения к экологическим проблемам.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА — это социально необходимое, нравственное качество личности.

Ее составные части:

-          ЗНАНИЯ человека о природе, взаимосвязях в природе, взаимосвязях общества и природы, способах сохранения и оказания помощи природной среде;

-          ИНТЕРЕС к природе, к живым и неживым компонентам, к проблеме ее охраны;

-          ЧУВСТВА нравственные (любовь, жалость, сопереживание, стыд и т. д.) и эстетические (восхищение, удивление, любование);

-          ПОЗИТИВНАЯ разнообразная ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, направленная на сохранение и приумножение природы, достойное поведение в окружающей человека среде;

-          МОТИВЫ, определяющие поступки детей в природе (познавательные, санитарно-гигиенические, эстетические и утилитарные);

На основе взаимосвязи этих компонентов у школьников формируются новые ценностные ориентации, стремления, гражданская позиция.

Достижение данной цели предполагается через решение задач:

Задачи:

А) Познавательные УУД, обеспечивающие возможность

-          Различать методы познания окружающего мира.

-          Выявлять особенности разных объектов.

-          Анализировать результаты элементарных исследований.

-          Воспроизводить по памяти информацию для решения поставленной задачи.

Формирование основных представлений о взаимосвязях человека и окружающей среды.

Учащиеся должны знать: Среды обитания организмов. Экологические факторы. Приспособленность организмов к среде обитания. Изменения среды обитания организмов под воздействием антропогенного фактора. Меры охраны среды обитания растений и животных.

Учащиеся должны уметь:

Проводить экологический мониторинг. Освоить методики:

1)      работа с экспресс лабораторией.

2)      и определителями флоры и фауны.

Б) Регулятивные УУД которые обеспечивают:

-          Умение определять цель для любого из видов деятельности

-          Возможность прогнозирования результатов деятельности

-          Способность оценивать свои поступки

Вовлечение учащихся в практическую деятельность по охране окружающей среды:

-          Исследовательская работа в рамках проекта «Здоровье школьника»;

-          Участие в научно-практической конференции (школы, района, области);

-          Постановка экологических сказок;

-          Выступление с ними агитбригады и пропаганда охраны природы.

В) Коммуникативные УУД, которые обеспечивают:

-          Социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности.

-          Умение слушать и вступать в диалог.

-          Умение выстраивать диалог со сверстниками и взрослыми.

-          Формирование ценностных установок по отношению к явлениям и процессам природы, собственно природоохранительная деятельность. Забота и улучшение природной среды. Экологические рейды акции. Способствовать укреплению коллективизма, взаимовыручки, организованности участников кружка при достижении намеченных целей и задач.

Г) Личностные УУД — это:

-          Система ценностных ориентиров

-          Система учебных и жизненных мотивов

Выражаются «Формулами»:

-          «Я и общество», «Я и семья»,

-          «Я и школа», «Я и друзья» и д. р.

Личностные УУД обеспечивают возможность:

-          Проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов

-          Проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны

-          Различать основные нравственно-этические понятия

-          Соотносить поступок с моральной нормой

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Методы:

А) Проблемно-поисковый.

Участие в исследовательской работе: проект «Здоровье школьника».

Б) Метод наблюдений,

В) Практический.

Постановка экологических сказок, выступление агитбригады, подготовка и выступление на конференции, посещение музеев, театров, вечера.

Г) Словесный.

Теоретические занятия.

Виды и методы контроля:

-          концерт в 1 полугодии, Спектакли в конце каждой четверти и в конце года

-          Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

-          Диагностика.

-          Анкетирование.

-          Наблюдение.

Основанием для ранжирования взять следующие уровни:

-        Минимально необходимый.

Знать — описывать экосистему на теоретических занятиях.

-        Продвинутый хороший. Уметь объяснять экологические закономерности в изучаемой экосистеме.

-        Отличный.

Уметь эффективно преобразовывать информацию в реальных и учебных экологических ситуациях (оформление и защита рефератов на научно-практических конференциях, сочинение экологических сказок, выступление агитбригады). Обязательное практическое участие в реальном улучшении окружающей среды.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Образовательный блок

Тема

Количество часов

Формы учебных занятий

Формы подведения итогов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

Правила ТБ;

Начальная диагностика

2

2

Беседа

Интеллектуальная игра на знание правил ТБ

2

Научно-исследовательская работа

Написание рефератов

26

16

10

Практические занятия

Реферат;

Выступление на научно-практической конференции

3

Постановочная работа

Написание сценариев;

Работа над текстами

66

66

Репетиции

Анализ выступления на спектакле

4

Концертная работа

Репетиция на сцене;

Прогоны и сдача спектакля;

Показы спектакля;

Презентации;

Дни творчества

24

24

Репетиции

Анализ выступления на концерте

5

Природоохранительная работа

Работа в подшефном классе;

Выступление с лекциями;

Участие в субботниках

10

10

Практические занятия

Наблюдение

6

Культурно-массовая работа

Посещение обсуждение ТП;

Экскурсии;

Праздничные огоньки;

Собрания родителей

14

14

Экскурсии

Творческий отчет (концерт)

7

Итоговое занятие

Концерт-спектакль;

Итоговая диагностика

2

2

Спектакль

Анализ выступления

Итого:

144

18

126

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

1)      Введение. Инструктаж по технике безопасности.

Правила поведения в школе во внеурочное время.

Правила поведения в транспорте и общественных местах.

Правила обращения с электроприборами, радиоаппаратурой, ноутбуком, компьютером.

Техника безопасности в лесу. Катание на лыжах и санках.

Правила поведения в местах массового скопления людей.

2)      Научно- исследовательская работа.

1. Продолжить работу в рамках проекта «Здоровье школьника». Оформление отчетов о проделанной работе в виде рефератов,

-          Портфолио и презентаций по исследовательской деятельности для школьной научно-практической конференции.

-          Вырастить растения для представления экологической сказки «Наши друзья на подоконнике».

-          Провести паспортизацию всех растений в кабинете № 19.

1. Темы рефератов «Здоровье ученика», «Наши друзья на подоконнике». «6 мифов о ГМО».

3)      Постановочная работа.

-          Написание сценариев экологических сказок, интеллектуальных экологических игр, миниатюр. Редактирование текстов

Обсуждение.

-          Работа над текстами:

·         Читка по ролям.

·         Заучивание роли.

·         Мизансценирование.

·         Индивидуальная работа с ребятами над ролью.

·         Изготовление декораций, реквизита.

·         Репертуар:

Экологические сказки: «Дорожная азбука для котят», «Наши друзья на подоконнике», «Остров небывалый», «Спасите наши души».

·         Совместно с ребятами редактировать сценарии.

·         К урокам: сказки презентации о семействах покрытосеменных.

·         К праздникам и классным вечерам: «День варенья». «Споемте, друзья». «Хеллоуин». «Новогодний бал» «Татьянин день». «День Святого Валентина». «Мальчишки-девчонки».

4)      Концертная работа.

-          Репетиции на сцене,

-          Прогоны и сдача спектакля,

-          Показы спектакля,

-          Презентации,

-          Дни творчества.

5)      Природоохранительные мероприятия.

-          Работа в подшефном 8г классе. Паспортизация растений в кабинете биологии.

-          Выступление с лекциями и агит. программами перед учащимися начальной школы.

-          Участие в субботниках.

6)      Культурно-массовая работа.

-          Посещение и обсуждение театрализованных представлений,

-          Экскурсии,

-          Праздничные огоньки,

-          Собрания родителей,

-          Коллективный творческий отчет.

7)      Итоговое занятие.

-          Отчет-концерт для родителей.

8)      Условия для реализации.

-          Спонсорская помощь родителей.

-          Дидактические средства: карты, схемы, таблицы, компьютерные программы.

Литература:

1.         Азаров Ю. П. Игра и труд. — М., 1973.

2.         Азаров Ю. П. Искусство воспитывать. — М., 1979.

3.         Аникеева Н. П. Воспитание игрой. — М., 1987

4.         Ашихмина Т. Я., Школьный экологический мониторинг. –«Агар», 2000.

5.         Берн Э. Игры, в которые играют люди. — М., 1988.

6.         Газман О. С. и др. В школу — с игрой. — М., 1991.

7.         Добринская Е. И., Соколов Э. В. Свободное время и развитие личности. — Л., 1983.

8.         Занько С. Ф. и др. Игра и ученье. — М., 1992.

9.         Игры — обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В. В. Петрусинского. — М., 1994.

10.     Конаржевский Ю. А. Анализ урока.- М., 2000.

11.     Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии- М., 2001.

12.     Кэрролл Л. Логическая игра. — М., 1991.

13.     Макаренко А. С. Некоторые выводы из педагогического опыта. Соч. t.v. — М., 1958.

14.     Минкт Е. М. От игры к знаниям. — М., 1983.

15.     Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. — М., 1990.

16.     Пидкасистый П. И. Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии. — М.: РПА, 1996.

17.     Самоукина Н. В. Организационно-обучающие игры в образовании. — М.: Народное образование, 1996.

18.     Спшаковский А. С. Игра — это серьезно. — М., 1981.

19.     Селевко Современные образовательные технологии. М., 1998.

20.     Удовольствие — в игре. — М.

21.     Хвейзинга И. В. Тени завтрашнего дня. — М., 1992.

22.     Шмаков С. А. Игры учащихся — феномен культуры. — М., 1994.

23.     Шмаков С. А. Культура — досуг — ребенок. — М., 1994.

24.     ЭльконинД. Б. Психология игры. — М., 1979.

25.     Яновская М. Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника. — М., 1974.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle