Экологические конференции как результат исследовательской деятельности учащихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 20.04.2017

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Ковалёва Е. В. Экологические конференции как результат исследовательской деятельности учащихся // Молодой ученый. — 2017. — №15.2. — С. 93-95. — URL https://moluch.ru/archive/149/41629/ (дата обращения: 27.05.2018).



Экологические конференции стали проводиться в нашей школе после исследовательских летних практик, поисковых работ, походов на природу.

Цели конференций: развитие интереса учащихся к вопросам взаимоотношения общества и окружающей среды, формирование интереса к экологии как к науке, овладение методами работы с научной литературой, возможность общения детей с людьми близкими по духу, обмен опытом исследовательской работы в области экологии и, в конце концов, формирование самооценки у учащихся, это поможет скорректировать личные качества.

На конференциях решаются также следующие задачи:

− способствовать через научно-практические конференции формированию исследовательских умений и навыков;

− научить школьников оценивать решения в области охраны природы и природопользования;

− сформировать определенную систему знаний и умений по экологии (сбор материалов, анализ исследовательских работ, оформление стендовых отчетов).

С 2007 года, в школе, постоянно работает экологическая группа учащихся 6–11-х классов. Сейчас это научное эколого-краеведческое общество «Радуга», в состав которого входят более 15 учащихся разного возраста.

Начала работу исследовательская группа с изучения экологического состояния школьных помещений и изучения экологического состояния пришкольной территории своего села. Темы для исследования выбираются с учетом желания самих учащихся и рекомендаций экологического практикума Дорогань Л. В. и Филиппова В. П., например: «Определение санитарных условий в учебных помещениях», «Определение санитарной роли древесных растений», «Составление схемы планировки и озеленения территории школы», «Товарный знак», «Экологические воззрения местного поэта Шишковского Р. С.».

В нашей школе, экологическое образование ведется через урочную систему (факультативы по экологии, экологические компоненты естественных предметов), а также через внеклассную работу (исследовательская летняя практика, походы на природу, экскурсии). Все эти виды экологических работ ведутся с исследовательской деятельностью школьников. Каждый школьник готовится к выступлению на школьных конференциях.

В соответствии с программой экологизации учебных предметов в системе образования РС (Я) и планом работы, в школе с 2006 года проводятся экологические конференции, названные экологическими чтениями. В конференциях в течение 7 лет участвовало 23 учащихся 6–11-х классов.

Работа конференций ведется в 2-х секциях — гуманитарного и естественно-научного цикла. На заседаниях секций конференции обсуждались проблемы охраны природы, связанные с исследовательскими работами учащихся и реферативными работами. В первой части конференции заслушиваются лучшие работы, победители олимпиад, городских экологических конференций. Во второй части конференции проводится выставка творческих работ учащихся (рисунки, наброски, выполненные во время походов в летнею практику, экскурсий в музеях).

Выступления учащихся сопровождаются демонстрацией научных материалов, зарисовок, чертежей, схем, таблиц, диаграмм, графиков, гербарий растений луга, коллекции насекомых, простейших приёмов слежения за состоянием окружающей среды (мониторинг), а также данными по проведению анализа воздуха, воды, почвы. Практический материал, наработанный в ходе летних практик, поисковых работ, походов на природу, с большим интересом воспринимается младшими школьниками, используя его на различных тематических линейках, посвящённых компонентам природы, выставках и классных часах. В финале конференции — развлекательная часть: концерт, показ одежды, сшитой из отходов — полиэтиленовых мешочков, пластиковых упаковок.

Необходимо также помнить, что в отличие от «взрослой» конференции, где о достоинствах работы мало говорят, а отмечают недостатки и спорные моменты, в школьной — каждую работу обязательно нужно отмечать, похвалить независимо от её качества. Неточности методики и анализа, допущенные школьником, не предмет обсуждения на конференции. Такой подход является необходимым стимулом для дальнейшей исследовательской работы.

По итогам конференций обязательно проводится информационная линейка, где учащиеся награждаются грамотами и призами.

Приглашаются также учащиеся из других школ Лискинского района, так гостями конференции неоднократно были учащиеся Копанищенской школы, желающие поделиться своим опытом с единомышленниками. Это одна из основных форм учебно-воспитательной работы, способствующая воспитанию и становлению гражданственности. На таких конференциях ребята фактически ощущают связь разных наук — географии, биологии, экологии, физики, математики.

Ежегодные экологические чтения дают учащимся знания о методах исследования: наблюдении и эксперименте, а также фотографировании, описании, при этом происходит тесная связь научного подхода и практики при изучении экологического состояния жилья, окружающей среды.

Основные термины (генерируются автоматически): учащихся 6–11-х классов, экологического состояния, окружающей среды, Экологические конференции, изучения экологического состояния, исследовательской деятельности учащихся, части конференции, исследовательской работы, развитие интереса учащихся, исследовательскими работами учащихся, группа учащихся 6–11-х, конференции формированию исследовательских, учащихся разного возраста, творческих работ учащихся, летних практик, поисковых работ, заседаниях секций конференции, опытом исследовательской работы, охраны природы, Выступления учащихся.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос