Библиографическое описание:

Лукашевич В. А. Сотрудничество логопеда и семьи в современных условиях [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 201-204.

С первых дней рождения общение становится для человека основной формой его жизнедеятельности. Фундаментом формирования общения ребенка с окружающим миром вступает определенный уровень развития сенсорных и моторных процессов в их тесной связи с развитием речи. Этапы развития общения у нормально развивающего ребенка и ребенка с отклонениями идут в соответствии с одними и теми же закономерностями, но если эти закономерности нарушаются, речевая система ребенка формируется непоследовательно, и, как следствие, в старшем дошкольном возрасте ведет к речевой патологии, исправить которую может только логопед, опираясь на помощь и поддержку родителей. Семья — первая ступень овладения ребенком родным языком — средством и источником эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирования его гармоничной личности.

Еще Л. С. Выготский говорил о том, что наиболее благоприятная атмосфера общения создается родителями в семье. Где с первых дней рождения ребенка происходит полноценное развитие его личности, его социализация.

В настоящее время официально признано, что первыми педагогами детей являются их родители (Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 18, п. 1). Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. Сегодня проблема заключается в том, что многие современные родители перекладывают свои функции воспитания на сотрудников образовательных учреждений, в том числе и логопедов.

В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации, высокой занятости родителей бытовыми, а чаще всего финансовыми проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. Отсутствие живого общения, это катастрофа подрастающего поколения.

Поэтому в последние годы резко увеличилось количество детей дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями. Доля детей с речевыми дефектами различной степени тяжести в массовых группах ДОУ составляет около 65 %. Это статистика соответствует общероссийским показателям (О. В. Бачина, В. А. Калягин, О. А. Степанова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова и др.).

Данный факт обуславливает необходимость оптимизации коррекционно-развивающей работы учителя — логопеда в общеобразовательных учреждениях. Известно, что успех коррекционно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с речевой патологией во много зависит от слаженности в работе педагогического коллектива и семьи воспитанников.

Каждый ребенок, имеющий те или иные отклонения в развитии, нуждается в эффективной и скоростной реабилитации, позволяющей ему преодолеть нарушения развития, при этом он должен справиться со своими трудностями в максимально короткие сроки, чтобы «догнать» своих сверстников, не имеющих отклонений в развитии. Это возможно лишь при оказании квалифицированной психолого-педагогической помощи детям с нарушением в развитии речи. Необходима разработка и внедрение в практику дошкольных организации эффективной модели взаимодействия с семьей (родителями) с целью ее активного включения в процесс воспитания и создания на этой основе единого коррекционно-развивающего пространства как в ДОУ, так и в домашних условиях.

На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала изолированно от семьи. Полностью принимала на себя проблемы обучения, воспитания детей, недооценивала роль семейного воспитания. В настоящее время психолого-педагогические исследования доказывают необходимость осознанного включения родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребенка.

Многие, из родителей часто не имеют даже элементарных представлений о том, чем и как они могут помочь в данной ситуации. Не все родители способны грамотно, осознанно и основательно выполнять возложенные на них функции и нести ответственность за свои действия в процессе логопедической работы. Проблема формирования коррекционно-логопедической компетентности родителей дошкольников с речевыми нарушениями на современном этапе актуальна.

Сотрудничество педагогов, родителей на основе принципов партнерства, равенства, равнозначности и взаимной дополняемости — важнейшая проблема современной образовательной ситуации.

В основе современного взгляда на взаимодействие с семьей заложен приоритет семейного воспитания. Новизна этих отношений выражается в мотивации, сотрудничестве, взаимодействии. Необходимо обновить и систематизировать эффективные подходы, формы, принципы с учетом изменившейся ситуации.

Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и учителя-логопеда, а именно — сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

На актуальность данного направления указывает и то, что с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образовании и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009г.) изменяется форма и структура образовательной программы ДОУ и согласно пунктам 2.11, 2.12 в общий объем обязательной части Программы включается время (примерно от 2 до 3 часов) на взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы ДОУ и коррекционно-образовательной.           

Для организации коррекционно-логопедической работы с семьями необходимо знать их особенности, а также трудности, с которыми им приходиться сталкиваться. Например, в психологии еще не до конца сформировалось представление о роли родителей в этом процессе, их психологической готовности к взаимодействию с ребенком, имеющим речевые нарушения. Как правило, чем сложнее нарушения в развитии, чем чаще родители не могут принять сведения об их наличии у ребенка. Легкие же речевые нарушения часто не вызывают беспокойства у родителей, которые связывают как правило с возрастными особенностями, в сущности не владея знаниями о возрастных нормах развития речи. В настоящее время имеется большое количество изданий, связанных с вопросами семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями речи. Часть из них хорошо зарекомендовала себя в течение длительного времени, некоторые источники не так известны, хотя представленный в них материал может эффективно использоваться логопедами, педагогами ДОУ и школ при организации взаимодействия с семьей.

Содержание работы с семьей по своей сути очень специфично, оно постоянно меняется под влиянием экономических, социокультурных и др. трансформаций в обществе. Сегодня семья рассматривается не как носитель социальной функции, а как субъект, имеющий собственное отношение к воспитательно-образовательной, коррекционной деятельности и к собственному месту в этой деятельности. Поэтому очень важно ориентироваться в работе с семьей на субъект-субъектное межличностное общение педагога и родителя, на признание приоритета интересов и личностных потребностей семьи в коррекционно-педагогическом просвещении и консультировании.

К основным задачам сотрудничества логопеда и родителей относятся формирование у них мотивации к коррекционной работе с детьми, разъяснения, как правильно развивать речь детей, поддерживать и закреплять речевые умения и навыки, полученные на логопедических занятиях в дошкольных учреждениях.

Формы работы с семьей многогранны. Выделяют традиционные формы — индивидуальные беседы, сбор анамнестических данных, анкетирование, заочные консультации, выступление на родительских собраниях, организация библиотеки для родителей, открытые логопедические занятия; а также и современные — фотосессии, индивидуальный видео-журнал ребенка, выпуск газет для родителей и детей с видео приложением, оформление шпаргалок и буклетов для родителей, страничка логопеда на сайте ДОУ. Применение традиционных и новых с привлечением инновационных форм работы способствует повышению компетентности родителей в вопросах коррекции речевого развития дошкольников и значительно сказывается на эффективности всей логопедической работы по устранению речевых нарушений. Все эти формы хорошо себя зарекомендовали в логопедической практике, и получают положительные отзывы. Родители, как правило, включаются в работу, но предпочитают быть «ведомыми». А результат возможен только в том случае, если все участники педагогического процесса, имея общую цель, будут не только действовать согласовано, но и проявлять инициативу. Только такое совместное взаимодействие окажет влияние на коррекцию речевых нарушений и общее развитие ребенка.

Специалистам образовательных учреждений необходимо обладать собственными профессионально компетентными представлениями о содержании различных видов помощи родителям, а также о формах, методах ее оказания, всесторонне изучать семью, отслеживать результаты и вносить необходимые изменения.

При всем разнообразии форм проведения работы с родителями главными остаются следующие принципы: систематичность проведения работы; целевое ее планирование; ориентированность на конечную цель; учет родительских социально-психологических установок и их коррекция в ходе взаимодействия.

Активизация эмоционального, воспитательного, реабилитационного потенциала семьи и включение ее как полноправного партнера в коррекционо-образовательный процесс помогают решить важную проблему успешной интеграции и социализации нестандартного ребенка в обществе.

Литература:

1.          Стреблова Е. А.. Закрепина А. В. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии // Дефектология. 2005. № 1.

2.          Хватцев М. Е. Как предупредить и устранить недостатки голоса и речи у детей. М., 2001

3.          Работа учителя — логопеда с семьями: традиционные и инновационные подходы. / Под ред. Л. С. Вакуленко. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2012

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle