Организация взаимодействия ДОУ с семьями, воспитывающих детей с нарушениями речи | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Маркелова, А. М. Организация взаимодействия ДОУ с семьями, воспитывающих детей с нарушениями речи / А. М. Маркелова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 132-135. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9573/ (дата обращения: 20.04.2024).



 

Большую роль в появлении нарушений речевого развития и невротических речевых расстройств у детей играют такие факторы, как пассивность родителей, их психолого-педагогическая некомпетентность. По утверждению М. Ф. Фомичёвой и др., родители зачастую не понимают, не знают или недооценивают важность и значимость развития всех сторон речи ребенка, в то время как «...навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретаются в семье. Семья может и должна быть деятельной пособницей и союзницей детского сада и школы в деле культуры родного языка» [5]. Систематическое, умелое воспитание речи не только облегчает ее освоение, но и предупреждает в большинстве случаев возникновение речевых недостатков, и здесь особенно важна помощь родителей, работающих под руководством логопеда и врача [7].

Для оказания квалифицированной психолого-педагогической помощи детям с нарушениями в развитии речи необходимы разработка и внедрение в практику дошкольных образовательных учреждений эффективной модели взаимодействия с семьей с целью ее активного включения в процесс воспитания и создания на этой основе единого коррекционно-развивающего пространства как в ДОУ, так и в домашних условиях [5].Взаимодействие — не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели, это обязательно ненавязчивый контроль или обратная связь.

Вовлечение семьи в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогическом процессе важно не потому, что этого хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Чтобы родители помогали детскому учреждению, их надо «впустить» в него. Руководствуясь принципом: «Родитель — не гость, а полноправный член команды ДОУ», учитель-логопед строит свое общение с семьей. Сейчас нет строгой регламентации работы с родителями, каждый логопед может самостоятельно выбирать проблемы, интересующие родителей, и освещать их в удобной для них форме. Тем не менее работа учителя-логопеда с родителями определена как обязательная и включена в программы обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития [3; 6].

Учитель-логопед играет особую роль в повышении педагогической культуры и просвещении родителей. Эффективность общения в значительной степени зависит от коммуникативной компетентности и личностных качеств самого учителя-логопеда [1; 4].Логопед должен хорошо владеть материалом, который представляет родителям. Современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога, поэтому важно так построить сообщение (консультацию), чтобы по возможности привлечь родителей к обсуждению проблем, а также желание к плодотворному сотрудничеству.

Модернизация российского образования актуализирует проблемы ДОУ, семьи, социума. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным. Педагоги ищут новые формы работы с родителями. Это является основой совершенствования семейного воспитания детей с нарушениями речи.

В нашем саду осуществляются коллективная, индивидуальная и наглядная формы работы с родителями.

                   Групповые родительские собрания проводятся 3 раза: в начале, середине и конце учебного года. Собрания помогают объединить родителей, нацелить их на помощь команде детского сада, своей группе, активно включиться в образовательный процесс. Родительским собраниям уделяется особое внимание, они тщательно готовятся и анализируются. Очень важно, чтобы родители на собрании были активны и включались в предложенную им работу. Тема сообщается заранее, чтобы родители сумели с ней ознакомиться и обсудить друг с другом.

                   Консультации, семинары логопеду важно построить так, чтобы они не были формальными и привлекали родителей для решения проблем. Для осознания родителями всей предложенной на семинаре информации, их вниманию предлагаются памятки, в которых прописаны ключевые моменты семинара. К некоторым консультациям специально подбираются игры и упражнения, организуется выставка пособий.

                   Дни открытых дверей проводятся 2–3 раза в год для ознакомления родителей с организацией коррекционно-воспитательной работы с детьми в условиях ДОУ, успехами и проблемами ребенка, особенностями работы с ним различных специалистов.

                   Библиотечки для родителей создаются в группе для сбора популярной педагогической и психологической литературы, помогающей повысить уровень знаний по вопросам детской педагогии, психологии и логопедии.

                   Школа любящих родителей работает под руководством психолога и помогает вырабатывать родителям определенную позитивную модель поведения в семье по отношению к ребенку с нарушением речевого развития.

                   Персональный сайт учителя-логопеда содержит информационный материал (адреса и телефоны учреждений, в услугах которых может нуждаться семья), рекомендации по проведению занятий в домашних условиях, конкретные задания, игры, упражнения.

                   Портфолио дошкольника «Я учусь правильно говорить» представляет собой своеобразный «дневник достижений» в работе с детьми, имеющими нарушения в речевом развитии. Он регулярно заполняется логопедом и воспитателем с участием детей и родителей. Такая работа помогает ребенку лучше узнать себя, свои сильные стороны, прививает интерес к занятиям. Портфолио полезно в работе педагогов ДОУ как средство сближения родителей, педагога и ребенка.

                   Индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности носят коррекционную направленность (разные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения, обучение навыкам звукового анализа и синтеза). Заранее подготовленные «опорные» схемы и таблицы облегчают родителям понимание предлагаемого материала.

                   Индивидуальный экран звукопроизношения (помещается в индивидуальную тетрадь каждого ребенка) показывает количество нарушенных звуков и динамику исправления звукопроизношения. Родители видят, как продвигается процесс коррекции звуков (обозначаются цветными символами), какой звук еще автоматизируется, а какой введен в речь.

                   Речевой уголок отражает тему занятия, дает родителям практические рекомендации по формированию различных речевых навыков, например артикуляции; по выявлению уровня развития некоторых составляющих речи ребенка, например: как проверить уровень развития фонематического слуха, как позаниматься дома по лексической теме.

                   Информационный лист обновляется еженедельно, поскольку лексическая тема меняется каждую неделю.

Взаимодействие ДОУ и семьи можно оценить по следующим параметрам:

Высокий уровень:

                   учет социального запроса (интересов, нужд, потребностей) родителей в планировании работы;

                   социологический анализ контингента семей (получение данных о составе семьи, образовании родителей и т. д.) и учет его особенностей в планировании работы;

                   использование разнообразных форм работы с родителями, поиск и внедрение новых нетрадиционных форм работы;

                   «открытость» дошкольного учреждения, группы для родителей.

Средний уровень:

                   стремление администрации и педагогического коллектива к активному взаимодействию с семьями воспитанников при доминирующей роли педагогов;

                   минимальный учет в работе интересов, нужд, потребностей, запросов родителей;

                   изучение социального профиля семей воспитанников, но без активного использования полученных данных в работе;

                   сочетание использования во взаимодействии с семьей традиционных и нетрадиционных форм работы с родителями при большом акценте на традиционные формы;

                   организация открытых мероприятий для родителей в основном в праздничные дни;

                   использование наглядно-информационных форм работы с семьей, поиск путей наиболее рационального их применения.

Низкий уровень:

                   формальный подход к планированию и осуществлению работы с семьей;

                   отсутствие учета в работе интересов, нужд, потребностей и запросов родителей;

                   изучение социального профиля семей воспитанников без использования полученных данных в работе;

                   бессистемное использование в работе только традиционных форм взаимодействия с семьей [2].

Таким образом, для создания оптимальных взаимоотношений педагогов ДОУ и родителей необходимо, чтобы обе стороны осознавали значимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяли друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку, чувствовали компетентность педагога в вопросах коррекционного обучения и воспитания.

 

Литература:

 

  1.              Бачина О. В., Самородова Л. Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. М., 2009.
  2.              Видяпина Л. В., Грошева Т. Р. Комплексное сопровождение семей, воспитывающих детей с нарушениями речи // Логопед. 2010. № 1.
  3.              Каше Г. Л., Филичева Т. Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи. М., 1978.
  4.              Перчаткина Е. Сотрудничество логопеда и родителей // Дошкольное воспитание. 1998. № 11.
  5.              Тверская О. Н. Организация взаимодействия ДОУ с семьями детей, имеющих нарушение речи // Логопед.2010.№ 4.
  6.              Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М., 2007.
  7.              Хватцев М. Е. Как предупредить и устранить недостатки голоса и речи у детей. М., 2001.
Основные термины (генерируются автоматически): родитель, речевое развитие, семья, ребенок, детский сад, запрос родителей, нетрадиционная форма работы, планирование работы, работа интересов, социальный профиль семей воспитанников.

Похожие статьи

Взаимодействие логопеда и родителей в процессе...

родитель, речевое развитие, семья, ребенок, детский сад, нетрадиционная форма работы, социальный профиль семей воспитанников, планирование работы, запрос родителей, работа интересов.

Речевое развитие дошкольников: взаимодействие детского сада...

Участвовать в речевом развитии семьи начинают с момента прихода ребёнка в детский сад. Уже на этом этапе мы пытаемся убедить родителей, что их роль в речевом развитии ребёнка значима, что наши усилия без их помощи будут недостаточны.

Опыт взаимодействия семьи и дошкольного учреждения

родитель, детский сад, ребенок, семья воспитанников, воспитатель, семья, дошкольный возраст, дошкольное учреждение, образовательный процесс, современный этап. Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей...

Партнерские взаимоотношения с родителями воспитанников как...

родитель, ребенок, педагог, семья, детский сад, дополнительное образование, педагогический процесс, семья воспитанников.

ребенок, детский сад, семья, родитель, физическая культура, физическое воспитание, мероприятие, игра, социальный опыт, физическое развитие.

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании...

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс. «Родительская гостиная» как модель взаимодействия педагогов...

Взаимодействие детского сада с семьей | Статья в журнале...

Главным в работе любого ДОУ является сохранение и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личного роста.

Детский сад и семья — взаимодействие и сотрудничество

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей... родитель, детский сад, ребенок, единое образовательное...

Взаимодействие ДОУ с родителями | Статья в журнале...

детский сад, семья, родитель, семья воспитанников, ребенок, педагог, единое образовательное пространство, дошкольная образовательная организация, участие родителей, дошкольное образование.

Создание условий для партнерских отношений с семьями...

детский сад, родитель, семья, ребенок, воспитание детей, содержание, метод воспитания детей, образовательный процесс, дошкольное образование, практическая помощь.

Похожие статьи

Взаимодействие логопеда и родителей в процессе...

родитель, речевое развитие, семья, ребенок, детский сад, нетрадиционная форма работы, социальный профиль семей воспитанников, планирование работы, запрос родителей, работа интересов.

Речевое развитие дошкольников: взаимодействие детского сада...

Участвовать в речевом развитии семьи начинают с момента прихода ребёнка в детский сад. Уже на этом этапе мы пытаемся убедить родителей, что их роль в речевом развитии ребёнка значима, что наши усилия без их помощи будут недостаточны.

Опыт взаимодействия семьи и дошкольного учреждения

родитель, детский сад, ребенок, семья воспитанников, воспитатель, семья, дошкольный возраст, дошкольное учреждение, образовательный процесс, современный этап. Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей...

Партнерские взаимоотношения с родителями воспитанников как...

родитель, ребенок, педагог, семья, детский сад, дополнительное образование, педагогический процесс, семья воспитанников.

ребенок, детский сад, семья, родитель, физическая культура, физическое воспитание, мероприятие, игра, социальный опыт, физическое развитие.

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании...

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс. «Родительская гостиная» как модель взаимодействия педагогов...

Взаимодействие детского сада с семьей | Статья в журнале...

Главным в работе любого ДОУ является сохранение и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личного роста.

Детский сад и семья — взаимодействие и сотрудничество

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей... родитель, детский сад, ребенок, единое образовательное...

Взаимодействие ДОУ с родителями | Статья в журнале...

детский сад, семья, родитель, семья воспитанников, ребенок, педагог, единое образовательное пространство, дошкольная образовательная организация, участие родителей, дошкольное образование.

Создание условий для партнерских отношений с семьями...

детский сад, родитель, семья, ребенок, воспитание детей, содержание, метод воспитания детей, образовательный процесс, дошкольное образование, практическая помощь.