Консультативно-просветительская работа с родителями детей, имеющих недостатки речевого развития, в условиях дошкольного образовательного учреждения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (15) апрель 2010 г.

Статья просмотрена: 727 раз

Библиографическое описание:

Кирик А. М. Консультативно-просветительская работа с родителями детей, имеющих недостатки речевого развития, в условиях дошкольного образовательного учреждения // Молодой ученый. — 2010. — №4. — С. 335-337. — URL https://moluch.ru/archive/15/1419/ (дата обращения: 18.09.2018).

Актуальность данного исследования заключается в том, что в дошкольных образовательных учреждениях, воспитывающих детей, имеющих недостатки речевого развития, не всегда достаточно внимания уделяется консультативно-просветительской работе по распространению логопедических знаний среди родителей, несмотря на то, что необходимым условием комплексного подхода к развитию речи ребенка является согласованное общественное и семейное воздействие. В области коррекционной педагогики представлен ряд исследований проблемы взаимодействия специалиста с семьей, воспитывающей ребенка с недостатками речевого развития (Е.А.Щедрова, О.В. Бачина, Л.Н. Самородова, Л.Е. Перчаткина, О.Л. Степанова, А.И. Иванова, Е.С. Кабина, Р.А. Кирьянова). Авторы обращают внимание на тот факт, что многие родители из-за недостатка информации и не догадываются о наличии у ребенка нарушения речи.[1] А дети, родители которых вовремя обратились к логопеду в ДОУ, не могут получить полноценное логопедическое воздействие на всех занятиях. Нередко родители сами отстраняются от ра­боты по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умени­ями и не уверены в своих силах.

Ведущая роль в коррекционно-образовательном процессе ДОУ для детей с нарушением речи принадлежит учителю-логопеду. Сфера его деятельности не может быть ограничена рамками задач преодоления дефектов речевого развития в условиях ДОУ, она должна включать в себя задачи обеспечения непрерывности обучения ребенка путем моделирования коррекционного воздействия в условиях семьи. Дошкольное учреждение посещают дети из разных семей: полных и неполных, с высоким достатком и скромным, дети хорошо образованных, успешных родителей и неблагополучных, дети из семей с отличающимися от российских традициями воспитания. Все эти семьи объединяет любовь к своему ребенку и требования к качеству работы педагогов. Обязательным условием успешности коррекционно-развивающего воздействия является способность учителя-логопеда выстроить отношения с различными категориями родителей в форме активного взаимодействия и организовать эффективную помощь ребенку с нарушением речи в процессе совместной деятельности.[3]

Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и учителя-логопеда, а именно – со­трудничества, взаимодействия и доверительности. Учитель-логопед осуществляет работу по интеграции общественного и семейного воспитания детей дошкольного возраста с речевой патологией. Все это вызывает необходимость пересмотра содержания и форм работы с родителями.

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями – достаточно сложный процесс, требующий качественной подготовки специалиста по нескольким направлениям, но только от совместной работы логопеда, родителей и педагогов зависит дальнейшее речевое развитие ребенка. Для того чтобы быть настоящим пропагандистом логопедических знаний, логопед должен иметь высокую квалификацию и в своей работе должен служить образцом. При этом условии родители охотно будут устанавливать с ними контакт, а педагогики с доверием отнесутся ко всем рекомендациям

Значимость проблемы, ее недостаточная разработанность обусловили выбор темы настоящего исследования и определили формулировку проблемы: какие формы и методы  консультативно-просветительской работы с родителями детей, имеющих недостатки речи, эффективны в условиях ДОУ и семьи?

Целью исследования являлась разработка и научное обоснование актуальных форм и методов работы с родителями детей с нарушениями речи, необходимых для повышения активности родителей, как участников логопедического процесса, в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Объект исследования - логопедическое просвещение родителей дошкольников в условиях ДОУ.

Предмет исследования - процесс консультативно-просветительской работы, содержание, формы и методы логопедического просвещения родителей дошкольников с нарушениями речи в условиях ДОУ и семьи.

Гипотезу исследования – составило предположение, что разработка содержания, использование новых форм и методов консультативно-просветительской работы с родителями в условиях дошкольного образовательного учреждения повысит активность родителей, как участников логопедического процесса, увеличит их педагогические знания и умения, а как следствие повысит эффективность коррекционно-логопедической работы с детьми с нарушениями речи.

В соответствии с указанной проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Провести анализ общей и специальной литературы и исследовать состояние проблемы консультативно-просветительской работы с родителями, а также особенностей семейного воспитания детей с нарушениями речи.

2. Изучить практический опыт консультативно-просветительской работы с семьями учителей-логопедов дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушениями речи.

3. Сформировать диагностический блок исследования, определить критерии повышения эффективности коррекционно-логопедической работы в ДОУ.

4. Изучить состояние  консультативно-просветительской работы с семьями учителей-логопедов дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушениями речи.

5. Определить и научно обосновать педагогические условия повышения эффективности коррекционно-логопедической работы в ДОУ.

6. Разработать содержание комплексной работы, включающей традиционные и новые активные формы и методы просвещения родителей в условиях дошкольного образовательного учреждения и проверить ее эффективность.

Для решения поставленных задач и выявления состоятельности выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования:

научный анализ литературных источников по проблеме исследования;

изучение и анализ опыта консультативно-просветительской работы с семьями учителей-логопедов дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушениями речи;

проведение бесед, анкетирования и тестирования родителей, наблюдение; организация и проведение психолого-педагогического эксперимента (констатирующий, формирующий и контрольный этапы);

качественный и количественный анализ данных.

Организация исследования.Исследование проходило на базе ГОУ начальная школа-детский сад №1772 г.Москвы. В эксперименте также принимали участие 30 семей, воспитывающих дошкольников с нарушением речи.

Исследование проводилось в два этапа:

Исследование проводилось в два этапа:

первый этап (2008 - 2009 гг.) был посвящен изучению и анализу философской, общей педагогической и психологической литературы по теме исследования, предусматривал теоретическое обоснование методики экспериментального исследования и проведение констатирующего эксперимента;

второй этап (2009 - 2010 гг.) включал разработку и проведение формирующего и контрольного экспериментов; качественный и количественный анализ полученных результатов.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

-получено научно обоснованное представление о консультативно-просветительской работе с родителями детей, имеющих недостатки речевого развития, в условиях ДОУ

-проанализировано и систематизировано состояние практического опыта консультативно-просветительской работы с семьями учителей-логопедов дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушением речи

-разработаны и научно обоснованы актуальные формы и методы работы с родителями детей с нарушениями речи в условиях дошкольных образовательных учреждений и семьи

-получены экспериментальные данные, подтверждающие, что использование комплекса традиционных и новых форм и методов консультативно-просветительской работы с родителями в условиях дошкольного образовательного учреждения повышает активность родителей, как участников логопедического процесса, что способствует увеличению их педагогических знаний и умени­й, повышению эффективности коррекционно-логопедической  работы с детьми с нарушениями речи.

Проведенное исследование семей дошкольников с недостатками речи выявило существование острой необходимости проведения специальных мероприятий, направленных на повышение логопедической компетентности родителей, поскольку подавляющее большинство семей характеризуются преобладанием низкого и среднего уровней мотивации и готовности к сотрудничеству с ДОУ. Сделанные выводы, по результатам проведённого исследования, подтверждают правомерность выдвинутой нами гипотезы.

Проведенное исследование обозначает перспективы для новых исследований совершенствования консультативно-просветительской работы с родителями, имеющими детей с недостатками речевого развития.

Литература

1.Бачина О.В.,Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи.-М., «Сфера» ,2009 г.

2.Васильева С, Соколова Н. Логопедические игры для до­школьников. - М.,  1999.

3.Доронова Т.Н., Соловьева Е.В, Жичкина А.Е., Мусиенко С.И. Дошкольные учреждения и семья М., «Линка-Пресс», 2001г

4.Зверева О.Л, Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект.- М., «ТЦ Сфера», 2005г.

5.Кабина Е.С. Партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе.//Логопед.- 2005г.-№5.

6.Кирьянова Р.А. Новые подходы к организации и содержанию логопедической работы в ДОУ//Логопед в детском саду-2005.- №2

7. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: Пособие для воспитателя дет. сада. - М: Просвещение, 1981.

 

Основные термины (генерируются автоматически): нарушение речи, консультативно-просветительская работа, ребенок, речевое развитие, родитель, дошкольное образовательное учреждение, коррекционно-логопедическая работа, семья учителей-логопедов, семья, логопедическая работа.


Похожие статьи

Взаимодействие логопеда и родителей в процессе...

Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекционно-логопедической работы с ребенком.

С ребенком, имеющим речевые нарушения, необходимо заниматься не только в образовательных и коррекционных учреждениях, но и дома, в кругу семьи — в первичной, в...

Современные формы взаимодействия с родителями как средство...

Очень важными в работе логопеда с детьми являются систематизация и непрерывность, постоянное закрепление полученных знаний и навыков на логопедических занятиях. И в этом случае родители — не сторонние наблюдатели, а активные помощники логопеда.

Сотрудничество логопеда и семьи в современных условиях

родитель, семья, ребенок, нарушение, семейное воспитание, дошкольный возраст, речевая патология, развитие речи, логопедическая работа, том.

Актуальные проблемы, состояние и перспективы развития...

ребенок, логопедический пункт, работа логопеда, ранний возраст, работа, нарушение речи, логопедическая работа, логопедическая группа, занятие, Детский сад.

Проект по организации коррекционной работы на основе...

Организация коррекционной работы по развитию связной речи у дошкольников в условиях логопедического пункта. Формирование связной речи у дошкольников с нарушениями речи с использованием метода наглядного моделирования.

Особенности организации логопедической работы в условиях...

Следующий этап коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда — это коррекция нарушенной речевой деятельности ребенка. Содержание коррекционной работы основывается на

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи в образовании детей...

Для изучения семьи используются методы изучения и наблюдения за ребенком, анкетирование родителей, логопедическое обследование уровня развития речи ребенка, беседы индивидуальные с ребенком и родителем.

Логопедическая работа детьми дошкольного возраста...

Коррекционно-логопедическая работа, направленная на развитие пространственных представлений у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи в структуре дошкольного образовательного учреждения.

Организация взаимодействия ДОУ с семьями, воспитывающих...

Тем не менее работа учителя-логопеда с родителями определена как обязательная и включена в программы обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития [3; 6].

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Взаимодействие логопеда и родителей в процессе...

Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекционно-логопедической работы с ребенком.

С ребенком, имеющим речевые нарушения, необходимо заниматься не только в образовательных и коррекционных учреждениях, но и дома, в кругу семьи — в первичной, в...

Современные формы взаимодействия с родителями как средство...

Очень важными в работе логопеда с детьми являются систематизация и непрерывность, постоянное закрепление полученных знаний и навыков на логопедических занятиях. И в этом случае родители — не сторонние наблюдатели, а активные помощники логопеда.

Сотрудничество логопеда и семьи в современных условиях

родитель, семья, ребенок, нарушение, семейное воспитание, дошкольный возраст, речевая патология, развитие речи, логопедическая работа, том.

Актуальные проблемы, состояние и перспективы развития...

ребенок, логопедический пункт, работа логопеда, ранний возраст, работа, нарушение речи, логопедическая работа, логопедическая группа, занятие, Детский сад.

Проект по организации коррекционной работы на основе...

Организация коррекционной работы по развитию связной речи у дошкольников в условиях логопедического пункта. Формирование связной речи у дошкольников с нарушениями речи с использованием метода наглядного моделирования.

Особенности организации логопедической работы в условиях...

Следующий этап коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда — это коррекция нарушенной речевой деятельности ребенка. Содержание коррекционной работы основывается на

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи в образовании детей...

Для изучения семьи используются методы изучения и наблюдения за ребенком, анкетирование родителей, логопедическое обследование уровня развития речи ребенка, беседы индивидуальные с ребенком и родителем.

Логопедическая работа детьми дошкольного возраста...

Коррекционно-логопедическая работа, направленная на развитие пространственных представлений у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи в структуре дошкольного образовательного учреждения.

Организация взаимодействия ДОУ с семьями, воспитывающих...

Тем не менее работа учителя-логопеда с родителями определена как обязательная и включена в программы обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития [3; 6].

Задать вопрос