Библиографическое описание:

Комардина Е. Б. Обучение детей развитию речи и умению общаться в современной системе образования [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 77-80.

Как в современной системе образования в целом, так и в дошкольной педагогике в последние годы происходят значительные перемены. Дошкольная педагогика — это отрасль педагогики, которая изучает признаки, особенности и сущность образования детей дошкольного возраста. Педагогика это наука, которая сопровождается восемью признаками: предмет, цели, задачи, методология и т. д. Дошкольная педагогика это все-таки отрасль. Объектом науки является образование на разных ступенях, где знания, умения, навыки, ценностные установки и опыт деятельности осуществляется под развитием интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического воспитания. Для удовлетворения образовательных потребностей и интереса детей. Изменение нормативно-правовой базы дошкольного образования привело к трансформации направлений образования.

С ноября 2009 года по 2013 год были введены “Федеральные государственные требования (ФГТ) № 665 от 23.11.2009г.” В рамках данного документа направления развития были дополнены образовательными областями: физическое развитие (физическая культура, здоровье), художественно-эстетическое (музыка, художественное творчество), познавательно-речевое (коммуникация, познание, чтение художественной литературы), социально-личностное (социализация, безопасность, труд). В июне 2013 года был принят документ об “Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования” (ФГОС ДО), были пересмотрены образовательные области.

В принятом “ФГОС ДО” утверждены пять образовательных областей: физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие и художественно-эстетическое развитие.

Предмет дошкольной педагогики имеет психолого-педагогический характер. Особенности образования детей ориентированы на психические новообразования дошкольного детства, которые и стали ориентирами в “ФГОС ДО”. До 2009г. результативность дошкольного образования определялась через освоение ребенком знаний, умений, навыков, которые и подвергались педагогической диагностике. С 2009 по 2013 годы был введен педагогический мониторинг по оценке сформированности интегративных качеств: личностные, интеллектуальные и физические. С 2015 года «ФГОС ДО» запрещена педагогическая диагностика, но в рамках ФГОС определены требования к результатам дошкольного образования, которые рассматриваются, как целевые ориентиры и тесно связаны с психическими новообразованиями по возрасту. Это предполагает открытость к многообразному проблемному содержанию действительности, т. е. исследовательская активность дошкольника; также это творческое воображение-умение воссоздавать недостающее, с помощью воображения; ориентация на образ взрослого, как основа учебного сотрудничества у младшего школьника; синкретизм, т. е. слитность эмоциональных и рациональных компонентов деятельности.

Ученые доказали, что образование может осуществляться по спонтанным и реактивным программам обучения. Для дошкольника с учетом возраста актуальны спонтанные программы, но с учетом методов дошкольной педагогики мастерство педагога заключается в переходе на реактивные программы.

Форма игры в образовательном процессе ДОУ — это мотивация, составляющая сотрудничества: игровая мотивация, мотивация общения в условиях помощи взрослого и мотивация личной заинтересованности. Работая воспитателем в детском саду на протяжении многих лет, уделяю большее внимание речевому развитию и общению детей со сверстниками и взрослыми. Именно в период раннего возраста развитие ребенка во многом зависит от социальных условий жизни. У ребенка появляется самосознание, малыш становится личностью. Впечатления этого возрастного периода оставляют неизгладимый след в сознании человека и частного являются причиной многих комплексов и проблем, сопровождающих его на протяжении дальнейшей жизни.

Разговорная речь — средство общения, но и не только. Это и средство мышления, воображения, овладения своим поведением, осознания своих переживаний и своего “Я” в целом. Отношение к другим людям — основа жизни каждого человека. Оно входит в ярко личности, определяет нравственную ценность субъекта и многие его поступки. Первый опыт таких отношений играет важную роль для дальнейшего личностного и социального развития ребенка.

Чтобы реализовать современные требования к дошкольному образованию, воспитателю надо знать особенности общения детей в первые годы жизни. Общение — та деятельность, которой человек овладевает уже на первом году жизни и совершенствования которой продолжается всю жизнь. В общении развиваются речь ребенка, в свою очередь, влияющая на характер общения. Пассивный словарь формируется в зависимости от активной позиции взрослого, знакомящего ребенка с окружающим миром. В процессе общения с ребенком необходимо:

-        Расширять словарный запас на основе обогащения представлений о ближайшем окружении.

-        Обращать внимание детей на некоторые сходные по значению предметы;

-        Предоставлять детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги в целях развития инициативной речи.

В процессе организации общения следует выполнять правила и применять приемы способствующие условию взаимопонимания; следить за интонацией и ее соответствием смыслу речи, при произнесении слов обращать внимание на их окончания.

В ходе общения и совместной со взрослыми предметной деятельности в 2–3 года у ребенка продолжается развиваться понимание речи. На протяжении последних трех лет, одной из главных задач в моей работе с детьми является развитие речи и овладение ею ребенка. Речь — одно из величайших изобретений, принадлежащих человеку. Наша речь состоит из множества слов. Слово — самое общее и самое точное обозначение любого предмета, действия, качества, явления. Маленький человечек еще не умеет разговаривать, а уже приобщается к родному языку через мамину колыбельную, бабушкины сказки.

Человек общается с помощью языка с другими людьми, думает о своём сокровенном при помощи слов. Язык, слово соединяют эпохи и столетия. Речь — главное орудие человеческого мышления, создавшего человека разумного. С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека навсегда связана с речью.

Один из важнейших этапов в развитии будущего человека, личности — это дошкольный возраст. Именно к этому возрасту маленький человечек полностью овладевает речью, первыми формами мышления, у него начинает формироваться способность к абстракции, обобщению. Да и занятия по развитию речи начинаются сразу с первой младшей группы. Дошкольный возраст характеризуется особой, повышенной чувствительностью к речи, к овладению ею. Ребёнок буквально впитывает звуки, слова, предложения. Всё, что касается речевой деятельности, притягивает малыша. Чем больше разговариваешь с малышами, читаемым сказки, рассказы, потешки, поёшь с ними песенки, тем быстрее и лучше они начинают говорить, общаться со сверстниками в группе. Дети с небольшим словарным запасом начинают развиваться намного быстрее, если посещают детский сад. Всё, чему мы обучаем ребёнка, должно быть в соответствии с его возрастными особенностями, обучение должно быть совмещено с игрой. Дети младшего дошкольного возраста быстрее утомляются, чем старшие, поэтому с ними нужно проводить больше игровой деятельности. Дети очень сосредоточены в игре. Игра — это здорово, весело, легко и непринуждённо. И учиться, играя, намного интереснее. В своей работе использую речевые игры, такие как: «Музыкальный паровоз», «Кто вышел погулять?», «Что ты еж?», «Зайчики и лошадки», «Утята» и др. Использую различные игры на развитие речи, которые помогают малышам научиться — правильно выговаривать слова, построить предложения, делать речь грамотной и красивой: «Кто пришёл в гости?», «Придумай слово», «Игры для язычка», «Зарядка для язычка», «Узнай по звуку», «Одуванчик» и другие.

Уровень развития речи находится в прямой зависимости от развития тонкой моторики пальцев. В ходе исследований была выявлена такая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстаёт, задерживается и речевое развитие. Чтобы научить ребёнка правильно говорить, необходимо не только заниматься произносительной стороной речи, но и развивать подвижность пальцев. Активно использую в своей работе пальчиковые игры. Они стимулируют разнообразные чувственные (сенсорные) ощущения, что в свою очередь, способствует развитию внимательности, памяти. Кроме этого, развивается звукоподражание и речь ребёнка, т. к. используются короткие стихи с повторяющимися слогами и словами. Чем более ловкие пальчики — тем более гибкий ум. В своей практике использую различные пальчиковые игры: «Апельсин», «Гости», «Горшок», «Дом», «Ёжик», «Капуста» и др. Пальчиковые игры развивают не только мелкую моторику рук ребёнка, большинство из них несут также и обучающую нагрузку. Одни пальчиковые игры направлены на изучение счёта, другие знакомят малыша с названиями частей тела и самих пальчиков. В некоторых пальчиковых играх малыш должен действовать двумя руками — это помогает ему лучше ориентироваться в пространстве, осваивать такие понятия, как «высоко — низко», «право — лево».

Также огромную роль в речевом развитии дошкольников играют:

1)                 Артикуляционная гимнастика — помогает выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата, формировать и закреплять произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков у дошкольников. Использую игры по развитию речевого дыхания: «Снежный рой», «Осенью», «Мыльные пузыри», «День рождения енота», «Воздушные шарики» и др.

2)                 Поговорки и скороговорки — их произнесение благотворно отражается на развитии речевого аппарата ребёнка, следовательно, улучшает его дикцию, а заодно обогащает словарный запас.

3)                 Беседа по картинке — превосходно развивает связную речь, знакомит с основами грамматики, учит строить предложения. Сначала я сама рассказываю о картинке, вызывая положительное отношение к ней. Затем побуждаю ребёнка отвечать на вопросы. В ходе разговора происходит ознакомление с новыми словами. Для обсуждения использую картины: «Волк с волчатами», «Свинья с поросятами», «Белка с бельчатами» и др.

4)                 Загадки — направлены на разностороннее развитие устной речи детей и обогащение словарного запаса. Также формируется предметно — образное мышление, способность к обобщению и анализу, умение делать выводы и выделять основные признаки предметов.

Речевое воспитание связано с формированием художественно — речевой деятельности, т. е. с эстетическим воспитанием, фольклорными и литературными произведениями. Задачи развития речи решаются в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, явлениями окружающей действительности, обучению грамоте, на всех остальных занятиях, а также в игровой, художественной деятельности и в повседневной жизни.

На протяжении последнего учебного года мною была составлена учебно — методическая разработка кружковой деятельности «Развитие речи у дошкольников» и успешно реализована с детьми старшего дошкольного возраста. Эта разработка направлена на повышение речевого и общего интеллектуального уровня дошкольников.

Цели и задачи кружка: сформировать у воспитанников дошкольного образовательного учреждения, участников кружка, интерес к творческому освоению норм и правил родного языка, именно гибко их применять в конкретных ситуациях, овладению основными коммуникативными способностями; привлечение воспитанников к совместной способности, способствующей повышению речевого и общего интеллектуального уровня дошкольников.

Итогом работы моего кружка с сентября по май, стали следующие результаты: дети научились составлять повествовательные и описательные рассказы; используют невербальные средства общения; владеют чётким произношением чистоговорок и скороговорок; у детей развито умение общаться и сравнивать; у многих детей преодолено произношение трудных звуков.

Любознательность маленьких детей не знает границ, и самое главное — дать вовремя информацию, чтобы у ребёнка не потерялась, не исчезла потребность познавать мир. Не нужно маленьких детей насильно заставлять заниматься, а надо постараться сделать так, чтобы у ребёнка самого возникло желание, стало для него игрой, т. е. обучение с увлечением.

Таким образом, осознавая всю важность общения и речевого развития, взрослые должны с пониманием подходить к этому вопросу в процессе воспитания и обучения ребёнка.

Литература:

1.      Арушанова А. Г. «Развитие коммуникативных способностей дошкольника». М., 2011

2.      Беляковская Н. Н., Засорина Л. Н. «Учите ребенка говорить» М., 2010

3.      Волкова Н. В. «Учим общаться детей раннего возраста». М., 2013

4.      Рудик О. С. «С детьми играем — речь развиваем». М., 2012

5.      Смирнова Е. О. «Дошкольник в современном мире».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle