Библиографическое описание:

Коршунова О. С. Повышение квалификации и дополнительное образование в сфере физической культуры и спорта [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 18-20.

В работе определены пути и возможности повышения квалификации, перепрофилирования, получения дополнительного образования специалистов в области физической культуры и спорта.

Ключевые слова: повышение квалификации, дополнительное профессиональное образование, образовательные программы, переподготовка специалистов.

Расширение возможностей общества в целом и личности в частности — должна быть образовательной политикой государства, технологией социального развития и становления. Образование, полученное на всех этапах обучения: начальное, среднее, высшее — предусматривает дополнительное профессиональное развитие. В среднем звене обучения, дополнительное повышение уровня знаний, может быть в рамках программы учебных заведений, в высшей школе, должно приобретать личный характер для развития собственных компетенций. Индивидуальность повышения профессионализма обусловлена осмысленным отношением к уровню своего профессионального образования к перспективе применения полученных знаний в построении карьеры, повышению квалификации, собственной значимости и востребованности в выбранной сфере.

Понятия «переподготовка» и «повышение квалификации» закреплены в Законе «Об образовании» и имеют общее название «дополнительное профессиональное образование» (ДПО) Таковым является профессиональная переподготовка кадров, повышение квалификации, развитие культурных и творческих способностей личности путем самосовершенствования и саморазвития.

Переподготовку кадров с высшим физкультурным образованием осуществляют университеты, академии, колледжи и институты физической культуры (физического образования), а так же специализированные факультеты педагогических университетов и институтов, классических университетов, подготовка в которых отличается своим содержанием. [2]

Быть высококвалифицированным специалистом в области физической культуры и спорта востребованная потребность современного общества. Динамически развивающаяся отрасль требует стремительного развития высокого уровня тренерско-педагогических ресурсов, научно-методологической и научно-информационной основы для роста и развития профессионализма в этой сфере. Последние зимние олимпийские игры 2014 показали, эффективность вложения материальных средств, научно-технических прогрессивных методик в подготовку спортсменов высокого класса. Материально техническое сопровождение спорта высоких достижений на современном международном уровне способствовало высоким результатам, показанным нашими спортсменами. Построенные современные спортивные сооружения для высокотехничных видов спорта: санно-бобслейные трассы, горнолыжные комплексы и т. п. незамедлительно дали свой результат. Наибольшее количество спортсменов, завоевавших медали самого высокого достоинства оказались не из прогнозируемых списков по отдельным видам спорта. Таким образом, развитие науки в физкультурно-спортивной отрасли, повышает престиж нашей страны на международной арене. Объединяет народ внутри страны, развивает дух патриотизма и гордости за свое отечество. Спортивные секции, клубы, команды пополнились новыми начинающими спортсменами, стремящимися повторить успех своих кумиров, которых они приобрели после олимпиады в Сочи. А человеческий ресурс в нашей стране неисчерпаем, важно грамотно выстроить систему: вертикаль подготовки спортсменов. От спортивно массовых и физкультурных занятий до спорта высоких достижений.

Образование специалистов в области физической культуры и спорта всегда являлась самостоятельной сложившейся отраслью профессионального образования в нашей стране. В настоящее время в России выделяется три уровня базового физкультурного образования: начальное (училища олимпийского резерва) среднее (колледжи и техникумы) и высшее (бакалавр, магистр). Многоуровневая многокомпонентная система подготовки специалистов физической культуры и спорта была взята за образец многими странами и принесла свои плоды в виде спортсменов самого высокого уровня, победителей крупных международных соревнований. В современное время (по данным Министерства образования Российской Федерации) в нашей стране более чем 1100 образовательных учреждений по этому профилю. Из них: 14 академий, 14 межотраслевых институтов, 52 региональных центра, 119 специализированных институтов. В которых проходят обучение и получают образование более миллиона человек. И намечается тенденция к повышению этих показателей. Но получение специализированного профессионального образования не гарантирует успеха и роста в карьере без постоянного повышения квалификации. Развитие науки на международном уровне и внутри страны очень динамично. Правительством РФ выделено 48 мрд рублей на период 2014–16 год для развития фундаментальной науки, в том числе и в сфере физического воспитания, образования и спорта. Это создаст для российских ученых дополнительные возможности для творческой реализации, позволит ставить новые, более амбициозные цели, делать открытия и добиваться признания не только в России, но и в мире.

Методологическая база для ДПО должна соответствовать всем современным уровням и международным стандартам. Исследования и научные разработки должны в кратчайшие сроки быть применены в практической деятельности специалистов в области физической культуры, воспитания и спорта. Программы обучения с использованием инновационных технология должны быть доступны широкому кругу специалистов ФВиС. Повышения квалификации может проходить в различной форме: с отрывом от производства, на онлайн курсах, самостоятельно, и т. п. Важно, чтобы в основе концепции системы повышения квалификации, лежала идея поступательного роста специалиста как личности и как профессионала. Чтобы этот процесс осуществлялся на протяжении всей его практической деятельности.

Особое место в силу специфики обучения взрослых занимают проблемы обеспечения компетентными преподавателями системы подготовки и повышения квалификации специалистов в области физической культуры и спорта. К ним предъявляются повышенные требования с учетом сложности в работе со слушателями: разный возраст, педагогический стаж, уровень квалификации. В целом, вся система умений и знаний в процессе повышения квалификации? интегрируется вокруг потребностей трудовой практики. [2]

В «Законе об образовании» РФ говорится: «Образование является одним из факторов экономического и социального прогресса общества…» [1] Социально-экономические и политические изменения в нашей стране определяют стратегию педагогического развития и требуют его радикальной реформы. Но, не смотря на обилие постановлений и организационных изменений в структурах, явных перемен в сфере ДПО не происходит. Программ, положительно влияющих на мотивацию преподавателей самостоятельно повышать свою квалификацию, в данное время не достаточно или они не эффективны. Нужны конкретные, значимые социальные заказы на специалистов, востребованных на данном временном этапе. Стартовой чертой могут стать крупнейшие международные мероприятия и состязания, итоги их проведения, результаты выступления спортсменов, на всех уровнях от детских и юношеских, до спортсменов высокого класса. Зачастую, решение проблемы у нас находят «на поверхности», путем снятия наставника, тренера команды, показавшей низкий результат. Но, как правило, это не является верным шагом по пути возникновения проблемы, которая остается и под новым руководством. Воспитание специалистов грамотных, эффективных, амбициозных — вот задача для средних и высших отечественных специализированных учебных заведений. Но обучение молодежи должно идти силами уже имеющихся специалистов. Вот они и должны постоянно повышать свой профессиональный уровень, шагать в ногу со временем и впереди него. На предложенной схеме видно, специалисты, любого уровня могут пройти повышение своей квалификации или перепрофилироваться на другую специальность, более востребованную.

Схема возможного дополнительного образования для специалистов ФКиС

Переход к новой системе обучения переподготовки, должен повлечь за собой структурные изменения в органах, на которые будет возложена задача ДПО и повышения квалификации. Возможность привлечения специалистов высокого класса из числа профессорско-педагогического состава отечественных и зарубежных учебных заведений. Федеральный Закон «О физической культуре и спорте в Российской федерации»: физическая культура часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека…». [3]. Одним из последних шагов государства по поддержке образования в области физической культуры и спорта стало открытие Российского международного олимпийского университета (РМОУ) в сентябре 2013г. в городе Сочи. На его открытии Президент России В. В. Путин отметил, что у страны есть большие и серьезные планы в области спорта и физической культуры и это один из приоритетов социальной политики государства.

Литература:

1.      Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» (от 29 декабря 2012года № 273-ФЗ)

2.      Николаева Н. И. Современные системы подготовки специалистов в области спорта /Н. И. Николаева / Наука о спорте: энциклопедия систем жизнеобеспечения. М.: издательский дом МАГИСТР-ПРЕСС.-2011.

3.      Федеральный закон Российской федерации «О физической культуре и спорте в Российской федерации» (от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle