Библиографическое описание:

Строева Е. А., Космынина В. И. Физическая культура и спорт — важный элемент в учебно-воспитательном процессе вуза [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 255-257.

В настоящее время на всех уровнях государственного управления растет осознание необходимости решения проблем обеспечения массового спорта, организации пропаганды физической культуры, в целях укрепления здоровья, предупреждения заболеваний, повышения и пропаганды здорового образа жизни. Возникает вопрос о необходимости более широкого взгляда на среду вузовского образования в малых городах, основанный на принципах интегративности, целостности, открытости среды к культуре и социуму с применением новых технологий физического воспитания.

Реализующаяся в Мценском филиале Госуниверситета — УНПК комплексная программа оздоровления молодежи, опирающаяся на концепцию федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2006–2015 годы», во многом определила и задачи физвоспитания и основные направления деятельности системы дополнительного образования оздоровительной направленности.

Еще в 1891г. П. Ф. Лесгафт писал: «Вводя физическое образование в профессиональную школу, мы имеем в виду, достичь искусства в ремесле». [2, стр. 154]

Профессионально-прикладная физическая подготовка представляет собой одно из основных направлений системы физической культуры, призванная подготовить человека к конкретной трудовой деятельности. Основное назначение ППФП — направленное развитие и поддержание на оптимальном уровне физических и психических качеств человека необходимых для обеспечения его готовности к выполнению определенной деятельности, обеспечение функциональной устойчивости к условиям этой деятельности и формирование прикладных двигательных умений и навыков. Профессионально важные качества человека в процессе трудовой деятельности в определенной степени совершенствуются сами собой. Однако эффективность этого процесса существенно повышается, если необходимые качества развивать целенаправленно, используя для этого средства физической культуры в период, предшествующий профессиональному обучению или совпадающий с ним по времени.

Массовая физическая культура и спорт, прежде всего социальное явление, так как несет в себе основы здорового образа жизни. Отвлечение учащихся, студенческой молодежи от негативных явлений, к которым относится курение, алкоголизм, наркомания и токсикомания, хулиганство и другие пагубные стороны социальной среды, формирует этику человеческих отношений, создает условия демографического развития за счет формирования благополучных семей.

Развитие массовой физической культуры и спорта — это критерий оценки эффективности работы не только органов исполнительной власти, выполняющих функции управления сферой, но и показатель социально-экономического развития всего общества.

Программа развития физкультуры и спорта на долгосрочную перспективу должна стать одним из элементов стратегии развития страны до 2020 года [6]

В Интервью первому каналу и агентству Ассошиэйтед Пресс в сентябре 2013 года президент России В. В. Путин отметил «…И есть ещё одна составляющая, которая, на мой взгляд, является весьма существенной, — это пропаганда спорта и здорового образа жизни. Когда в стране проходят такие массовые спортивные мероприятия, (олимпиада в Сочи) безусловно, людей, которые начинают заниматься физической культурой и спортом, становится намного больше, чем до проведения мероприятий подобного рода. Вот это самая главная составляющая того, почему мы идём на такие расходы. А куда тратить, если не для людей? …».

В городе Мценске, как и во многих малых городах России, сложился регрессирующий тип развития населения в сторону его «старения», характеризующийся уменьшением численности молодежи в возрасте от 17 до 30 лет и увеличением доли лиц 50-ти лет и старше. Образование населения в вопросах здоровья и здорового образа жизни является наиболее значимым направлением, определяющим успех профилактического вмешательства. К сожалению, этому направлению многие годы уделялось мало внимания. Средства массовой информации (СМИ), которые являются одним из основных путей образования населения по вопросам здоровья, строили свою работу, основываясь почти исключительно на коммерческом интересе.

Какую информацию по вопросам здоровья получает население, во многом зависит уровень его здоровья, культуры и поведения. Псевдомедицинская реклама, предлагающая различные чудодейственные способы избавления от болезней, и реклама товаров, наносящих вред здоровью граждан (алкоголь, табак, fast-food и т. д.), заполнившая газеты, журналы, телевидение, интернет-пространство, а также низкий уровень знаний населения в вопросах сохранения здоровья делают правильный выбор маловероятным. Чтобы ориентироваться в этой информации и сделать осознанный выбор, люди должны иметь доступную качественную медицинскую информацию по влиянию факторов риска на здоровье. Уровень образования в вопросах здоровья и здорового образа жизни является предпосылкой восприятия профилактического вмешательства и участия в нем. Как показало наше исследование (анкетирование), показатели такого образования оказались в первом полугодии 2013 года достаточно низкими среди населения Мценска. Только половина опрошенных получала медицинскую информацию профилактического содержания о здоровье когда-либо вообще. Объясняется это недостаточным вниманием к образованию в вопросах здоровья. Типичным являлось то, что:

-       влияние медиков на образование населения оказывалось незначительное;

-       брошюры, буклеты о здоровье, низкого качества, непривлекательного вида, скучного монотонного содержания.

Ухудшение здоровья молодежи, распространение таких социальных заболеваний, как ВИЧ, наркомания, алкоголизм и табакокурение приобрели значительные масштабы, что оказывает негативное влияние на демографическую ситуацию в стране и регионе. Распространенность пагубных привычек, особенно среди молодежи, усугубляла рост заболеваемости. Районы Орловской области испытывают острую необходимость в обучении специалистов и волонтеров методам профилактической работы в области здорового образа жизни, нуждаются в получении информационно-методических материалов по указанным проблемам.

Процесс обучения требует напряжения памяти, устойчивости и концентрации внимания, а непрерывный рост научной и социально-политической информации, несовершенные режим и методы обучения, ориентированные на заучивание огромного по объему материала, перегружают мозг учащихся и порождают дисгармонию в развитии личности. Еще в античные времена древнегреческий философ Аристотель утверждал: “Ничто так не разрушает человека, как продолжительное мышечное бездействие”. [4, стр.7]

Снижение двигательной активности в первую очередь сказывается на проявлении нарушений со стороны нервной, сердечнососудистой систем, систем пищеварения и органов дыхания. Поэтому, именно такой учебный предмет как физическая культура, может сформировать у будущих специалистов навык сохранения высокой физической и творческой активности на долгие годы, так как приобретение знаний и реализация их на практике приобретают особую значимость в становлении гармонически развитой личности. Таким образом, физическое образование решает следующие задачи:

1.                  Развивает физические качества (способности), двигательные навыки, обеспечивает физическую подготовку молодежи к жизни, к профессиональной и общественно-политической деятельности.

2.                  Учит студентов пользоваться приобретенными знаниями.

3.                  Воспитывает у молодежи потребность в здоровье (физическом, психическом, социальном) как жизненно важной ценности. [1, стр.277]

4.                  Воспитывает у студентов сознательность, высокие моральные, волевые и физические качества, готовит их к высокопроизводительному труду с учетом особенностей будущей трудовой деятельности.

5.                  Способствует более эффективному решению функций образования, а также его видов — умственного, профессионального, политического. [1, стр.290]

Внедрение целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2006–2015 годы, на базе Мценского филиала Госуниверситета-УНПК способствует популяризации занятий физической культурой, спортом среди подрастающего поколения; содействует внедрению современных образовательных физкультурных технологий в практику учебного процесса.

Каждый учебный год традиционно начинается с Фестиваля спорта и здоровья. На общем построении в торжественном марше проходят призеры и сборные команды, всем победителям вручаются грамоты и памятные подарки и дается старт новому спортивному году.

Сборные команды факультетов принимают участие в различных видах спорта: легкая атлетика, спринт, весенний и осенний кросс, мини футбол, волейбол, баскетбол, настольный теннис, лыжная подготовка. Благодаря введению в эксплуатацию в г. Мценске Крытого ледового катка добавился и конькобежный спорт, и хоккей с шайбой, для всех студентов на катке проводятся уроки. В рамках спартакиады были проведены открытые чемпионаты по всем видам спорта с привлечением сборных школ города, которые вызвали большой интерес у школьников, победители и призеры награждались различными призами и грамотами, команды спортивным инвентарем или спортивной формой.

Для всех сборных команд учебного заведения организованы двухнедельные сборы, дополнительное питание. Лучшие спортсмены факультетов и сборных команд по итогам года награждаются денежной премией.

Для повышения спортивного уровня и привлечения к занятиям спортом студентов организованы различные спортивные секции в учебном заведении; в общежитиях имеются спортивный и тренажерные зала проводятся «Дни здоровья».

С целью популяризации и привлечения большего количества студентов к занятиям спортом был создан рекламный фильм, рассказывающий о спортивной деятельности учебного заведения. В течение года все спортивные соревнования анонсируются на официальном сайте Мценского филиала Госуниверситета — УНПК.

Анализ статистических показателей последних 3 лет позволяет сделать вывод о положительном действии программы, так как к занятиям спортом и физической культурой за период 2010–2013 гг. привлечены более 60 % студенческой молодежи и 40 % школьников города.

Чтобы достойно выступать в Универсиаде российские университеты должны стать такими образовательными центрами, где занятия физической культурой и спортом не менее важны, чем занятия по профильным дисциплинам. [6]

Современный спорт имеет огромные потенциальные возможности для формирования личности. Модернизация физического воспитания на основе организации занятий спортивной направленности позволяет в короткий период времени повысить уровень физической подготовленности, а спортивная культура расширяет возможности социализации, приобретения нового жизненного опыта, формирует спортивный стиль жизни молодежи, располагая значительными возможностями для формирования целостной, гармонически развитой, творчески активной личности в учебно-воспитательном процессе вуза.

Литература:

1.        Ильинич, В. И. Физическая культура студента: учебник для вузов по дисц. «Физ. культура» / В. И. Ильинич. — М.: Гардарики, 2008. — 366 с.

2.        Маслякова, В. А. Массовая физическая культура в ВУЗе./ В.А Маслякова, В. С. Матяжова.- М.:, Высшая школа. 1991.-355с

3.        Акулов, А. М. Спортивные интересы подростков и возможность их реализации в условиях городского муниципалитета./ А. М. Акулов// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2005. — N 2. — 9–11.

4.        Михайлов, Б.А., Нужна ли физическая культура?/ Б. А. Михайлов, А. М. Леонтюк //Журнал Санкт-Петербургский университет.-  2008.- № 16

5.        Чайковский, А. М. Построение программ по физической культуре./ А. М Чайковский //Физкультура и спорт. — 1992.- № 04

6.        http://президент.рф/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle