Изменение жизни нашего общества, общественно-политических условий ставит перед образовательными воспитательными структурами, лицами, ответственными за воспитание молодого поколения новые задачи и требования.
Мировая культура, современный уровень развития науки и техники неразрывно связаны с полетом человеческой мысли, революцией в мировоззрении людей. И тут становится очевидной важная истина: общество, стремящиеся к интеллектуальному совершенстве, добивается поставленных целей через физическое совершенство. Иными словами, в основе гармонично развитой личности лежит гармония физического и духовно нравственного развития.
Призыв «Узбекистан - государство с великим будущим»-огромное внимание уделят к развитию спорта воспитанию здорового поколения, регулярно проведение ступенчаты соревнований.
Уровень современного состояния физического воспитания студенческой молодежи в вузе и перспективы его развития выдвигают целый ряд проблем. Одной из таких проблем является неспособность молодежи во время адаптироваться к изменяющимся условия жизни. Между тем известно, что существует тесная связь между уровнем физкультурно-спортивной деятельности молодежи. Молодежь регулярно занимающиеся физической культурой и спортом, более дисциплинированным более активнее других участвуют в жизни вузовской жизни.
Один из путей решения создавшейся проблемы видится в разработке принципиально нового подхода к общей "философии" использования средств физической культуры и спорта в интересах подготовки жизнеспособного и социально активного молодого поколения. Проведенные в этом направлении исследования и эксперименты свидетельствуют об огромных резервах реорганизации современного физического и спортивного воспитания, реализация которых позволяет коренным образом изменить его содержание и эффективность и, что особенно важно, изменить отношение молодежи к спортивным и физкультурным занятиям. Сущность этого подхода заключается в переориентации новых установок физического воспитания на максимально возможное удовлетворение интересов каждого занимающегося, на возможно более полный учет его индивидуальных морфофункциональных и психологических особенностей, на обязательное соответствие содержания физической активности ритмам возрастного развития человека и фундаментальным закономерностям целенаправленного преобразования его физического потенциала.
Ценностный потенциал физической культуры, в свою очередь, можно условно разделить на составляющие его интеллектуальные, двигательные, технологические и мобилизационные ценности.
Содержание интеллектуальных ценностей представляет собой знание о методах и средствах развития физического потенциала человека как основы организации его физической активности, закаливания и здорового образа жизни. К ценностям двигательного характера можно отнести лучшие образцы моторной деятельности, достигаемые в процессе физического воспитания и спортивной подготовки, личные достижения в двигательной подготовленности человека, его реальный физический потенциал. Под ценностями технологии формирования физической культуры рассматриваются различные комплексы методических руководств, практических рекомендаций, методики оздоровительной и спортивной тренировки - все то, что наработано специалистами для обеспечения процесса физической и спортивной подготовки. Ценности интенционного характера отражают сформированность общественного мнения, престижность физической культуры в данном обществе, ее популярность у различных категорий людей, а главное их желание и готовность к постоянному развитию и совершенствованию потенциала своей физической культуры. А также социально-психологические установки людей, которые определяются характером, структурой и направленностью потребностей, мотиваций и ценностных ориентации на занятия физическими упражнениями и спортом.
Особое значение для подготовки жизнеспособного и социально активного молодого поколения имеет освоение молодежью мобилизационных ценностей физической культуры. К их числу относится воспитываемая физкультурными и спортивными занятиями способность к рациональной организации своего бюджета времени, внутренняя дисциплина, собранность, быстрота оценки ситуации и принятия решения, настойчивость в достижении поставленной цели, умение спокойно переживать неудачу и даже поражение. В жизни человеку бывают необходимы не только хорошо сбалансированные оптимумы физических и духовных проявлений, но и способность действовать с высокой степенью мобилизации ресурсов своего организма в экстремальных ситуациях, готовность организма "пережить" резкие возмущения (болезнь, травму, аварийные ситуации, стихийные бедствия, социально обусловленные неожиданные или долгосрочные нагрузки на психику, физические перегрузки и т.д.). Вероятность возникновения таких критических ситуаций не столь мала, чтобы этим можно было пренебречь, поэтому способность организма к мобилизации в подобных условиях также должна формироваться путем тренировки, как и другие физические, психологические и функциональные проявления. Нет никакого сомнения, что физкультурно-спортивная деятельность облегчает такое формирование, опосредованно влияя на создание "запаса" функциональных резервов организма.
Формирование новой системы представлений о ценностях физической культуры в современных условиях, безусловно, связано с дальнейшей гуманизацией и демократизацией общества, обращением к человеку как мере всех вещей, к его нравственному самоопределению и индивидуальному действию (В.К.Бальсевич, Э.А.Сейтхалилов, Т.Т.Юнусов, Ю.М.Юнусова и др.). Проблемы гуманизации физического воспитания и спорта нашли отражение в работах А.Г.Егорова, В.А.Пегова (1994), М.Я.Виленского (1996) и других авторов. Анализ внедрения и реализации разработок педагогов-новаторов показал, что эффект от применения нетрадиционных методик на занятиях по физическому воспитанию будет только в том случае, когда в этом опыте не только видели очередную методическую находку, а и отнеслись к нему как к новому образцу педагогической культуры. Приверженность только какой-нибудь одной методике несет в себе опасность ясности (характерная черта монологизма), человек, создавший и принявший ту или иную методику, не выработав в себе "внутреннего оппонента" (что как раз является культурным эталоном), невольно становится ее рабом. Монологизм программы, методик, учебников не воспитывает у человека способности не только потреблять культурные образцы и эталоны, но и освобождаться от них, создавая новые.
Целевая направленность образования в сфере физической культуры с идеальной (всестороннее и гармоничное развитие личности) изменяется на конкретно педагогически ориентированную - формирование физической культуры личности студента. Физическая культура выступает как составная часть общей и профессиональной культуры студента, как важнейшая, качественная динамичная характеристика его личностного развития, как фундаментальная ценность, определяющая начало его социокультурного бытия, способ и меру реализации сущностных сил и способностей. Индивидуальная физическая культура является результатом личностного осмысления, выработки представлений, отношений, убеждений, "программ поведения".
Как основа ценностей двигательного характера рассматривается опыт совершенствования процесса построения движений, накопленный человеком в ходе его культурного развития. Именно образы совершенной моторики ориентируют процесс формирования физической культуры человека на творческое использование возможностей физкультурно-спортивной практики для эффективного освоения двигательных умений и навыков и развития его физических кондиций. Особенностью подхода к освоению этого рода ценностей является его направленность на сознательное использование способов двигательной и спортивной деятельности и умение применять их в самоорганизации здорового образа жизни. Именно здесь подразумевается выбор индивидом форм и средств организации собственной физической активности при наличии условий для индивидуализации и дифференциации, способствующих проявлению и развитию способностей людей в избранных ими формах физкультурно-спортивной деятельности. Кроме того, вариативность содержания и многообразие форм позволяют организовать физическую активность человека сообразно с его ценностными ориентациями, интересами и потребностями в сфере физической культуры.
Таким образом, физическая культура должна занимать особое место в системе образования специалиста. Осознание важности физической культуры в процессе подготовки специалистов, формировании здоровья, развитии физических качеств, профессиональных умений и навыков позволит реализовать студенту, а в будущем и специалисту свое "Я", стать личностью.