Библиографическое описание:

Полозов А. Г. Правовой аспект процедуры голосования как составной части современного избирательного процесса [Текст] // Право: современные тенденции: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 14-16.

В статье исследуются современные правовые аспекты избирательного процесса на современном этапе политического развития РФ, рассматривается отечественный и международный опыт функционирования избирательных органов (комиссий) и правовые аспекты организации голосования как составной части избирательного процесса.

Ключевые слова:избирательные комиссии, парламентские выборы, голосование, законодательство.

В условиях политической глобализации и роста взаимодействия и взаимозависимости государств на международной арене выборы органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц выходят на надгосударственный уровень, трансформируясь в объект международно-правового регулирования, демонстрируя перманентный характер и тенденции конституционализации международного правопорядка и интернационализации национального конституционного права.

Существуют разнополярные взгляды ученых на процедуру голосования, как стадию избирательного процесса. Большинство политологов отмечают, что голосование является не чем иным как демонстрацией эффективности проведенной предвыборной кампании кандидатов и (или) партий. Юристы рассматривают стадию голосования как одну из центральных в избирательном процессе. А. М. Колодий и В. Г. Князев указывают, что голосование — это непосредственное волеизъявление избирателей путем заполнения избирательных бюллетеней в специально отведенных помещениях [8, с. 169].

Современный исследователь голосования как стадии избирательного процесса в Российской Федерации С. В. Серков определяет его как самостоятельную (основную) и одну из заключительных стадий выборов. Голосование по результатам исследования автор предлагает воспринимать как самостоятельную стадию на которой избиратели осуществляют непосредственное волеизъявление, а другие стадии избирательного процесса является лишь подготовительным этапом к голосованию [9, с. 22–23]. С позиции С. А. Сомова голосование — это установленная законом форма выражения воли избирателя относительно самостоятельного определения каждым из них желанной победы на выборах того или иного кандидата [10, с. 47]. Исследуя порядок волеизъявления на выборах и референдумах через голосование А. П. Забайкалов указывает, что в любой демократической стране непосредственное волеизъявление граждан носит очень важную роль. При этом одна из важнейших стадий выборов это — голосование. [5, с. 149].

Голосование следует воспринимать наиболее ответственной стадией избирательного процесса. Именно на этой стадии, с точки зрения С. Д. Князева, происходит «развязка» всей избирательной кампании [6, с. 271]. Другие исследователи избирательного процесса определяют голосование как обязательную стадию избирательного процесса, в частности Агаев Азер Махаддин оглы, который отмечает, что голосование проведенное повторно следует отличать от обычного голосования и указывает на факультативность таких стадий голосования [1, с. 180]. С позицией о необходимости разграничения голосования и повторного голосования как стадии избирательного процесса указывает Р. Т. Биктагиров [3, с. 336].Таким образом, нельзя не согласиться с позицией В. А. Ахлюстина, который утверждает, что голосование является полноценной стадией избирательного процесса. При этом автор обращает внимание, что отдельные стадии избирательного процесса (в том числе голосование) имеют характер моноциклических или полициклических стадий правоприменения [2, с. 116, 124].

Цель процедуры голосования в избирательном процессе заключается в установленные политической воли субъекта, наделенного электоральной правосубъектностью осуществлять активное избирательное право при формировании органов государственной власти и местного самоуправления.

Значительным отличием голосования как стадии избирательного процесса является организация его проведения специально уполномоченным субъектом, определенный избирательным законодательство. Такие органы в целом можно назвать органами управления избирательного процесса. В зависимости от выбранной государством модели этих органов такие задачи могут возлагаться на органы электоральной компетенции (избирательные комиссии или комитеты), органы исполнительной власти (министерство внутренних дел, министерство юстиции) и органами судебной власти (избирательные трибуналы) [4, с. 22–24].

В переходных обществах система избирательных органов (комиссий) — это не только институт организации и проведения выборов, но и действенная политическая технология. Технология, предоставляющая внеконкурентные преимущества одним политическим силам и ограничивает электоральные перспективы других. Для постоянных демократий основы функционирования избирательных органов является второстепенной технической проблемой, которая почти не имеет политической окраски. В тех обществах, где еще не сложились демократические практики, специфика системы избирательных органов непосредственно влияет на качество и результаты выборов.

Исследование проблем функционирования избирательных органов находятся на пересечении политической и юридической науки. С одной стороны, избирательные органы состоят из комплекса правовых норм, каждая из которых выполняет практическую функцию организации и проведения выборов. С другой — содержание и специфика внедрения этих правовых норм является отражением стандартов политического процесса, определенных соглашений и компромиссов между конкурентными политическими группами, которые борются за власть.

В мировой практике нету абсолютно похожих органов администрирования избирательного процесса, наблюдается многообразие подходов к их формированию и законодательному оформлению. Избирательные органы могут интегрироваться в единую иерархическую вертикаль или быть децентрализованными, принадлежать к правительственным структурам или иметь независимый статус, наделяться временными или постоянными полномочиями т. п..

В Кодексе надлежащей практики в избирательных делах отмечается, что в государствах, где нет достаточного опыта в проведении плюралистических выборов, стоит создавать независимые, беспристрастные избирательные комиссии. [7] В странах, где административные органы традиционно независимы от политической власти, приемлема ситуация, когда выборы проводит государственная служба.

В соответствии с положениями законодательства Российской Федерации основной целью функционирования высшего выборного органа является организация подготовки и проведения выборов, референдумов в Российской Федерации. Подготовка и проведение выборов в Российской Федерации возложено на Федеральную избирательную комиссию. Регулирование правового статуса этого органа осуществляется непосредственно на уровне Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ [11]. Этот публичный властный институт согласно законодательству является федеральным государственным органом власти.

Важной характеристикой правового статуса органов публичной власти есть цель, поставленная перед ними, поскольку именно она является определяющей для установления целенаправленности института в механизме публичной власти. В соответствии с положениями законодательства Российской Федерации основной целью функционирования высшего выборного органа является организация подготовки и проведения выборов, референдумов в Российской Федерации.

Организация процедуры голосования характеризуется также особенностью участия в ней специфического круга субъектов, что не вступают ни в один другой вид правоотношений, в том числе могут не вступать даже в избирательные правоотношения на других стадиях. К таким субъектам следует отнести избирателей, официальных наблюдателей, доверенных и уполномоченных лиц по выборам, органы управления избирательным процессом и т. п.

Реализацию политической воли осуществляет субъект, обладающий электоральной правотой активного избирательного права. Таким субъектом может быть электорат, как совокупность всех избирателей или выборщики — узкий круг лиц, определенных законом и уполномоченных выбирать высшие органы публичной власти, зависит от того, практикуются в стране косвенные выборы.

Особенностью голосования как стадии избирательного процесса является то, что оно непосредственно закрепляется нормами Конституции (Основного Закона) или конституционного законодательства, как единственно возможная процедура формирования высшего конституционного органа, иного представительного коллегиального органа публичной власти. Голосование является «элитарным» способом формирования органов общественной власти, поскольку применяются ко всем парламентам мира, большинства должностей главы государства при республиканской форме правления, судей и других ключевых должностей в конституционном механизме государства.

Стадия голосования подвергается тщательной юридической фиксации, несмотря на высокие правовые и организационные требования. Избирательное законодательство детально регламентирует все процедуры, применяемые на этой стадии. При этом страны, которые провозглашают высокие демократические стандарты в деятельности государства берут на себя соответствующие международно-правовые обязательства соблюдать избирательных стандартов не только на уровне избирательного законодательства, но и электоральной практики, особенно, что касается стадии голосования и подведения итогов.

Избирательный процесс, будучи сложной системой последовательных юридически значимых действий уполномоченных субъектов на основе избирательного законодательства, создает механизмы участия граждан в управлении государственными делами путем реализации своей активной позиции по формированию представительных органов государственной власти и местного самоуправления. Содержание этого правового механизма предусматривает возможность не только правореализации, но и правозащиты, отдельно определяется избирательным или процессуальным законодательством соответствующей страны.

Рассматривая голосование как стадию избирательного процесса, нельзя не остановить внимание на правовой природе участия граждан в голосования. Участие гражданина и наличие политико-юридической связи с государством находится в диалектической связи. Конституционное законодательство устанавливает повышенные цензовые требования к лицу, что допускается к этой процедуре. Основным из таких критериев является возраст, с которого лицо приобретает активное избирательное право, то есть приобретает правосубъектность участия в голосовании.

С политологической точки зрения, процедура голосования является ключевым средством проверки реальности поддержки каждой политической партии. Хотя нельзя не согласиться также с утверждением, что тип и содержание избирательной системы может существенно исказить реальное положение политической поддержки. Такие утверждения основываются на том, что содержание голосования может также деформироваться через PR-технологии, которые используют разрешенные законом формы в собственных политических интересах (дистанционное голосование, голосование по открепительным удостоверениям и т. п.).

Содержание голосования также имеет и весомый социологический аспект. Эта стадия избирательного процесса активизирует общество. Содержание голосования существенно влияет на процессы общественной активности, а также является методом проверки реального уровня социального доверия к политическим партиям и кандидатам.

Выводы

Содержание процедуры голосования как стадии избирательного процесса регламентируется рядом международных стандартов, а также нормами национального законодательства, воплощающего провозглашенные идеалы в конкретный процессуальный смысл. Содержание голосования сводится к системе взаимосвязанных элементов. К таким элементам логично отнести три отдельные группы, которые раскрывают содержание процедуры голосования в избирательном процессе и демонстрируют его многоаспектную общественную природу, в частности: 1) юридические (свобода голосования, наличие реальной альтернативы в голосовании, равенство голосов, прямое голосование, секретность голосования) 2) политологические (формирование политической элиты, проверка реальности поддержке политической партии или кандидата, формирование политических движений); 3) социологические (активизация общества, формирование гражданского общества, установление подвижности общества).

Литература:

1.                 Агаев А. М. Избирательный процесс в Российской Федерации: конституционно-правовое исследование: дис.... Кандидата юрид. наук: 12.00.02 / Агаев Азер Махаддин оглы. — Москва, 2010. — 198 с.

2.                 Ахлюстин В. А. Избирательный процесс в русской Федерации: Проблемы теории, правового регулирования и правоприменения: дис.... Кандидата юрид. наук: 12.00.02 / Ахлюстин В. А. — Санкт-Петербург, 2002. — 299 с.

3.                 Биктагиров Р. Т. Субъект избирательно права Российской Федерации: конституционно-правовое исследование: дис.... Доктора юрид. наук: 12.0.02 / Биктагиров Р. Т. — Москва, 2010. — 454 с.

4.                 Богашов О. А. Правовая природа органов управления избирательным процессом / О. А. Богашов / / Выборы и демократия. — 2011. — № 1. — С. 21–28

5.                 Забайкалов А. П. Реализация конституционного права на участие в выборах и референдумах посредством голосования по почте: дис.... Кандидата юрид. наук: 12.0.02 / Забайкалов А. П.. — Елец, 2009. — 183 с.

6.                 Князев С. Д. Российское избирательное право: [учебник] / С. Д. Князев. — Владивосток: дальневосточ. гос. ун-т, 2001. — 393 с.

7.                 Кодекс надлежащей практики в избирательных делах / / http://www.venice. coe.int/docs/2002/CDL-AD % 282002 % 29023rev-ru.pdf.

8.                 Колодий А. М., Князев В. Г. Избирательное законодательство: анализ и перспективы развития / / Бюллетень законодательства и юридической практики. — 1998. — № 2. — С. 156–173 с.

9.                 Серков С. В. Конституционно-правовое регулирование голосования на выборах в Российской Федерации: дис.... Кандидата юрид. наук: 12.00.02 / Серков Станислав Валерьевич. — Тюмень, 2007. — 186 с.

10.             Сомов С. А. О совершенствовании законодательства / / Государственная власть и местное самоуправление. — 2000. — № 2. — С.21–24

11.             Федеральный Закон «Об основных гарантиях ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ / / Официальный вебсайт Федеральной избирательной комиссии Российской Федерации. — Режим доступа: <http://www.dkrf. ra/law/2/zakon_02_67fz_njsp.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle