Конституционно-правовые ограничения в избирательном процессе (на примере президентских выборов в РФ 2018 года) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №23 (209) июнь 2018 г.

Дата публикации: 09.06.2018

Статья просмотрена: 566 раз

Библиографическое описание:

Оганесян, А. Г. Конституционно-правовые ограничения в избирательном процессе (на примере президентских выборов в РФ 2018 года) / А. Г. Оганесян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 23 (209). — С. 108-111. — URL: https://moluch.ru/archive/209/51197/ (дата обращения: 13.12.2024).



В статье анализируется избирательное законодательство РФ о ограничении допуска кандидатов на выборы президента.

Ключевые слова: Российская Федерация, избирательный процесс, Президент РФ, конституционно-правовая ответственность, регистрация кандидатов, государственная власть

В условиях становления и развития демократического общества в России, институту выборов уделяется особое внимание. В современной юридической литературе глубоко изучаются деликты о допуске кандидатов на выборы, о нарушениях при регистрации кандидатов, о способах подачи заявления на выборные должности, о сроках проведения избирательных кампаний и их финансирование, а также иные аспекты избирательного процесса.

Стоит отметить, что избирательное право представляет собой самостоятельную подотрасль конституционного права с целым комплексом юридических источников федерального и регионального уровней. Правовое регулирование выборов предусматривает ряд специфических мер воздействия для участников избирательного процесса, которые не относятся к иным (классическим) видам юридической ответственности. Без помощи данных мер и других форм юридической ответственности невозможен процесс легитимного и легального формирования органов государственной власти и местного самоуправления, который является сферой регулирования избирательного права, соответственно, меры воздействия выступают как разновидность конституционно-правовой ответственности.

Статья 32 Конституции Российской Федерации является правовой основой выборов, как области общественной правовых отношений. В частности, первые три пункта данной статья гласят:

  1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
  2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
  3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Таким образом, согласно последнему пункту, существует императивное конституционное предписание, по которому граждане обязаны соблюдать законное решение органов судебной системы Российской Федерации при реализации своих активных и пассивных избирательных прав.

Данные положения Конституции в дальнейшем получили развитие и в иных нормативно-правовых актах, где основными можно считать Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 года № 19-ФЗ, а также Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 20 декабря 2002 года № 175-ФЗ. Правовые положения данных федеральных законов составляют юридическую основу общественно-правовых отношений в избирательном процессе и устанавливают конституционно-правовую ответственность в сфере выборов.

Комплексом нормативно-правовых актов Российской Федерации в сфере выборов закреплены нижеизложенные меры конституционно-правовой ответственности субъектов избирательного процесса за совершение правонарушения:

  1. Предупреждение;
  2. Отказ в регистрации инициативной группы;
  3. Отказ в регистрации кандидата (списка кандидатов);
  4. Отмена регистрации кандидата (списка кандидатов);
  5. Признание результатов выборов недействительными;
  6. Отмена решения о признании кандидата избранным;
  7. Расформирование избирательной комиссии.

Правонарушителей возможно привлечь к конституционно-правовой ответственности за нарушение действующего законодательства о выборах в судебном и административном порядке.

Также стоит отметить, что в законодательстве Российской Федерации в отношении индивидуальных и коллективных субъектов избирательного процесса (избиратели, кандидаты в депутаты, политические партии и блоки, избирательные комиссии всех уровней, члены избирательных комиссий, средства массовой информации, должностные лица и т. д.) существуют различные виды ответственности за нарушение правовых норм, регламентирующих процесс реализацию гражданами своих избирательных прав. В юридической науке некоторые исследователи допускают разделение субъектов избирательного процесса на группы. Так, Кондрашев А. А. выделяет две основные группы субъектов, участвующих в избирательном процессе [4, с. 3]:

  1. «Активные». Занимаются организацией проведений избирательных действий или прямое принимают прямое участие в избирательной кампании (члены избирательных комиссий, наблюдатели, кандидаты, избирательные объединения).
  2. «Пассивные». Субъекты, призванные к участию в избирательном процессе на одной из его стадий (граждане) или занимающиеся обеспечение реализации своих прав «активными» субъектами (средства массовой информации, органы местного самоуправления и государственной власти).

Данная классификация является условной, но позволяет разграничить виды юридической ответственности за допущение в ходе избирательного процесса различных правонарушений со стороны указанных выше групп субъектов.

Особое внимание следует уделить возможности гражданам РФ использовать пассивное избирательное право, данное им конституцией Российской Федерации. Так, в статье 81 Конституции РФ четко прописаны основные параметры избираемого всеобщим тайным голосованием на должность президента лица. К ним относятся:

  1. Гражданство Российской Федерации, возраст не менее 35-ти лет;
  2. Постоянное проживание в Российской Федерации не менее 10 лет.

Также дополняется данная статья упоминаниями о невозможности занимания должности президента РФ более двух шестилетних сроков подряд и определением порядка выборов Президента Российской Федерации федеральным законом 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2013. В данном федеральном законе существует расширенный перечень ограничений, согласно которым Президентом Российской Федерации не может быть избран:

  1. Признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда;
  2. Гражданин Российской Федерации, занимающий на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации должность Президента Российской Федерации второй срок подряд;
  3. Гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
  4. Осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление;
  5. Осужденный за совершение преступления экстремистской направленности, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление
  6. Подвергнутый административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах Президента Российской Федерации состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Относительно последнего избирательного цикла не так часто встречаются случаи отказа в регистрации кандидатов в президенты Российской Федерации из-за жестко регламентированного Конституцией перечня ограничений. Чаще всего отказ в регистрации кандидатов на пост президента РФ связан организационной составляющей.

Так, Центральная избирательная комиссия в период с 18 декабря 2017 года по 12 января 2018 года получила уведомления о проведении мероприятий связанных с выдвижением кандидатов на должность Президента Российской Федерации, от 70 субъектов выдвижения: от 24 политических партий и 46 граждан, заявивших о своем самовыдвижении [2]. Из первоначальных 70 субъектов выдвижения кандидатов на пост Президента РФ непосредственно в день голосования участия приняли только 8 кандидатов. Данное обстоятельство обусловлена двумя основными факторами: отказ в регистрации кандидата и снятие кандидатуры (самостоятельно или снятие кандидатуры на партийном съезде).

Основные причины отказа в регистрации кандидатов на пост Президента РФ перечислены в официальном сообщении от ЦИК РФ [2]:

  1. Отсутствие у ряда кандидатов пассивного избирательного права;
  2. Меньшая, чем требуется по закону, численность группы избирателей, созданной для поддержки самовыдвижения кандидата;
  3. Отсутствие нотариального заверения протокола регистрации членов группы избирателей при проведении собрания в поддержку самовыдвижения кандидата;
  4. Непредставление или ненадлежащее представление документов, обязательных при подаче ходатайства о регистрации группы избирателей;
  5. Несвоевременное уведомление о проведении собрания в поддержку самовыдвижения кандидата.

Соответственно, конституционно-правовую ответственность несут граждане, предоставившие перечень документов для регистрации на пост Президента РФ, но получившие отказ от ЦИК РФ по причине отсутствия пассивного избирательного права.

Так, у самовыдвиженца Александра Чухлебова регистрация в качестве кандидата на пост Президента РФ отменена Верховным судом по иску ЦИК в связи с выявлением наличия вида на жительство в Финляндии.

Вторым фактором отсутствия пассивного избирательного права стало наличие судимости у журналиста Олега Лурье, бизнесмена Сергея Полонского и у председателя «Партии Прогресса», основателя «Фонда борьбы с коррупцией» Алексея Навального.

На заседании ЦИК РФ, касательно недопуска Навального, высказалась председатель комиссии Элла Памфилова: «Мы, может быть, были бы больше всех заинтересованы в том, чтобы вы шли на выборы. Но какое отношение ЦИК имеет к тому, что у вас есть судимости?» [2].

Таким образом, решения, выданные Центральной избирательной комиссией относительно прошедших президентских выборов абсолютно легальны и имеет под собой правовую основу.

Литература:

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
  2. Официальный сайт Центральной избирательной комиссии// URL: http://cikrf.ru/news/cec/31292/ (дата обращения 28.05.2018)/
  3. О выборах Президента Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 10 янв. 2003 г. № 19-ФЗ: в ред. от 20 окт. 2010 г. // Рос. газ. 2003. 16 янв.
  4. Кондрашев Андрей Александрович Избирательно-правовая ответственность в российском конституционном праве // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 6 (67).
  5. Худолей, Д. М. (2012). Структура избирательного права. Вестник Пермского университета. Юридические науки, (2), 71–79.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, избирательный процесс, Президент РФ, конституционно-правовая ответственность, регистрация кандидатов, выбор Президента, государственная власть, местное самоуправление, поддержка самовыдвижения кандидата, юридическая ответственность.


Похожие статьи

Проблемы реализации института самовыдвижения в избирательном праве Российской Федерации

В статье рассматривается институт самовыдвижения в избирательной практике Российской Федерации. Описаны основные конституционные проблемы реализации механизма пассивного избирательного права на современном этапе развития государства.

Влияние конституционных поправок на правовое регулирование института местного самоуправления

В статье рассматриваются влияние внесенных в 2020 году поправок в Конституцию РФ на институт местного самоуправления.

Актуальные проблемы современной избирательной системы

В данной статье проведен анализ проблем избирательной системы Российской Федерации. Даются выводы о необходимости дальнейшего совершенствования законодательства в сфере вопросов организации и проведения выборов в России. Поднимается проблема конститу...

Реализация российскими гражданами конституционных прав участия в референдумах, проводимых Российской Федерацией

В статье рассмотрены аспекты особенности правового регулирования института референдума, раскрыто понятие данного института, представлены нормативно-правовые акты, регулирующие референдумный процесс в Российской Федерации. Особое внимание уделено зако...

Проблемные аспекты самостоятельности судебной власти

В данной статье рассматриваются проблемные вопросы, связанные с осуществлением самостоятельности судебной власти в РФ. В целях объективной реализации самостоятельности предлагается внести изменения для кандидатов в судьи и порядок отбора в судьи и на...

Методы совершенствования механизма правового обеспечения и реализация избирательных прав граждан

В нашем государстве традиционно проявляется готовность к совмещению выборов разного уровня. Специфической особенностью российского избирательного законодательства можно считать наличие Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гаран...

Правовое регулирование порядка проведения референдума субъекта Российской Федерации

В статье автор раскрывает специфику законодательной регламентации порядка проведения референдума субъекта Российской Федерации.

Правовые основы использования интеллектуальной собственности в информационном обеспечении выборов

В 2006 г. в российское избирательное законодательство введен запрет агитации, нарушающей законодательство об интеллектуальной собственности. Нарушение данного запрета стало одним из оснований отказа в регистрации кандидата или списка кандидатов, искл...

О некоторых аспектах конституционно-правового механизма обеспечения избирательных прав граждан на всех стадиях избирательного процесса

Правовые основы регулирования финансирования избирательных кампаний кандидатов и избирательных объединений в Российской Федерации

В настоящей статье рассматриваются основополагающие нормативно-правовые акты в сфере правового регулирования финансирования избирательных кампаний кандидатов и избирательных объединений в период проведения выборов на территории Российской Федерации, ...

Похожие статьи

Проблемы реализации института самовыдвижения в избирательном праве Российской Федерации

В статье рассматривается институт самовыдвижения в избирательной практике Российской Федерации. Описаны основные конституционные проблемы реализации механизма пассивного избирательного права на современном этапе развития государства.

Влияние конституционных поправок на правовое регулирование института местного самоуправления

В статье рассматриваются влияние внесенных в 2020 году поправок в Конституцию РФ на институт местного самоуправления.

Актуальные проблемы современной избирательной системы

В данной статье проведен анализ проблем избирательной системы Российской Федерации. Даются выводы о необходимости дальнейшего совершенствования законодательства в сфере вопросов организации и проведения выборов в России. Поднимается проблема конститу...

Реализация российскими гражданами конституционных прав участия в референдумах, проводимых Российской Федерацией

В статье рассмотрены аспекты особенности правового регулирования института референдума, раскрыто понятие данного института, представлены нормативно-правовые акты, регулирующие референдумный процесс в Российской Федерации. Особое внимание уделено зако...

Проблемные аспекты самостоятельности судебной власти

В данной статье рассматриваются проблемные вопросы, связанные с осуществлением самостоятельности судебной власти в РФ. В целях объективной реализации самостоятельности предлагается внести изменения для кандидатов в судьи и порядок отбора в судьи и на...

Методы совершенствования механизма правового обеспечения и реализация избирательных прав граждан

В нашем государстве традиционно проявляется готовность к совмещению выборов разного уровня. Специфической особенностью российского избирательного законодательства можно считать наличие Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гаран...

Правовое регулирование порядка проведения референдума субъекта Российской Федерации

В статье автор раскрывает специфику законодательной регламентации порядка проведения референдума субъекта Российской Федерации.

Правовые основы использования интеллектуальной собственности в информационном обеспечении выборов

В 2006 г. в российское избирательное законодательство введен запрет агитации, нарушающей законодательство об интеллектуальной собственности. Нарушение данного запрета стало одним из оснований отказа в регистрации кандидата или списка кандидатов, искл...

О некоторых аспектах конституционно-правового механизма обеспечения избирательных прав граждан на всех стадиях избирательного процесса

Правовые основы регулирования финансирования избирательных кампаний кандидатов и избирательных объединений в Российской Федерации

В настоящей статье рассматриваются основополагающие нормативно-правовые акты в сфере правового регулирования финансирования избирательных кампаний кандидатов и избирательных объединений в период проведения выборов на территории Российской Федерации, ...

Задать вопрос