Библиографическое описание:

Ермишина О. Ф. Налоговые показатели ГБУ ВО как объект учета и внутреннего контроля [Текст] // Экономическая наука и практика: материалы III междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 66-71.

В данной статье на основе системного подхода доказано, что налоговые показатели являются объектами учета и внутреннего контроля ГБУ ВО, раскрыто назначение, место и содержание их учета и внутреннего контроля, направленных на снижение налоговых рисков.

Ключевые слова: налоговый показатель, налоговая база, налоговая ставка, налоговые риски.

На современном этапе модернизации экономики России перед государственными бюджетными учреждениями высшего образования (далее ГБУ ВО) ставятся задачи повышения качества образования, роста объема научно-исследовательских работ, повышения конкурентоспособности. Источниками финансирования современного ГБУ ВО наравне с бюджетными субсидиями выступают доходы от приносящей доход деятельности, полученные от предоставления услуг и выполнения работ в области образования и науки.

Учреждения высшего профессионального образования с

1.09.2013 г. осуществляют деятельность с использованием норм Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № -273-ФЗ. Согласно п. 18 ст. 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе», образовательная организация — некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, для достижения которых такая организация создана [4].

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ ГБУ ВПО относится к бюджетному учреждению и является некоммерческой организацией, которая создается Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием с целью выполнения работ, которые предусмотрены законодательством РФ, в сферах образования, науки, культуры, здравоохранения, занятости населения, физической культуры и спорта, социальной защиты, а также в иных сферах [3].

Для осуществления управленческой деятельности руководству ГБУ ВО необходима релевантная учетная информация о соответствующем объекте, одним из которых выступают налоговые показатели. В настоящее время вопросы учета и внутреннего контроля ГБУ ВО продолжают оставаться в центре внимания теоретиков и практиков. В тоже время можно отметить, что информация бухгалтерского (финансового) учета не в полной мере отвечает требованиям формирования налоговых показателей, отсутствуют методические рекомендации по внутреннему контролю налоговых показателей, а также оценки его результативности.

В этой связи возникает потребность и целесообразность определения и решения задач по организации учета, который совместно с внутренним контролем призван сформировать информацию по налоговым показателям ГБУ ВО, что позволит им минимизировать или исключить налоговые риски.

Налоговые риски — это связанные с процессом уплаты и оптимизации налогов, неправомерные действия налогоплательщика, которые повлекли за собой различные потери (финансовые и пр.). Надлежащий и своевременный контроль за налоговыми рисками влияет на эффективность деятельности ГБУ ВО, который позволяет рационально организовать налоговый учет, оптимизировать финансовые потоки, управлять затратами и прибылью, воздействовать на финансовую устойчивость и ликвидность. Причинами возникновения налоговых рисков является: налогово-законодательная неопределенность (терминологическая и методическая); ошибки в учете, связанные с организацией и ведением бухгалтерского и налогового учета и т. д.. Однако действия (бездействие) экономических служб ГБУ ВО также могут провоцировать наступление налоговых рисков.

Механизм управления государственным бюджетным учреждением высшего профессионального образования характеризуется как взаимосвязанная система стратегии его развития, финансовой политики, различных форм финансирования и рычагов управления посредством формирования и распределения средств, направленных на улучшение финансового положения. Достоверный учет и внутренний контроль являются основными составляющими финансовой политики ГБУ ВО.

Государственные бюджетные учреждения высшего профессионального образования имеют сложную систему управления из-за территориальной разрозненности филиалов, большего количества структурных подразделений, различных источников финансирования. Это накладывает определенный отпечаток на формирование бухгалтерской (финансовой) и налоговой информации, эффективное формирование которой позволит оптимизировать налоговую нагрузку для принятия эффективных управленческих решений.

Постоянное реформирование нормативного регулирования в области налогов и сборов Российской Федерации влияет на содержание налоговой отчетности и методику расчета налогов. Налоговые платежи являются обязательными для ГБУ ВО, что требует достоверного и своевременного отражения информации о фактах хозяйственной жизни, которые влекут за собой налоговые последствия и налоговые риски.

Исходя из цели диссертационного исследования необходимо рассмотреть понятие «налоговый показатель».

Исследование законодательства в области налогов и сборов и работ экономистов в данной области позволило сделать выводы, что до настоящего времени нет единого мнения по содержанию данной категории (Таблица 1).

Налоговый кодекс РФ (НК РФ) регламентирует понятия «объект налогообложения», «налоговая база» и «налоговая ставка» по каждому виду налога.

Результаты исследования позволили сделать вывод, что некоторые экономисты отождествляют термины «налоговая база» и «налогооблагаемый показатель», другие рассматривают только один из них.

На наш взгляд, налогооблагаемый показатель — это имеющий стоимостную, физическую, количественную характеристику объект, с наличием которого налоговое законодательство связывает возникновение у налогоплательщика обязательств по уплате конкретного налога. Содержание налогооблагаемого показателя близко к содержанию понятия «объект налогообложения». Каждый налог имеет самостоятельный налогооблагаемый показатель, определенный законодательством по налогам и сборам.

Налоговая база — это показатель, принимаемый для расчета налога за минусом налоговых льгот и налоговых вычетов, подлежащий обложению ставкой налога, предусмотренной налоговым законодательством.

Налоговая ставка — часть налоговой базы, выраженная в натуральных или стоимостных единицах, установленная законодательством по налогам и сборам.

Сумма налога — объем налоговой базы, выраженной в денежном выражении, рассчитанной исходя их налоговой ставки.

Налогооблагаемые показатели, налоговые базы, налоговые ставки и суммы налогов по конкретному налогу представляют собой налоговые показатели. Исследованию в диссертации подлежат налоговые показателя, представляющие собой совокупность данных по налогооблагаемым показателям, налоговым базам и размерам налогов, так как порядок формирования данных в учете и внутреннем контроле по достоверности налогооблагаемого показателя и налоговой базы влияет на сумму начисленного налога.


Таблица 1

Основные подходы к раскрытию содержания налоговых показателей

Автор

Определение налоговых показателей

1. НК РФ [1]

«Реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога»

2. М. М. Евлоева [6]

«Понятие налогооблагаемых показателей проще всего раскрыть по ознакомлению с объектами налогообложения, которые легально определяются в ст. 38 НК РФ «Объект налогообложения»

3. И. Б. Кулешова [8]

«Процедуры, формирующие в учете налогооблагаемые показатели для целей обеспечения контрольной функции, основываются на количественной оценке налогооблагаемых показателей, которые формируются в системе бухгалтерского и налогового учета и призваны обеспечить правильное исчисление налоговой базы по каждому налогу»

4. К. М. Люкманов [9]

Налогооблагаемый показатель «позволяет определить направление информационных потоков в сфере налогообложения и произвести их анализ, что в свою очередь обеспечит правильность исчисления и уплаты налогов в бюджет и избавит налогоплательщика от штрафных санкций»

5. Н. В. Парушина [10]

Утверждает, что «в качестве источников информации для анализа используются данные бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также показатели налогового учета и налоговой отчетности. Показатели, представленные в отчетности, отражают конечное сальдо и обороты по определенным счетам бухгалтерского учета за отчетный период. Кроме того, отдельные налоговые показатели могут найти отражение в других отчетных формах. Организация в праве привести расшифровку суммы налоговых показателей в пояснениях к отчетности»

6. А. С. Поздняев [11]

 «Налогооблагаемый показатель (налоговая база) и порядок ее определения по федеральным, региональным и местным налогам устанавливаются налоговым законодательством Российской Федерации. Для получения фактических показателей налогооблагаемой базы необходимо вести соответствующий учет для целей налогообложения — налоговый учет, механизм которого отличен от бухгалтерских методик»


В этой связи целесообразно пристальное внимание обращать на данные показатели, поэтому в работе исследуется данная совокупность показателей, на которую влияют управленческие решения в части снижения налоговых рисков.

Как показало исследование, государственные бюджетные учреждения высшего профессионального образования (ГБУ ВО) находятся на общем режиме налогообложения, в соответствии с которым уплачиваются следующие налоги:

-          федеральные налоги (налог на добавленную стоимость (НДС), налог на доходы физических лиц (НДФЛ), водный налог, налог на прибыль);

-          региональные налоги (налог на имущество, транспортный налог);

-          местные налоги (земельный налог).

При определении налоговой базы можно выделить следующие налогооблагаемые показатели:

-          реализация продукции (работ, услуг);

-          доход, полученный налогоплательщиком (физическим лицом);

-          виды пользования водными объектами;

-          прибыль отчетного (налогового) периода;

-          движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств;

-          транспортные средства;

-          земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

Результаты исследования ГБУ ВО позволили установить взаимосвязь налогооблагаемых показателей с налоговой базой по видам налогов (Таблица 2).

Таблица 2

Налогооблагаемые показатели и налоговая база ГБУ ВО

Вид налога

Налогооблагаемый показатель

Налоговая база

Федеральные налоги

НДС

Реализация работ, услуг

Реализации работ, услуг, не облагаемых НДС

Реализации работ, услуг, облагаемых НДС по ставке

НДФЛ

Доход, полученный налогоплательщиком (физическим лицом)

Доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации — для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;

Доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации — для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Налог на прибыль

Прибыль

Прибыль, полученная от доходов, уменьшенных на величину произведенных расходов от осуществления образовательной деятельности, а также от выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок

Водный налог

Виды пользования водными объектами

Использование акватории водных объектов

Региональные налоги

Налог на имущество

Движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств

Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Транспортный налог

Транспортные средства

Мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах

Местные налоги

Земельный налог

Земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга)

Кадастровая стоимость земельного участка

Из данных представленных в таблице 2 видно, что «налогооблагаемый показатель» как экономическая категория не совпадает с показателем «налоговая база».

Формирование информации по налоговым показателям представляет собой процесс группировки и обобщения данных, отраженных в первичных документах, и последующей их трансформации в регистры налогового учета для определения налоговой базы соответствующего налогового периода в строгом соответствии с законодательством по налогам и сборам. Благодаря качественному формированию налогооблагаемых показателей формируется объективное отражение реального формирования налоговой базы и связанных с ними расчетов, в результате чего:

-          определяются информационные потоки, в подсистеме как бухгалтерского (финансового), так и налогового учета;

-          формируется информация по объектам налогообложения в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

-          исчисляется налоговая база в соответствующих измерителях;

-          формируется информация о налоговых показателях в учете и отчетности;

-          проводятся анализ и контроль данных, посредством которых обеспечивается правильность их формирования;

-          используются методы налогового планирования.

Для достоверного обеспечения значений налогооблагаемых показателей, используемых при расчете налоговой базы, необходим внутренний контроль:

-          соответствия учетных данных бухгалтерского (финансового) и налогового учета с фактическими данными, представленными в налоговой отчетности;

-          соблюдением полноты и последовательности учетного процесса при формировании налоговых показателей.

Для корректного формирования налоговой базы, от величины которой зависит сумма начисленного налога, необходимо точное исчисление налогооблагаемого показателя.

Формирование данных по налоговым показателям в ГБУ ВО ведется в двух подсистемах учета: в бухгалтерском (финансовом) и налоговом учете.

Изучение практики формирования учетной информации для расчета налоговых показателей и составления налоговых деклараций в ГБУ ВО позволило сделать вывод, что все необходимые данные представлены в регистрах бухгалтерского учета. Однако формат их представления не всегда можно использовать для заполнения налоговой отчетности. Поэтому учетный работник, в обязанности которого входят функции сбора и группировки информации по налоговым показателям, осуществляет выборки и производит своды информации по различным признакам для обеспечения состава аналитических данных для расчета показателей и заполнения налоговой отчетности.

В соответствии с НК РФ данные учета при расчете налоговой базы являются предметом налоговых проверок. Вторая часть НК РФ ставит порядок формирования данных по налоговым показателям в прямую зависимость от методики их отражения на счетах бухгалтерского учета.

Рассмотрим значимость формирования учетно-контрольной информации по налоговым показателям в системе учета и внутреннего контроля ГБУ ВО.

Основанием для отражения выручки от реализации работ (услуг) является предъявленный счет покупателю на конкретную сумму их продажи. Для признания НДС в учете оформляется счет — фактура.

Значимость налогооблагаемого показателя по НДС заключается в разделении в учете операций, на облагаемые и не облагаемые НДС.

Если ГБУ ВО при выполнении (оказании для собственных нужд, передачи, продажи) услуг (работ) применяет различные ставки, то налоговая база должна определяться отдельно по каждой их услуг (работ), облагаемых по разным ставкам. Если ГБУ ВО применяет для исчисления НДС одну ставку налога, то налоговая база рассчитывается суммарно по всем хозяйственным операциям, облагаемым по данной ставке.

Формирование налогооблагаемого показателя по НДФЛ имеет свою специфику. Доход, полученный налогоплательщиком (физическим лицом) обладает значимостью, так как отдельная информация при его расчете предоставляется работниками кадровой службы (например, сведения о составе семьи, количестве несовершеннолетних детей и др.) для расчета стандартных, социальных и имущественных налоговых вычетов.

При определении налогооблагаемого показателя по НДФЛ учитываются все доходы физического лица, полученные им в налоговом периоде в денежной и натуральной формах, а также возникшие у него права на распоряжение определенным доходом и доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ. В учете налогооблагаемый показатель должен определяться раздельно по каждому виду доходов, когда установлены различные налоговые ставки.

Прибыль является наиболее сложным налогооблагаемым показателем в части исчисления налоговой базы по налогу на прибыль, она формируется в соответствии с нормами нормативного законодательства и отражает в учете разницы, возникающие в результате расхождений показателей бухгалтерской прибыли и прибыли, сформированной в соответствии с гл. 25 «Налог на прибыль» НК РФ. Источниками информации при расчете налогооблагаемой прибыли являются:

-          учетная информация по полученным доходам и произведенным расходам ГБУ ВО, которая должна быть четко детализирована и расшифрована по видам деятельности в соответствии с его уставом и учетной политикой для целей налогообложения;

-          анализ данных бухгалтерского и налогового учета для уточнения налоговой базы. Так, например, если данные налогового учета не совпадают с данными бухгалтерского учета по отдельным видам затрат (расходов), производится их корректировка для заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль и используются данные из регистров налогового учета [2].

Вид пользования водными объектами является основным налогооблагаемым показателем при расчете налоговой базы водного налога. Формирование этой величины производится в соответствии с данными, отраженными в «Лицензии на водопользование (поверхностные водные объекты)», и с принадлежностью ГБУ ВО к конкретному экономическому району.

Имущество ГБУ ВО (движимое и недвижимое), учитываемое на его балансе в качестве основных средств, как налогооблагаемый показатель по налогу на имущество рассчитывается исходя из его среднегодовой стоимости. Данное имущество для расчета налогооблагаемого показателя отражается в учете по остаточной стоимости, рассчитанной в соответствии с принятой учетной политикой ГБУ ВО. Если по отдельны объектам основных средств амортизация не начисляется, то стоимость по указанным объектам для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.

Транспортное средство является основным налогооблагаемым показателем при формировании транспортного налога, при расчете которого используется приказ ФНС России «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по транспортному налогу в электронном виде и порядка её заполнения» от 20.02.2012 г. № ММВ-7–11/99, а также применяются распорядительные документы, регламентирующие порядок уплаты транспортного налога по конкретной территории, так как ставки налога зависят от территориальной принадлежности транспортного средства [5].

Налоговой базой выступает мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах, которая указывается в инвентарной карточке учета транспортных средств и проставляется из паспорта транспортного средства.

Земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), являясь налогооблагаемым показателем для расчета земельного налога, имеют кадастровую стоимость, которая выступает налоговой базой. Размер земельного налога зависит также от места нахождения земельного объекта.

На процесс формирования кадастровой стоимости земельного участка влияют следующие данные:

-          в каком субъекте Российской Федерации зарегистрирован земельный участок, так как от этого зависит кадастровая стоимость участка;

-          расчет разных коэффициентов и налоговых ставок по разным земельным участкам.

Значимость процесса формирования учетных данных по налоговым показателям ГБУ ВО подтверждена нормами НК РФ, которые требуют не только достоверно отражать факты хозяйственной жизни ГБУ ВО, влияющие на уровень налоговых показателей, но и осуществлять контроль достоверности информации, содержащейся в налоговых декларациях.

Контроль данных, отраженных в налоговой отчетности, осуществляется в целях проверки информации бухгалтерского (финансового) и налогового учета на соответствие ее учетной политике.

Проведенное исследование позволило уточнить понятия «налоговая база» и «налогооблагаемый показатель», доказать что «налогооблагаемый показатель» как экономическая категория не совпадает с показателем «налоговая база», установить взаимосвязь налогооблагаемых показателей с налоговой базой по отдельным видам налогов. Сделан вывод, что основное внимание следует уделять учету и контролю налоговых показателей и формированию учетно-контрольной информации по налоговым показателям в системе учета и внутреннего контроля ГБУ ВО.

Следует заметить, что на практике возникает проблема, которая заключается в организационных особенностях, специфике деятельности ГБУ ВТО при формировании информационных потоков и создании рациональной организации документооборота в формировании данных по налоговым показателям, что в совокупности оказывает влияние на принятие управленческих решений по снижению налоговых рисков.

Литература:

1.        Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 04.03.2013г.).

2.        Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 30.12.2012 г.): (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2013 г.).

3.        Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 г. № 145 — ФЗ (с изм. и доп. от 14.07.2013 г.).

4.        Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 г. № -273-ФЗ.

5.        Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и Порядка ее заполнения: приказ МФ РФ от 15.10.2009 г. № 104-н (ред. от 21.04.2010 г.).

6.        Евлоева, М. М. Управление налоговыми рисками в модели налогового контроля в вузах [Электронный ресурс] / М. М. Евлоева // Современные исследования социальных проблем: электрон. журн. — 2012. — № 4. — С. 1–14. — Режим доступа: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/4/evloeva.pdf.

7.        Ермишина О. Ф. Основные показатели эффективности системы внутреннего контроля в вузе [Текст] / И. Б. Романова, О. Ф. Ермишина // Вестн. Самар. гос. экон. ун-та. 2013. № 10 (108). С. 94–97.

8.        Кулешова, И. Б. Процедуры, формирующие в учете налогооблагаемые показатели для целей обеспечения контрольной функции [Текст] / И. Б. Кулешова // Управленческий учет. — 2013. — № 5. — С. 86–96.

9.        Люкманов, К. М. Информационная-аналитическая составляющая формирования налогооблагаемых показателей на уровне предприятия [Текст]/ К. М. Люкманов // Управленческий учет. — 2013. — № 8. — с. 85–93.

10.    Парушина, Н. В. Налоговый анализ и его роль в управлении финансово-хозяйственной деятельностью организации [Текст] / Парушина [Текст] / Н. В. Парушина // Бухгалтерский учет и налогообложение — 2009. — № 12 (84). — с. 29–34.

11.    Поздняев, А. С. Методология формирования и верификации налогооблагаемых показателей [Текст] / А. С. Поздняев // Экономические и гуманитарные науки. — 2010. — № 11. — С. 74–77.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle