Автор: Савельева Елена Николаевна

Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в

III международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Пермь, февраль 2014)

Библиографическое описание:

Савельева Е. Н. Научно-практические подходы к оценке эффективности систем управления предприятием [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, февраль 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 142-146.

В статье раскрыты теоретические основы и практические аспекты организации и функционирования систем управления, проанализированы тенденции их развития, обоснованы рекомендации относительно повышения эффективности системы управления в сельскохозяйственных предприятиях.

Ключевые слова: оценка, система управления, проект, планирование, предприятие, конкурентоспособность, эффективность, подсистема.

Оценка эффективности системы управления предприятием является важным элементом разработки проектных и плановых управленческих решений, позволяющим определить уровень прогрессивности действующего менеджмента, проектов или плановых мероприятий, которые разрабатываются на предприятии. Она проводится для создания современной системы управления или усовершенствования существующей, которая бы обеспечивала высокую конкурентоспособность предприятия на внутреннем и внешних рынках. Эффективность системы управления предприятием можно оценивать на стадии проектирования предприятия, при исследовании систем управления действующих предприятий и для планирования и осуществления мероприятий по совершенствованию управления. Общая эффективность управления предприятием состоит из эффективности управления отдельными функциональными подсистемами - маркетингом и сбытом, человеческими ресурсами, финансовыми ресурсами, производством, логистикой и другими составляющими, а также в значительной степени зависит от того, насколько устойчивое управление всеми подсистемами на уровне общего управления, то есть на уровне высшего руководства. Эффективность системы управления необходимо рассматривать в разрезе различных подсистем предприятия: подсистемы привлечения ресурсов; эффективного использования ресурсов предприятия; координации бизнес- процессов; контроля во всех сферах деятельности предприятия; целенаправленности предприятия при принятии решений; мотивации персонала; оценки деятельности предприятия; прогнозирования и т.д. [1].

Оценка эффективности системы управления зависит от модели, которая положена в ее основу, и набора инструментов, которые использует руководство в управлении предприятием. Комплексный набор критериев эффективности системы управления формируется с учетом двух направлений оценки ее функционирования: по степени соответствия достигнутых результатов установленным целям организации и по степени соответствия процесса функционирования системы объективным требованиям к его содержанию, организации и результатам. Критерием эффективности системы управления предприятием является возможность полного и стабильного достижения поставленных целей или сокращение расходов на управление, эффект от реализации которых должен превысить производственные затраты. Научно признаны есть несколько подходов, которые могут быть дифференцированно использованы в конкретных ситуациях. Один из них заключается в сравнении показателей, характеризующих эффективность системы управления эталонного предприятия. При этом показатели деятельности эталонного предприятия принимаются по нормативам. Сравнительная эффективность системы управления анализируется и проектируется, а потом уже определяется на основе сопоставления критериев, показателей и характеристик этой системы с нормативными показателями эталонного предприятия с использованием преимущественно количественных методов сравнения [2]. В современном менеджменте это направление сравнения получило название бенчмаркинг. Бенчмаркинг (Benchmarking) - это процесс поиска стандартного или эталонного, экономически эффективного предприятия-конкурента с целью сравнения с собственным и заимствования его лучших методов работы. Как правило, это непрерывный систематический поиск и внедрение лучших практик, которые приведут предприятие и его систему управления к более совершенной форме. Выступает как действенный инструмент для определения позиции предприятия по сравнению с другими, сходными по размерам или сфере деятельности. В центре внимания бенчмаркинга - вопрос: почему другие работают успешнее, чем мы? Основное содержание и цель бенчмаркинга состоит в идентификации различий с сопоставимым аналогом (эталоном), определение причин этих различий и выявление возможностей по совершенствованию собственной системы управления. Объектами бенчмаркинга могут быть: методы, процессы, технологии, качественные параметры продукции, показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятий (структурных подразделений ) и т.п. Исследуя производственные процессы, методы или технологии производства и сбыта продукции, основное внимание уделяют поиску резервов снижения издержек производства и повышению конкурентоспособности продукции [3]. Известны следующие основные стратегии выживания в конкурентной среде:

- стремление иметь самые низкие в отрасли издержки производства (стратегия руководящей роли в области издержек производства);

- поиск путей дифференциации производимой продукции от продукции конкурентов (стратегия дифференциации-способности обеспечить компанию уникальной и большей стоимостью в виде нового качества товара, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания);

- фокусировки на узкой части , а не на всем рынке (стратегия фокуса или ниши, то есть концентрация усилий на одном или нескольких немногочисленных сегментах рынка, разрабатывает маркетинговые подходы и производит товары в расчете на удовлетворение потребителей именно этих групп покупателей) [4].

Все перечисленные стратегии - это стратегии повышения эффективности деятельности предприятия. В первом случае - за счет совершенствования внутренних процессов предприятия, во втором и третьем - за счет управления взаимоотношениями с клиентами (CRM). В современных условиях конкурентоспособность предприятия на рынке является главным критерием эффективности производства, оценки эффективности системы управления [5]. Предприятие не может быть эффективным, если оно неконкурентоспособное. Таким образом, в рыночной среде термины «эффективность предприятия» и «конкурентоспособность предприятия» являются синонимами. Но в настоящее время, не существует единых критериев таких как «конкурентоспособность» и «эффективность» предприятия и многое определяется той концепцией, которая принимается при рассмотрении данного вопроса. Поскольку сельское хозяйство - отрасль с совершенной (чистой) конкуренцией и на рынке действует большое количество предприятий, производящих и продающих однородную (стандартизированную) продукцию, сельскохозяйственным предприятиям очень важно осуществлять на постоянной основе работу по повышению конкурентоспособности и эффективности всех его составляющих, особенно системы управления, и инструменты бенчмаркинга могут помочь руководителям и специалистам осуществлять это сравнение по выбранным индикаторам и показателям. К таким индикаторам в сельскохозяйственном предприятии можно отнести: производительность труда, продуктивность сельскохозяйственных угодий, эффективность использования активов и т.п. [6]. Когда сравнительный анализ (бенчмаркинг) по разным объективным причинам осуществить не удается, используется такой подход, как экспертная оценка эффективности системы управления. Она позволяет осуществлять комплексную оценку системы управления, основанную на использовании классического количественно-качественного подхода, позволяющего оценивать эффективность управления по значительной совокупности показателей и индикаторов. Экспертная оценка может служить составным элементом комплексной оценки эффективности системы управления, содержащим все перечисленные подходы как по отдельным подсистемам, так и к системе в целом [7]. В качестве экспертов могут выступать как внутренние специалисты (работники предприятия), так и привлеченные извне (консультанты, эксперты, советники). Однако, несмотря на большое распространение, экспертные оценки имеют свои недостатки. Экспертные оценки, выполненные в разное время даже одним специалистом, могут значительно отличаться друг от друга. Объясняется это многими психологическими и физиологическими особенностями человека, например, переключением его внимания на другие проблемы, изменением круга его должностных обязанностей, влиянием окружающих лиц и обстоятельств, дополнительной и новой информации [8]. В современных условиях хозяйствования предприятий Украины, характеризующихся значительной изменчивостью как внешней, так и внутренней среды, руководители предприятий должны совершенствовать механизм управления с помощью новейших концепций, позволяющих обеспечить адекватность реакции системы управления на изменения в среде предприятия, которые могут определенным образом повлиять или способствовать обеспечению эффективности управления сельскохозяйственным предприятием. Среди прогрессивных практик современного менеджмента, что подтверждено опытом всемирно известных ”гуру менеджмента,” выделяют целый ряд, которые непосредственно касаются вопросов повышения эффективности функционирования системы управления предприятием и его оценки -это такие менеджмент-инструменты, как: сбалансированная система показателей (Balanced Scorecard-BSC), ключевые показатели эффективности (Key Performance Indicators - KPI), реинжиниринг бизнес-процессов (Business Process Reenginering - BPR), тотальное управление качеством (Total Quality Management - TQM), управление проектами (Project Management - PM), управление временем (Time Management - ТМ) т.д. Среди названных технологий современного менеджмента непосредственное отношение к оценке эффективности системы управления имеют ключевые показатели эффективности (КПЭ) в сочетании со сбалансированной системой показателей (ССП). ССП - это механизм последовательного доведения до персонала стратегических факторов успеха, целей предприятия и контроль их достижения через КПЭ. КПЭ - ключевые показатели эффективности, являющиеся измерителями достижимости целей, а также характеристиками эффективности бизнес-процессов и работы каждого отдельного сотрудника. Поэтому ССП является инструментом не только стратегического, но и оперативного управления. Философия ССП основана на том, что предприятие не видит своей цели, действует разрозненно и нерешительно. Эффективное управление предприятием в такой ситуации невозможно. Известно, что для решения задач мониторинга, сбора информации о предприятии для принятия оперативных управленческих решений в хозяйствах формируют так называемые системы "быстрого реагирования", которые действуют с помощью определенных индикаторов и помогают среди всего массива изменений, происходящих во внутренней и внешней среде предприятия, определить существенные, которые действительно нуждаются в соответствующей реакции. Сложность формирования такой системы заключается в достаточно большом количестве индикаторов и ограниченности возможностей предприятия по мониторингу как внешней, так и внутренней среды. Поэтому из большого количества индикаторов, обуславливающих необходимость применения определенных мер, способных обеспечить эффективность управления, предприятия должны выбрать оптимальное количество, которое позволит им удовлетворить руководство в информации, необходимой для принятия управленческих решений, которые должны стать своеобразным ответом на состояние системы управления предприятием и его внешней среды.

Система сбалансированных показателей может учитывать недостатки систем финансовых показателей и показывать взаимосвязь между достижением качественных и количественных целей деятельности предприятия, а также решить проблему комплексной оценки и прогнозирования общего уровня эффективности деятельности предприятия. Сбалансированная система показателей должна содержать показатели, характеризующие четыре основных направления оценки эффективности управления, а именно: финансы, внутренние бизнес-процессы, клиенты и рынок, персонал предприятия. Поскольку эти основные направления можно охарактеризовать с помощью большого количества показателей, их количество целесообразно ограничить до пяти по каждому из направлений. Для того, чтобы показатель был включен в систему сбалансированных показателей он должен отвечать следующим требованиям: обеспечение связи со стратегией деятельности предприятия, возможность количественного определения, доступность, понятность, сбалансированность (взаимосвязанность с другими показателями системы), релевантность (возможность определения необходимых корректив в случае отклонения от запланированной траектории). Следует отметить, что система сбалансированных показателей позволяет определить, насколько необходимо изменить значение одного показателя, чтобы получить желаемые значения другого, и предоставить возможность выражения достижения не только количественных, но и качественных целей деятельности предприятия. Также с помощью данной системы предприятие может получить интегральный показатель, характеризующий эффективность деятельности предприятия, что предполагает определение степени достижения каждым показателем своего нормативного значения и учета веса каждого показателя. Таким образом, концепция сбалансированных показателей позволяет обеспечить реактивный подход, направленный на учет потребностей совершенствования внутренних бизнес- процессов, работы с персоналом и с клиентами, а также обеспечения необходимого уровня финансовых показателей, определяющих эффективность управления предприятием. Ключевые показатели эффективности (КПЭ) - это инструмент измерения поставленных предприятием целей.

Если показатель используемый руководителями и специалистами при оценке эффективности управления предприятием не связан с целью, то есть не образовывается исходя из ее содержания, то данный показатель использовать нельзя. Технологии постановки, пересмотра и контроля целей и задач легли в основу концепции, которая стала основой современного менеджмента и называется «управление по целям». Управление по целям - метод управленческой деятельности, предусматривающий возможные результаты деятельности и планирование путей и направлений их достижения. Основоположником этой концепции является Питер Друкер [9]. Также Питер Друкер разработал систему оценки достижения результатов-целей через КПЭ. Согласно Друкеру, менеджеры должны избегать «ловушек времени», когда они вовлечены в процесс решения текущих ежедневных задач, поскольку это приводит к тому, что они начинают забывать выполнять задачи, направленные на достижение результатов и целей. Современным воплощением управления по целям являются КПЭ, включающие в себя множество управленческих концепций. Они появились в последние 20-30 лет и дополняют классическое «управление по целям». КПЭ и мотивация персонала стали неразрывными понятиями, так как с помощью данных показателей (КПЭ) можно создать работающую и эффективную систему мотивации и стимулирования сотрудников предприятия. В зависимости от стратегии сельскохозяйственного предприятия различают разные КПЭ. В основном их применяют для определения результативности работы административно-управленческого персонала и системы управления на предприятии. Например, в стратегической цели «увеличить рентабельность производства молока на 15 % в 2012 г.» ключевым показателем эффективности является «рентабельность производства молока». КПЭ не являются ключевыми факторами успеха. В приведенном примере, ключевыми факторами успеха будут действия, которые необходимо осуществить для достижения указанной цели. Например организовать поиск новых рынков сбыта, повысить продуктивность коров за счет использования более сбалансированных кормов, улучшить племенную работу и т.д. Ключевые показатели можно, в частности, разделить на опережающие и запаздывающие. Запаздывающие показатели отражают результаты деятельности по истечении указанного периода. Опережающие КПЭ позволяют управлять ситуацией в пределах отчетного периода с целью достижения заданных результатов по его окончании. Ключевые показатели эффективности являются частью системы сбалансированных показателей, при которых устанавливаются причинно-следственные связи между целями и показателями для того, чтобы видеть закономерности и взаимные факторы влияния в бизнес-зависимости одних показателей (результатов деятельности) от других. В качестве критериев эффективности организации могут быть использованы различные факторы и их комбинации. Руководители предприятий должны располагать индикаторами, позволяющими осуществлять эффективное управление предприятием. Об эффективности управления предприятием можно судить по тому, как рядовые работники понимают и воспринимают информацию о целях и задачах, умеют ли принимать верные решения на своем уровне, действуют ли адекватно обстановке, нацелены ли на решение задач предприятия, какие возникают конфликтные ситуации, как они решаются; как скоординированы действия работников и подразделений, как подкреплены своевременным выделением ресурсов и т.п. На практике руководители используют коротко- , средне- и долгосрочные показатели эффективности. При этом хозяйство может быть эффективным на основе критерия гибкости и качества, но неэффективным - с позиции выживания (таблица).

Таблица 1

Некоторые индикаторы эффективности управления и области управления предприятием, влияющие на них

ИНДИКАТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ

ОБЛАСТИ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ

1

2

Работник правильно понимает свои задачи

Разработка и описание бизнес-процессов. Постановка. Разработка стратегии достижения целей. Планирование задач. Постановка задач. Миссия предприятия. Корпоративная культура. Понимание работником своего вклада в общий результат, в промежуточные результаты. Доведение до сведения исполнителей поставленных задач в понятной форме и разбитых на определенные понятные блоки. Контроль прохождения и восприятия информации

Работник имеет необходимую квалификацию и компетентность

Правильное видение потребности в кадровых ресурсах. Подбор кадров. Размещение кадров. Обучение принципам и методам личной эффективности. Стимулирование повышения профессионального мастерства. Обучение

Работник мотивирован (его интересы соответствуют интересам предприятия)

Разработка и описание бизнес-процессов. Адекватная оценка результатов. Система материального стимулирования (вознаграждение по результатам). Своевременное предотвращение деструктивных конфликтов. Устранение системных конфликтов. Мотивация карьерного роста. Планирование карьерного роста

Работник имеет необходимую энергию для выполнения задач

Благоприятная рабочая среда. Чувство причастности к общему делу. Благоприятный моральный климат. Предоставление предприятием возможности для восстановления силы и энергии. Обучение приемам восстановления, снятия стресса. Пропаганда и содействие здоровому образу жизни

Продолжение таблицы

1

2

Работник правильно ориентируется в общих правилах и принципах (имеет ощущение общей направленности)

Миссия предприятия. Корпоративная культура. Ценности, принципы, правила. Дисциплинарные правила. Этические нормы. Контроль прохождения и восприятия информации

Работник своевременно и в полном объеме получает необходимую информацию для выполнения задач

Разработка, описание бизнес-процессов. Продуманная информационная система. Стремление к сотрудничеству. Контроль прохождения и восприятия информации

При выполнении заданий интересы сотрудника (подразделения) согласованы с интересами других сотрудников (подразделений)

Согласование при выполнении задач интересов работника (подразделения) с интересами других работников (подразделений)

Действия работников скоординированы во времени и пространстве

Разработка и описание бизнес-процессов. Создание центров координации. Обучение планированию. Планирование действий. Контроль результатов. Анализ. Корректировка

Действия работников подкреплены своевременным выделением ресурсов (финансовых, человеческих, временных)

Финансовое планирование и прогнозирование. Управление денежными потоками. Система планирования и распределения нагрузки на персонал. Правильное распределение ресурсов (бюджет). Оперативное управление бюджетом. Контроль ресурсов

Задачи и проблемы решаются в порядке их приоритетной значимости

Разработка и описание бизнес-процессов. Понятные критерии принятия решений (миссия, ценности, установки, правила, понимание целей и задач предприятия). Обучение расстановке приоритетов. Согласование приоритетов

Решения принимаются своевременно и качественно

Разработка и описание бизнес-процессов. Владение актуальной информацией для принятия решений (информационная система, стремление к сотрудничеству). Понятность критериев принятия решений. Делегирование (центры принятия решений не должны быть перегружены). Распределение полномочий и ответственности. Обучение принятию решений

Источник: сформировано автором на основании [3,5,6,9].

Выделяют следующие краткосрочные критерии: производительность, качество, удовлетворенность, гибкость. К среднесрочным критериям относят конкурентоспособность и развитие - инвестирование средств таким образом, чтобы удовлетворять будущий спрос внешней среды. Среди долгосрочных критериев выделяют выживание - идентификацию опасности, угрозы и принятие соответствующих мер [8]. Если существующая на предприятии система управления не отвечает даже текущим задачам бизнеса, тогда она становится существенным тормозом в развитии, снижает конкурентоспособность и негативно влияет на показатели деятельности. Когда предприятие нацелено на развитие, расширение, выход на новые территории, на новые рынки сбыта, где встретится в конкурентной борьбе с более сильными предприятиями, то проблема реорганизации системы управления становится очень актуальной. Поэтому, если ставится задача оценить эффективность управления предприятием, его развитие, то в первую очередь необходимо установить цели, к которым стремится предприятие, а затем провести диагностику существующей системы управления предприятием на соответствие будущим задачам. Оценка эффективности управления осуществляется по многим параметрам. Для различных предприятий этот набор параметров почти не меняется, но сами параметры имеют различную приоритетность для каждого предприятия. По принципу Парето 80 % усилий и внимания нужно уделять 20 % основных подсистем, функций, бизнес-процессов, которые в наибольшей степени влияют на результаты деятельности. Задача в том, как определить эти важнейшие 20 % и сконцентрировать на них усилия. Исходя из вышесказанного, следует отметить, что система управления должна быть настолько эффективна, чтобы предприятие имело возможность достигать поставленных целей. А цели у каждого предприятия свои, причем на каждом этапе жизненного цикла предприятия его цели и задачи меняются из-за естественного развития предприятия, а также существенно корректируются непосредственными целями владельцев.

Анализ существующих теоретических и практических подходов к показателям эффективности управления в рамках деятельности предприятия позволяет выделить следующие направления анализа различных сторон эффективности как составляющих общей эффективности управления. Во-первых, это экономические показатели эффективности управления. Во-вторых, это эффективность в обеспечении внешней и внутренней социальной политики, соотношение целей организации и общества. В-третьих, это эффективность управления как саморегулирующейся системы, эффективное функционирование которой обеспечивает организационная структура предприятия; адаптационная способность к требованиям рынка и внешнего окружения, изменениям условий поведения людей, контрагентов и т.д.

Литература:

1.      Березин А.В. Хозяйственный механизм аграрной сферы и проблемы национального продовольственного рынка / А.В. Березин // Проблемы эффективного функционирования АПК в условиях новых форм собственности и хозяйствования: кол. монография: в 2 т. / [ под ред. П.Т. Саблука, В.Я. Амбросова, Г.Е. Мазнева ]. - М.: ИАЭ, 2001. - Т.2 - С. 29-31.

2.      Бакай С.С. Организационная культура предприятия, методика и прикладной аспект ее оценки / С.С. Бакай, В.И. Полтавец // Вестн. Полтав. гос. аграр. акад. - 2004. - № 3. - С. 48-52.

3.      Бешелев С.Д. Экспертные оценки / С.Д. Бешелев, Ф.Г. Гуревич. - М.: Наука, 1981. - 214 с.

4.      Загвойская Я.Д. Бенчмаркинговое тестирование эффективности использования ресурсов сельскохозяйственного предприятия / Я.Д. Загвойская // Экономика АПК. - 2010. - № 2. - С. 165-168.

5.      Модель делового совершенства EFQM // Европейское качество. - 2004. - № 2. - С. 4-10.

6.      Загребельный В.Н. Модель делового совершенства EFQM: глоссарий и методы / B. Загребельный, B. Моисеев, М. Балукова // Методы менеджмента качества. - 2004. - № 9.

7.      Маслов Д. Премия качества: возможности для малого бизнеса - шанс для экономики страны / Д. Маслов, А. Белокоровин // Стандарты и качество. - 2005. - № 10.

8.      Балабанова Л.В. Управление персоналом: учебник / Л.В. Балабанова, А.В. Сардак. - К.: Центр учеб. лит., 2011. - 468 с.

9.      Друкер Питер. Классические работы по менеджменту / Питер Друкер. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. - С. 220.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle