Учет фактора риска в рамках бизнес планирования угледобывающих компаний, функционирующих в изменчивых условиях рыночной среды | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в

международная научная конференция «Актуальные вопросы экономики и управления» (Москва, апрель 2011)

Статья просмотрена: 329 раз

Библиографическое описание:

Меркушева, Д. С. Учет фактора риска в рамках бизнес планирования угледобывающих компаний, функционирующих в изменчивых условиях рыночной среды / Д. С. Меркушева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.). — Т. 2. — Москва : РИОР, 2011. — С. 126-127. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/9/556/ (дата обращения: 26.04.2024).

Переход угледобывающей отрасли России к работе в условиях рыночной экономики существенно изменил характеристики деловой среды, критерии и стратегию обеспечения жизнеспособности угледобывающих предприятий.
В условиях нестабильности деловой среды, ограниченности инвестиционных ресурсов и усиления конкуренции за потребителей принципиальное значение приобретает способность угледобывающего предприятия одновременно обеспечивать высокую экономическую эффективность инвестированного капитал и максимально полно реализовать рыночный спрос на уголь. Сложность реализации данной стратегии обусловлена высокой степенью изменчивости и неопределенности состояния деловой среды [1].
Изменчивость деловой среды проявляется в сезонных и конъюнктурных изменениях спроса и цен на углепродукты. Неопределенность деловой среды является фундаментальным и принципиально неустранимым фактором, характеризующим деятельность хозяйствующих субъектов в условиях рыночной экономики.
Современные подходы по обеспечению устойчивости угледобывающих предприятий к проявлению факторов неопределенности и изменчивости основаны на рациональном соотношении резервов мощности производственной системы и запасов готовой продукции, а также, на синхронизации режимов добычи угля с динамикой рыночного спроса. Данные инструменты, нацелены на возможно полное использование потенциала рыночного спроса и максимизацию прибыли.
На практике, при принятии управленческих решений, касающихся выбора механизмов адаптации угледобывающих предприятий к изменчивости рыночной среды, необходимо учитывать целый ряд факторов и ограничений неэкономического характера. Из них важнейшими, безусловно, можно считать факторы риска.
Концептуально, источником риска можно считать наличие факторов вариабельности. Термин «вариабельность» применяется в современной теории управления для того, чтобы охарактеризовать все виды нежелательных отклонений переменных и параметров бизнес систем, от значений, при которых достигается максимум их эффективности с позиции систем более высокого уровня [2].
Так, например, характерная для горнодобывающих предприятий вариабельность горно-геологических условий, может приводить к значительной изменчивости затрат – себестоимости добычи.
Вариабельность в технической подсистеме угледобывающего предприятия может приводить к изменчивости интенсивности добычи и, соответственно, коэффициента резерва мощности.
Вариабельность рыночных условий, может приводить к изменчивости в ценах на потребляемые ресурсы и продукцию предприятия – углепродукты.
Наконец, вариабельность спроса, может приводить к изменениям параметров, характеризующих кривую спроса: интенсивности добычи, продолжительности сезона пикового спроса.
Наиболее характерная, и наиболее часто учитываемая в рамках бизнес планирования в угледобывающих компаниях, является сезонная вариабельность спроса. Ее наличие обусловлено действием природно-климатических факторов: наличием теплых и холодного времени года. Возрастание спроса на энергоносители в холодное время спроса сменяется падением спроса в теплый сезон.
Помимо сезонной зависимости, спрос на уголь подвержен значительной конъюнктурной вариабельности.
Возникновение рисков экономической деятельности при использовании опережающего производства и создания резерва мощности, прежде всего, связано с колебаниями конъюнктуры спроса.
Наличие конъюнктурной вариабельности приводит к тому, что фактическое значение уровня спроса, может значительно отклонятся от его средне статистического, ожидаемого значения, как в большую, так и в меньшую стороны. Однако, экономический риск, в смысле очевидных негативных последствий для угледобывающей компании возникает в том случае, когда фактически реализовавшееся значение объема спроса оказывается меньше, чем запланированное значение, основывавшееся на среднестатистическом, прогнозируемом значении спроса. В этом случае, не весь, созданный в результате опережающего производства запас продукции будет востребован в течение сезона пикового спроса, и останется в остатках на складах. Строго говоря, мы не должны рассматривать непроданные, оставшиеся на складе углепродукты как потерянные. Однако, с экономической точки зрения для нас важно то, что денежные средства, окажутся замороженными в запасах до наступления следующего сезона. Если предприятие должно рассчитываться за средства, которые оно привлекало для финансирования опережающего производства, тогда их отсутствие для расчета с кредиторами в нужный момент порождает существенный риск непроизводительного связывания капитала.
Таким образом, вариабельность условий экономической деятельности и, прежде всего, возможность спада спроса являются источником существенного риска для предприятий угледобывающей отрасли. Проживаемый нами в настоящий момент экономический кризис, дает нам урок того, что риски, связанные с цикличностью экономической деятельности в рамках рыночной экономики должны в обязательном порядке учитываться при принятии решений в рамках бизнес планирования. Тем более это касается предприятий с длительными технологическими и инвестиционными циклами, какими являются угледобывающие предприятия.

Литература:

  1. Михальченко В.В. "Организационно-экономические основы формирования адаптивных систем угледобычи", автореф. дис. … докт. экон. наук. – Челябинск, 2002. – 35с.
  2. Нив Генри Р. Пространство доктора Деминга: Принципы построения устойчивого бизнеса /Генри Р. Нив; Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 370с.
Основные термины (генерируются автоматически): деловая среда, опережающее производство, предприятие, рыночная экономика, рыночный спрос, экономическая деятельность, бизнес планирования, пиковый спрос, существенный риск, угледобывающее предприятие.

Похожие статьи

Анализ бизнес-среды и определение рыночной позиции...

всегда есть определенная рыночная среда, в которой предприятие действует. Такую среду называют внешней, поскольку формируют ее внешние по отношению к предприятию участники экономической деятельности.

Роль бизнес-планирования в коммерческой деятельности...

Рассматривается роль планирования на предприятиях в условиях рыночной экономики, доказывается необходимость составления бизнес-планов как основного инструмента по привлечению инвестиций в предприятия.

предпринимательская деятельность, рыночная экономика...

экономическая деятельность, предпринимательская деятельность, хозяйственная деятельность, вид деятельности, смешанная экономика, рыночная экономика, Российская Федерация... Предпринимательство и бизнес: понятие и сущность.

Особенности и проблемы бизнес-планирования малого бизнеса

Анализ бизнес-среды и определение рыночной позиции... Рис. 1. Бизнес-среда организации.

В инвестиционной деятельности бизнес-планирование помогает предпринимателям провести оценку.

Проблемы бизнес-планирования в практике российских...

Бизнес-планирование как способ укрепления позиции... Ключевые слова: бизнес-планирование, бизнес-план, предприятие, конкурентоспособность, инвестирование. В динамических рыночных условиях в деятельности организаций...

Современный взгляд на проблемы спроса и предложения...

Социально-ориентированная рыночная российская экономика требует поиска новых вариантов при моделировании множества переменных, главные из которых это спрос, предложения и рыночная цена. Развитие рыночных экономических преобразований в России...

Бизнес-план как фундамент успешного развития предприятия

Рубрика: Экономика и организация предприятия, управление предприятием. Опубликовано в Вопросы экономики и управления №1 (8) февраль 2017 г.

Всякий, кто всерьез хочет заниматься предпринимательской деятельностью и получать прибыль в рыночной среде...

Особенности и отличительные свойства малого бизнеса...

Ключевые слова:рынок, рыночные отношения, малый бизнес, частное предпринимательство, современная экономика, предпринимательская деятельность, малые и мелкие предприятия, конкурентная среда.

Расчет рисков при планировании создания нового предприятия...

Рубрика: Экономика и организация предприятия, управление предприятием.

Оправданные риски для планируемого создаваемого производства всфере кондитерских изделий на примере студии авторских тортов.

В условиях рыночных отношений, при наличии...

Похожие статьи

Анализ бизнес-среды и определение рыночной позиции...

всегда есть определенная рыночная среда, в которой предприятие действует. Такую среду называют внешней, поскольку формируют ее внешние по отношению к предприятию участники экономической деятельности.

Роль бизнес-планирования в коммерческой деятельности...

Рассматривается роль планирования на предприятиях в условиях рыночной экономики, доказывается необходимость составления бизнес-планов как основного инструмента по привлечению инвестиций в предприятия.

предпринимательская деятельность, рыночная экономика...

экономическая деятельность, предпринимательская деятельность, хозяйственная деятельность, вид деятельности, смешанная экономика, рыночная экономика, Российская Федерация... Предпринимательство и бизнес: понятие и сущность.

Особенности и проблемы бизнес-планирования малого бизнеса

Анализ бизнес-среды и определение рыночной позиции... Рис. 1. Бизнес-среда организации.

В инвестиционной деятельности бизнес-планирование помогает предпринимателям провести оценку.

Проблемы бизнес-планирования в практике российских...

Бизнес-планирование как способ укрепления позиции... Ключевые слова: бизнес-планирование, бизнес-план, предприятие, конкурентоспособность, инвестирование. В динамических рыночных условиях в деятельности организаций...

Современный взгляд на проблемы спроса и предложения...

Социально-ориентированная рыночная российская экономика требует поиска новых вариантов при моделировании множества переменных, главные из которых это спрос, предложения и рыночная цена. Развитие рыночных экономических преобразований в России...

Бизнес-план как фундамент успешного развития предприятия

Рубрика: Экономика и организация предприятия, управление предприятием. Опубликовано в Вопросы экономики и управления №1 (8) февраль 2017 г.

Всякий, кто всерьез хочет заниматься предпринимательской деятельностью и получать прибыль в рыночной среде...

Особенности и отличительные свойства малого бизнеса...

Ключевые слова:рынок, рыночные отношения, малый бизнес, частное предпринимательство, современная экономика, предпринимательская деятельность, малые и мелкие предприятия, конкурентная среда.

Расчет рисков при планировании создания нового предприятия...

Рубрика: Экономика и организация предприятия, управление предприятием.

Оправданные риски для планируемого создаваемого производства всфере кондитерских изделий на примере студии авторских тортов.

В условиях рыночных отношений, при наличии...