Авторы: Сайбель Наталья Юрьевна, Кошкина Екатерина Сергеевна

Рубрика: Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №1 (8) февраль 2017 г.

Дата публикации: 20.12.2016

Статья просмотрена: 168 раз

Библиографическое описание:

Сайбель Н. Ю., Кошкина Е. С. Бизнес-план как фундамент успешного развития предприятия // Вопросы экономики и управления. — 2017. — №1. — С. 95-98. — URL https://moluch.ru/th/5/archive/51/1802/ (дата обращения: 23.02.2018).



В настоящее время, в условиях развития рыночной экономики, особенно актуальным становиться умение предпринимателя планировать свою деятельность на краткосрочную и долгосрочную перспективу. Но является ли это планирование, действительно, основой для развития успешного предприятия? На что делать упор и чем ориентироваться в бизнес-плане? И что же такое бизнес-план? Именно на эти вопросы и их раскрытие направлена данная статья.

Ключевые слова: бизнес, планирование, прибыль, бизнес-план

Всякий, кто всерьез хочет заниматься предпринимательской деятельностью и получать прибыль в рыночной среде, должен иметь хорошо обдуманный и всесторонне обоснованный детальный план или другими словами, документ, определяющий стратегию и тактику ведения бизнеса, выбор цели, техники, технологии, организации производства и реализации продукции. Наличие хорошо разработанного плана позволяет активно развивать предпринимательство, привлекать инвесторов, партнёров и кредитные ресурсы. Предприятие ставит основной целью — достижение максимума прибыли при минимуме затрат. План фирмы способствует решению этой задачи, определяя наиболее выгодные источники финансирования и рациональные направления расходования средств, обеспечивая устойчивое положение предприятия на рынке [1].

При этом бизнес-план является одним из основных документов, постоянным рабочим инструментом, позволяющим формализовать процесс развития компании в комплексный документ, отражающий основные аспекты и направления функционирования компании. Бизнес-план — основа успешного бизнеса. Каждый предприниматель, имеющий или нет опыт в предпринимательской деятельности, должен четко понимать и представлять потребность в ресурсах, которые необходимы для бесперебойного функционирования нового или действующего бизнеса. Кроме этого важным аспектом является и представление источников формирования этих ресурсов. И еще более важным является грамотная оценка использования имеющейся или вновь создаваемой ресурсной базы в процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Для достижения успеха в реализации бизнес-проекта, в первую очередь, необходимо грамотное планирование, правильная оценка возможных рыночных позиций, четко сформулированная стратегия и план тактических мероприятий для ее реализации. Для комплексного решения этих задач и нужен бизнес-план, который является основополагающим элементом стратегического планирования [2].

Бизнес-план представляет собой документ, представляющий собой «пошаговое руководство» для организации предпринимательской деятельности, основанное на изучении и исследовании всех бизнес-процессов фирмы, начиная с организации деятельности до пост продажного обслуживания. Основной целью бизнес-планирования является успешная реализация бизнес-идеи, выбор обоснованного пути развития предприятия, который позволит бизнесу развиваться по нарастающей, а предпринимателю иметь четкие позиции в управлении этим бизнесом и грамотно контролировать полученные результаты [3].

Так же можно сказать, что под бизнес-планом понимается экономическая программа пошагового выполнения бизнес-операций на этапе внедрения нового проекта. Документ содержит главные моменты будущего коммерческого предприятия: его сферу деятельности, перечень выпускаемой продукции или услуг, рыночную стратегию хозяйствования, маркетинговую политику, предполагаемый уровень рентабельности производства [4].

Бизнес-план позволяет решить следующие задачи:

  1. Определение путей развития деятельности организации, оценка рынков сбыта продукции и услуг, а также позиций фирмы на этих рынках.
  2. Постановка стратегических целей и задач на долго- и краткосрочную перспективу.
  3. Определение товарной номенклатуры, оценка потребности в материальных, трудовых, финансовых, интеллектуальных и прочих ресурсах.
  4. Грамотный подход к вопросу определения источников формирования ресурсной базы.
  5. Подготовка плана мероприятий при возникновении «внештатных» ситуаций, которые ожидают предпринимателя на пути реализации их бизнес-мечты.
  6. Извлечение максимальной прибыли при минимально возможных издержках, что является основополагающим и наиболее значимым для каждого предпринимателя.

В чем же роль бизнес-плана в развитии современного бизнеса? Планирование бизнес-процессов — это начальный этап реализации бизнес-идей. Бизнес-план нужен предприятию для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в банковских учреждениях или в качестве инвестиционных вложений от партнеров. Особенно важную роль документ играет для самого основателя фирмы, так как представляет собой наглядный анализ рыночной ситуации, определяет условия, перспективы и возможности функционирования компании. Наличие бизнес-плана позволяет продумать дальнейшие действия руководства и возможные способы быстрого реагирования на непредвиденные ситуации.

В зависимости от целевого назначения бизнес-планы делятся на несколько видов:

‒ «внутренний» − используется для ознакомления внутри компании. Документ требуется руководителям будущего предприятия для всесторонней оценки деятельности фирмы, принятия управленческих решений, разработки стратегии деятельности и развития бизнеса в перспективе;

‒ «внешний» — составляется для привлечения финансовых инвестиций, оформления займов с выгодной процентной ставкой, а также для успешного развития уже функционирующей организации. План развития также требуется владельцу при намерении заинтересовать потенциальных покупателей при продаже фирмы [5].

Стоит отметить, что бизнес планирование бывать нескольких видов. Бизнес-план составляют для достижения конкретных целей. В зависимости от этого существует несколько видов документа:

  1. Инвестиционный бизнес-план — составляется для привлечения потенциальных инвесторов. В нем подробно описаны данные маркетингового анализа, сформулированы цели, задачи и сфера деятельности фирмы;
  2. Бизнес-план предприятия — содержит главные моменты деятельности фирмы, описывает вероятные проблемы и методы их решения, организационную структуру и стратегию предприятия. Используется руководством фирмы в процессе внедрения разработанного проекта;
  3. Бизнес-план на кредит — составляется с целью оформления денежной ссуды на максимально приемлемых условиях. Для этого приводятся сведения, подтверждающие платежеспособность заемщика и дающие гарантию своевременного погашения займа;
  4. Бизнес-план на грант — формируется для получения займа или субсидии из благотворительных фондов или государственных структур [5].

Как же правильно структурировать бизнес-план? Структурирование бизнес-плана является важным элементом для получения справедливых и четких результатов, которые имеют значение при претворении этого плана в жизнь. Наиболее целесообразной принята следующая структура:

  1. Оценка имеющихся возможностей фирмы и постановка генеральной цели. На этом этапе важным моментом принято считать определение миссии предприятия, которая станет основой для последующего стратегического планирования. Миссия предприятия отражает основу деятельности и демонстрирует все то, что для предприятия является действительно важным и определяющим.
  2. Определение товарной номенклатуры или набора услуг, которые будут предложены фирмой своим потребителям. Этот блок предполагает формирование ассортиментного ряда товаров и услуг, а также оценку их востребованности на потенциальных рынках сбыта и их конкурентоспособность в текущих рыночных условиях.
  3. Определение рынков сбыта. Эта часть бизнес-плана позволит предпринимателю представить четкую картину того, кому будет товар или услуга реализована, каково его место на рынке и насколько сильны его позиции на этом рынке. Также анализируется и каждый потенциальный рынок сбыта, его структура, правила игры и основные ограничения.
  4. Анализ уровня конкуренции. Этот раздел чрезвычайно необходим, поскольку анализ деятельности конкурентов позволит оценить сильные и слабые стороны собственного бизнеса.
  5. Формирование маркетингового плана, который предусматривает все возможные методы и способы продвижения товара или услуг на рынке.
  6. Составление производственного плана. На данном этапе важным аспектом является анализ потребности фирмы в основных фондах, материальных запасах и прочих ресурсах, которые необходимы для участия в производстве.
  7. Составление организационного плана. Этот план включает в себя анализ организационно-правовой структуры предприятия, а также решение вопросов подбора персонала.
  8. Оценка правовых аспектов жизнедеятельности фирмы. В этом разделе внимание обращено на вопросы существования и функционирования фирмы в имеющимся правовом поле.
  9. Оценка рисков. Данный раздел поможет выявить возможные риски, которые могут возникнуть при реализации бизнес-идеи, и разработать методы защиты и способы минимизации воздействия этих рисков [2].

Не стоит забывать и о том, что бизнес-план должен включать в себя и планирование финансов. Финансовое планирование необходимо для эффективного управления денежными потоками, расчет которых основан на имеющейся финансовой информации, а также на основе прогнозных значений объемов производства и объемов реализации, ценовых показателей и прогнозных значений издержек. Финансовое планирование также необходимо для расчета эффективности проекта в целом.

Рассмотрим ошибки бизнес-плана и их последствия.

Во-первых, бизнес-план является тем маршрутом, от точности которого зависит степень успешности реализации бизнес-идеи предпринимателя. Именно по этой причине ошибки, допущенные при составлении бизнес-плана, могут крайне негативно отразиться на возможности претворения его в жизнь.

Во-вторых, основная ошибка, которая может быть допущена при составлении бизнес-плана, связана с несопоставимостью ценовых показателей, которые используются при расчетах. Это влечет за собой искажение оценок эффективности реализуемого проекта, что существенно снижает его реалистичность.

В-третьих, результаты могут быть неточными и искаженными, если были допущены ошибки при определении вида деятельности, номенклатурных позиций, недостаточного анализа конкурентной среды и некачественной проработке рисков [2].

Но кто ответственный за составление бизнес-плана на предприятии? Активное участие в составлении бизнес-плана должен принимать руководитель компании или человек, планирующий организовать собственный бизнес. Функция главного действующего лица предприятия настолько велика, что в противном случае потенциальные партнеры могут отказаться от рассмотрения документации и дальнейшего сотрудничества.

Только руководитель предприятия способен тщательно смоделировать будущую деятельность фирмы, правильно выявить и оценить возможные риски и продумать методы их минимизации. Именно от этих факторов зависит успешное ведение бизнеса. Консультационными услугами профессионалов можно воспользоваться для придания презентабельной формы документу [5].

Таким образом, исходя из вышеизложенного, следует сделать вывод, что от того, насколько тщательно проработана каждая деталь и каждый элемент бизнес-плана, тем более гибким и совершенным будут подходы к его реализации. А это, в свою очередь, позволит достичь успеха и процветания.

Литература:

  1. Бизнес-план-основа создания предприятия. − URL: http://mirznanii.com/a/262582/ biznes-plan-osnova-sozdaniya-predpriyatiya.
  2. Бизнес-план-основа успешного бизнеса. − URL: http://bisnesstop.com.
  3. Ариничев И. В. Математическая модель накопления прибыли малого предприятия с учетом реинвестирования в основной капитал // Актуальные проблемы экономической теории и практики: сборник научных трудов / под ред. В. А. Сидорова. Выпуск 17. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2014. С. 144–150.
  4. Словарь терминов по курсу «Финансы, деньги и кредит». − URL: http://pandia.ru/ text/77/206/80658.
  5. Что такое бизнес-план и для чего он нужен. − URL: http://moyaidea.ru/chto-takoe-biznes-plan-i-dlya-chego-nuzhen.html.
Основные термины (генерируются автоматически): составлении бизнес-плана, деятельности фирмы, развития предприятия, Определение товарной номенклатуры, успешного развития предприятия, развития успешного предприятия, финансово-хозяйственной деятельности предприятия, реализации бизнес-идеи, предпринимательской деятельности, важным аспектом, пути развития предприятия, составлении бизнес-плана должен, этапе важным, устойчивое положение предприятия, будущего коммерческого предприятия, руководителям будущего предприятия, действующего лица предприятия, руководитель предприятия способен, моменты деятельности фирмы, сфера деятельности фирмы.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос