Библиографическое описание:

Антонова М. А. Особенности культурной активности вологжан [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 189-192.

Определение социокультурных реалий региона невозможно без использования социологических методов исследования, именно поэтому в данной работ предлагается анализ опросов общественного мнения, посвященных социокультурному изучению области. Данные, полученные в период мониторинга 2008, 2010, 2012 годов, позволяют проследить изменения общественного мнения, выявить закономерности и особенности трансформации социокультурного образа Вологодской области.

Начинать исследование поведения и активности человека в том или ином вопросе стоит с анализа его ценностных установок. Понятие «социальной установки» используются для обозначения и описания того, каким образом личность ориентируется в своем отношении к различным, прежде всего, значимым для ее жизнедеятельности объектам и явлениям, процессам социализационного характера. Помимо этого, понятие «установка» и задаваемый им ракурс анализа стабильности и изменчивости личностно-интерпретационной и при этом реально деятельностной ориентации индивида в социальной действительности позволяют, с одной стороны, оценить степень социального влияния (пропаганда, расширение информационного потока, давление группы и т. п.) на изменение готовности проявлять именно заранее определенную активность, а с другой, достаточно адекватно прогнозировать способы и формы личностной поведенческой активности в определенных предугадываемых обстоятельствах [3].

Таким образом, активность и поведение человека в тех или иных условиях определяется его ценностными установками. Рассмотрение иерархии ценностей вологжан позволяет наглядно определить приоритетные векторы активности. В области главных интересов вологжан превалируют ценности семьи и дома, причем за два года доля респондентов ответивших таким образом выросла на 18,6%. Более 12% жителей региона озабочены обеспечением приличного заработка. Интересы, связанные с образованием и духовным развитием занимают последние ступени в иерархии интересов (рис. 1).

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос: «В какой области находятся Ваши главные интересы?» ( Вологодская область, в % от ответивших) [1]


Вологжане не имеют положительной установки на повышение своего культурного уровня, с каждым годом происходит укрепление интересов, связанных с семьей и домом. Доля респондентов, назвавших духовные интересы главными выросла лишь на 1,1 процентных пункта в период 2010–2012 гг. и составила 3,4% ответивших.

Расположенные таким образом ценности жителей региона объясняют и приоритеты при распределении свободного времени. В большинстве случаев свободное время вологжане связывают с просмотром телевизора и DVD, ведением домашнего хозяйства, а так же общением с друзьями. Следует отметить, что за исследуемый период на 12,3% увеличилась доля людей, проводящих свободное время в сети интернет, на 7,3% выросла доля читающих вологжан, почти вдвое выросло число жителей области, посвящающих свободное время занятиям спорта. За исследуемый период сформировалась положительная тенденция в части увеличения интереса к посещению общественных мест. 16% респондентов в 2012 году выбрали данный вариант ответа о приоритетах занятий в свободное время и это в 2,5 раза больше, чем в 2010 году (рис. 2).

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы проводите сводное время?» (Вологодская область, в % от ответивших) [1]


Несмотря на значительную распространенность занятий домашним хозяйством в свободное время, а так же просмотра телепередач, интересы вологжан за исследуемый период несколько сместились в сторону увеличения использования сети Интернет, чтения книг и прессы, занятий спортом и, что немаловажно, посещения общественных мест. В данных изменениях можно выявить векторы воздействия на поведение жителей региона.

Субъективные оценки причин редкого посещения/непосещения учреждений культуры доказывают неудовлетворенность жителей региона качеством предоставляемых услуг и уровнем ведения культурной политики. 11,4% вологжан в 2012 году были неудовлетворенны предлагаемыми культурными товарами, тогда как в 2012 году доля таких ответов составляла лишь 3,7%. На неэффективную рекламу стали указывать чаще на 4,8%, порядка 15% респондентов не удовлетворены спектром предлагаемых услуг, что больше, чем в 2010 году на 8,5%. Смещение жизненных интересов в сторону семьи, дома и обеспечения приличного заработка просматривается и в данном вопросе, 11,7% вологжан посещению культурных учреждений предпочитают другие жизненно–необходимые приоритеты. Самыми распространенными причинами низкой культурной активности более трети населения называют отсутствие свободного времени, финансовые трудности – 23,8% респондентов (рис. 3).

Рисунок 3. Распределение ответов на вопрос: «Назовите причины, по которым Вы редко посещаете (не посещаете) учреждения культуры, спорта?» (Вологодская область,
в % от ответивших) [1]


Анализируя данные степени пользования услугами учреждений (участия в мероприятиях) среди вологжан, можно выделить следующие группы культурных учреждений по частоте посещения. Наиболее активно жители региона участвуют в мероприятиях, проводимых в рамках городских праздников, и посещают парки. Среди учреждений культуры самыми посещаемыми являются кинотеатры и библиотеки, музеи и театры являются самыми непопулярными среди вологжан (табл. 1). Следует отметить, что, производя группировку по степени посещаемости, невозможно не заметить огромную долю респондентов которые никогда не посещают культурные учреждения. Наиболее негативная ситуация складывается вокруг театров, более 60 % вологжан не выказывают интереса к театральным постановкам, более половины людей не ходят в музеи, высокие статистические показатели по посещаемости музеев в области сформированы за счет туристского потока, который в период с 2005-2010 год вырос на 50% [2]. При том, что кинотеатр имеют статус самого посещаемого учреждения культуры на территории области, доля людей никогда не приходящих на просмотр фильма в организованный кинозал превышает 40%.

Таблица 1

Степень пользования услугами учреждений (участия в мероприятиях) в 2012 г. (Вологодская область, в % от ответивших)

Группы учреждений / мероприятий

Учреждения / мероприятия

Доля людей посещающих регулярно, %

Доля людей посещающих часто, %

Доля людей не посещающих никогда, %

С высокой посещаемостью

Городские праздники

9,6

23,9

21,3

Парки

16,1

20,1

29,1

Со средней посещаемостью

Кинотеатры

9,5

12,4

43,2

Библиотеки

6,8

9,1

54,2

С низкой посещаемость

Музей

1,9

6,4

55,3

Театр

1,7

6,0

62,6

Источник: Данные социологического опроса «Социокультурный портрет Вологодской области» / ИСЭРТ РАН. – Вологда, 2012.


Для определения особенностей и социально-экономического контекста культурной активности вологжан необходимо ответить на вопрос «Кто является наиболее активным посетителем культурных учреждений?». Для ответа на этот вопрос следует рассмотреть половозрастную структуру населения, посещающего культурные учреждения от 3 до 10 раз в год и чаще (табл. 9).

Обобщая половозрастные различия активных пользователей услуг учреждений культуры можно сделать вывод о низкой культурной активности мужчин пенсионного возраста, по сравнению с женщинами в этом возрастном интервале. Мужчины старше 60 лет по данным опроса вообще не посещают музеи и театры, показывая при этом достаточную регулярность пользования библиотеками. Для молодежи в возрасте до 30 лет наиболее предпочтительно посещение кинотеатров, тогда люди среднего возраста и пенсионеры проявляют больший интерес к посещению музеев и театров. Библиотеку – как универсальное место доступа к информации посещают люди всех половозрастных групп с примерно одинаковой частотой (табл. 2).

Таблица 2

Половозрастная структура наиболее частых посетителей учреждений культуры (Вологодская область, в % от опрошенных)

Критерий

мужчины

женщины

Регулярно (более 10 раз в год)

Часто (3-10 раз в год)

Регулярно (более 10 раз в год)

Часто (3-10 раз в год)

Кинотеатр

Моложе 30 лет

57,9

41,8

58,0

42,3

30-54 (59) лет

40,4

47,8

31,9

49,5

(55)60 лет и старше

1,8

10,4

10,1

8,2

Музей

Моложе 30 лет

30,0

44,0

40,0

38,3

30-54 (59) лет

70,0

36,0

40,0

40,0

(55)60 лет и старше

0

20,0

20,0

21,7

Театр

Моложе 30 лет

33,3

40,0

37,5

31,7

30-54 (59) лет

66,7

55,0

43,8

50,0

(55)60 лет и старше

0

5,0

18,8

18,3

Библиотека

Моложе 30 лет

39,1

44,4

37,3

28,9

30-54 (59) лет

30,4

48,9

40,3

39,5

(55)60 лет и старше

30,4

6,7

22,4

31,6

Источник: Данные социологического опроса «Социокультурный портрет Вологодской области» / ИСЭРТ РАН. – Вологда, 2012.


Формулировка социального портрета наиболее культурно активного вологжанина позволяет сделать определенные выводы, проследить социально-экономический контекст культурной активности в регионе. В дальнейшем это может стать заделом для поиска потенциальных потребителей на рынке культурных услуг, для исследования возможных способов вовлечения наименее активных групп населения в социокультурную жизнь региона. Выявление проблемных «узких» мест в доступности культурных услуг различным группам населения позволить сформулировать предложения по регулированию данных вопросов.


Литература:

  1. Данные социологического опроса «Социокультурный портрет Вологодской области» / ИСЭРТ РАН. – Вологда, 2010, 2012.

  2. Дубиничева, Л.В. Привлечение инвестиций в туристскую сферу Вологодской области [Текст] /Л.В. Дубиничева, В.С. Орлова // Проблемы развития территорий. – 2011. – № 3(55). – С. 67–76.

  3. Кондратьев, М.Ю., Ильин, В.А. Азбука социального психолога-практика [Текст] / М.Ю. Кондратьев, В.А. Ильин // — М.: ПЕР СЭ, 2007. — 464 с.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle