Библиографическое описание:

Майорова Т. В. Экономика, основанная на знаниях: формирование ключевых компетенций в сфере экологического менеджмента [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016.



В статье исследуется процессы интеграции российских и европейских стандартов образования. Рассматриваются вопросы создания и реализации образовательных программ, направленных на формирование ключевых компетенций в сфере экологического менеджмента.

Ключевые слова:экономика, образование, ключевые компетенции, экологический менеджмент

The article examines the processes of integrating Russian and European standards of education. A review of problems of development and implementation of educational programs aimed at the formation of the key competences in the sphere of environmental management.

Keywords:economics, education, key competencies, environmental management

Для интеграции европейских стандартов образования и развития экономики, основанной на знаниях, необходимо использование единых механизмов и принципов для внедрения систем профессионального образования и обучения, в том числе прозрачности квалификаций и компетенций, образования в течение всей жизни.

Это требует, в частности:

 развития и реализации форм открытого обучения, позволяющего людям самим определять образовательные траектории и осуществлять непрерывное обучениевизменяющихся социально-экономических условиях;

 опережающего определения потребности в умениях и планированию образования, что особенно важно для формирования ключевых компетенций в условиях экономики, основанной на знаниях.

В России завершается переход к профессиональному образованию, основанному на компетенциях и образовательных стандартах профессионального образования, ориентированных на результат обучения. Дальнейшая интеграция европейской системы образования лежит в плоскости развития и реализации форм открытого обучения, непрерывного обучениявтечение жизни, определения и планирования будущих умений.

Компетентностный подход, положения которого закреплены в документах ЕС, лежит в основе европейской и национальной системы квалификаций, формируемой в целях обеспечения сопоставимости на международном уровне, для международного признания квалификаций, содействия зарубежной мобильности студентов и выпускников.

Европейская стратегия роста «Европа 2020» устанавливает три взаимодополняющих приоритета: высокий уровень занятости, производительности и социальной сплоченности. ЕС установил пять целей, которые должны быть достигнуты к 2020 году в сфере занятости, инноваций, образования, искоренения бедности и борьбы с изменением климата:

  1. Обеспечить 75 % занятости людей в возрасте от 20 до 64 лет.
  2. Инвестиции в инновации 3 % от ВВП ЕС
  3. Сокращение выбросов парниковых газов на 20 %, производство 20 % энергии из возобновляемых источников, повышение энергоэффективности на 20 %
  4. Снизить процент ранних выпускников школ на 10 %, увеличить на 40 % 30–34-летних, завершивших высшее образование.
  5. Сократить количество бедных или подверженных риску бедности и социальной изоляции людей на 20 миллионов.

Эти цели взаимосвязаны и взаимно усиливают друг друга:

 лучшее образование помогает в поиске занятости и сокращение бедности;

 исследования и инновации в экономике, в сочетании с более эффективным использованием ресурсов повышают конкурентоспособность и создают рабочие места;

 инвестиции в экологически чистые технологии помогают бороться с изменением климата, создавая новые возможности для бизнеса и работы.

Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов являются одной из основных областей сотрудничества России и европейских стран в рамках Европейской политики соседства (ЕПС). Страны региона имеют общие экологические проблемы, а также сталкиваются с новыми видами воздействия на окружающую среду, сопровождающими ускорение экономического роста. К типичным проблемам относятся низкая энергоэффективность, плохое состояние природоохранной инфраструктуры, несбалансированная эксплуатация природных ресурсов, а также загрязнение воздуха. По объему выбросов парниковых газов страны Евросоюза и Россия занимают, соответственно 4 и 5 места в мире. Национальные планы действий стран ЕПС содержат мероприятия по совершенствованию управления в природоохранной сфере, решению конкретных экологических проблем, а также развитию регионального и трансграничного сотрудничества по природоохранным вопросам.

Взаимоотношения стран Евросоюза и России по природоохранным вопросам основаны на стратегическом партнерстве, так как Россия не является участницей ЕПС. При этом Россия является активным участником работы в области экологических показателей, ведущейся под эгидой Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН. С 2011 года систематически развивается использование показателей для подготовки национальных докладов о состоянии окружающей среды, согласно детальному обзору, подготовленному ЕЭК ООН в 2015 году, три из восьми приоритетных показателей из основного набора показателей (выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, выбросы парниковых газов, концентрация аммония в реках) полностью отвечают согласованным требованиям, а в отношении остальных ведется работа по их совершенствованию.

В соответствии с планом действий Европейской Комиссии в области умений и мобильностиосновной целью образовательного процесса становится формирование рабочей силы, которая может занимать высококвалифицированные и высоко оплачиваемые рабочие места, учиться и работать в странах Европейского Союза и России.

Такая постановка цели усиливает роль образования как системообразующего фактора экономической и социальной политики и средства повышения конкурентоспособности Европы и России в мировом масштабе и требует разработки и реализации стратегии, целью которой является усиление взаимодействия в области экономики, занятости и развития человеческих ресурсов, универсализации результатов обучения и компетенций, повышение отдачи от инвестиций в человеческие ресурсы.

Формирование ключевых компетенций в области улучшения эффективности использования ресурсов, создание экологически чистых производств важно для Европейского союза (ЕС) и его соседей, так как загрязнение окружающей среды и изменение климата не знают государственных границ, и их последствия сказываются на всех.

Образовательные программы,направленные на формирование ключевых компетенций в сфере экологического менеджмента в условиях устойчивого развития, должны обеспечить получение новых знаний, адаптацию имеющихся знаний, личностную адаптацию к новым требованиям и ситуациям трудовой деятельности, ситуации на рынке труда в условиях экологической реновации экономики.

Цель реализации образовательных программобеспечение углубленного изучения вопросов в сфере экологического менеджмента, формирование квалификаций и компетенций, необходимых в условиях динамично меняющейся экономики, и в то же время поощрение преподавателей и исследователей в области интеграции европейской системы образования.

Экологический менеджмент — эффективный инструмент глобальной политической и экономической конкуренции в условиях устойчивого развития экономики, стержнем которого является концепция низкоуглеродной экономики, реализация которой — эффективный способ управления национальным инновационным процессом, стимул для технологического обновления отраслей и создания новых рабочих мест.

Низкоуглеродная экономика стала приоритетом ряда политических программ, включая стратегию развития Европейского Союза до 2020 года «Европа 2020», Дорожную карту по продвижению к низкоуглеродной экономике до 2050 года и приоритеты декарбонизации для энергетического и транспортного секторов.

В соответствии с задачами Копенгагенского процесса, результат завершения образовательных программ, направленных на формирование ключевых компетенций в сфере экологического менеджмента — приобретенные и продемонстрированные ключевые компетенции, которые обеспечат:

 повышение мобильности между странами, секторами, рабочими местами и институтами за счет использования квалификаций и компетенций, соответствующих общеевропейским требованиям;

 подготовку к трудовому рынку, развитие занятости в условиях перехода к низкоуглеродной экономике во всех отраслях;

 реализацию возможностей обучения в течение всей жизни;

 личное развитие и участие в развитии и обслуживании широкого спектра основ передового знания.

Проект реализации образовательной программы, направленной на формирование ключевых компетенций в сфере экологического менеджмента включает три этапа:

Этап 1. Исследование деятельности Европейского Союза и России в области окружающей среды:

 пути обеспечения благосостояния в рамках экологических возможностей планеты;

 направления повышения эффективности использования ресурсов и развития низкоуглеродной экономики;

 разработка совместной системы экологической информации со странами Восточного соседства.

Этап 2. Рамка квалификаций в системе экологического менеджмента:

 интеграция стандартов экологического менеджмента Европейского Союза EMAS, Международной организации по стандартизации ISO 14000, России;

 рамка квалификаций в системе экологического менеджмента Европы и России;

 сближение систем мониторинга, отчетности и подтверждения достоверности данных о выбросах парниковых газов в контексте всемирного соглашения об изменении климата.

Этап 3. Формирование ключевых компетенций в соответствии с 6 и 7 уровнем квалификации EQF и НРК России:

 формирование готовности к самостоятельному проведению исследований и решению проблем в сфере экологического менеджмента;

 формирование готовности к инновационной деятельности с приобретением навыков самостоятельного освоения знаний в условиях развития низкоуглеродной экономики;

 готовность к трудовому рынку, занятости, профессиональной деятельности на высших должностях в области специализации.

Создание и реализация образовательных программ, направленных на формирование ключевых компетенций в сфере экологического менеджмента становится элементом эффективной системы развития и реализации форм открытого обучения, позволяющего людям самим определять образовательные траектории; непрерывного обучения в изменяющихся социально-экономических условиях; опережающей подготовки и переподготовки кадров, что важно для экономики, основанной на знаниях, и имеет первостепенное значение с точки зрения ответственного управления в условиях реализации концепции устойчивого развития.

Литература:

  1. Кузнецова Н. В. Методологические аспекты актуализации ключевых компетенций в процессе профессиональной подготовки менеджеров: деятельностный подход // The Fourth International Conference on Eurasian scientific development. Сб. трудовконференции. Vienna: «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH, 2015. 228 с. С. 53–57.
  2. Майорова Т. В. Эффективный экологический менеджмент как способ обеспечения устойчивого развития // Новейшие достижения в науке и образовании: отечественный и зарубежный опыт. Сб. науч. трудов по материалам междунар. науч.-практ. конф. В 2-х частях. Часть I. Смоленск: ООО «НОВАЛЕНСО», 2015. 151 с. С.102–103
  3. Майорова Т. В. Экологическое управление в условиях развития низкоуглеродной экономики // Проблемы современной науки и образования. 2015. № 12 (42). С. 129–131.
  4. Пономарева О. С. Менеджмент организации: к вопросу формирования ключевых компетенций // Молодой ученый. 2016. № 4. С. 481–483.
  5. Balynskaya N. R. Management of the process of vocational training of a competent specialist / Balynskaya N. R., Sinitsina O. N., Kuznetsova N. V., Koptyakova S. V. // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Т. 6. № 5 S4. С. 538–545.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle