Библиографическое описание:

Кулакова М. В. Конъюнктурный анализ развития фармацевтического рынка Российской Федерации в 2010–2015 годах [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 37-40.



Изучение конъюнктуры рынка является важным процессом, который позволяет определять текущую ситуацию на рынке, а также оценить соотношение спроса и предложения на рынке и уровень товарных запасов. В данной статье проведен конъюнктурный анализ развития фармацевтического рынка Российской Федерации в 2010–2015 гг.

Ключевые слова:конъюнктура рынка, фармацевтический рынок, жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты, фармацевтические кластеры

Конъюнктурой рынка можно назвать совокупность черт, определяющих рыночную ситуацию в определенных момент времени, которая позволяет оценивать соотношение спроса и предложения на рынке, а также уровень и динамику цен [11, с. 59]. О фармацевтическом рынке Российской Федерации до недавнего времени можно было сказать, что «фундаментальные проблемы заключались в том, что фактически отсутствовали научная школа разработки новых лекарственных средств мирового уровня, технология доведения таких разработок до производства, производственные мощности, соответствующие современным требованиям»[18, с. 63]. Но, в начале 21 века Правительство Российской Федерации стало уделять внимание не только сфере здравоохранения, но и фармацевтическому рынку [2, с. 38]. Правительство разработало программу «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013–2020 годы, главной целью этой программы является увеличение отечественных лекарственных средств на рынке, повышение конкурентоспособности российских предприятий.

Благодаря, данной программе на российском фармацевтическом рынке начали образовываться фармацевтические кластеры. Так, в 2010 году, в Санкт-Петербурге на международном экономическом форуме, были подписаны соглашения о создание нового объединения из компаний ООО «Герофарм», ЗАО «Биокад», ООО «Неон» и ООО «Самсон-Мед»[8, с. 211]. Так как кластерный подход является приоритетным в программе развития фармацевтической промышленности РФ до 2020 года [5, с. 67], [3, с. 51], то в конце 2012 года на международном форуме «Открытие инноваций» было подписано соглашение о создании Союза фармацевтических и биомедицинских кластеров, учредителями которого выступили Ассоциация инновационных регионов России, Калужский фармацевтический кластер, фармацевтический и биомедицинский кластер Санкт-Петербурга и биофармкластер «Северный» (Московская область). О своих планах присоединения к Союзу сообщили кластеры Новосибирской, Томской, Ярославской, Свердловской областей, Татарстана и Биотехнологический кластер г. Пущино.

К концу 2012 года биофармацевтические кластеры сумели привлечь в Россию более 50 % всех инвестиций в области фармацевтики и медицинских изделий [6, с. 42]. Примерами крупных инвестиционных проектов, реализуемых учредителями Союза фармацевтических и биомедицинских кластеров, являются строительство фармацевтических производств компаниями «Астра Зенека», «Новартис», «Штада», «Берлин-Хеми», «Дженерал Электрик», создание инвестиционных проектов с «Джонсон&Джонсон», крупные научно-исследовательские проекты с «Эбботт», трансфер технологий и создание лабораторий компании «Пфайзер». Российские компании, такие как «Биокад», «Акрихин», «Сотекс», «Герофарм», «НИАРМЕДИК Плюс» и «МИР-ФАРМ», открыли свои новые научно-исследовательские лаборатории и производства в технопарках и бизнес-инкубаторах фарм- и биомедицинских кластеров Санкт-Петербурга, Калужской и Московской областей. Помимо кластеризации на фармрынке возникали и формы локализации, которые стали основой успеха первого этапа программы:

  1. Партнерские соглашения в области упаковки («Pfizer» — «Петровакс»; «Roche», «Janssen» и другие компании — «Фармстандарт»; «AbbVie», «BMS», «MSD» и другие компании — «Р-Фарм»; «Amgen» — «ФармЭко/Добролек», «GSK» — «Биннофарм»);
  2. Планы по строительству собственных производств («AstraZeneca», «Nycomed», «Takeda», «Teva», «Novartis», «Novo Nordisk», «Berlin-Chemie/Menarini» и другие);
  3. Приобретение российских производителей (приобретение французской «Sanofi Aventis» 74 % производителя инсулинов «Биотон Восток», приобретение американской «Abbott» до 100 % компании «Верофарм» и др.).

Однако необходимо отметить, что в 2014–2015 году было отмечено ухудшение экономических показателей из-за ситуаций на Украине и введением экономических санкций на Россию. Конечно, данные меры значительно сказались и на готовности международных фармацевтических производителей к инвестициям в локализацию, следствием этого стало, что многие планы были приостановлены и заморожены. Но, постепенно, с середины 2015 года, инвесторы стали активизироваться, и уже в июне 2015 года компания «Novartis», вслед за заявленным годом ранее отставании от первоначального графика строительства завода в Санкт-Петербурге, объявила об открытии производства, потребовавшего 4,5 млрд. рублей инвестиций. Также «Sanofi Pasteur» подписала соглашение о начале локализации производства своих вакцин на заводе компании «Нанолек» в Кировской области, а компания «Bayer» в начале июня 2015 года подписала производственное соглашение с «Полисаном» из Санкт-Петербурга.

Наравне с международными объединениями на фармрынке РФ возникают новые альянсы с участием российских производителей [2, с. 45]. Например, компания «Фарос-21» в Краснодарском крае осуществляет строительство нового фармацевтического производственного комплекса, а компания «Акрихин» активно занимается подготовкой к переходу на стандарты GMP, и в рамках этого строит новые производственные мощности и занимается модернизацией существующих производственных мощностей. Однако сроки перехода на стандарты GMP на фармрынке все время переносятся [10, с. 136], [4, с. 33]. Компания «Верофарм» осуществляет строительство новых фармацевтических производств в Воронежской области и Владимирской области, а компания «Фармсинтез» — в Ленинградской области. Таким образом, существующая инвестиционная активность производителей в строительстве новых производственных мощностей свидетельствует о реализации элементов стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, которая будет способствовать интенсивному развитию фармацевтического рынка Российской Федерации.

Российский фармацевтический рынок традиционно, принято разделять на два сегмента: коммерческий и государственный [7, с. 95]. Первый сегмент включает в себя аптечные продажи лекарственных препаратов и парафармацевтики, второй — аптечные продажи по программе дополнительного лекарственного обеспечения и их реализацию через лечебно-профилактические учреждения. Коммерческий сегмент имеет положительную динамику развития и интенсивно развивается [9, с. 33]. Объем коммерческого рынка лекарственных ЛП в ценах закупки аптек в сентябре 2015 года увеличился на 13,8 %, и по сравнению с августом составил 45,3 млрд. руб. (с учетом НДС). По итогам аптечных продаж за первый осенний месяц 2015 года коммерческий рынок лекарств в натуральном выражении был равен 321,9 млн. упаковок, что на 14,8 % меньше, чем за аналогичный период 2014 года. Средняя стоимость упаковки лекарственного препарата в сентябре 2015 года, по сравнению с августом, увеличилась на 4,3 % и составила 140,6 руб. Согласно индексу Ласпейреса, в течение сентября 2015 года цены в рублях увеличились на 1,5 %. В долларовом выражении индекс цен сократился на 5,0 %. Всего же с начала 2015 года инфляция цен на лекарства в аптеках страны составила +7,4 % в рублевом выражении и — 15,4 % в долларах США.

Доля ЛП российского производства от общего объема коммерческого рынка по итогам сентября 2015 года составила 27 % в стоимостном выражении и 56 % в натуральном. Соответственно, лекарства зарубежного производства превалировали в стоимостном объеме рынка — 73 % по итогам месяца, и составляли 44 % в натуральном объеме рынка. Следует заметить, что по отношению к сентябрю 2014г. структура коммерческого рынка ЛП относительно происхождения представленных препаратов коренным образом не изменилась. На 1 % увеличилось присутствие лекарств отечественного производства на коммерческом рынке в стоимостном выражении, и на 2 % -в натуральном выражении. В сентябре 2015 года по отношению к сентябрю 2014 года объем реализованных через аптеки страны упаковок лекарств уменьшился на 14,8 %. Произошло это, в основном, за счет сокращения продаж упаковок лекарств зарубежного производства — объем реализованных упаковок импортных лекарств в сентябре 2015г снизился на 18,4 % по сравнению с августом 2014 г. Объем продаж отечественных ЛП уменьшился за тот же период на 11,7 %. За год сильнее подорожали лекарства зарубежного производства (на 18,2 % по сравнению с сентябрем 2014 года), средняя стоимость упаковки в сентябре 2015 года была равна 235,4 руб. Увеличение цены отечественных препаратов составило 16,8 %.

Таким образом, в результате проведенного конъюнктурного анализа развития фармацевтического рынка Российской Федерации в 2010–2015 годах, автором статьи было выявлено, что за анализируемый период наблюдались процессы, свидетельствующие о кластеризации фармацевтического рынка, наряду с ухудшением конъюнктуры фармацевтического рынка, связанной со снижением покупательной способности населения страны. Однако, для полного анализа конъюнктуры фармацевтического рынка важно рассмотреть еще динамику и структуру спроса и предложения. Основными параметрами, которые характеризуют развитие рынка, считается соотношения импортных и отечественных препаратов, аптечных и больничных продаж, и рецептурный и безрецептурный отпуск лекарственных средств. Изучение этих параметров будет являться главной задачей будущих исследований автора статьи.

Литература:

  1. Гранкина С. Ю. Использование контроллинга в системе управления организацией // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. — 2010. — № 1 (33). — С. 192–198.
  2. Евстратов А. В. Основные направления деятельности субъектов фармацевтического рынка Российской Федерации / А. В. Евстратов, В. С. Игнатьева // Экономика: теория и практика. — 2016. — № 1 (41). — С. 35–40.
  3. Евстратов А. В. Основные направления процесса импортозамещения на фармацевтическом рынке Российской Федерации / А. В. Евстратов, Г. А. Рябова // Вестник Самарского государственного экономического университета. — 2016. — № 1 (135). — С. 49–54.
  4. Евстратов А. В. Исследование процессов слияний и поглощений компаний на мировом фармацевтическом рынке / А. В. Евстратов // Вестник Самарского государственного экономического университета. — 2016. — № 3 (137). — С. 32–37.
  5. Евстратов А. В. Процесс импортозамещения на фармацевтическом рынке РФ: возможности и перспектива / А. В. Евстратов, Г. А. Рябова // Известия Волгоградского государственного технического университета. — 2016. — № 1 (180). — С. 64–69.
  6. Евстратов А. В. Структурные параметры развития фармацевтического рынка Российской Федерации: закономерности формирования и основные тенденции / А. В. Евстратов // Экономика: теория и практика. — 2014. — № 4 (36). — С. 39–46.
  7. Евстратов А. В. Основные субъекты фармацевтического рынка Российской Федерации и их роль в повышении эффективности его функционирования / А. В. Евстратов, В. С. Игнатьева // Вестник Самарского государственного экономического университета. — 2015. — № 9 (131). — С. 94–99.
  8. Евстратов А. В. Региональная специфика формирования фармацевтических кластеров в современной России / А. В. Евстратов // Известия Волгоградского государственного технического университета. — Волгоград, 2011. Т. 11. № 4 (77). — С. 210–215.
  9. Евстратов А. В. Структурные параметры фармацевтического рынка Российской Федерации в 2001–2014 годах: закономерности формирования и тенденции развития / А. В. Евстратов // Известия Волгоградского государственного технического университета. — 2015. — № 3 (158). — С. 31–43.
  10. Евстратов А. В. Слияния и поглощения компаний на мировом фармацевтическом рынке / А. В. Евстратов // Известия Волгоградского государственного технического университета. — Волгоград, 2010. Т. 10. № 13. — С. 135–138.
  11. Евстратов А. В. Стратегический маркетинг: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению «Экономика» и специальности «Мировая экономика» / Евстратов А. В., Абрамов С. А.; М-во образования и науки Российской Федерации; ВолгГТУ. — Волгоград, 2010. — 85 с.
  12. Косякова И. В. Интернационализация мировой экономики и реализация концепции устойчивого развития / И. В. Косякова // Проблемы экономики. — 2007. — № 1. — С. 146–152.
  13. Косякова И. В. Исследование современных принципов и тенденций развития менеджмента / И. В. Косякова, Г. И. Яковлев // Вестник Самарского государственного университета. — 2014. — № 6 (117). — С. 48–55.
  14. Кунев С. В. Формирование инвестиционной привлекательности фармацевтического производителя на основе инструментов маркетинга: системный подход / С. В. Кунев, Л. В. Кунева // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 1–1. — Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=17205.
  15. Кунев С. В. Проблемы и пути развития российской фармацевтической отрасли в условиях внешнеэкономических ограничений / С. В. Кунев, Л. В. Кунева // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 6. — Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=15317.
  16. Матвеева О. П. Управление ассортиментом товаров аптечной организации: маркетинговый аспект: монография / О. П. Матвеева, С. Ю. Шлячкова. — Белгород: Кооперативное образование. — 2007. — 211 с.
  17. Папанова С.Ю. Определение ключевых аспектов эффективного менеджмента аптечной организации в условиях серьезных преобразований российского фармацевтического рынка / С. Ю. Папанова // Белгородский экономический вестник. – 2015. — № 1(77). — С. 79–86.
  18. Пушкарев О. Н. Оптимизация структуры аптечной сети / О. Н. Пушкарев, А. В. Евстратов // Вестник экономики, права и социологии. — 2016. — № 1. — С. 62–66.
  19. Тюренков И. Н. Товаропроводящая система волгоградского фармацевтического рынка / И. Н. Тюренков, А. В. Евстратов // Новая Аптека. — 2003. — № 5. — С. 18.
  20. Чебыкина М. В. Конкурентная стратегия: этапы разработки, принципы формирования / М. В. Чебыкина // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: гуманитарные науки. — 2013. — № 9–10. — С. 78–79.
  21. Чебыкина М. В. Анализ современной модели конкуренции / М. В. Чебыкина // Известия высших учебных заведений. — 2013. — № 2 (16). — С. 90–94.
  22. Шлячкова С. Ю. Маркетинговые аспекты управления ассортиментом товаров аптечных организаций/ автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Белгородский университет потребительской кооперации. — Белгород. — 2007.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle