Механизм взаимодействия участников фармацевтического рынка Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №5 (85) март-1 2015 г.

Дата публикации: 24.02.2015

Статья просмотрена: 898 раз

Библиографическое описание:

Игнатьева В. С. Механизм взаимодействия участников фармацевтического рынка Российской Федерации // Молодой ученый. — 2015. — №5. — С. 269-272. — URL https://moluch.ru/archive/85/15880/ (дата обращения: 19.12.2018).

В статье рассмотрен механизм взаимодействия участников фармацевтического рынка, определены лидеры по производству лекарственных средств и изделий медицинского назначения, представлены крупнейшие фармацевтические дистрибьюторы, а также составлен рейтинг аптечных сетей.

Ключевые слова:фармацевтический рынок, производители ЛС и ИМН, дистрибьюторы, аптеки и больничные учреждения, государство.

 

Фармацевтический рынок может проявлять себя в форме экономических взаимоотношений между субъектами и объектами, связанных с обменом фармацевтических товаров и услуг, и формирующие основные элементы рынка — спрос, предложение и цена.

Субъекты фармацевтического рынка, по мнению автора данной статьи, целесообразно объединить в следующие подсистемы:

-          управления и регулирования — совокупность органов по координации и осуществлению контроля за фармацевтической деятельностью;

-          производства лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения и их распределения, в которую входят: производственные, оптовые и розничные предприятия;

-          подсистема фармацевтической информации, объединяющая специализированные информационно-аналитические издания, аналитические компании, базы данных и т. п.;

-          подсистема непрерывного фармацевтического образования;

-          профессиональных общественных организаций (ассоциаций, профсоюзов и т. д.);

-          подсистема потребления, представлена амбулаторными и стационарными пациентами.

Объектами фармацевтического рынка являются фармацевтические и парафармацевтические товары, услуги, идеи, статистические, информационные и данные маркетинговых исследований, потребности и предпочтения потребителей. [19]

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 1. Схема взаимодействия участников фармацевтического рынка.

 

В настоящее время на отечественном фармацевтическом рынке, по данным Росздравнадзора, работают порядка 1100 зарубежных производителей лекарственных препаратов и 460 отечественных фармацевтических предприятий. [11].

Среди российских производителей фармацевтической продукции необходимо выделить следующих лидеров:

Рис. 2. Показатели крупных фармацевтических компаний (в %) относительно лидера на фармацевтическом рынке Российской Федерации.

Составлено по данным: 2, с.27.

 

Российский фармацевтический рынок имеет большую зависимость от импорта готовых лекарственных препаратов, в том числе жизненно необходимых. Импортная продукция в стоимостном выражении занимает 3/4 фармацевтического рынка Российской Федерации. Импорт лекарственных средств на фармацевтическом рынке Российской Федерации осуществляют представительства иностранных компаний и дистрибьюторы. [12, с.33].

Рис. 3. Динамика структуры импорта (в %) ЛС на фармацевтическом рынке Российской Федерации 2010–2014 гг.

Источник данных: 17.

 

Фармацевтический дистрибьютор является промежуточным звеном в товаропроводящей цепочке фармацевтической продукции, фундаментальными задачами которого являются выстраивание договорных отношений с производителем, закупка и реализация лекарственных средств на максимально выгодных условиях с последующим оказанием маркетинговых и логистических услуг своим контрагентам. [6, с.360].

Рис. 4. Рейтинг дистрибьюторов по доле прямых поставок ЛС на фармацевтическом рынке Российской Федерации по итогам 2014 г.

Составлено по данным: 17.

 

Оптовые организации (дистрибьюторы) могут получать продукцию для оптовой продажи от предприятий-изготовителей или других оптовых организаций. Предприятия оптовой торговли могут продавать (передавать в распоряжение) ЛС другим предприятиям оптовой торговли, предприятиям-производителям для целей производства, аптечным организациям и учреждениям, физическим лицам, имеющим лицензию на занятие частной медициной практикой. [13].

На фармацевтическом рынке реализация лекарственных средств и изделий медицинского назначения осуществляется через аптеки, непосредственно совершая покупку ЛС или получая их по льготному рецепту, и через больничные учреждения. По данным о фармацевтической рынке количество аптечных учреждений в России на сегодняшний день достигает более 60 тысяч. Объем продаж через больничные учреждения составляет около 25 % от общего объема фармацевтического рынка Российской Федерации.

Таблица 1

Рейтинг аптечных сетей по доле на розничном коммерческом рынке 2014 г.

Рейтинг

Аптечная сеть

Расположение центрального офиса

Количество точек

Доля на рынке, %

1

Ригла

Москва

1122

3,1 %

2

A.V. E. Group (включая 36,6)

Москва

612

3,0 %

3

A5 Group

Москва

992

2,5 %

4

Имплюзия

Москва

374

2,4 %

5

Доктор Столетов (включая Озерки)

Самара

1386

2,0 %

6

Радуга (включая Первую Помощь)

Санкт-Петербург

794

2,0 %

7

Планета здоровья

Пермь

590

1,6 %

8

Фармаимпекс

Ижевск

534

1,5 %

9

ACHA

Москва

379

1,3 %

10

Фармленд

Уфа

470

1,2 %

Источник: составлено автором по материалам 14.

 

Государство медленно ужесточает контроль над обращением лекарственных средств, но все, же является активным игроком на фармацевтическом рынке, но не только в плане законодательного регулирования, но и как соинвестор происходящих процессов.

Государственное регулирование фармацевтического рынка в настоящее время обусловлено такими обстоятельствами, как слабая информированность населения по вопросам необходимого лечения, производство благ с положительными внешними эффектами и информационная асимметрия, связанная с рекламно-маркетинговой деятельностью фармацевтических компаний. При обеспечении некого уровня общественного здоровья, связанного с доступностью фармацевтических товаров и услуг широким слоям населения, единственным критерием для принятия решения должно являться состояние здоровья, вне зависимости от платежеспособного спроса. [1,c.167]

В результате проведенного исследования механизма взаимодействия участников фармацевтического рынка, необходимо сделать вывод о том, что особенность его функционирования заключается во взаимосвязи экономической и социальной сфер обществ, которая обусловлена социальной значимостью фармацевтического рынка. Таким образом, современный фармацевтический рынок представляет сложное многоуровневое образование с высокими темпами ежегодного роста производства, объемов реализации и уровнем рентабельности от производственной и распределительной деятельности его участников.

 

Литература:

 

1.         Белецкий Д. И. Совершенствование современного фармацевтического рынка в России: социальный аспект // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 26 (164).Экономика. Вып. 22. С. 167–168.

2.         Горлов В. В. Состояние фармацевтического рынка России и показатели эффективности производственной деятельности фармацевтических организаций / В. В. Горлов // Финансовая аналитика: проблемы и решения. — 2013. — № 7 (145). — С. 22–27. — 0,75 п.л

3.         Джинджолия, А. Ф. Международный маркетинг: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению «Экономика» и специальности «Мировая экономика» / А. Ф. Джинджолия, А. В. Евстратов; М-во образования и науки Российской Федерации; Волгоградский гос. технический ун-т. Волгоград, 2011.

4.         Евстратов, А. В. Структурные параметры развития фармацевтического рынка Российской Федерации: закономерности формирования и основные тенденции / А. В. Евстратов // Экономика: теория и практика. — 2014. — № 4 (36). — С. 39–46.

5.         Евстратов, А. В. Основные тенденции слияний и поглощений на фармацевтическом рынке / А. В. Евстратов // Вестник филиала ВЗФЭИ в г. Волгограде. — 2010. –№ 7. — С. 38.

6.         Евстратов, А. В. Динамика основных структурных параметров развития фармацевтического рынка Российской Федерации: тенденции и перспективы / А. В. Евстратов, В. С. Игнатьева // Молодой ученый. — 2014. — № 18. С.357–361.

7.         Евстратов, А. В. Основные тенденции и перспективы развития фармацевтического рынка Российской Федерации / А. В. Евстратов, Г. А. Рябова // Молодой ученый. — 2014. — № 19. С.299–304.

8.         Евстратов, А. В. Основные направления и формы организации маркетинговой деятельности на региональном фармацевтическом рынке: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.05 / А. В. Евстратов. — Волгоград, 2005.

9.         Евстратов, А. В. Основные направления и формы организации маркетинговой деятельности на региональном фармацевтическом рынке: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.05 / А. В. Евстратов. — Волгоград, 2005.

10.     Евстратов, А. В. Стратегический маркетинг: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению «Экономика» и специальности «Мировая экономика» / Евстратов А. В., Абрамов С. А.; М-во образования и науки Российской Федерации; Волгоградский гос. технический ун-т. Волгоград, 2010.

11.     Институты, меняющие бизнес-среду: ассоциации фармацевтических производителей [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.remedium.ru/section/ detail.php?ID=52713&SHOWALL_1=1–Загл. с экрана.

12.     Мартынюк, О.В. Особенности развития дистрибьюции на фармацевтическом рынке Российской Федерации / О. В. Мартынюк, А. В. Евстратов // Международный научно-исследовательский журнал. — 2014. — № 5–2 (24). — С. 32–35.

13.     Порядок организация деятельности оптовых фармацевтических предприятий [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://reftrend.ru/788780.html –Загл. с экрана.

14.     Рейтинг аптечных сетей России [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.rncph.com/news/20_11_2014 –Загл. с экрана.

15.     Рябова, Г. А. Регулирование деятельности отечественных и зарубежных компаний на фармацевтическом рынке в РФ / Г. А. Рябова, А. В. Евстратов // Международный научно-исследовательский журнал. — 2014. — № 3–3 (22). — С. 64–66.

16.     Рябова, Г. А. Анализ фармацевтического рынка Российской Федерации / Рябова Г. А., Евстратов А. В. // Международный научно-исследовательский журнала. — 2014. — № 5–2 (24). — С. 47–49.

17.     Ситуация в сфере фармацевтической дистрибуции, PharmLogic 2014 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.rncph.com/news/19_11_2014–Загл. с экрана.

18.     Тюренков, И. Н. Товаропроводящая система волгоградского фармацевтического рынка / И. Н. Тюренков, А. В. Евстратов // Новая Аптека. — 2003. — № 5. — С. 18.

19.     Фармацевтический рынок [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://buymore.pro/article/promyshlennost/125/farmacevticheskij-rynok–Загл. с экрана.

20.     Evstratov, A. V. Mergers and acquisitions of companies in the global pharmaceutical market in 1999–2012 / A. V. Evstratov // World Applied Sciences Journal. — 2014. — № 32 (7). — pp 1400–1403.

Основные термины (генерируются автоматически): фармацевтический рынок, Российская Федерация, москва, медицинское назначение, фармацевтическая продукция, средство, оптовая торговля, механизм взаимодействия участников, данные, ACHA.


Ключевые слова

государство., фармацевтический рынок, производители ЛС и ИМН, дистрибьюторы, аптеки и больничные учреждения

Похожие статьи

Взаимодействие элементов инфраструктуры...

Фармацевтический рынок является сферой обращения лекарственных средств и изделий

Механизм взаимодействия участников фармацевтического рынка Российской Федерации. Стратегия развития фармацевтического рынка Российской Федерации.

Анализ механизмов государственного регулирования основных...

фармацевтический рынок, фармацевтическая продукция, средство, Российская Федерация, государственное регулирование, государственная регистрация, лекарственный препарат...

Государственное регулирование деятельности субъектов...

фармацевтический рынок, государственная регистрация, средство, GMP, фармацевтическая продукция, Российская Федерация, государственное регулирование, препарат, контроль качества, социальная значимость.

Основные тенденции и перспективы развития...

фармацевтический рынок, Российская Федерация, средство, медицинское назначение, стоимостное выражение, GMP, рынок, фармацевтический бизнес, социальная значимость, лекарственное обеспечение.

Стратегия развития фармацевтического рынка Российской...

фармацевтический рынок, Российская Федерация, фармацевтическая промышленность, фармацевтическая продукция, развитие, средство, Россия, производитель, GMP, медицинское назначение.

Анализ структурных параметров развития фармацевтического...

Таким образом, данные представленные на рис.2 свидетельствуют о сильной зависимости фармрынка РФ от импортных поставок ЛС.

Основные термины (генерируются автоматически): фармацевтический рынок, Российская Федерация, РФ, уровень концентрации...

Формирование структуры фармацевтического рынка...

Основные термины (генерируются автоматически): фармацевтический рынок, Российская Федерация, медицинское назначение, мировой

Анализ механизмов государственного регулирования основных субъектов фармацевтического рынка Российской Федерации.

Динамика основных структурных параметров развития...

фармацевтический рынок, Российская Федерация, средство, медицинское назначение, лекарственный препарат, Источник данных, стоимостное выражение, социальная значимость, медицинский представитель...

Формирование и развитие аптечных сетей на фармацевтическом...

Аптечный и фармацевтический рынок как система взаимодействия производства и потребления должна удовлетворять потребности

Позиционирование лекарственных средств и его специфика на фармацевтическом рынке Российской Федерации.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Взаимодействие элементов инфраструктуры...

Фармацевтический рынок является сферой обращения лекарственных средств и изделий

Механизм взаимодействия участников фармацевтического рынка Российской Федерации. Стратегия развития фармацевтического рынка Российской Федерации.

Анализ механизмов государственного регулирования основных...

фармацевтический рынок, фармацевтическая продукция, средство, Российская Федерация, государственное регулирование, государственная регистрация, лекарственный препарат...

Государственное регулирование деятельности субъектов...

фармацевтический рынок, государственная регистрация, средство, GMP, фармацевтическая продукция, Российская Федерация, государственное регулирование, препарат, контроль качества, социальная значимость.

Основные тенденции и перспективы развития...

фармацевтический рынок, Российская Федерация, средство, медицинское назначение, стоимостное выражение, GMP, рынок, фармацевтический бизнес, социальная значимость, лекарственное обеспечение.

Стратегия развития фармацевтического рынка Российской...

фармацевтический рынок, Российская Федерация, фармацевтическая промышленность, фармацевтическая продукция, развитие, средство, Россия, производитель, GMP, медицинское назначение.

Анализ структурных параметров развития фармацевтического...

Таким образом, данные представленные на рис.2 свидетельствуют о сильной зависимости фармрынка РФ от импортных поставок ЛС.

Основные термины (генерируются автоматически): фармацевтический рынок, Российская Федерация, РФ, уровень концентрации...

Формирование структуры фармацевтического рынка...

Основные термины (генерируются автоматически): фармацевтический рынок, Российская Федерация, медицинское назначение, мировой

Анализ механизмов государственного регулирования основных субъектов фармацевтического рынка Российской Федерации.

Динамика основных структурных параметров развития...

фармацевтический рынок, Российская Федерация, средство, медицинское назначение, лекарственный препарат, Источник данных, стоимостное выражение, социальная значимость, медицинский представитель...

Формирование и развитие аптечных сетей на фармацевтическом...

Аптечный и фармацевтический рынок как система взаимодействия производства и потребления должна удовлетворять потребности

Позиционирование лекарственных средств и его специфика на фармацевтическом рынке Российской Федерации.

Задать вопрос