Факторы конкурентоспособности предпринимательских структур | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в

международная научная конференция «Проблемы и перспективы экономики и управления» (Санкт-Петербург, апрель 2012)

Статья просмотрена: 1799 раз

Библиографическое описание:

Иванова, И. В. Факторы конкурентоспособности предпринимательских структур / И. В. Иванова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2012 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 175-178. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/15/2110/ (дата обращения: 26.04.2024).


В статье дано представление о конкурентоспособности и рассмотрены уровни конкурентоспособности предпринимательской структуры. Изучены факторы по сте­пени влияния на уровень конкурентоспособности предпринимательской струк­туры. В зависимости от факторов, используемых для повыше­ния конкурентного статуса предпринимательских структур, определены основные направления по повышению ее конкурентоспособности.

Достижение устойчивого развития российских предпринимательских структур в условиях изменяющейся среды является одной из наиболее актуальных проблем текущей экономической политики государства: от успеха ее решения зависит положение страны в мировой экономической системе. Однако необходимо отметить, что основой данного процесса является человеческий фактор, выступающий как устойчивый элемент роста производства, производительности труда, эффективности функционирования и конкурентоспособности предприятий. Под воздействием научно-технического прогресса, интеллектуализации практически всех сфер хозяйствования возрастает значение работника как личности со всем спектром её характеристик. С этими изменениями, в том числе формированием новых потребностей и ценностных установок человека, руководству организаций, работодателям приходится считаться, учитывать их при формировании трудовых отношений, мотивационных механизмов активизации труда на предприятии. Всё это предполагает серьёзное исследование внутренних ресурсов предприятий, сложившегося в них механизма мотивации труда, а также разработку новых подходов к его совершенствованию и развитию, учитывающих все аспекты человеческого фактора [8, с. 59].

За период рыночных преобразований в сфере труда произошли кардинальные изменения: ликвидировано принуждение к труду, созданы альтернативные места трудоустройства для населения, развито трудовое законодательство, сформирована инфраструктура рынка труда, разработаны механизмы социальной защиты работников, обеспечены государственные гарантии реализации их прав. В целом сложившиеся макроэкономические условия для развития трудовой активности населения следует признать как благоприятные. Однако степень этой активности не отвечает поставленной государством задаче построения инновационной экономики. На микроэкономическом уровне развитие персонала по-прежнему рассматривается не целью, а средством решения экономических задач. Во многом это обусловлено недооценкой роли мотивационного развития персонала, несовершенством инструментов воздействия на это развитие, снижающих эффективность управления предпринимательскими структурами при реализации управленческой функции мотивации.

В условиях относительно стабильного и планомерного развития обеспе­чение конкурентоспособности предпринимательских структур происходит как за счет внешних факторов, обусловленных отношениями с потребителями и конкурентами на рынке (цена, качество товара, уровень обслуживания, имидж предприятия, доля на рынке), так и за счет внутренних возможностей (совокуп­ность инвестиционного, кадрового, производственного и иных видов потенциа­лов), среди которых первостепенное значение имеет финансовое обеспечение предпринимательской деятельности, реализуемое на основе разработки финан­совой политики предпринимательской структуры [2, c. 145].

Для того, чтобы более полно осветить сущность конкурентоспособности предприятия, на наш взгляд, необходимо дать представление о конкурентоспособности.

Конкурентоспособность - это свойство объекта, характеризующееся сте­пенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потреб­ности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конку­ренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке [1, c. 187].


В рыночной экономике понятие конкурентоспособности является базо­вым для любого предприятия и должна рассматриваться на уровне предприни­мательской структуры, уровне производства и уровне продукции (рис. 1) [5, c. 149].


Рис. 1. Уровни конкурентоспособности предпринимательской структуры


Исследование показало, что разные факторы конкурентоспособности по разному влияют на уровень конкурентной борьбы, осуществляемой предпри­нимательской структурой. Причем важное место занимают факторы внешней составляющей конкурентоспособности, поскольку именно они предопределяют уровень потребительского отношения к предприятию и его продукции и уровень конкурентной борьбы на рынке. Другая группа факторов больше влияют на внутреннюю среду предпринимательской структуры, позволяя через них управлять конкурентоспособностью предпринимательской структуры в целом.

Данная зависимость потребовала систематизации этих факторов по сте­пени влияния на уровень конкурентоспособности предпринимательской струк­туры (табл.1.) [5, c. 210].

Таблица 1

Факторы по сте­пени влияния на уровень конкурентоспособности предпринимательской струк­туры


Среда существования факторов

Виды факторов

Факторы

Внешняя среда

Отношение с потребителями

Цена, качество, бренд, сервис, рас­пространенность, маркетинг



Отношение с конкурентами

Доля рынка, географический охват, участие на фондовом рынке



Отношение с государством

Поддержка государства, уровень лоббирования

Внутренняя среда

Предопределяющие конку­рентное преимущество

Технологии, инновации, уровень затрат



Обеспечивающие конку­рентное преимущество

Управление финансами, кадровое обеспечение, управление активами


Из этого следует вывод о том, что влияние тех или иных факторов на уровень конкурентоспособности во многом зависит от особенностей предпри­нимательской структуры, уровня конкуренции на рынке, условий функциони­рования и финансовых возможностей организации.

Экономический кризис ухудшил финансовое положение многих пред­принимательских структур, что привело к падению их доходов и как следствие - снижение конкурентоспособности.

Конкурентное преимущество предпринимательских структур определяется совокупностью внутрисистемных, системных и внешне системных факторов. Каждая из указан­ных совокупностей является значимой для формирования конкурентного пре­имущества и его конкурентоспособности. В то же время конкурентное пре­имущество определяется целевыми факторами, их структурой и пропорциями, организацией эффективного использования факторов и условий развития предпринимательских структур, скоростью создания, совершенствования и обновления, степенью развитости и специализированности факторов [4, c. 325].

Таким образом, в зависимости от факторов, используемых для повыше­ния конкурентного статуса предпринимательских структур, будут определены и основные направления по повышению ее конкурентоспособности. В общем виде указанные направления приведены ниже (табл.2.) [3, c. 59].

Таблица 2

Направления повышения конкурентоспособности предпринимательской структуры

№ п/п

Направления

Направление мероприятий

Мероприятия

1.

Реализация органи­зационных возмож­ностей

Внутриорганизационное

1. Совершенствование организацион­ной структуры

2. Реинжиниринг бизнес-процессов

Интеграция

1. Создание интегрированных струк­тур на уровне отрасли

2. Расширение сфер деятельности в соответствии с производственными возможностями

Новая структура соб­ственности

1. Выход предпринимательской структуры на рынок ценных бу­маг (эмиссия ценных бумаг)


2.

Реализация рыноч­ной ситуации за счет маркетингового по­тенциала

Повышение доли рынка

1. Повышение качества реализуемого товара

2. Гибкая ценовая политика


Повышение эффектив­ности работы маркетин­гового отдела

1. Поиск новых сбытовых каналов

2. Удержание старых клиентов

3. Мониторинг деятельности конку­рентов

3.

Реализация произ­водственно-технологического потенциала

Производственное пе­ревооружение

1. Модернизация и техническое пере­вооружение

2. Диверсификация производства

Инновации

1. Поддержка инновационных про­цессов

2. Разработка и осуществление НИ-ОКР


4.

Реализация финан­сово-

экономического по­тенциала

Взаимодействие с го­сударством

1. Отношения по отдельным видам налогов и сборов

2. Ресурсное обеспечение за счет средств федерального и местных бюджетов

Инвестиции

1. Стимулирование инвесторов и лизинговых компаний

2. Привлечение капитала для рас­ширения деятельности предпри­нимательской структуры

3. Эмиссия ценных бумаг

5.

Реализация возмож­ностей персонала

Научная основа труда

1. Совершенствование системы пла­нирования подготовки и закрепле­ния рабочих, инженерных, науч­ных и административных кадров, а также переподготовки кадров

Стимулирование

1. Повышение инициативности ра­ботников

2. Материальное стимулирование


Большая часть указанных направлений определяет основные способы по­вышения уровня конкурентоспособности и достаточно изучена отечественными и зарубежными учеными. Однако в условиях экономического кризиса перво­степенное значение имеют такие способы ведения деятельности, которые обес­печивают предпринимательской структуре приток ликвидных средств.

Таким образом, можно выделить ряд направлений, способствующих дос­тижению вышепоставленной цели. Данные направления выделены жирным курсивом в табл. 2. Тем не менее, анализ указных направлений показал, что в литературе недостаточно полное внимание уделяется вопросам финансового обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур.

Внутренние механизмы финансовой стабилизации должны обеспечить реализацию срочных мер по возобновлению платежеспособности и восстанов­лению финансовой устойчивости предпринимательских структур за счет внутренних резервов. Эти меха­низмы должны быть основаны на последовательном использовании определен­ных моделей управленческих решений, выбираемых в соответствии со специ­фикой хозяйственной деятельности ПС и масштабами кризисных явлений в его развитии [7, c. 190].

По результатам проведенного исследования можно сделать ряд следую­щих выводов.

Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конку­ренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке и определя­ется внешней и внутренней составляющими. При этом приоритетное значение должно уделяться факторам внутренней составляющей, поскольку они отража­ют реализацию внутреннего потенциала предпринимательской структуры, по­зволяя через него управлять конкурентоспособностью организации в целом.

Антикризисная финансовая политика предполагает анализ возможных источников получения финансовых средств и ориентирована на привлечение предпринимательской структурой в краткосрочном периоде времени необхо­димых финансовых ресурсов для обеспечения её финансовой стабилизации. Обеспечение предпринимательской структуры необходимыми финансовыми ресурсами приведет к увеличению её внутреннего потенциала, что в свою оче­редь, позволит увеличить силу отдельных факторов конкурентоспособности и как следствие повысить общую конкурентоспособность предпринимательской структуры в целом [6, c. 693].


Литература:

1. Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2007. – 272.

2. Галанова И.В. Экономико-организационные проблемы оценки эффек­тивности результатов финансового менеджмента предпринимательских структур // Вестник Политехнического государственного университета (экономические науки). - №3, 2008.

3. Кротков А. М. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки // Маркетинг в России и за рубежом. - 2007. - № 6. - С. 59 - 68.

4. Мазилкина Е. И., Паничкина Т. Г. Управление конку­рентоспособностью. - М: Изд-во «Омега-Л», 2007. - 325 с.

5. Мухаметзянов И.И. Методологические основы формирования стратегии поэтапного создания предпринимательских структур//Современные проблемы экономики, социологии и права: Сб. науч. ст. асп. СПбГИЭУ. Вып. 6 - СПб.: СПбГИЭУ, 2009.

6. Предпринимательское право Российской Федерации /Под. ред. Е. П. Губина, П. Г. Лахно. - М.: Инфра-М, 2010. - 1008с.

7. Степанов Л. В. Конкурентоспособность предприятия в условиях рынка. - Воронеж: Научная книга, 2010. - 203 с.

8. Трегубова Р.Д. Мотивация и стимулирование труда как метод внутриорганизационного поведения // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие).- 2011.- № 7.


Основные термины (генерируются автоматически): предпринимательская структура, уровень конкурентоспособности, конкурентное преимущество, конкурентоспособность, структура, рынок, внутренний потенциал, внутренняя среда, конкурентная борьба, конкурентный статус.

Похожие статьи

Конкурентный потенциал предприятия с позиции ресурсной...

Конкурентный потенциал как категория конкуренции и объект... В работах Р. Фахрутдинова внутренние конкурентные преимущества предприятия делятся на шесть групп: структурные, ресурсные, технические, управленческие, рыночные...

Основные стратегии повышения конкурентоспособности...

конкуренция, конкурентоспособность, конкурентные преимущества, стратегия, виды стратегий.

HHI, стратегический маркетинг, рынок, маркетинговая стратегия, конкурентное преимущество, конкурентоспособность предприятия, предприятие, преимущество...

Влияние стратегического маркетинга на конкурентоспособность...

Ключевые слова: конкурентная стратегия, конкурентоспособность предприятия, конкурентное преимущество, конкурентный потенциал. Маркетинговые инструменты в процессе совершенствования...

Факторы конкурентоспособности российских предприятий

конкурентоспособность предприятия, выпускаемая продукция, фирма, повышение конкурентоспособности предприятия, повышение конкурентоспособности, Россия, мировой рынок, конкурентное преимущество... Логистика как фактор повышения...

Стратегия повышения конкурентоспособности предприятия...

Основой эффективной конкурентной стратегии субъектов предпринимательства выступают наличие знаний и достоверной информации о структуре рынка, характере конкуренции на нем, оценка внутреннего потенциала компании и определение направлений достижения...

Дискуссионные вопросы о сущности конкурентоспособности...

конкурентный потенциал, конкуренция, конкурентоспособность предприятия, конкурентное преимущество, конкурентоспособность товара.

конкурентоспособность предприятия, внешняя среда, товар, предприятие, высокий уровень конкуренции, внутреннее окружение...

Обеспечение конкурентоспособности предприятия

Основные термины (генерируются автоматически): конкурентоспособность предприятия, внешняя среда, товар, предприятие, высокий уровень конкуренции, внутреннее окружение, рабочий

Параметры оценки конкурентоспособности розничной торговой... - внешняя среда.

Проблемы повышения конкурентоспособности предприятия

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, конкурентоспособность предприятия. Конкуренция — это одна из самых

Оценка степени конкурентоспособности, т. е. выявление характера конкурентного преимущества фирмы по сравнению с другими...

Сущность и функции конкурентного потенциала на предприятии

Ключевые слова: конкуренция, конкурентный потенциал, конкурентоспособность, конкурентные позиции, конкурентный статус, конкурентные преимущества, объект управления.

Похожие статьи

Конкурентный потенциал предприятия с позиции ресурсной...

Конкурентный потенциал как категория конкуренции и объект... В работах Р. Фахрутдинова внутренние конкурентные преимущества предприятия делятся на шесть групп: структурные, ресурсные, технические, управленческие, рыночные...

Основные стратегии повышения конкурентоспособности...

конкуренция, конкурентоспособность, конкурентные преимущества, стратегия, виды стратегий.

HHI, стратегический маркетинг, рынок, маркетинговая стратегия, конкурентное преимущество, конкурентоспособность предприятия, предприятие, преимущество...

Влияние стратегического маркетинга на конкурентоспособность...

Ключевые слова: конкурентная стратегия, конкурентоспособность предприятия, конкурентное преимущество, конкурентный потенциал. Маркетинговые инструменты в процессе совершенствования...

Факторы конкурентоспособности российских предприятий

конкурентоспособность предприятия, выпускаемая продукция, фирма, повышение конкурентоспособности предприятия, повышение конкурентоспособности, Россия, мировой рынок, конкурентное преимущество... Логистика как фактор повышения...

Стратегия повышения конкурентоспособности предприятия...

Основой эффективной конкурентной стратегии субъектов предпринимательства выступают наличие знаний и достоверной информации о структуре рынка, характере конкуренции на нем, оценка внутреннего потенциала компании и определение направлений достижения...

Дискуссионные вопросы о сущности конкурентоспособности...

конкурентный потенциал, конкуренция, конкурентоспособность предприятия, конкурентное преимущество, конкурентоспособность товара.

конкурентоспособность предприятия, внешняя среда, товар, предприятие, высокий уровень конкуренции, внутреннее окружение...

Обеспечение конкурентоспособности предприятия

Основные термины (генерируются автоматически): конкурентоспособность предприятия, внешняя среда, товар, предприятие, высокий уровень конкуренции, внутреннее окружение, рабочий

Параметры оценки конкурентоспособности розничной торговой... - внешняя среда.

Проблемы повышения конкурентоспособности предприятия

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, конкурентоспособность предприятия. Конкуренция — это одна из самых

Оценка степени конкурентоспособности, т. е. выявление характера конкурентного преимущества фирмы по сравнению с другими...

Сущность и функции конкурентного потенциала на предприятии

Ключевые слова: конкуренция, конкурентный потенциал, конкурентоспособность, конкурентные позиции, конкурентный статус, конкурентные преимущества, объект управления.