Библиографическое описание:

Лепешкина М. Н. Эволюция понятия «экономическая безопасность» в США, Западной Европе и России [Текст] // Экономическая наука и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 7-9.

Понятие «экономическая безопасность» впервые было введено в употребление в связи с введением другого термина «национальная безопасность».

Концепция национальной безопасности как философии достижения устойчивого состояния государства, связана с событиями, именуемыми в истории как Вестфальский мир, в ходе которых концепция суверенного государства, управляемого независимым правителем, стал основной нового международного порядка в национальных государствах. [1, с.346]

Самые ранние упоминания о концепции национальной безопасности относятся к 1790 году и были сделаны в Йельском университете. Исторически понятие национальная безопасность включало в себя политическую, военную и экономическую сферы.

В 1934 году в США был создан первый Комитет по экономической безопасности, основной целью функционирования которого была стабилизация социальной обстановки в государстве.

Концепция национальной безопасности стала официальным основополагающим принципом международной политики в Соединенных Штатах в 1947 году, когда 26 июля 1947 года президентом Гарри Труманом был подписан Акт о Национальной безопасности [2, с.5]. Во время нахождения на посту президента Соединенных Штатов Билл Клинтон создал Национальный экономический комитет для разработки и проведения мер по поддержанию национальной экономической безопасности.

Однако полноценная научная категория экономической безопасности, как части национальной безопасности, в США так и не сформировалась.

Несколько иная ситуация с экономической безопасностью сложилась в Европейском Союзе.

Термин экономическая безопасность имеет два значения в европейском союзе. Первое значение относится к позиции Европейского союза в мировой экономической системе. На официальном сайте Европейского союза Europa.eu собраны различные ссылки на ресурсы, связанные с экономическими целями Европейского союза и их интерпретации термина экономическая безопасность. Европейский союз отмечает важность европейской интеграции в конкурентном процессе глобализации мировой экономики. Государства Европы исторически имеют меньшее количество ресурсов и трудоспособного населения по сравнению с другими развитыми странами, такими как, например, Соединенные штаты Америки.

Крупнейшей официальной организацией, занимающейся комплексными вопросами безопасности в Европе является ОБСЕ (англ. OSCE, Organization for Security and Co-operation in Europe, фр. Organisation pour la sécurité et la cooperation en Europe) — Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, крупнейшая в мире региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности. Она объединяет 56 стран, расположенных в Северной Америке, Европе и Центральной Азии.

«Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе» было созвано по инициативе СССР и социалистических государств Европы как постоянно действующий международный форум представителей 33 европейских государств, а также США и Канады для выработки мер уменьшения военного противостояния и укрепления безопасности в Европе.

Совещание проводилось в три этапа с 1973 по 1975 годы и завершилось подписанием Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинкские соглашения).

В последствии с 1977 по 2010 годы проводилось еще ряд встреч в результате которых были подписаны такие документы, как: Парижская хартия для новой Европы (провозгласившая окончание холодной войны), заключён Договор об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ), принята совместная декларация 22 государств (членов НАТО и ОВД), Хартия европейской безопасности, соглашение об адаптации ДОВСЕ, итоговая Политическая декларация и модернизированный Венский документ по мерам доверия как основа для дальнейшей работы.

Все государства-участники ОБСЕ обладают равным статусом. Решения принимаются на основе консенсуса. Решения не носят юридически обязательного характера, но имеют большое политическое значение.

В Российской Федерации официальное определение понятия «безопасность» законодательно закреплено в Законе РФ «О безопасности». В данном документе безопасность определяется как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз»1. Под жизненно важными интересами в Законе определены «совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивать существование и возможности прогрессивного развития личности, общества, государства».

Согласно Закону, к числу субъектов безопасности относятся и «иные организации», в данное определение попадают и банки, которые наделены правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности.

Вопросы безопасности хозяйствующих субъектов затрагиваются также и в Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации(одобрена Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608).

В новейшем официальном документе, освящающем вопросы безопасности, «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» [3] приводится следующее определение национальной безопасности как «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качества и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства».

Основные положения Государственной стратегии экономической безопасности основаны на предположении что ее реализация должна создать не только необходимые условия для достижения общих целей национальной безопасности и обеспечить не только эффективное решение основных задач, исходя из национальных интересов страны, но и обеспечить защиту гражданских прав населения, повышение уровня жизни, а также оказывать активное влияние на мировые процессы, затрагивающие интересы России.

Экономическая безопасность также имеет и внешнеэкономическую направленность, которая заключается в устойчивом развитии страны при условии ее интеграции в международные хозяйственные связи, обеспечения независимости Российской Федерации от зарубежных стран.

Согласно Стратегии объектами экономической безопасности Российской Федерации являются «личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений при государственном регулировании экономической деятельности».

Важным вопросом является оценка состояния экономической безопасности. Исходя из содержания стратегии, оценка состояния экономической безопасности осуществляется исходя из характеристик внешних и внутренних угроз как совокупности условий и факторов, которые создают потенциальную опасность для жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства, а также выявления и комплексного мониторинга факторов, которые могут подорвать устойчивость социально экономической системы государства.

Необходимые для мониторинга факторы выбираются исходя из критериев, характеризующих национальные интересы страны в экономической сфере.

Состояние положения дел в экономике и отражением эффективности экономической политики государства служат индикаторы экономической безопасности.

Несмотря на наличие широкого круга различных показателей, характеризующих всевозможные аспекты функционирования такой сложной системы как экономика, представителями экономической науки признано целесообразным использовать некоторый набор показателей.

Авторитетный ученый в области экономической безопасности, руководитель секции макроэкономики и социального рыночного хозяйства РАН, д.э.н., проф. В. К Сенчагов рассматривает этот подход как «методологию индикативной системы безопасности». Когда «из примерно 150 индикаторов, характеризующих экономическую безопасность, производится отбор такой совокупности, которая обладает особой чувствительностью к сбоям в жизнеобеспечивающих системах экономики: макропропорции, инвестиционная и инновационная деятельность, финансово банковская, социальная и внешнеэкономическая сферы. В течение многих лет мы использовали 19 индикаторов, а в связи с финансовым кризисом 2008 г. перечень их расширился до 32, включив в их число ряд финансовых и социальных индикаторов».[4]

К традиционным 19 индикаторам относятся:

  • объем валового внутреннего продукта (ВВП);

  • доля в ВВП инвестиций в основной капитал;

  • доля в ВВП расходов на оборону;

  • доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции;

  • доля машиностроения и металлообработки в промышленном производстве;

  • доля во всем населении лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума;

  • отношение доходов 10% наиболее обеспеченного к доходам 10% наименее обеспеченного населения;

  • уровень безработицы;

  • уровень монетизации;

  • внешний долг;

  • внутренний долг;

  • доля расходов на обслуживание госдолга в общем объеме расходов федерального бюджета;

  • дефицит федерального бюджета;

  • уровень инфляции;

  • объем золотовалютных резервов;

  • отношение выплат по внешнему долгу к объему годового экспорта;

  • валовой сбор зерна;

  • доля продовольствия, поступившего по импорту, в общем объеме продовольственных ресурсов.

Отклонения от рекомендованных значений приведенных выше индикаторов указывает на опасность перерастания отдельных угроз в системный кризис, который может привести к дестабилизации экономики страны.

Проанализировав различные определения понятия «экономическая безопасность», приводимые в официальных документах, можно обоснованно утверждать, что в большей части они акцентируются на общих интересах государства, не уделяя достаточного внимания трактовке экономической безопасности применительно к интересам субъектов экономических отношений.

Единого взгляда на понятие «экономическая безопасность» нет и среди экономистов.

Например, Л.И. Абалкин рассматривает экономическую безопасность как совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию.[5,c.5]

В ряде работ экономическая безопасность рассматривается как совокупность условий, как внутренней, так и внешней среды системы, способствующих поступательному росту национальной экономики, ее способности удовлетворять потребности, как общества в целом, так и отдельных индивидов, обеспечивать конкурентоспособность и гарантировать защищенность от угроз и потерь.

Таким образом, экономическая безопасность понимается как важная характеристика экономической системы, способная поддерживать полноценные условия жизнедеятельности устойчивое развитие народного хозяйства. Однако такой подход нельзя признать исчерпывающим, поскольку понятие «экономическая безопасность» должно рассматриваться шире и включать также параметры общественной, государственной деятельности. Одновременно экономическая безопасность предполагает деятельность по защите экономики страны в целом от нежелательных воздействий, которые могут привести к нанесению ущерба.


Литература:

  1. MacFarlane, S. Neil; Yuen FoongKhong (2006). S. Neil, MacFarlane; Yuen FoongKhong. eds. Human security and the UN: a critical history. United Nations intellectual history project (illustrated ed.). Indiana University Press. ISBN 9780253218391. Retrieved 23 September 2010.
  2. Maier, Charles S.Peace and security for the 1990s.Unpublished paper for the MacArthur Fellowship Program, Social Science Research Council, 12 Jun 1990. AsquotedinRomm 1993.
  3. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года утверждена  указом Президента  Российской Федерации  от 12 мая 2009 г. № 537
  4. Экономическая безопасность России В.К. Сенчагов о вызовах времени и индикативной системе безопасности http://raen.info/tmp/academy/faces/document2576.shtml
  5. Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение// Вопросы экономики. – 1994. - №12

1 Закон РФ от 05.03.1992 «2446-1 «О безопасности»

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle