Библиографическое описание:

Федяев А. А., Федяева Е. М. К вопросу о развитии современных ERP-систем // Молодой ученый. — 2015. — №17. — С. 26-30.

Современные предприятия и фирмы представляют собой сложные организационные системы, отдельными составляющими которых являются основные и оборотные фонды, трудовые и материальные ресурсы, постоянно изменяющиеся и находящиеся в сложном взаимодействии друг с другом. Функционирование предприятий и организаций различного типа в условиях рыночной экономики поставило новые задачи по совершенствованию управленческой деятельности на основе комплексной автоматизации управления всеми производственными и технологическими процессами, а также трудовыми ресурсами.

Рыночная экономика приводит к возрастанию объема и усложнению задач, решаемых в области организации производства, процессов планирования и анализа, финансовой работы, связей с поставщиками и потребителями продукции, оперативное управление которыми невозможно без организации современной автоматизированной информационной системы.

Для современных предприятий и организаций вопрос оптимизации ресурсов стоит на первом плане, на помощь приходит информатизация всех процессов. Компания Gartner (исследовательская и консалтинговая компания, специализирующаяся на рынках информационных технологий) предложила концепцию ERP-систем (англ. Enterprise Resource Planning — планирование ресурсов предприятия) для оперативного управления и оптимизации всех процессов предприятия или организации.

Концепция ERP-систем строится на идеологии систем классов MRP и MRP-II. Система класса MRP (англ. Material Requirements Planning — планирование потребности в материалах), разработка теории которых осуществлялась с начала 60 годов, в настоящее время присутствуют практически во всех интегрированных информационных системах управления предприятием, [1] позволяющая оптимально регулировать поставки комплектующих в производственный процесс, контролируя запасы на складе и саму технологию производства. Система класса MRP основана на планировании материальных потребностей как небольшого отдела, так и предприятия в целом.

Главной задачей MRP является обеспечение гарантии наличия необходимого количества требуемых материалов или комплектующих в любой момент времени в рамках срока планирования производства, наряду с возможным уменьшением постоянных запасов, а, следовательно, разгрузкой склада. Иными словами, основная идея MRP систем состоит в том, что любая учетная единица материалов или комплектующих, необходимых для производства изделия, должна быть в наличии в нужное время и в нужном количестве.

Ввиду замкнутости цикла MRP-система была пересмотрена и модифицирована в систему планирования производственных ресурсов, которая получила название MRPII (англ. Manufacturing Resource Planning — планирование производственных ресурсов). Стандарт MRPII был разработан в США и поддерживается Американским обществом по управлению производством и запасами — American Production and Inventory Control Society (APICS).

Суть концепции MRPII: прогнозирование, планирование и контроль производства осуществляется по всему жизненному циклу продукции, начиная от закупки сырья и заканчивая отгрузкой продукции потребителю. Системы MRP II предполагают вовлечение в информационную интеграцию финансовой составляющей (планирование бизнеса). В системах MRP II предполагается специальный инструментарий формирования финансового плана и составления бюджетных смет, прогнозирования и управления движением денежных средств, на основании которых определяется возможность реализации производственного плана с точки зрения наличных и предполагаемых денежных средств.

Но и MRP II обладало рядом недостатков, прежде всего слабым инструментарием управления финансовой стороной и возможность использования только на производственных предприятиях.

Идеология ERP представляет собой интеграцию всех подразделений и процессов организации: управлений финансового, производственных мощностей, кадрового и клиентского профиля и многих других. Такое объединение в первую очередь направлено на оптимизацию распределения различных ресурсов внутри предприятия.

ERP-система в отличии от MRP и MRP-II уделяет внимание не только производственному, но и всестороннему финансовому планированию. Существенной особенностью ERP-системы является возможность её применения на абсолютно любых предприятиях вне зависимости от специфики работы, в том числе и на не занимающихся производственной деятельностью.

ERP-системой можно назвать особый класс объединенных систем управления, который представляет собой базу данных (единообразную, стандартизированную, централизованную), интегральное приложение и пользовательский интерфейс, служащий целям управления производственной, сбытовой, финансовой, экономической, закупочной деятельностью, а также процессами хранения материалов и продукции.

По сути ERP-система представляет собой набор управленческих решений и программных средств, с помощью которых заказ покупателя может быть выполнен максимально качественно в указанные сроки путем точного планирования и перераспределения и дальнейшего направления необходимых ресурсов.

Рис. 1. Функциональная схема ERP-систем.

 

В октябре 2000 года консультационная предприятие Gartner Group, которая первая ввела в обиход термин ERP, сформулировала новую концепцию и основные требования к ERP-системам второго поколения, которые были названы ERP II или «расширенными» ERP-системами. Концепция, сформулированная Gartner Group базируется на шести отличиях " ERP-систем первого и второго поколений.

Во-первых, кардинально поменялась роль ERP-систем в деятельности предприятия. Если изначально система должна была обеспечивать автоматизацию внутренних бизнес-процессов предприятия, то в ERP II она должна обеспечивать свободное взаимодействие предприятия со своими контрагентами (поставщиками, заказчиками, партнёрами, банками, налоговыми органами и пр.).

Во-вторых, расширена область применения ERP-систем. Если раньше основными потребителями ERP-систем были производственные и дистрибьюторские предприятия, то пользователями ERP II-систем должны стать предприятия всех секторов и сегментов рынка.

В-третьих, расширен функционал ERP-систем. В добавок к традиционным функциям по автоматизации производства, торговли и дистрибуции, новые системы должны уметь поддерживать автоматизацию всех остальных функций бизнеса.

В-четвертых, изменен характер процессов, протекающих в недрах ERP-системы. Внутренние и строго конфиденциальные процессы становятся внешними и открытыми. Все тайны корпоративной информации должны быть раскрыты.

В-пятых, существенным образом меняется архитектура ERP-систем.

Монолитная и закрытая платформа традиционных ERP-систем с весьма ограниченным выходом в Интернет (через отправку электронных писем или публикацию статистических отчетов на корпоративном сайте) уступает место открытым и Web-ориентированным приложениям, построенным по принципам компонентных программных моделей.

В-шестых, данные, которые раньше генерировались и потреблялись самим же предприятием, должны стать доступными для всех членов бизнес-сообщества.

По мнению специалистов Gartner, ERP-системы первого поколения должны были из «интровертов» (направленных внутрь предприятия) превратиться в «экстравертов» (обращенных к внешнему миру). Для этого в состав ERP-систем, должны войти новые типы приложений, отвечающие за связь предприятия с внешним миром, включая [3]:

-          программы для управления взаимоотношениями предприятия с ее клиентами/заказчиками (англ. Customer Relationship Management, CRM),

-          системы управления цепочками поставок (англ. Supply Chain Management, SCM),

-          системы электронного бизнеса/электронной коммерции (англ. e-Business/e-Commerce), которые можно определить, как набор автоматизированных бизнес- процессов, осуществляемых с использованием Интернет-технологий.

Внутреннюю структуру ERPII-систем было рекомендовано расширять за счёт HRM (англ. Human Resources Management) и KM (англ. Knowledge Management) модулей.

HRM системы занимаются управлением человеческим фактором и персоналом. В отличие от «первобытных» кадровых программ, это высоко интеллектуальные приложения, в задачи которых входит сбор и сохранение сведений по квалификации работников, рекрутинг, управление и эффективное использование потенциала всех сотрудников предприятия (назначение заданий, планирование карьеры и обучения, оценка персональных достижений и т. д.).

KM-системы предназначены для управления корпоративными знаниями. Исторически эти системы создавались для накопления корпоративных знаний и использовались для внутреннего потребления. С развитием CRM-систем оказалось, что KM-системы идеально подходят для создания систем Help Desks и решения задач интеллектуального анализа информации по клиентам (выявление потребительских пристрастий, профилирование и пр.)

 

Литература:

 

1.                  Современные методы проектирования систем и процессов [Электронный ресурс] / (дата обращения: 15.08.2015) http://bigspb.ru/publications/other/logistics/mpr_and_mpr2.php

2.                  База готовых маркетинговых исследований и обзоров отраслевых рынков [Электронный ресурс] / (дата обращения: 10.08.2015) http://marketing.rbc.ru/reviews/it-business/chapter_2_1.shtml

3.                  Каюченко А. В. Роль интегрированных информационных систем в повышении конкурентоспособности предпринимательских структур: дис. … канд. экон. наук: 08.00.05: защищена 21.06.10 — М., 2010. — 258 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle