Информационные процессы в системах управления бизнес-процессами предприятия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: , ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №20 (100) октябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 16.10.2015

Статья просмотрена: 1078 раз

Библиографическое описание:

Султанова Б. К., Нурпейсова А. У., Макина Г. У. Информационные процессы в системах управления бизнес-процессами предприятия // Молодой ученый. — 2015. — №20. — С. 82-84. — URL https://moluch.ru/archive/100/22542/ (дата обращения: 19.09.2018).

 

В статье представлен анализ основных функций систем управления бизнес-процессами предприятия, использование информационных ресурсов, удовлетворяющие требованиям систем управления бизнес-процессами.

Ключевые слова: информационные процессы,информационный ресурс, системы управления бизнес-процессами.

 

Для успешной реализации бизнес-процессов любого предприятия они должны быть понятными и доступными для каждого сотрудника предприятия.

Бизнес-процесс — это последовательность отдельных операций, в процессе выполнения которых можно получить значимый результат: продукты, услуги товары, комплектующие и т. п. Бизнес-процесс может быть направлен на повышение квалификации персонала, реализацию проекта и т. д. Как правило, у бизнес-процесса есть владелец, исполнитель, результат и входы. При выполнении бизнес-процесса входящие данные преобразуются в результат.

Успешная деятельность менеджера определяется его возможностью своевременно и обоснованно принимать те решения, которые гарантируют выпуск востребованных продуктов или услуг, и одновременно с этим обеспечивают рост прибыли. Для выполнения этих задач менеджеру необходимо иметь доступ к информации, знать методы ее обработки, эффективно распределять информацию, добиваясь осуществления принятых решений.

Информационный менеджмент реализует свои функции в информационном пространстве предприятия, которая характеризует совокупность методов и средств, позволяющих наиболее эффективно организовать процессы получения, преобразования, хранения и распределения информации с целью реализации оптимальных режимов управления предприятия. Информационный менеджмент направлен на формирование и развитие информационного ресурса предприятия, его использование как инструмента ведения бизнеса.

Информационный ресурс организации — это совокупность методов и средств применяемых организацией для поиска, обработки и распределения информации.

Активное применение информационного ресурса организации направлено на учет внешних и внутренних факторов деятельности предприятия, которые образуют внутреннюю и внешнюю бизнес-среду, отражающие содержание внутренних и внешних критических факторов деятельности организации. [3]

Внешняя бизнес-среда — это совокупность экономических, социальных, политических и других объектов, действующих за пределами предприятия, и отношения, складывающиеся между ними и предприятием (фирмой, концерном и другие).

Внутренняя бизнес-среда — это хозяйственные отношения в коллективе, определяемые информационными потоками и знаниями, формируемыми в процессе их функционирования. Внутренними показателями этой части бизнес-среды предприятия могут стать: финансы фирмы, организация производственных процессов, качество выпускаемой продукции, принятая производственная стратегия организации.

Информационный ресурс предприятия позволяет показать реальное состояние бизнеса, выработать адекватную реакцию на изменения в бизнесе, а также обеспечить поиск наиболее эффективного взаимодействия всех ресурсов предприятия: интеллектуального, финансового, материального. Для этого нужно организовать деятельность по:

1)        поддержке мониторинга производственного и административно-хозяйственного процессов;

2)        обеспечению оперативного доступа к архивам документов управления и технологий;

3)        получению информации о загрузке рабочих мест, движении материалов, расходе рабочего времени и т. п.;

4)        поддержке системы учета и классификации затрат;

5)        поиску и установке партнерских связей и сотрудничества;

6)        анализу данных о состоянии бизнеса и разработке проектов развития предприятия;

7)        модернизации информационной системы предприятия и т. п.

Организация бизнес-процессов оказывает существенное влияние на реализацию административно-хозяйственных процессов и на формирование информационных ресурсов организации. Информационные процессы образуются в процессе реализации хозяйственных решений по заданному бизнес-процессу. В свою очередь хозяйственные решения возникают при обработке заказов, организации выпуска материалов, выполнению мероприятий сервисного обслуживания клиентов, подготовке финансовых отчетов и т. п.

Активная деятельность предприятия в сфере глобальных информационных систем, применение современных информационных технологий позволяют изменить информационный ресурс организации, при этом предполагая постоянное развитие информационной системы управления организацией. Начиная с контроля за физическими операциями при помощи информационных систем, можно перейти к замене физической информационной деятельности на виртуальную и далее к формированию новых производственных связей за счет обработки информации. [2]

Для построения информационных систем управления предприятием необходимо:

  1.      сформулировать основные цели, достигаемые предприятием в процессе использования информационных технологий;
  2.      оценить состояние структуры действующей информационной системы управления предприятием и ее документооборота;
  3.      выбрать направления применения информационного ресурса как внутри предприятия (на уровне корпорации), так и вне предприятия (на виртуальном уровне);
  4.      определить необходимую модель управления предприятием;
  5.      установить содержание необходимого программного и технического обеспечения для достижения поставленных целей;
  6.      разработать систему обучения персонала;
  7.      сформировать соответствующую производственную службу;
  8.      разработать структуру взаимосвязи, управления и защиты аппаратно-сетевых средств;
  9.      оценить ожидаемый уровень затрат и достигаемые результаты.

Информационные системы управления предприятием можно классифицировать, используя различные критерии: организация управления, метод управления, применение соответствующих информационных технологий и другие. Можно рассмотреть классификацию информационных систем управления предприятием в зависимости от уровня реализации информационного пространства организации: учетные, аналитические, интегрированные и динамические системы. [1]

Учетные информационные системы организуют выдачу документов о состоянии отдельных хозяйственных процессов деятельности организации. Эти системы ориентированы на формирование информационных процессов первого уровня. Сложность обработки информации в бумажной технологии (различные форматы, различные словари) приводит к тому, что итоговая информация создается, как правило, к тому времени, когда она уже не нужна. Эти системы позволяют получать информацию о текущем состоянии производственного процесса, учете персонала и ведении системы учета и отчетности, что ценно для решения многих проблем малых и средних предприятий.

Аналитические информационные системы используют различные методы информационного анализа, позволяют показать тенденции развития бизнес-процессов организации, организовать электронный документооборот. Они позволяют сформировать информационные процессы второго уровня.

Интегрированные информационные системы предоставляют доступ сотрудникам к необходимой информации в режиме реального времени, что позволяет контролировать выполнение процесса на любой стадии, обеспечивая управление процессами. Они также предоставляют механизмы контроля и координации различных составных частей бизнес-процессов. Эти системы формируют информационные процессы третьего уровня.

Использование информационных систем управления предприятием интегрированного типа позволяет интенсифицировать следующие вопросы:

       информационная поддержка на всех стадиях работ по составлению отчетности, ускорение процесса подготовки отчетности;

       уточнение данных с помощью обеспечения прямого доступа к оперативной информации;

       анализ состояния функциональных процессов организации и заблаговременное предупреждение негативных процессов с использованием возможности оперативного перехода к деталям бизнеса;

       интегрированный целостный взгляд на корпоративную информацию, т. е. предоставление новейшей информации по всем важнейшим показателям — критическим факторам успешной деятельности предприятия;

       оперативное реагирование на организационные изменения или на быстрое предоставление новой информации без привлечения дополнительных информационных каналов;

       разработку прогностических ожиданий в бизнесе, что позволяет реализовать современные методы управления бизнесом, осуществить контроль процесса управления и найти пути развития бизнеса. [3]

Динамические ИС нацелены на поиск новых методов взаимодействия участников бизнеса с целью получения максимальной прибыли. Они позволяют синхронизировать процессы управления фирмой с действиями заинтересованных участников бизнеса: поставщиков, клиентов, партнеров и т. д. Динамические системы формируют условия для реализации ИП четвертого уровня. Динамические ИСУП ориентированы на поиск наиболее эффективной взаимосвязи, синхронизацию информационных процессов непосредственно в производстве, между различными организациями-партнерами, клиентами, инвесторами. Они соединяют в себе достоинства интегрированных ИСУП и технологии Интернета, реализуя возможности электронного бизнеса.

Управление бизнес-процессами определяется как совокупность действий, направленных на оптимизацию деятельности предприятия, ее развитие в соответствии с целью ее функционирования и на основе объективной информации.

Контур оперативного управления содержит систему учета и контроля деятельности предприятия, что позволяет также анализировать ход производственного процесса и вносить изменения (регулировать) условия деятельности объекта. [1]

На сегодняшний день использование процессного подхода к организации работы предприятия является стандартом качества.

В качестве метода, позволяющего регулировать процесс управления организацией, используются разные подходы (методы управления), среди которых можно выделить следующие:

1)        управление на базе учетных показателей;

2)        планирование материальных потребностей (MRP);

3)        планирование ресурсов производства (MRPII);

4)        компьютеризованное интегрированное производство (CIM);

5)        поддержка непрерывного жизненного цикла продукции (CALS-технология);

6)        планирование ресурсов предприятия (ERP).

Таким образом, выбор и оптимизация метода управления производством базируется на положениях системы качества и принципах планирования и управления ресурсами предприятия.

 

Литература:

 

  1.      Елиферов, В. Г. Бизнес-процессы: Регламентация и управление: Учебник / В. Г. Елиферов. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013.
  2.      Федоров, И. Сравнительный анализ нотаций моделирования бизнес-процессов / И. Федоров // Открытие системы. — 2011.– № 8. — C.28.
  3.      Ширяев, В. И. Управление бизнес-процессами: учеб.-метод. пособие / В. И. Ширяев. — М.: ФиС, ИНФРА-М, 2009
Основные термины (генерируются автоматически): информационная система управления, информационный ресурс организации, система, предприятие, управление бизнес-процессами, процесс, внешняя бизнес-среда, информационный менеджмент, информационный ресурс, производственный процесс.


Ключевые слова

информационный ресурс, информационные процессы, системы управления бизнес-процессами.

Похожие статьи

Сервисы информационных систем | Статья в журнале...

Ключевые слова: информационные системы, сервис менеджмент, информационные технологии, услуги, библиотека ITIL. Постановка проблемы. С процессами информатизации общества все большую актуальность приобретают информационные системы...

Взаимодействие информационной системы управления...

Информационные системы управления и предприятия взаимодействуют друг с другом. Информационные системы управления присоединяются к организации для обеспечения нужными данными важными группами на предприятии.

Значимость информационных систем в деятельности...

информационная система, информация, хранение информационных ресурсов, обработка

Значение информационных систем управления для улучшения планирования на предприятии.

Выбор информационных систем для компаний малого бизнеса.

Архитектура информационной системы предприятий

Ключевые слова: информационная система, информационные технологии, менеджмент предприятия, архитектура ИС, клиент-сервер, система Intranet, OLAP.

Выбор информационных систем для компаний малого бизнеса

Информационные системы для управления в малом бизнесе.

Определение классов информационных систем электронного бизнеса в логистических процессах и использование стандартов GS1 в цепях поставок.

Проблемы внедрения автоматизированной информационной...

Проблемы внедрения корпоративных информационных систем [Электронный ресурс].

Основные термины (генерируются автоматически): автоматизированная информационная система, информационная система, внедрение, большинство случаев, система, внедрение...

Проблема организации информационного менеджмента...

Ключевые слова: информационный менеджмент, информационные технологии, информационные системы, туристский бизнес, туризм, Россия. В современном информационном обществе значение информации как товара повышается не просто так.

Значение информационных систем управления для улучшения...

Информационные системы управления (MIS) являются ключевым фактором для эффективного принятия решений на предприятии, включающие весь набор бизнес-процессов и ресурсов.

Исследование моделей деятельности организации в условиях...

Ключевые слова: информационная система, бизнес-модель, факторы внедрения ИС, фазы внедрения ИС. Информационная система — взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, которые используются для хранения...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Сервисы информационных систем | Статья в журнале...

Ключевые слова: информационные системы, сервис менеджмент, информационные технологии, услуги, библиотека ITIL. Постановка проблемы. С процессами информатизации общества все большую актуальность приобретают информационные системы...

Взаимодействие информационной системы управления...

Информационные системы управления и предприятия взаимодействуют друг с другом. Информационные системы управления присоединяются к организации для обеспечения нужными данными важными группами на предприятии.

Значимость информационных систем в деятельности...

информационная система, информация, хранение информационных ресурсов, обработка

Значение информационных систем управления для улучшения планирования на предприятии.

Выбор информационных систем для компаний малого бизнеса.

Архитектура информационной системы предприятий

Ключевые слова: информационная система, информационные технологии, менеджмент предприятия, архитектура ИС, клиент-сервер, система Intranet, OLAP.

Выбор информационных систем для компаний малого бизнеса

Информационные системы для управления в малом бизнесе.

Определение классов информационных систем электронного бизнеса в логистических процессах и использование стандартов GS1 в цепях поставок.

Проблемы внедрения автоматизированной информационной...

Проблемы внедрения корпоративных информационных систем [Электронный ресурс].

Основные термины (генерируются автоматически): автоматизированная информационная система, информационная система, внедрение, большинство случаев, система, внедрение...

Проблема организации информационного менеджмента...

Ключевые слова: информационный менеджмент, информационные технологии, информационные системы, туристский бизнес, туризм, Россия. В современном информационном обществе значение информации как товара повышается не просто так.

Значение информационных систем управления для улучшения...

Информационные системы управления (MIS) являются ключевым фактором для эффективного принятия решений на предприятии, включающие весь набор бизнес-процессов и ресурсов.

Исследование моделей деятельности организации в условиях...

Ключевые слова: информационная система, бизнес-модель, факторы внедрения ИС, фазы внедрения ИС. Информационная система — взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, которые используются для хранения...

Задать вопрос