Библиографическое описание:

Калинина Т. В. Конспект занятия по развитию речи. Пересказ сказки «Лиса и журавль» с использованием серии сюжетных картин // Молодой ученый. — 2015. — №17. — С. 532-535.

Цели:

1.         Учить детей пересказывать текст, используя в качестве наглядной опоры серию сюжетных картин; продолжать учить связности, непрерывности, логичности высказывания; образовывать и употреблять притягательные прилагательные, закрепить и активизировать словарь по теме: «Дикие животные»; образование сложного слова из двух (гостеприимные).

2.         Развивать диалогическую и монологическую речь, пальцевой моторики: психологических процессов (мышления, памяти, внимания).

3.         Продолжать воспитывать умения работать в коллективе, чувство уважения друг к другу.

Ход занятия.

                   I.                        Организационный момент

Посмотрите сколько у нас сегодня гостей

— Поздоровайтесь с ними

— Если к нам пришли гости, мы значит кто?

— Хозяева, которые любят гостей принимать

— Какие они? Как сказать, одним словом?

(гостеприимные)

— Это какие? (ответы детей)

— Гостеприимные хозяева?

                II.                        Загадки

Давайте тогда послушаем загадки, чтобы узнать, кто сегодня еще пришел к нам в гости. Если правильно отгадываем загадку — на экране появляется наш гость.

— Рыжая плутовка

Хитрая да ловкая,

Хвост пушистый,

Мех золотистый

В лесу живет,

В деревне кур крадет. (Лиса)

 

— Кто зимой холодной

Ходит злой голодный? (Волк)

 

— Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка)

 

— Зимой спит,

Летом ульи ворошит (Медведь)

 

— Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной.

И стоит среди травы

Уши больше головы. (Заяц)

— Длинный хвост

Крохотный рост,

Серая шубка

Острые зубки (Мышь)

             III.                        Дидактическая игра «Путаница»

Давайте с нашими лесными гостями поиграем в игру «путаница»

Дети стоят в кругу с картинками животных. По образцу логопеда каждый ребёнок задаёт вопрос рядом стоящему. Например: «У лисы волчий хвост?» Следующий ребёнок отвечает: «У лисы лисий хвост» или «У медведя заячьи уши?» — «У медведя медвежьи уши» и т. д.

             IV.                        Дидактическая игра «Кто, где живет»

У каждого зверя есть свой дом

—Найдите дом для своего животного и скажите кто, где живет.

Например: Ребёнок с картинкой своего животного подходит к столу, где разложены таблички с названиями мест обитания животных. Читают и выбирают подходящую табличку и проговаривают предложение. Например: «Волк живёт в логове» или «Белка живёт в дупле» и т. д.

                V.                        Релаксация.

Играет музыкальная заставка (из телепередачи «В гостях у сказки»)

— Давайте присядем на ковер и послушаем песенку (до начала припева)

— Как вы думаете, куда нас приглашает эта песенка?

— Для того чтобы узнать в какую сказку мы попадем, нужно собрать из частей целую картинку (включается музыка). Дети собирают разрезную картинку на ковре и называют название сказки «Лиса и журавль».

             VI.                        Чтение сказки по слайдам (мультимедиа)

1 слайд: Подружилась Лиса с Журавлем и пригласила его к себе в гости: — Приходи, куманёк, приходи, дорогой. Уж я тебя угощу.

2 слайд: Пошел журавль на званый обед. А лиса наварила каши и размазала по тарелке. — Покушай, голубчик мой! Я сама стряпала.

3 слайд: Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал — ничего не попадает! А лисица лижет себе, да лижет кашу, так все сама и съела. — Извини,- говорит, — больше угощать тебя нечем! –Спасибо, лисонька! Приходи теперь ты ко мне в гости.

4 слайд: На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наложил ее в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит: — Кушай, лисонька! Больше угощать нечем.

5 слайд: Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и эдак, и лизнет его, и понюхает, — никак достать не может, не лезет голова в кувшин. А журавль клюет себе да клюет, пока все не съел. Поел и говорит. — Извини, кумушка, больше угощать нечем.

6 слайд: Взяла лису досада. Думала, что наестся, на целую неделю, а домой пошла голодная. С тех пор дружба у лисы и журавля врозь. Как аукнулось, так и откликнулось.

Вопросы:

1.                  Зачем лиса пригласила журавля в гости?

2.                  Она действительно хотела его угостить?

3.                  Зачем журавль пригласил лису?

4.                  Можно сказать, что они были друзьями?

5.                  Почему журавль не мог, есть кашу?

6.                  Почему лиса не могла, есть окрошку?

7.                  Почему закончилась дружба лисы и журавля?

8.                  Как вы понимаете поговорку: Как аукнулось, так и откликнулось? Беседа по вопросам.

Повторное чтение.

          VII.                        Пересказ сказки с использованием серии сюжетных картинок.

Каждый ребёнок выбирает картинку и по сюжету сказки по порядку становятся полукругом.

       VIII.                        Рефлексия.

Чему вас научила эта сказка? (ответы детей)

— Что понравилось вам сегодня на занятии?

Молодцы! Сегодня вы хорошо поработали, и наши лесные гости принесли вас угощения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle