Библиографическое описание:

Павлова Ю. В. Развитие школьного исторического образования в странах Европы (XVIII- XIX вв.) // Молодой ученый. — 2015. — №15. — С. 537-539.

В данной статье автор проводит сравнительный анализ развития школьного исторического образования в России, Англии, Франции и Германии в XVIII-XIX века. Особое внимание уделено вопросу влияния государственной политики на содержание и структуру преподавания истории в школах в этих странах.

Ключевые слова: школьное историческое образование, преподавание истории, историческая политика.

 

Во все времена в любом обществе образование является выражением своей эпохи, и в зависимости от того, какие вызовы и потребности стоят перед обществом в данный момент времени, меняется структура и содержание образования. Так, в средневековой Европе образование носило более религиозный характер, в эпоху Просвещения главенствующей была модель механико-математического естествознания. Однако в любом случае в силу своей базисной роли на протяжении всей истории развития и становления общества образование привлекало внимание светских и религиозных властей и использовалось ими для достижения определенных целей.

Зарождение исторического образования в странах Европы началось раньше, чем в России, в XVI веке, но период его активного развития приходится также на XVIII-XIX века. Во Франции история традиционно преподавалась в школах вместе с географией и имела больше описательных характер событий, связанных с географическими открытиями и географическим положением тех или иных государств. Важную роль в развитии образования Франции сыграл император Наполеон. За годы его правления были изданы законы об учреждении коммунальных начальных школ и о создании лицеев и колледжей с семилетним сроком обучения. При этом обязательными были установлены такие предметы как древние языки, риторика, логика и элементов математических и физических наук и история. Принципы системы школьного образования, заложенные Наполеоном, распространили свое влияние на систему и содержание школьного образования вплоть до середины XIX века.

Стоит отметить, что образовательная политика Франции всегда была политизирована и использовалась как оружие в борьбе между республиканской и монархической партиями [1]. Так, содержание курсов по истории страны конструировалось в зависимости от политической обстановки и происходящих событий, и в учебниках по истории страны долгое время господствовала теория о том, что главной движущей силой исторического процесса является борьба двух наций — «нации завоевателей и нации покорённых. Борьба народа за свободу есть основной смысл исторического развития» [2, с.18].

В Англии история школьного образования начинается с XVIII века в виде немногочисленных частных школ, которые впоследствии стали основой для обязательного народного образования. Однако к концу XVIII в. Великобритания не имела организованной системы народного образования, а существующие в стране народные школы содержались за счет средств благотворительности и находились под влиянием церкви [3]. Вследствие этого влияния главным направлением в обучении детей в таких школах было религиозное обучение, чтение и толкование Библии [4]. Также в школах преподавалась грамматика, латынь и древнегреческий язык. Другие предметы вовсе не были включены в школьную программу. Впоследствии изучение истории стало происходить в некоторых частных школах и в основном носило характер «социальной истории», которая определялась как «повседневная жизнь населения данной страны в прошедшее время; она охватывает как общественные отношения, так и экономические отношения различных классов к друг другу, характер семейных отношений, домашний быт, условия труда и отдыха, отношение человека к природе, культуру каждой эпохи…» [2, с.102]. Такая позиция по отношению к истории сохранялась продолжительное время, хотя борьба между либеральным и консервативным направлением в изучении истории велась постоянно.

В зависимости от того, кто одерживал победу, в учебной литературе господствовал тот или иной взгляд на исторические события, а указания по преподаванию истории периодически имели место в структуре образовательной системы страны. Так, например, Совет по образованию Великобритании в начале XX века в своей инструкции о преподавании истории в средней школе декларирует: «Желательно очень сжато освещать те периоды, история которых отмечена плохим правлением, например, правление Эдуарда II, или те, которые заполнены сложными и неблаговидными политическими интригами, которые интересны и поучительны для зрелых студентов, но мало полезны для более молодых учащихся…» [5, с. 123]. Долгое время история как школьная дисциплина не являлась обязательным предметом для изучения в школах Великобритании. Процесс «превращения истории из достаточно произвольно трактуемого компонента школьного обучения в обязательный «основной» предмет школьного цикла», завершился только к концу XX века [6, с.23].

Народное школьное образование в Германии начало развиваться с конца XVIII века, а с начала XIX наметилась тенденция к унификации существовавших в немецких государствах школьных систем. Повсеместно история как школьная дисциплина стала вводиться только в середине XIX века. В Германии школьной системой руководило Министерство духовенства, образования и здравоохранительных учреждений, во главе министерства стоял член кабинета, назначаемый короной и ответственный перед ней [7, с.47]. Он утверждал учительский и административный корпус, стоял во главе школьной инспекции, предписывал учебные планы, одобрял учебники, темы и тексты экзаменационных работ.

Таким образом, система и содержание школьного образования в Германии находились под жестким контролем государства. С начала XIX века историческая наука в Германии постепенно превращается «в важный инструмент различных концепций объединения страны» [2, с.26]. Историки становятся на службу государственным интересам, соответственно и интерпретация исторических событий, и главные мотивы исторического образования определяются в зависимости от интересов и приоритетов государства.

Не смотря на достаточно разный путь становления и развития исторического образования в представленных странах Европы, необходимо отметить, что как в России, так и в Германии, Франции, Англии (хоть и значительно позже) история воспринималась как один из методов политического и идеологического воздействия, гражданского и патриотического воспитания, а содержание исторического материала конструировалось в зависимости от того, какой взгляд на историческое прошлое лоббировался господствующей властью.

Историческое образование в России стало развиваться значительно позже, чем в Западной Европе. Преподавание истории как учебной дисциплины было введено в 1726 г. Петром I в академической гимназии при Петербургском университете. Петр I видел в исторической науке способ получать определённые знания и опыт из прошлого с целью применения этой информации для настоящего, для развития экономики, техники, рыночных отношений и т. п. В первой половине XVIII в российских школах изучалась только всеобщая история, но с 1770-х г. г. российская история приобретает статус самостоятельной учебной дисциплины [8]. Во второй половине XVIII века история еще сильнее укрепляет свои позиции, изучение её вводится не только в старших, но и в младших учебных классах для дворян с целью более глубокого и детального изучения этого предмета на последующих ступенях образования. Историю считают важным предметом, необходимым для государственной и придворной службы.

При Екатерине Великой обучение истории происходило в основном по иностранным учебникам. Однако в плане методики обучения существовали достаточно четкие инструкции по реализации исторического образования в школе. К концу XVIII века в России сформировывается государственная система общедоступных школ, а отечественная история становится обязательным предметом изучения во всех русских гимназиях, в духовных заведениях, коммерческих, художественных и народных училищах.

В начале XIX века, после войны 1812 года и восстания декабристов, изучение курса истории в училищах и гимназиях было сокращено с 4-х лет на 2 года в старших классах, в младших же классах историю и вовсе отменили. В учебниках по истории сократили материал, касающийся светской истории, за счет увеличения информации об истории христианской церкви, наполнили фактологической информацией о жизни монархов, святых, полководцев, чтобы показать незыблемость царской власти, поддерживаемой народом и церковью. Все учебники того времени содержали в себе повествование о различных исторических событиях с обязательным акцентом на идеи национального самосознания и патриотизма, но основывались на охранительно-монархической концепции, писались в стиле нравоучений.

В 1864 году проводится реформа народного образования, следствием которой стало возникновение начальных народных школ, в которых проходило обучение по ряду общеобразовательных предметов, в том числе и истории. В народных школах было разрешено пользоваться только официально утвержденными Министерством учебниками, была составлена программа по истории, содержавшая в себе набор фактов, обязательных к изучению, историю христианства и «рассказы» о жизни царей. В конце XIX — начале XX века историческое образование стало стремительно развиваться. Историю было решено преподавать во всех классах за счет расширения курса Отечественной истории. Всё чаще стали подниматься и обсуждаться вопросы, касающиеся поиска новых концептуальных основ, методик преподавания, содержания учебных курсов. Уже в начале XX века педагоги ставили вопрос об изучении регионального компонента в курсе общей истории России, считая, что это способствует усвоению исторических событий страны в целом. По мнению Е. Е. Вяземского, «в дореволюционной России сложилась своеобразная система исторического образования, предполагавшая преемственность в изучении прошлого, целостность освещения исторического процесса» [9, с. 215]. Вместе с развитием школьного исторического образования находили свое применение и практики конструирования исторического прошлого в зависимости от политического курса страны и воздействия власти на структуру и содержание исторического знания.

Таким образом, на XVIII-XIX века приходится зарождение истории как школьной дисциплины, появляются первые учебники, начинает формироваться методика преподавания этого предмета в школах. Регуляция процессов становления истории как школьной дисциплины, содержание учебников и инструкции для преподавателей — все это находилось в ведомстве государственной власти и практики исторической политики начали использоваться практически с самого зарождения дисциплины.

 

Литература:

 

1.                  Markham J. D. The Revolution, Napoleon, and Education. International Napoleonic Society. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.napoleon-series.org/research/society/c_education.html (Дата обращения: 15.01.15)

2.                  О. Э. Терехов. Историческая мысль и историческая наука Запада XIX — XX веков. Учебное пособие. Кемерово 2006. — 164 с.

3.                  J. Vernon. The State They Are In: History and Public Education in England. Perspectives on History. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.historians.org/publications-and-directories/perspectives-on-history/march-2011/the-state-they-are-in-history-and-public-education-in-england (Дата обращения: 15.01.15)

4.                  Жарова Д. В. Становление народного образования Великобритании в XIX в. как предпосылка развития педагогической психологии. [Электронный ресурс]. — URL: http://psyedu.ru/journal/2012/2/2918.phtml (Дата обращения: 15.05.15)

5.                  Савельева И. М. Концептуальные проблемы современного исторического образования в Европе и США // «Вопросы образования», 2006, № 4. — с. 114–123

6.                  Зубкова И. А. Концептуальные основы методики преподавания истории в школах Великобритании: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.п.н.: Спец. 13.00.02 / Зубкова Ирина Александровна; [Урал. гос. педагог. ун-т]. — Екатеринбург: Б.и.Б.и.: 2002. — 290 с.

7.                  Бим-Бад Б. М. Развитие государственной системы народного образования в Германии (до 1933 года). Педагогическое наследие прошлого (Материалы к изучению курса «История образования и педагогической мысли»): Учебное пособие / Под ред. Г. Б. Корнетова. — АСОУ, 2010. — 252 с. (Серия «Историко-педагогическое знание. Вып. 34). — с.47–58

8.                  Леонтьев А. А. История образования в России от древней Руси до конца ХХ века / Газета «Русский язык». № 33. 2001 [Электронный ресурс]. — URL: http://rus.1september.ru/article.php?ID=200103304. (Дата обращения: 12.12.14)

9.                  Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Теория и методика преподавания истории. Учебник для ВУЗов. — М.: Владос, 2003. — 384 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle