Университетское образование в России: история вопроса | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Салимуллина, Е. В. Университетское образование в России: история вопроса / Е. В. Салимуллина, Л. Ф. Надыршина. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 26-28. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5236/ (дата обращения: 24.04.2024).

Данная статья посвящена истории вопроса университетского образования в России. Исторический путь включает в себя процесс зарождения, становления и прогресс системы высшего образования, который можно разделить на монархический, советский и современный периоды, отражающие особенности функционирования основных типов учебных заведений. Неслучайно образование считают культурой в динамике. Теперь это еще и динамично развивающаяся, воспроизводящаяся в новых поколениях наука. Высшее образование — часть профессионального образования, имеющая целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии [3; ст. 69].

В России первым высшем учебным заведением стала Славяно-греко-латинская академия, созданная в 1687 году в Москве. Академия готовила кадры и для Православной Церкви, хотя носила характер всесословный и светский характер. Академия привила ту духовно-интеллектуальную среду, которая в скором будущем позволит ей обрести еще большее значение для развития не только русской церковной, но и русской светской науки [5].

Следующим этапом становления высшего образования следует считать период императорства Петра I. Его реформаторская политика и процесс развития промышленности требовали новых кадров для страны. В связи с этим были открыты Школа математических и навигацких наук (1701), Артиллерийско-инженерная школа, медицинская школа (1707), Морская академия (1715), медицинская школа (1716), инженерная школа (1719) [2].

1724 год был ознаменован открытием первого классического университета в России — Академическим университетом, а также была создана Академия наук по распоряжению Петра I в Санкт-Петербурге.

Нельзя и оставить без внимания деятельность ученого-энциклопедиста, первого русского академика М. В. Ломоносова. Благодаря ученому был создан Московский университет в 1755 году. Академические гимназии и университет, созданные в 1724 году не справились с задачей подготовки научных кадров. Предложения ученого, сформулированные в письме к И. И. Шувалову, легли в основу проекта Московского университета.

Во второй половине XVIII века происходит промышленный переворот, вследствие изобретения паровой машины произошел переход от мануфактурного производства к фабричному. Следовательно, возникла необходимость в квалифицированных кадрах с инженерным образованием. В связи с этим появляются первые высшие технические университеты. 21 октября 1773 года — Екатерина II начертала на указе о создании инженерного училища по горной части «быть по сему». Эта дата стала днем рождения всего высшего технического образования России. Оно стало воплощением идей Петра I и М. В. Ломоносова о подготовке собственных специалистов для развития горнозаводского дела [6].

Тем временем центрами учебных округов становились университеты. По Университетскому уставу 1804 года, университеты открывались в Казани (1804) и Харькове (1805). К примеру, уже впервые десятилетия Казанский университет стал крупным центром образования и науки. Предмет особой гордости университета — выдающиеся научные открытия и достижения: создание неевклидовой геометрии (Н. И. Лобачевский), открытие химического элемента рутения (К. К. Клаус), создание теории строения органических соединений (А. М. Бутлеров) и многие другие.

Для подготовки учителей при них открылись педагогические институты, ведущую роль среди которых сыграл самостоятельный педагогический институт в Петербурге (1804). В 1819 году на его базе был создан Санкт-Петербургский университет (ныне Санкт-Петербургский государственный университет) [2].

В связи с быстрым развитием собственной промышленности, науки и инженерного дела в 1892 году в России насчитывалось 48 вузов, в 1899 году — 56, а в 1917 году — 65. В 1914–1915 учебном году насчитывалось 105 высших учебных заведений. Большинство вузов располагалось в Петрограде, Москве, Киеве и других городах Европейской части страны.

В Советский период развитие системы высшего образования в корне изменилось. Сфера образования становится инструментом воздействия на общество. В результате прихода к власти большевиков был проведен процесс национализации крупной промышленности. В связи с этим Советское правительство нуждалось в подготовке грамотных специалистов. Ведь как государству с огромным потенциалом нужно было закрепить свои позиции в управлении и развитии промышленного комплекса.

Ситуация в сфере образования в годы советской власти была в не лучшем состоянии. Об этом нам свидетельствуют статистические данные уровня грамотности населения. На территории Советской России в 1920, умело читать всего лишь 41,7 % [7]. Важно отметить, что перепись 1920 года не была всеобщей и не охватила большую часть территории страны. Она не охватила те районы, где шли военные действия. Естественно в этих условия первостепенной задачей становится ликвидация неграмотности.

Законодательно в 1918 г. — Конституции было закреплено право на «полное, всестороннее и бесплатное образование». В 1919 году Совнарком принял декрет, согласно которому все население России обязывалось обучаться грамоте на родном или русском языке.

В системе высшего образования происходил процесс пролетаризации. В августе 1918 г. были введены новые правила приема в вузы. Для привлечения в состав студентов рабоче-крестьянской молодежи отменялись вступительные экзамены, плата за обучение, устанавливались стипендии для студентов из пролетарских слоев. В стране создаются так называемые рабочие факультеты — общеобразовательные учебные заведения, осуществляющие подготовку в вузы. Несмотря на трудности, связанные с гражданской войной, мероприятия большевиков в области высшего образования привели к тому, что число вузов к 1920 году увеличилось почти в 2,5 раза [1; с. 156].

Реализация программ высшего образования была связана с запросами производства и народного хозяйства, что отразилось в постановлении Совнаркома от 4 июня 1920 года «О высших технических заведениях». Обучение там продолжалось 3 года и велось на основе практического изучения производственных процессов на предприятиях.

В 1923 году в вузах была введена плата за обучение. Но она не взималась в коммунистических высших учебных заведениях, рабочих факультетах и педагогических техникумах [4]. Льготниками стали такие категории граждан как военные, работники образования, крестьяне, инвалиды, стипендиаты, Герои СССР и Герои Социалистического Труда.

В 1929 году Наркомпрос РСФСР разрешил студентам технических специальностей, учиться по заочной форме в отраслевых втузах. В то же время в вузах создавалась аспирантура [8]. Эти мероприятия говорят нам о том, что можно считать, что система высшего образования сложилась.

Высшему образованию в военные годы был нанесен огромный урон. Многие вузы были разрушены. В послевоенное время многие из вузов пришлось восстанавливать практически заново. Некоторые вузы, не располагавшие современной на тот момент материально-технической и учебно-научной базой, были присоединены к более крупным вузам для повышения качества образования.

В 1960–1980-е годы высшее образование в СССР было бесплатным. В вузы по единым правилам приёма на дневную форму обучения принимались имеющие законченное среднее образование лица в возрасте до 35 лет. Одной из основных целей высшего образования в СССР было овладение марксистско-ленинской теорией. Студент, прошедший обучение в вузе, должен был быть активным строителем коммунистического общества.

С 1990-х годов в российском образовании проводится реформа. Ее основными направлениями стали ориентация на развитие личности учащихся, формирование знаний, умений и навыков, стандартизацию образования для преемственности образовательных программ и единства образовательного пространства и введение единого государственного экзамена как формы совмещения выпускных экзаменов в школе и вступительных испытаний в вузы.

В 2003 году на берлинской встрече министров образования европейских стран Россия присоединилась к Болонскому процессу. Основные цели процесса: расширение доступа к высшему образованию, дальнейшее повышение качества и привлекательности европейского высшего образования. Присоединение к Болонскому процессу даёт новый импульс модернизации высшего профессионального образования, открывает дополнительные возможности для участия российских вузов в проектах, финансируемых Европейской комиссией.

На современном этапе развития высшей школы отмечается рост учебных заведений. По данным на 2000 год в России 562 государственных высших учебных заведений и 662 негосударственных. В них обучалось 4 739 500 человек, в том числе на дневном отделении — 2 624 300 человек [9].

Для развития системы высшего профессионального образования, эффективности работы региональных образовательных структур и укрепления их связей с экономикой и социальной сферой федеральных округов с 2006 года на территории России стали создаваться на базе классических и технических высших учебных заведений Федеральные университеты. На сегодняшний день их насчитывается девять Федеральных университетов.

В целом развитию системы Университетского образования в России можно дать положительную оценку. К примеру, достаточно лишь учесть тот факт, что, несмотря на недостатки советской системы образования, наши инженерно-технические специальности ценились высоко политическими оппонентами в СССР. Советская модель обучения по параметрам эффективности является лидером и, в настоящее время китайская система образования преемницей.

Много изменений произошло в сфере высшего образования с момента возникновения первых высших учебных заведений в XVII веке. Высшее образование на протяжении своего исторического пути развивалось в прогрессии роста его доступности и массовизации. Рыночные реформы на пороге XXI века в России также реализовали социальные ожидания населения — количество высших учебных заведений увеличилось более чем в два раза. По данным ЮНЕСКО, в ближайшие 30 лет университетское образование получит больше людей, чем за всю предыдущую историю цивилизации. Но на протяжении своего исторического пути мы видим, что приоритетной задачей для страны в целом остается не увеличение количество вузов, а улучшение качества образования в них. Небольшими шагами высшее образование стремится взойти на новый уровень, поравнявшись с ведущими странами дальнего зарубежья.

Литература:

1.         Ледовских Н. П., Урманов С. И. и др. Культурология: Учеб. пособие / РГРТА- Рязань: Русское слово, 1999. 226 с.

2.         Большая советская энциклопедия. СССР. Народное образование //— М., 1969–1978.

3.         Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «Об образовании в Российской Федерации» // Справочные правовые системы.

4.         Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 24.01.1927 г. «О взимании платы в учебных и воспитательных учреждениях» // Справочные правовые системы.

5.         Историография истории российской высшей школы [Электронный ресурс] [сайт]. URL: http://www.lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia:0128813:article#

6.         240 лет назад в Петербурге было основано Горное училище [Электронный ресурс] [сайт]. URL: http://www.prlib.ru/history/pages/item.aspx?itemid=713

7.         ФОРМИРОВАНИЕ И СУЩНОСТЬ СОВЕТСКОГО СТРОЯ [Электронный ресурс] [сайт]. URL: http://www.ido.rudn.ru/ffec/hist/h8.html

8.         ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ [Электронный ресурс] [сайт]. URL:http://www.russia.edu.ru/edu/description/history_edu/965/

9.         Высшее образование в России [Электронный ресурс] [сайт]. URL: http://strana-oz.ru/2002/2/vysshee-obrazovanie-v-rossii

Основные термины (генерируются автоматически): высшее образование, Россия, вуз, заведение, исторический путь, развитие системы, СССР, университетское образование, Болонский процесс, Московский университет.

Похожие статьи

Современное образование и наука: основные направления...

высшее образование, Россия, вуз, заведение, развитие системы, СССР, университетское образование, исторический путь, Болонский процесс, Московский университет.

Студенческое самоуправление | Статья в журнале...

высшее образование, Россия, вуз, заведение, развитие системы, СССР, университетское образование, исторический путь, Болонский процесс, Московский университет.

Зарождение университетского образования в Западной Европе

Сравнительный анализ систем высшего образования в США... Великобритания, Российская Федерация, США, Россия, высшее образование, позиция, Европа, Московский государственный университет, Болонский процесс, рейтинг.

Методология современного образования. Болонский процесс

академическая мобильность, программа, вуз, академическая мобильность студентов, Россия, обучение, высшее образование, Болонский процесс, студент, Болонская декларация.

Культурные факторы становления технического университета как...

высшее образование, Россия, вуз, заведение, развитие системы, СССР, университетское образование, исторический путь, Болонский процесс, Московский университет.

Пространственное развитие системы высшего образования в РФ

Начавшийся процесс формирования централизованных государств наносит удар по Университету. Высшая школа фактически, а не редко и юридически, становится частью светской государственной системы.

Этапы развития европейского университета: трансформация...

необходимо учитывать особенности эволюции системы Высшего образования.

Университеты Великобритании, хотя и являются прямыми родоначальниками англо-саксонской модели Высшего образования, исторически развивались иначе, именно поэтому их с...

университетов, высших профессиональных школ, разработке...

высшее образование, Болонский процесс, ECTS, профессиональная деятельность, иностранный язык, инженерная деятельность, контроль качества, страна Европы, знание, вуз.

Российская система образования на переходном этапе

Ключевые слова: система образования, реформа высшего образования, Единый государственный экзамен, Болонский процесс, «бегство мозгов», наука в вузах.

Похожие статьи

Современное образование и наука: основные направления...

высшее образование, Россия, вуз, заведение, развитие системы, СССР, университетское образование, исторический путь, Болонский процесс, Московский университет.

Студенческое самоуправление | Статья в журнале...

высшее образование, Россия, вуз, заведение, развитие системы, СССР, университетское образование, исторический путь, Болонский процесс, Московский университет.

Зарождение университетского образования в Западной Европе

Сравнительный анализ систем высшего образования в США... Великобритания, Российская Федерация, США, Россия, высшее образование, позиция, Европа, Московский государственный университет, Болонский процесс, рейтинг.

Методология современного образования. Болонский процесс

академическая мобильность, программа, вуз, академическая мобильность студентов, Россия, обучение, высшее образование, Болонский процесс, студент, Болонская декларация.

Культурные факторы становления технического университета как...

высшее образование, Россия, вуз, заведение, развитие системы, СССР, университетское образование, исторический путь, Болонский процесс, Московский университет.

Пространственное развитие системы высшего образования в РФ

Начавшийся процесс формирования централизованных государств наносит удар по Университету. Высшая школа фактически, а не редко и юридически, становится частью светской государственной системы.

Этапы развития европейского университета: трансформация...

необходимо учитывать особенности эволюции системы Высшего образования.

Университеты Великобритании, хотя и являются прямыми родоначальниками англо-саксонской модели Высшего образования, исторически развивались иначе, именно поэтому их с...

университетов, высших профессиональных школ, разработке...

высшее образование, Болонский процесс, ECTS, профессиональная деятельность, иностранный язык, инженерная деятельность, контроль качества, страна Европы, знание, вуз.

Российская система образования на переходном этапе

Ключевые слова: система образования, реформа высшего образования, Единый государственный экзамен, Болонский процесс, «бегство мозгов», наука в вузах.