Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (131) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 10.12.2016

Статья просмотрена: 47 раз

Библиографическое описание:

Беркут О. В. Гимназическое образование в России в XVIII веке // Молодой ученый. — 2016. — №27. — С. 646-648. — URL https://moluch.ru/archive/131/36509/ (дата обращения: 24.05.2018).



Как известно, учреждение гимназий в России относится к началу XIX века, так как именно в 1804 году был издан первый общий устав гимназий («Устав учебных заведений, подведомых университетам»). Однако еще в XVIII веке существовали учебные заведения, смело именовавшиеся гимназиями.

Петр I и его единомышленники предприняли попытку направить страну по европейскому пути посредством реформ. Если до начала XVIII века в России не существовало школы как общественного института образования, то петровские реформы официально провозгласили школу государственным институтом и внедрили разные типы школ, как в высшем, так и в низшем звене.

В 1703 году в Москве начала функционировать школа пастора Эрнеста Глюка, в которой каждый учащийся изучал два западноевропейских языка. В начале 1704 года последовал указ, которым объявлялось учреждение гимназии на основе данной школы для подготовки переводчиков Посольского приказа.

Согласно расписанию занятий, в гимназии Эрнеста Глюка основной упор делался на преподавание иностранных языков (французского, немецкого, латинского). Отметим, что обучение проводилось по лучшим пособиям того времени и имело гуманитарную направленность.

Кроме классических и новых иностранных языков воспитанники изучали основы философии и географии, церковнославянский язык, естественную историю. Однако это еще не гимназия в полном смысле слова, так как она не готовила своих выпускников к поступлению в высшее учебное заведение и не давала «классическое» образование, а преследовала лишь практические цели образования: подготовку учащихся для государственной службы.

По мере развития профессиональной школы все более остро стала ощущаться потребность образовательной. Важнейшим событием в государственной политике России первой половины XVIII века явилось учреждение в Петербурге Академии наук в 1725 году.

При Академии были открыты два учебных заведения — университет и гимназия. Гимназия при этом рассматривалась как среднее учебное заведение, подготавливающее молодых людей к поступлению в университет. Непосредственно академическая гимназия была устроена по образцу немецкой школы и состояла из двух отделений: приготовительной немецкой школы с тремя годами обучения и латинской школы с двумя годами обучения. Изучение русского языка в учебном плане не было предусмотрено.

Заметим, что значительные изменения в академической гимназии произошли после передачи ее в ведение М. В. Ломоносова. Одновременно с подготовкой учебных пособий Ломоносов разрабатывал лекции на русском языке. По его настоянию в гимназии была открыта русская школа. По мнению Е. П. Егорова, «значение этого факта для развития национальной науки велико, поскольку до Ломоносова все лекции читались на латинском языке, а главной задачей академической гимназии являлось научить гимназистов понимать латинскую речь» [2, с.4].

28 апреля 1746 года М. В. Ломоносов подготовил представление в академическое собрание «О привлечении семинаристов в университет и об увеличении числа учеников гимназии». В документе он предложил отобрать студентов из семинарий и обучить их академическим упражнениям. Ломоносов также считал, что «следует заботиться о том, чтобы гимназия обладала большим количеством учеников; оттуда некогда должны выйти свои, так сказать, доморощенные студенты» [4, с.439]. Однако это предложение получило реальное осуществление лишь в 1748 году, когда стали отбирать способных учеников для обучения в академии.

В апреле 1755 года в Москве при самом ближайшем участии М. В. Ломоносова был открыт университет и при нем две гимназии — одна для дворян, другая для разночинцев.

Гимназия считалась неотъемлемой частью московского университета и выполняла подготовительную функцию. Еще до ее открытия М. В. Ломоносов в своем письме к И. И. Шувалову подчеркивал, что «при университете необходимо должна быть гимназия, без которой университет как пашня без семян» [1, с.93].

М. В. Ломоносов первым представил гимназию как прогрессивную форму средней общеобразовательной школы, обозначил ее структуру, выделил особые подразделения.

По уставу в гимназии преподавалось четыре трехлетних курса: русского языка, латинского, первых основ наук и европейских языков. В качестве факультативных занятий были введены музыка и пение.

Д. И. Латышина отмечает что, «преобладающими предметами в гимназии были древние классические языки, французский и немецкий» [3, с.169]. Многие предметы по незнанию учителями русского языка читались на иностранных языках. Всего учителей было 36 и только 16 из них — русских.

Для начала работы университетской гимназии были характерны существенные недостатки в ее устройстве. Однако уже с 1759 года гимназия была в состоянии подготовить учащихся к обучению в университете и к началу XIX века насчитывала в своем составе 150 обучающихся.

По типу и подобию московской университетской гимназии была открыта гимназия в Казани. Она не только готовила выпускников к поступлению в университет, но и давала им определенную жизненно-практическую ориентацию.

В целом, гимназия во второй половине XVIII века стала единственным типом государственной школы, который готовил к поступлению в университет. Кроме этого, университетская гимназия имела гуманитарный общеобразовательный уклон обучения, и основной упор делала на изучение классических и новых иностранных языков.

В заключение отметим, что в конце XVIII века Сенат страны признал, что создание гимназий весьма полезно обществу. Но только в начале XIX века была осуществлена последовательная система образования — от гимназии до высшего учебного заведения в масштабах всей страны.

Литература:

  1. Антология педагогической мысли России XVIII в. [Текст] / сост. И. А. Соловков, Г. Н. Волков, С. Ф. Егоров, А. Н. Копылов. — М., 1985.
  2. Егоров, Е. П. Педагогические идеи М. В. Ломоносова [Текст] / Е. П. Егоров // Школа, государство и общество: сборник статей Международной научно-практической конференции. — Пенза: Приволжский Дом знаний, 2008. — 192 с.
  3. Латышина, Д. И. История педагогики: Воспитание и образование в России (X — начало XX века): учеб. пособие [Текст] / Д. И. Латышина. — М.: Издательский дом «Форум», 1998.
  4. Ломоносов, М. В. Полное собрание сочинений. Т. 9. [Текст] / М. В. Ломоносов. — М., Л., 1955–1959.
Основные термины (генерируются автоматически): XIX века, академической гимназии, началу xix века, университетской гимназии, иностранных языков, гимназии Эрнеста Глюка, русского языка, новых иностранных языков, задачей академической гимназии, учреждение гимназии, московской университетской гимназии, работы университетской гимназии, учебных пособий Ломоносов, академическая гимназия, Ломоносов первым, учебное заведение, открыта гимназия, немецкой школы, университетская гимназия, начале xix века.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос