Библиографическое описание:

Овсиенко Д. В. Современное состояние и перспективы развития транспортно-логистической инфраструктуры Новосибирской области // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 438-442.

Развитие современной логистической инфраструктуры на территории новосибирской области способствует потребностям развития экономики региона, позволит привлечь новые грузопотоки, увеличить объёмы переработки грузов, использовать выгодное территориальное положение новосибирской области и использовать транзитный потенциал.

Территориальное положение Новосибирской области позволяет ей выполнять функцию крупнейшего транспортного, распределительного и транзитного узла на территории Сибири. Город Новосибирск расположен на пересечении главнейших транспортных магистралей России — Транссибирская железнодорожная магистраль и федеральная автотрасса «Россия», также имеются: железнодорожный выход в Казахстан и страны средней Азии; федеральная автотрасса М-52 «Чуйский тракт», обеспечивающая выход в Монголию и Китай; сеть региональных автодорог, связывающих Новосибирск с другими регионами. Важную роль играет такая транспортная магистраль, как река Обь, обеспечивающая выход на Северный морской путь, связывающая богатые природными ресурсами северные и восточные территории с индустриальными южными и западными районами [3].

Транспортный комплекс является одной из отраслей специализации экономики области, его доля в валовом региональном продукте составляет 12,5 %, что на 4,3 процентных пункта выше, чем общероссийские показатели (доля транспорта в ВВП РФ — 8,2 %).

Ежегодный прирост грузооборота последние 5 лет составляет 5–9 % сложившиеся динамика положительно воздействует на развитие транспортной инфраструктуры области, объём инвестиций, в которую за последние 5 лет вырос в 2,5 раз [1].

Таблица 1

Грузооборот по видам транспорта (миллиардов тонно-километров) [4]

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Транспорт — всего

4676

4800

4915

4948

4446

4752

4915

5056

5084

в том числе:

железнодорожный(1)

1858

1951

2090

2116

1865

2011

2128

2222

2196

автомобильный

194

199

206

216

180

199

223

249

250

трубопроводный

2474

2499

2465

2464

2246

2382

2422

2453

2513

морской(2)

60

62

65

84

98

100

78

45

40

внутренний водный(3)

87

87

86

64

53

54

59

81

80

воздушный(4)

2,8

2,9

3,4

3,7

3,6

4,7

5,0

5,1

5,0

1)                 По данным ОАО «РЖД».

2)                 С 2012г. — исключая перевозки судами смешанного (река-море) плавания.

3)                 С 2012г. — включая перевозки судами смешанного (река-море) плавания.

4)                 По данным Росавиации.

 

Рис. 1. Транспортный грузооборот

 

В настоящее время транспортный комплекс области имеет 1510 км железнодорожных путей, 647 км внутренних водных путей, 13508 км автомобильных дорог общего пользования, более 10000 км муниципальной автодорожной сети, 199 км трамвайных и троллейбусных линий, 15,8 км метрополитенных путей и 13 станций метрополитена, 74 железнодорожных вокзала, 19 автовокзалов и автостанций, в 10 районах функционируют автовокзалы, совмещенные с железнодорожными.

Так же транспортный комплекс области располагает локальными центрами накопления, обработки и распределения грузо- и пассажиропотоков, с комплексами складских и таможенных терминалов, железнодорожных станций- терминалов, вокзалов, аэропортов, вследствие чего выполняет функции концентрирующего и распределяющего узла.

Грузооборот Новосибирской области составляет 16 % от общего грузооборота Сибирского федерального округа.

Новосибирск находится в центре нехарактерного для восточной части страны по плотности заселения региона, где на территории с радиусом 600–650 км проживает 12–14 миллионов человек. Транспортное обеспечение жизнедеятельности этого региона во многом осуществляется посредством транспортной инфраструктуры Новосибирской области.

В виду активного роста новосибирской агломерации и развития новосибирского транспортно-логистического узла возрастает востребованность пассажирского транспорта, связанная с трудовой (маятниковой) миграцией населения, вызванной идущими процессами развития рынка труда, концентрации наиболее привлекательных рабочих мест в городе Новосибирске, ростом жилых массивов в пригородной зоне Новосибирска.

Принятая концепция развития логистической инфраструктуры предусматривает формирование цельных зон экономического развития. В настоящее время идет активный процесс создания в них новых промышленных, транспортных и логистических объектов, западной, восточной и южной транспортно-логистической зоны, включая такие крупные объекты как аэропортовый комплекс «Толмачево» и промышленно-логистический парк, а также активное развитие промышленных зон в пригороде Новосибирска, Бердске, Искитиме, Барабинске.

Автодорожная сеть Новосибирской области, помимо указанной выше задачи — обеспечение развития новосибирской агломерации и новосибирского транспортно-логистического узла, должна решать и еще одну задачу — обеспечение внутриобластных перевозок в интересах экономики и населения области, в том числе сельского населения.

Учитывая принятую стратегию развития железнодорожного транспорта, ожидается перераспределение грузопотоков между главным ходом Транссибирской железнодорожной магистрали и Среднесибирской железнодорожной магистралью. В настоящее время завершается строительство мостового железнодорожного перехода в районе Камня-на-Оби, идет проектировка обходов Республики Казахстан и Омска, в том числе предусматривается электрификация и строительство вторых путей от Карасука до Татарска, участка обхода Республики Казахстан от Шипицино до границы с Омской областью, участка глубокого обхода Омска от Татарска севернее Транссиба до границы с Омской областью.

Все это в конечном итоге позволит сконцентрировать значительную часть внутрироссийских грузов, особенно угля, на Среднесибирской железнодорожной магистрали, а главный ход Транссиба специализировать как скоростную грузопассажирскую магистраль для транзитных, генеральных, контейнерных грузов и пассажирских перевозок.

Это усилит значение Новосибирской области как транзитной территории, а также приведет к еще большей активизации создания в зоне Новосибирского транспортно-логистического узла контейнерных терминалов для крупнотоннажных контейнеров и современных складских комплексов.

В последние три года объемы перевозок речным транспортом растут темпами 3–4 % в год. Речной транспорт играет существенную роль в обеспечении межрегиональных перевозок в районы севера Сибири (Томская, Тюменская области). Основу этого грузопотока составляют строительные материалы (щебень, песок, сборный железобетон), таким образом речной транспорт позволяет удерживать рынки сбыта для предприятий строительной индустрии области.

Основной проблемой развития речного транспорта является недостаточный уровень его стыковки с железнодорожным транспортом, осуществляющим перевозку сыпучих грузов от карьеров к портам [1].

Современное состояние транспортно-логистической инфраструктуры Новосибирской области в полной мере не отвечает перспективам развития перевозок и торговли. Общий объем складского хозяйства Новосибирского транспортного узла составляет более 800 тыс. м2. Однако значительная часть складов и терминалов во многом не соответствует современным технологическим требованиям обеспечения транспортно-логистического процесса, организации взаимодействия различных видов транспорта.

Большинство складов Новосибирской области было построено в 1960-е годы, они уже устарели как технически, так и технологически. Не хватает современных высокотехнологичных складов и терминалов. Объем современных крупных складских комплексов класса «А» составляет порядка 380 тыс. м2. Новосибирск серьезно отстает по обеспеченности складскими площадями класса А по сравнению с другими крупными транспортными и распределительными центрами (Табл.1).

Таблица 2

Обеспеченность жителей складскими площадями класса А (кв. м. на 1000 чел)

Город

Складских площадей (кв. м) на 1000 человек

 

Прага

589

 

Варшава

560

 

Будапешт

485

 

Москва

326

Новосибирск (на жителя города)

202

Новосибирск (на жителей Новосибирска и области)

112

 

Новосибирск имеет существенное отставание не только от столицы России, но и от крупных транспортных центров Восточной Европы — Прага, Варшава, Будапешт (Табл.1).

Основной задачей на среднесрочную и долгосрочную перспективу является необходимость концентрации крупных транспортно-логистических центров в пригородной зоне Новосибирска, на входах-выходах в город, в районе крупных автодорожных и железнодорожных магистралей.

Это решает ряд задач: ускоряет транспортировку грузов, следующих транзитом через Новосибирск, разгружает улично-дорожную сеть, позволяет аккумулировать грузы и производства за пределами города.

В настоящее время наиболее развита западная транспортно-логистическая зона, включающая как уже существующие транспортно-логистические центры, так и формирующиеся: аэропорт Толмачево, Промышленно-логистический парк площадью 2000 га, контейнерный терминал «Клещиха», комплекс складов и терминалов в районе улицы Станционной и Толмачевского шоссе.

Существующий грузовой интермодальный терминал аэропорта Толмачево позволяет обрабатывать все виды авиационных грузов, в том числе требующие особых температурных режимов хранения, опасные и радиоактивные грузы. На сегодняшний день за Уралом нет аналогов этому современному интермодальному логистическому центру. Транспортно-логистическая инфраструктура для обработки авиационных грузов в аэропорту Толмачево развита в достаточной степени и способна обеспечить рост объема перевозок в среднесрочной перспективе.

Одним из приоритетных направлений развития промышленно-логистической инфраструктуры является создание промышленно-логистического парка площадью 2000 га. На его территории размещены современные складские и терминальные комплексы и промышленное производство таких компаний, как «ПНК-Толмачево», «Евразия Логистик», «Комтех-Новосибирск», «СибОфисСтрой», ООО «Лиотех», ЗАО «Роса», ООО «Сладомир Логистик Групп», ФГУП «Почта России».

В регионе расположен один из крупнейших в России контейнерных терминалов «Клещиха», находящийся в ведении филиала ОАО «ТрансКонтейнер» на Западно-Сибирской железной дороге, который по объему перерабатываемых контейнеров занимает четвертое место по сети железных дорог в стране. В связи с высокими темпами роста переработки крупнотоннажных контейнеров, особенно 40-футовых, планируется реализация проекта его модернизации и развития. В рамках, которого будут увеличены погрузочно-разгрузочные мощности и прилегающая к терминалу инженерная инфраструктура, в том числе автодорожные подходы.

Важное значение приобретает развитие Восточной транспортно-логистической зоны. Данное направление весьма выгодно для концентрации грузопотоков с Востока: Забайкалье, Китай, Дальний Восток, включая дальневосточные порты. Создание и развитие в этой зоне современных логистических комплексов позволяет более удобно и с меньшими затратами обеспечивать дальнейшее распределение грузов, прибывших железнодорожным транспортом, как в правобережной части города, так и без захода в Новосибирск, получателям, находящимся в соседних регионах.

В настоящее время ряд компаний уже реализуют свои логистические проекты в Восточной зоне, например, компания «Евросиб» и группа компаний «Байт-Транзит». В районе Пашинского переезда, рядом со станцией Иня-Восточная и в непосредственной близости от северного обхода города Новосибирск, компания «Евросиб» реализовала первую очередь проекта по созданию складского и контейнерного комплекса. Создан современный логистический комплекс общей площадью 20 тыс. м2 и контейнерная площадка для крупнотоннажных контейнеров площадью 3,6 га, емкостью 2500 TEU.

Группа компаний «Байт–Транзит» осуществляет работы по созданию своего логистического комплекса. Площадка уже используется для отстоя контейнеров, а ее общая вместимость составляет порядка 1800 контейнеров.

Дальнейшее развитие восточной транспортно-логистической зоны сдерживается рядом проблем, в частности необходимо обеспечить модернизацию станции Иня-Восточная, что позволит увеличить ее мощности и пропускную способность, также необходимо обеспечить развитие инженерной инфраструктуры, включая создание новых энергетических мощностей, подведение водоснабжения и канализации, строительство водостоков.

В связи с развитием технопарка Новосибирского Академгородка, биотехнопарка в районе Кольцово, строительства Восточного автодорожного обхода возникает необходимость продолжения формирования южной транспортно-логистической зоны [2].

Создание таких центров будет стимулировать спрос на данные услуги, привлекать дополнительные грузопотоки и в целом способствовать повышению инвестиционной привлекательности региона.

 

Matveev D. M. Current state of production and finance development of scientific and technological progress in agriculture / European Researcher. — 2014. — Vol.(81), № 8–2. — P. 1532–1545.

Колбина Е. С. Роль логистики распределения в успешном продвижении продукции на рынке круп / Д. М. Матвеев, Е. С. Колбина // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2015. — № 1 — С. 46–54.

Матвеев Д. М. Эволюция научно-технического прогресса в сельском хозяйстве / Экономика и бизнес: теория и практика. — 2015. — № 2 — С. 33–38.

Меняйкин Д. В. Развитие рынка автомобильных грузоперевозок в России / Д. М. Матвеев, О. А. Таланова, Д. В. Меняйкин // Тенденции развития экономики России и стран СНГ: материалы международной заоч. науч.-практ. конф. — Новосибирск: Медиа центр, 2015. — С. 100–103.

Лещенко Г. С. Современное состояние долговой нагрузки субъектов РФ / Д. М. Матвеев, Г. С. Лещенко // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2015. — № 2 — С. 39–43.

 

 

Литература:

1.                  Концепция развития транспортной инфраструктуры Новосибирской области от 17.04.2009 № 120-ра

2.                  Максимов С. А. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры Новосибирского транспортного узла /С. А. Максимов// логистика — 2013. — № 3. — С.45–47.

3.                  http://www.logistics.ru/9/12/i20_39014p0.htm

4.                  http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/transport/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle